Итоги 2017: Релизы года


2017 год подарил нам много достойных синглов, миньонов и альбомов. Мы выбрали самые интересные релизы, которые можно рассматривать как единое произведение и высказывание. 

Ploho — «Бумажные Бомбы»

Насквозь зимний альбом группы Ploho, окунающий в бесконечную белую тоску января. Конечно, это всем приевшийся своими простыми ритмами и не слишком затейливыми гитарными ходами пост-панк, хотя порой они и становятся шумным шквалом, а ретро синты создают атмосферу из как будто очень знакомого прошлого. И как-то органично всё складывается в альбом, который может тронуть до глубин своими текстами, сразу врезающимися в память, нестройным вокалом и своей искренностью. Несмотря на нелестные отзывы о качестве звука, именно за счёт его самодельности и ламповости веришь каждому слову, не относя релиз к какой-то моде. Такая знакомая жизнь серых городов, где вечная зима и хочется тепла, из плена которых хочется вырваться и стать кем-то большим, смелым, лучшим.

 

Бром — «Рафинад»

Конечно, что можно написать про фри-джаз, да и надо ли? Но своё почтение выразить хочется. Несмотря на сладкое название, приторности здесь мало, скорее авангардная нервность: от рассеянного скрежета до единовременного ритмичного порыва, саксофонная истошность и басовая пронзительность. 45 минут не просто держащего в напряжении, но прямо вовлекающего в конфликтный, бешеный инструментальный диалог этого трио — контрабаса, ударных и баритон-саксофона. А они, словно и не замечая, что их подслушивают, как герои таинственной нуарной реальности куда-то бегут, о чём-то вскрикивают в закоулках и растворяются в ней.

КДИМБ — «Посмертные приключения»

Краснознаменная дивизия имени моей бабушки, причудливый московский оркестр (если не мини-коммуна) представил долгожданный третий альбом под названием «Посмертные приключения». Содержание ему соответствует: в новых песнях (на этот раз — все на русском) поднимаются темы взросления и религии, они отзываются тревогой, переживаниями экзистенциального толка. Конечно, тут и там в альбоме мелькают знакомые элементы прежнего творчества «Дивизии», будь то некоторая сказочность, хор или перекличка скрипки и духовых. Однако в целом, с точки зрения звука, аранжировки и концепции, это значительно более зрелая и серьезная работа группы, подрастерявшей былой наивности — и в то же время по-прежнему открытой и искренней перед собой и своими слушателями.

Lucidvox — «Время Прочь»

 

Наконец, московскому девичьему квартету Lucidvox удалось правильно себя презентовать. «Дым» — работа малой формы, но большого значения: тут и бойкие риффы, и хлёсткие мелодии, и краутовые барабаны, и рок, переплетающийся с этникой, и задумчивая лирика, поданная через психоделичные мелодии. Всего этого, да еще и разом, Lucidvox не демонстрировали ни в одном из своих полноформатных альбомов, зато «Дым» вполне может стать эффектным трамплином в их занимательное, но неоднозначное раннее творчество.

Fleece Flower — «Что ты видишь»

«Что ты видишь» – дебютная полноформатная пластинка петербургской группы Fleece Flower, выпущенная на лейбле Colanade Magic Bros. Релиз был записан в домашних условиях, что придает альбому особенное «домашнее» и лоу-файное звучание и воздушную атмосферу дрим-попа на стыке с колд-вейвом и пост-панком. Альбом символизирует собой открытые и трепетные чувства, под атмосферные голоса и по-детски наивные звуки синтезатора, и оттого невероятно уютные. Возможно, дело в том что почти вся лирика на альбоме посвящена любви, а в такой теме нельзя быть не искренним, что подтверждает слова самой группы: «Мы пробуем донести до людей идею того, что честные слова всегда намного лучше красивых и лживых».

 

Shortparis — «Пасха»

Shortparis впервые за 4 года выпустили полноформатный альбом, получивший название «Пасха». Группа еще на дебютном альбоме называла себя аудиотеатром, который анализирует культурный контекст современной России, обволакивая лирику в психоделию и шаманизм. Данная работа — рейв посреди русского леса, где участники танцуют на костях опостылевшей системы навязанных стереотипов. Несмотря на народность, Shortparis отлично чувствуют время, в котором они существуют, совмещая почти техно-биты со сложно устроенными барабанными рисунками. Синтезаторные паттерны переходят в глубокие и пугающие звуки колодца, а голос в истеричные песнопения, где в центральной песне все соединяется в красивый, но устрашающий молебен.

Хаски — «Любимые песни воображаемых людей»

Третий альбом Хаски «Любимые песни (воображаемых) людей» — это самое важное, что произошло в русском рэпе со времен «Дома с нормальными явлениями» Скриптонита. Используя не только бит, семплы, интонации, ритм, но и богатый, полный страшных и безнадёжных образов язык, Хаски моментами готов вгонять в оцепенение, а когда ситуация докаляется до предела – сбросить напряжение нежной лирикой. Хаски не строит декорации, не придумывает своей вселенной, а кропотливо перерисовывает то, что видно в окно панельного дома. А потом об этом скулит.

