РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА: АПРЕЛЬ-МАЙ 2021

Контраст на контрасте, от нишевых артистов до поп-звёзд — редакция СТОРОНЫ выбрала лучшие альбомы за прошедшие два месяца. Хаотичный метал, психоделия и эмо, камерная и клубная поп-музыка, атмосферный фолк-рок — толика выпущенного материала, на который стоит обратить внимание.

 

УСИРУСЯ — ШКАФ ПОТАЙНЫХ ВЕЩЕЙ

 

Дебютный мини-альбом казанского проекта Усируся «Шкаф потайных вещей» — необычный бленд эйфорической электроники с песнями под акустическую гитару, которые больше ассоциируются с атмосферой квартирных концертов в узком кругу. Эти две принципиально разные вселенные аккуратно приведены в состояние если не гармонии, то дружественного диалога, и синтезаторы честно стараются отвечать на неспокойные эмоции этих песен — то мелодиями, то звуковыми пейзажами. В итоге получился интересный дебют. Отдельно хочется отметить стильную обложку!

Недавно проект Усируся превратился в полноценную группу – будем следить за дальнейшим развитием!
А.Б.

 

ВОЙНА ЭМУ — ИРОВАЯ ВОЙНА ЭМУ

 

К релизу «Мировая война эму» естественно придраться за его «сумбурность», за явно не раскрывающий содержание песен звук. И тем не менее это никак не влияет на стилистику сибирского эмо-панка с несколько предсказуемой психоделией. За счёт чего коллектив сближается как по сценарию с другими актуальными последние несколько лет группами.

Но выбираем альбом в лучшие релизы месяца мы и за то, что он содержателен, собирает в каждой песне сложные нагромождения композиций и аранжировок, которые как следует дают новые впечатления. Особенно из-за гипнотизирующих гитар вперемешку с шумностью и «атакующей» ритм-секцией. И, наконец, за смелость выпускать подобный материал. Несмотря на недостатки и на изначальный лоу-файный бэкграунд, для группы альбом «Мировая война эму» — необходимый прыжок в развитии, благодаря которому они закрепятся на одной сцене с теми же «Спасибо», с которыми имеют много общего.
М.К.

 

TVAR’ — WATER

 

Tvar’ — дуэт бас-гитары и барабанов. Звучит так, как и должен звучать хороший экспериментал в таком составе — минималистично, но интересно. Чувствуется, что ребята вдохновлялись разной музыкой, от блэка до афробита: так, тут можно найти и бластбиты со шрайком, и девичий хор с танцевальными ритмами, всё это дополняет плотный фуззовый бас. Под мифологемной историей путешественника в далёких странах скрываются песни о зависимостях, об эскапизме, о силе и о роли человека. В такой вот необычной, порой сложноватой музыкальной пляске можно разглядеть большую увлеченность музыкой и кайф от игры, который Tvar’ и предлагает разделить вместе с ней.
Г.Г.

 

ЛЕДОХОД — ТЕПЕРЬ

 

«Ледоход» выпустили свой лучший альбом. В каком-то смысле он первый — потому что это первый релиз их нынешнего, самого стабильного, состава, а в каком-то смысле и последний — так как, если я правильно понимаю, лидер группы Никита Рогозин ищет новые формы для работы со звуком и словом и, кажется, уже не так заинтересован песнями в том их виде, как они существуют на альбоме «Теперь».

В альбоме много песен, уже выходивших ранее, и как раз по самым новым композициям виден этот поиск. Открывающая альбом «Луна» не развивается нарративно (это многократное повторение нескольких строчек), но постепенно обрастает слоями звука. «Романс» (единственная песня, которую полностью поёт Олег Крикун) действительно звучит как стилизация. Наверное, так исполнялись песни сто лет назад. «Грусть» — самая стандартная по форме песня из новых, однако, в ней появляются элементы фламенко (в гитаре), продолжающиеся в композиции «Послесловие», которая по форме вообще не похожа на песню. Здесь изменчивая музыка говорит не меньше, чем слова.

В целом, найденная формула звука с акустической гитарой, электронной перкуссией, воздушными клавишными и деликатными партиями на электрогитаре действительно придала песням Никиты подходящую атмосферу. Голос словно укоренился в мощном живом ландшафте. «Теперь» — самый музыкальный альбом группы. Интересно, куда коллектив пойдёт дальше, после двух релизов, где одной из сквозных тем является невозможность выразить истину словами.
А.Б.

