Итоги 2017: Песни года


В этом году мы прослушали тысячи песен, и отобрали те из них, которые полюбились больше всего. Cубъективный взгляд СТОРОНЫ на 2017 год, и на его главные хиты.

Ic3peak — «Грустная Сука»

Запевшая на русском языке Настя Креслина, участница дуэта Ic3peak, удивила в этом году слушателей не только в России, но и за рубежом, ведь публика группы изначально не ограничивалась границами одной страны, из-за чего языковая формация в исполнении стала достаточно поразительной. Теперь тексты нового альбома «Сладкая жизнь» стали ближе, Ic3peak заговорили о личном в доступной форме и звуке, а «Грустная сука» вкупе с визуальным рядом стала визитной карточкой нового этапа для коллектива.

«Источник»  «Сны»

«Источник» — московская команда, которая выпустила в этом году трогательный дебютный альбом «Может правда все закончится вот так». «Сны» была первой записанной песней, и она, как будто, взяла в себя то самое звучание, которое отлично передает весь альбом, а тема сна — одна из центральных песен на нем. Новая искренность от трех юных парней.

Ploho — «Хотеть тепла»

«Хотеть тепла» — песня с простым и отчетливым смыслом. О том, что сердце должно гореть и нести тепло. Удивительно, что современная группа звучит порой точнее, чем её возможный прототип из 80-х: от самодельного и шипящего звука веет холодом, из которого хочется выбраться.

Щенки — «Хорош, мам»

Дуэт Феликса Бондарева(RSAC) и Максима Тесли (Он Юн) не побоялись уйти от главной темы «Секс, наркотики и грязь», и  выпустили пронзительную EP, на котором передали трогательный телефонный разговор сына с мамой, который не оставит равнодушным никого. Кому-то может показаться, что это слишком нежно для «Щенков», но у творчества группы не может быть одной стороны, за это и полюбились «Три песни и еще одна».

«ЛСП» — «Монетка»

 

Несмотря на трагические события, группа ЛСП в этом году сделала многое — выпуск альбома «Tragic city», большой тур и клипы с миллионами просмотров. «Монетка» взорвала русскоязычный интернет, став одним из самых запоминающихся треков года. Ставшее сакраментальным «Базаришь? — Конечно.» можно было слышать в диалогах львиную часть года даже среди людей, не слушающих русский рэп, а это о чем-то да говорит.

«Мальбэк» — «Равнодушие»

Песня, которая, кажется, вывела группу на новый уровень, которая звучит из колонок такси разных городов России, песня, с которой ребята выступили на «Вечернем Урганте»(не смотря на не самое удачное выступление). С появлением Сюзанны «Мальбэк» вышли из рамок узкой субкультуры и двинулись намного дальше, возможно толчком послужило именно «Равнодушие».

«Увула» — «Сколько»

Летом 2017 года группа «Увула» попала в сердца многих. Простые, на первый взгляд, мотивы заставляют погрузится далеко в себя, и размышлять не только о кончающейся юности, но и социальных проблемах общества. Духовой аккомпанемент цепляет и не отпускает.  «Сколько» – это то, что знакомо каждому, а если  нет, то все еще впереди.

Shortparis — «Туту»

В этом году Shortparis выпустили очень убедительный альбом, куда вошла программа, которую они играли живьём последние 2 года. Живые выступления того периода оставляли впечатление, что группа  это в первую очередь масштабное и качественное шоу; с альбомом же они и правда претендуют на звание одной из лучших отечественных групп. Впрочем, ощущение, что перед нами в первую очередь некий арт-проект никуда не девается, в этом смысле то, что группа играет, например, на показах мод, выглядит очень логичным. На концертах даже появляется чувство, будто каждая песня важна не сама по себе, а как музыкальное сопровождение к абсурдистскому пластическому спектаклю, разыгрываемому музыкантами. С этой точки зрения здесь могла бы быть любая их песня, но всё же «Туту», пожалуй, ближе всего подходит к форме классической поп-песни, которой можно подпевать и даже можно потанцевать с девушкой на вечеринке — разумеется, если вечеринка готическая.

«Спасибо» — «Сам не свой»

«Сам не свой» — открывающая песня альбом «Навсегда», которая начинается с пробивающего грудь мужского хора. Песня о душевных метаниях человека, который в трудный период может все поставить под сомнения. Быть или не быть? Выйти из оков пресловутого дома или нет? Все это отсылает нас к песне «Полный Провал» с предыдущего альбома «В сомнениях». С музыкальной стороны тут есть все от самых прогрессивных представителей западного рока, и с другой стороны инструмент, вобравший себя в историю, — эклектичный музыкальный взрыв, как и весь альбом.

Ssshhhiiittt! — «19»

Опуская факты существования большинства гитарных групп, отметившихся на музыкальной сцене крупных фестивалей, какой коллектив вы бы выбрали в качестве своего самоопределения? Для себя ответим — Ssshhhiiittt! И дело даже не в возрасте или том, насколько они популярны — одна их песня говорит обо всём и сразу: «будешь плакать и злиться / напиваться с друзьями», но доживёшь до 20.