Sonic Death — «Space Goth»

SPACE GOTH — самый концептуальный из всех выпущенных сониками альбомов, которые не перестают удивлять слушателей своей приверженностью к независимости и следованием уникальному музыкальному пути. Космическая тематика в развязном, гаражном панк исполнении окунает в 40-минутную неотделимую от каждого трека композицию, наполняя мир аллюзиями и невыносимой легкостью. Соники в 2017 году записались на американском лейбле и в принципе прыгнули на голову выше себя, так что теперь мы ждем рост самовыражения только в геометрической прогрессии.

Аигел — «1190»

Мы всегда так ждем цельных и вдумчивых работ, альбомов, которые действительно говорят о чем-то важном, говорят осмысленно, говорят по-взрослому. И «1190» именно такой. Удивительно, что даже если не знать истории создания альбома, получается едкое высказывание о силе власти, безответственности и безразличия, сквозь каждую строчку которого сочится злоба. И все это облачено в форму самобытного женского хип-хопа, с татарским колоритом (Айгель этническая татарка), причем соблюдающее традиционную для жанра криминальную эстетику, но с совершенно особенным флоу: она то шепчет, обволакивая, то агрессивно зачитывает, по-настоящему прокачивая, то нежно поет. В общем, слушать надо хотя бы потому что такого вдумчивого женского рэпа у нас, наверное, и не было.

Тальник — «Музыкайф»

Московский экспериментальный проект «Тальник» опубликовал в последний день весны песни, облаченные в работу «Музыкайф». От работы к работе дуэт экспериментирует: в первых песнях можно было услышать звуки скайпа, лай собаки, затем всё могло сливаться в пустоту, чтобы погрузить слушателя в тишину. Год назад они выпустили инструментальный альбом, сыгранный на скрипке, и назвали его «Лох». Для дуэта нет понятий EP или альбома, для них не важна структура песни — просто раз в какой-то отрезок времени они публикуют на своей странице плод последних событий и вдохновений. «Музыкайф» — хрупкая и тонкая работа, пропитанная нежностью к природе и друг к другу, она получилась настолько трогательной, что какие-то слова кажутся ненужными. Настолько сильно уплываешь с головой.

Lovozero — «Морока»

Анастасия Толчнева с проектом Lovozero выпустила полноформатный альбом «Морока», который был одним из самых ожидаемых в этом году. И ждали не зря. Обложка, флешка, на которой Настя продает альбом, — все выглядит очень ново, как и сами песни: электронные текстуры, то прерывающиеся, то наслаивающиеся друг на друга создают какой-то психаделик прогрессив транс, в который внедряются фолковые мотивы, и далекие голоса, создающие эту самую северную печаль, о которой говорит Mnogoznaal. Тексты и голос Насти — это скорее нечто метафизическое, облаченное в разные формы, у «Мороки» нет четкой песенной структуры, может от этого и мурашки: тебя обдает внезапным холодом от пробивающих пэдов, а спустя несколько секнуд появляется убаюкивающий голос Насти, доносящийся словно из какой-то карельской деревеньки многими годами ранее.

Мы — «Расстояние»

Мило, нежно, страстно. Все это — интернациональный синти-поп дуэт «Мы», состоящий из  юной Евы из Израиля и московского продюсера, художника и режиссера Daniel Shake, занимающегося своим соло-проектом и играющим в группе OQJAV. Этот альбом является чувственным и эмоциональным продолжением первой его части, выпущенной в феврале этого года, рассказывающий о любви, нерушимой расстоянием и долгими перелетами. Жесткие хип-хоп биты обволакиваются чувственным женским и эмоциональным мужским вокалом, соеденившись образуя настоящую историю любви, в которую нетрудно поверить. От их стихов веет искренностью, а некоторые даже претендуют на звание современной русской поэзии. «Мы» — пример утопической любви, от которого самому невольно легко влюбиться.

Лемниската петрикор — «Полак»

Группа со странным названием «лемниската петрикор» стала популярной так же незаметно, как и появилась. Их песни звучат размеренно и возвышенно, лучше всего они ощущаются в ожидании серого неба и долгого дождя. Сейчас немного грустно, но солнце точно вернется, и все снова встанет на свои места. Грусть подкрепляется лирической составляющей, а надежда — растущими по ходу песни битами. Вдохновленные другими отечественными представителями синти-поп сцены ребята делают поистине искренний продукт, который хочется вспоминать, возвращая старые воспоминания.