 

TYAGOTENIE — ЖАР

 

Самарская группа Tyagotenie пишет психоделический рок с фолковой ориентацией и не самым очевидным набором инструментов. Цикличные барабанные партии с преобладающими томами, перегруженный бас и народный женский вокал здесь разбавляет акустическая гитара и терменвокс. Выходит мощно и медитативно. Как рассказывают музыканты — тексты исследуют тему борьбы с внутренними демонами, что, впрочем, прослеживается неочевидно. Можно применить к ним почти любые смыслы — от разрушительной деятельности человека до отчаяния перед потерей веры. При этом альбом «Жар» звучит цельно и статно, почти без пауз, позволяя насладиться роковым напором сполна.
Г.Г.

 

МЫТИЩИ В ОГНЕ — ХОРОШО У НАС В АДУ

 

Дебютный EP альт-рокеров «мытищи в огне» активно кивал голову в сторону Майка Паттона, маткора, вообще был машиной в огне где-то в Испании и длился примерно минут 10. Честно говоря, мне было достаточно, если группа решила бы гнать эту тачку и дальше, настолько все выверено и четко было.

«Хорошо у нас в аду» это прям дебютный прям альбом, по жанру на трек практически. Место находится и все тому же маткору, и метал-свингу, и приветы испанским мотивам в стиле дебютника Tequilajazzz , и эмовщине, и ковбойскому панку… При этом не звучит как разброс треков, воспринимать релиз иначе как мюзикл не получается, особенно в моменты, когда либо подмигивают слушателю, либо обращаются напрямую.

Девять треков о том, какой адок творится снаружи, и какой внутри. Без надзирательства, веселимся так, как можем и где можем. Короче, с «Хорошо у нас в аду» воспринимать ад не такой уж адисто.
С.С.

 

МС СЕНЕЧКА — КОСМИЧЕСКИ ЗЕМНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ

 

MC Сенечка всегда выстраивал образ дружелюбного соседа — расскажет милую бытовую историю, не замучает своими проблемами, даст сплясать под задорные биты.

Тут же Сенечка больше породнился с другим MC, только Антохой. Больше рефлексии, без нытья, хоть и с грустинкой. В арсенале также вайбы олдового хип-хопа, только более расслабленно, в этот раз без брейкдансов.

Стоит признать, я долго думал, что MC Сенечка — по большей части мастер одного подхода. «Космически земное приключение» не такой драйвовый, как предыдущие релизы, но почти весь просится на радио. В хорошем смысле, в кой-то веки. Музыка для вечерних тачек и прогулок на чилле.
С.С.

 

VERBLUDES — АУ

 

Музыку Verbludes очень хочется вставлять в рекламу газировок и жвачек (рекламщики, обратите внимание на «Залип» с предыдущего лонгплея группы под названием «Album»). И для одних слушателей это плюс, для других — минус.

На новом альбоме «Ау» группа сохранила тви-поп-интонации, при этом мелодически Verbludes стали куда сложнее, не навредив легкости восприятия. Звук пожирнел, и музыканты шугейзят вовсю, куда меньше стало детской наивности. Verbludes растут, и хорошо так растут.

Альбом, на котором группа лучше всего расставила акценты, получился очень цельным. Субъективно — вообще их лучшая запись.
С.С.

 

ТИМА ИЩЕТ СВЕТ — ЗЕРКАЛО

 

Третий, но совсем не по значению, большой релиз молодого артиста Тимы Якимова, промо которого надолго останется в памяти у непосвященных горожан.

«зеркало» — еще одна взятая высота на пути развития проекта: от маленьких инди-фестивалей до презентации в заполненном поклонниками Aglomerat’е с разогревом, и дальше. Непростой альбом, работа над которым так же давалась непросто и выпуск которого можно назвать победой — большое количество написанных песен в альбом не вошли, а аранжировки к трекам скрупулёзно переделывались по несколько раз.

В «зеркале» Тима все дальше уходит в концептуализм, сливая в единое целое музыку и литературу. Альбом представляет собой сборник рассказов о разных людях и их непростых судьбах, стонет и плачет об ужасном и оттого прекрасном. Отстраняясь от личного, «тима ищет свет» беспристрастно препарирует явления жизни, выворачивая всё наизнанку, в вечном поиске света. «зеркало» звучит минорнее своего предшественника («бойня», 2020), в нем меньше «бэнгеров» и злости, но гораздо больше фольклорных мотивов, чистого голоса, инструментов. Песни/истории сливаются в одну, захлестывая слушателя чувством безграничной тоски и исконно русской трагичностью бытия, что прекрасно визуализирует клип на трек «тост», разрывающийся между желанием быть абстрактным и понятным одновременно.

Перед презентацией «зеркала» в Москве Тима рассказал нам о пройденном пути, работе на студии и концепте альбома подробнее — интервью выйдет уже совсем скоро.
П.Б.

 

Галла Гинтовт, Алексей Боровец, Полина Буларгина, Михаил Конатус, Серёга Сиразутдинов