 

РыцарныеРыцари — «Супер кобра»

Ребята вдвоём пилят настоящий рок, помимо того, что это звучит действительно жирно и мощно, они рокеры в том изначальном культурном смысле, что это музыка о протесте. «Супер кобра» ( название песни — название военного самолета ) исследует первопричины агрессии и рассказывает о том, как потаенные желания приводят к войне.

Moa Pillar  «Sun Stood Still»

По словам самого Федора Переверзева, музыкант слишком долго искал себя. Точнее это не были поиски, просто в один момент он осознал, что нашел свою нишу и установил баланс. Как раз таки трек «Sun Stood Still», полюбившийся многим, и стал тем самым камнем преткновения.

Kedr Livanskiy — «Ариадна»

Яна Кедрина работает с категорией ностальгии и перестроечной эстетикой, привлекающей её романтикой разрушения и жизнью на грани, при этом не превращая свою музыку в реконструкцию, но добавляя новые смыслы и современный звук. Так, «Ариадна», вдохновлённая песней Насти Полевой (выступление на фестивале «Подольск’87») — ода девичьей нежности и юности, которая может стать хитом любой модной вечеринки.

«Лемниската петриктор» — «Грустный ребенок»

Дебют «грустного ребенка»  крик ребячества и простоты на московской сцене. Такой робкий мальчик, транслирующий свои спутанные мысли через девичий голос и минималистичную электронику, навевающую меланхолию.

 

Утро — «Что-то не то творится»

На пост-панковских мотивах музыканты из группы «Утро» хотят сказать нам этой песней, что счастья нет. Солнце пугливо прячется, его сменяет луна, светясь и улыбаясь нам к несчастью. Основной идеей трека же является вера. Вера в то, что все будет хорошо. Группа «Утро» это пример достойного ассимиляции пост-панка в русскую действитльность, поэтому трек и заслужил наше одобрение.

Хаски — «Панелька»

Еще в начале года рэпер из Улан-Удэ заинтриговал всех страждущих альбом «Любимые песни (воображаемых) людей» синглом «Панелька», позже выпустив к нему клип. Расфокусированный бит, под который Хаски отчаянно рисует вязкую картину русской действительности, заставляет погрузиться в сырость, которую можно найти почти в каждом российском дворе. Острота и грязный реализм «Панельки» заставили последних сомневавшихся в таланте Хаски, поменять свою точку зрения.

«Мы» «Возможно»


 

17-летняя Ева Краузе и 25-летний Daniel Shake(La Vtornik) сумели создать трогательный и успешный проект «Мы». Песня была придумана по дороге за сигаретами, и возможно, именно в такой легкости и простоте рождаются песни, которые потом поют миллионы(такое количество просмотров у видео на youtube). Красивые кадры Израиля, красивая история взаимоотношений, красивый сказочный мир.

«ВСИГМЕ» «Река»

Непревзойденный МС Sypersonyc, псковский авангардист Миха Арчанга и cелектор грува Kotzi Brown — почти единственные представители доброго «просветеленного» хип-хопа, который они делают из проекта в проект, где флоу кажется важнее всяких слов. «Река» — главный хит на одноименном альбоме, жаль только, что единственный.

«Макулатура»  «Дареный Конь»

Трек «Дареный конь» задумывался еще в демке 2015 года, но не смог превратиться в полноценную и законченную вещь из-за отсутствия музыкантов и начавшейся работы над новым материалом. Но, как известно, с приходом Феликса Бондарева музыкальная составляющая «Макулатуры» вышла на новый уровень, а «Дареный конь» стал первым треком «Сеанса», который в новом звуке органично вписался среди других, наполненных особой «макулатурной» рефлексией треков нового альбома.

«Синекдоха Монток»  «Как не быть молоком»

Савва Розанов  один из интереснейших современных русских композиторов. В его творчестве нет халтуры и фальши. За текстом «Как не быть молоком» скрываются неоднозначные смыслы, открывающиеся не с первого, а может даже не с 10-го раза, а Савва предстает как печальный поэт есенинского толка.

«Озера»  «Луна»

Петар Мартич совместно с Лизой Громовой просто взял и сделал в очередной раз то, что зашло людям. Это мелодично,  монотонные электронные мотивы гипнотизируют, а ведущий волшебный вокал Лизы, который повествует о звериной доле заставляет в такт завывать на полную луну. Вспоминается что-то норштейновское, про волка, которого все шпыняют. Это нежная и наполненная тоской песня, где зверь хотел бы кого-то любить, да не может, ведь он зверь, может только вылить свою боль в вое, — тут и о том, как вообще рождается желание петь, и о злобе, сидящей в каждом из нас.

«Пасош»  «Память»

«Пасош» выпустили лонгплей «Каждый раз самый важный раз», который обрастал сомнениями и недоверчивым отношением со стороны слушателей с момента выхода этого трека. Группа обозначила его как главный хит на альбоме, но самой изюминкой оказалось то, что на этом альбоме много хитов, не таких как «Мандельштам» или «Лето», которые затмевали остальные, а песни, которые составили единую выстреливающую и смелую работу. «Память» в топе, как олицетворение взрослой и одной из самых сильных пластинок в году.

«Электрофорез»  «Русская принцесса»

«ЭФ» дошёл до кондиции, после которого их можно полноправно называть готическим синти-поп дуэтом, чьи мрачные и мистические сказки из песен ловко поглощают в себя и зомбируют, уместно смотрясь и рядом с клавитарой на сцене.

Lucidvox  «Время прочь»

«Время прочь»  неоспоримый гимн и без сомнения громкий призыв, выпущенного в этом году альбома «Дым». Lucidvox неспроста приравнивают дым ко времени, унося слушателя под свои мотивы в бездну бесконечного экспериментального звука, который однажды, придя к закономерному концу, испарится. В общем и целом, этот год стал для девушек более чем успешным и прогрессивным: много концертов по городам России и Европы, участие и приглашение на разные фестивали и интервью с зарубежными изданиями достойно вывели на мировой уровень российский коллектив.

«Север» — «Касается»

Группа «север 2046» (изначально — просто «север») в этом году дебютировала с мини-альбомом, который, пожалуй, можно охарактеризовать как сырой, но который, тем не менее, даёт понять, что у проекта есть потенциал. Да, здесь есть наивные и недостаточно проработанные тексты, а кое-где и музыка, но как минимум есть стильный, если угодно, саунд-дизайн, и чувствуется, что люди вдохновлялись правильной музыкой. В связи с последним обстоятельством можно выделить песню «Трамвай», которую сами авторы отрекомендовали как кавер на BEAK — из неё становятся очевидны краутовые корни всей затеи, которые для чуткого уха слышны и в других песнях. Кроме того стоит отметить странную историю, разворачивающуюся в тексте: девушка уезжает от кого-то, с кем она на «ты» на трамвае прочь, и, кажется, рада этому. Кстати, в следующей песне на альбоме, как будто бы, та же героиня едет в такси на БДСМ вечеринку — интересный поворот событий, хотелось бы услышать продолжение.

«Невидимка» — «Чудо»

«Невидимка» — одно из самых противоречивых впечатлений года. C одной стороны — дебютный альбом, так или иначе наполовину состоящий из каверов (от группы «кофе» до мистера кредо и это далеко не самая дичь) и странноватый продакшн, с другой — стильный визуальный ряд, наивные(в хорошем смысле) и атмосферные клипы и главное — своеобразная уральская харизма. В этих ребятах чувствуется какая-то сила и дух русской провинции. хочется верить, что у группы достанет сил на то, чтобы не просто перепевать саундтрек к передаче «звёздный час», а сделать полноценное творческое высказывание в виде сильных и убедительных песен, потому что, кажется, всё для этого есть.

Archanga «Улиточка»

Доброе лицо хип-хоп проекта ARCHANGA, чьи песни выдают романтика, философа и набор эпитетов одного настоящего человека с настоящими же чувствами. Какой бы релиз не рассматривать, из последнего «Момент встречи» или того же «Рыцарь», он узнаётся с первых минут бита.

«Джуна» — «Закат»

Группа заметно оставившая след в 2017. Застревающая в памяти названием, сердечной частотой песен, и тем не менее — у ребят один сингл «Автопилот», ЕР на 4 песни — они продолжают идти к успеху: любовь к шугейзу и зарубежному пост-панку нулевых, чем-то напоминая и мидвест эмо. «Закат» более других отличается своей мечтательностью.

Fleece Flower — «К сердцу»

«Флисовый цветок» для юной души, которая открыта к признаниям к окружающим людям. Ламповые синтезаторы и отстраненный, холодный вокал в духе Beach Fossils.

EEVA — «Цели и смыслы»

Московская постхардкор группа, ответсвенная в этом году за отчаянные мысли после 25. «Cнова в моей голове мысли режут виски, словно хочется найти в моем ремесле смысл, что гнет стержень во мне. Cнова током в голове режет в лобной кости, словно кто-то за меня рисует чертежи и гнет стержень во мне».

Sonic Death — Love Sonic Death

Sonic Death выпустили в этом году краутрок оперу о космическом путешествии под названием «Space Goth» с ящерицами, «Соломонами» и черной радиоактивной водой, которое олицетворяет собой напоминание о сказках, любви, сострадании, в противовес всему гнилому, процветающему в обществе. «Love Sonic Death» — избавление от боли, и погружение  в космическое небытие, где царит любовь.

Надя Самодурова, Галла Гинтовт, Анна Карахан, Степан Шаталов, Гена Квитков, Михаил Конатус.