Увула — «Я думал у меня получится»

На лейбле «коланады» находится более дюжины групп. Но «увулу» по праву можно считать лидером этой Петербургской тусовки. После выхода дебютного альбома ребята уединились на студии более чем на год, оставив фанатов в длительном ожидании. Они значительно выросли, по сравнению с прошлой работой, и сделали большой шаг к нахождению своего стиля. Мелодичные гитарные риффы дополнились кричащей партией саксофона, а звук, записанный на студии, стал ровнее и качественнее. Текста стали глубже, но остались такими же близкими и понятными для всех. Передача чувств и внутренних переживаний — вот цель этой группы. И эта цель снова успешно выполнена.

Kedr Livanskiy — «Ариадна»

Перестроечный ретровейв с глубокой и нежной тоской о чем-то, чему не суждено сбыться — туманный голос, туманные тексты, девичьи мечты и юная чувственность, окутанная космической электроникой. Конечно, Яна не первая, кто вдохновляется советской эстетикой, все мы грустим о прогремевшем проекте Тоси Чайкиной «Море облаков», и хорошо помним успех проектов плана «Электроника 302», но есть в «Кедре» и свой шарм. Шарм, обволакивающий каким-то вечером южного лета, молодостью, изяществом тонких коленей. Мечтательным влюблённым девочкам в порыве меланхолии к прослушиванию обязательно.

Макулатура — «Сеанс»

Та самая таблетка экстази с альбома «Пляж» была проглочена, и в этой серии герой сталкивается с последствиями. В «Сеансе» мы находим лирического героя в самом отчужденном и атрофированном состоянии за всю дискографию (стало быть — и за всю жизнь). Социально-бытийные темы и сама реальность уже не интересуют авторов, они решают другие задачи — даже не столько художественные, сколько исповедальные. Пронзительная искренность, невиданная серьезность и трагический пафос — этот публичный сеанс психоанализа целенаправленно ведет к ощущению катарсиса. Большой вклад в это вносит отвечающий за звук Феликс Бондарев — здесь он выступает практически в роли кинокомпозитора, дирижируя драматургией и нервом истории. Музыкальный ряд не выставлен на передний план, а резонирует с интонациями, делая их более четкими и объемными.

Синекдоха Монток — «MMXVII»

Семейная сага MMXVII из двух глав за авторством r’n’b-фолк проекта Синекдоха Монток обращается к памяти предков. В свойственной себе лирически образной манере автор рисует картины, казалось бы, далекой, но отчаянно знакомой эпохи. Палитра настроений охватывает и тревогу, и тоску по чувству, и нежность юности. Сравнения с Джеймсом Блейком не избежать: здесь так же умело сочетаются ощущение воздушности, интимности и в то же время величественности звука.

Пасош — «Каждый раз самый важный раз»

Московская группа «Пасош» и до своего третьего альбома числилась флагманом российской гитарной музыки сегодняшнего для. «Каждый раз самый важный раз» — работа, которая не только окончательно закрепила это звание, но и вывела группу на другой, более интеллигентный уровень. В погоне за лучшим звуком, лирическим разнообразием и концептуальной составляющей «Пасош» немного затоптались в своих же клише и условностях, как текстовых, так и звуковых, оттого и не получилось идеального альбома, который должен был доказать всё и всем. Зато в утрате искренности и трогательности группу обвинить точно нельзя — это всё еще музыка от двадцатилетних для двадцатилетних, которые засиделись на кухнях в сигаретном дыму.

Eeva  — «Шоссейный Синдром»

Долгожданный альбом от группы Eeva, одной из лучших представительниц отечественного постхардкора. «Ива» для тех, у кого скребутся кошки, кто ночью не может уснуть, потому что грызут неспокойные мысли. Наверное «Шоссейный синдром» — синдром побега от себя и проблем. Нервный бег туда, где можно было бы спрятаться. Хотя прятаться негде. От того музыка такая нервная, кричащая. Кричащий вокал, жирный, наседающий бас, изломанные ритмы и визгливые гитары. «Пропитан душный кабинет надеждой что-то поменять», не слишком оптимистичный альбом, но определенно достойный внимания, если вас так же мучают смыслы бытия.

Источник — «Может правда все закончится вот так»

Альбом группы «Источник» стал в этом году, возможно, самым химически чистым примером тенденции, о которой в 2017 году понемногу начали повсюду говорить, а именно, об эмо-ревайвле. Сам альбом восемь меланхоличных и где-то даже убаюкивающих песен о душевных переживаниях романтически настроенного молодого человека прилежно эксплуатирует каноны эмо-рока (с неизбежным в наше время постпанковым оттенком) и делает это довольно удачно. впрочем, жанр здесь накладывает свои ограничения: набор приёмов в нём довольно небольшой и сделать в этих рамках по-настоящему оригинальное высказывание не так-то легко. Каждая песня с альбома в отдельности слушается интересно и даже застревает в голове, но вот отличить одну песню от другой  — задача посложнее. В любом случае, именно таким, пожалуй, мог бы быть 2007 год здорового человека  ну да ничего, у нас тут ещё 2017 не кончился и целый 2018 впереди.

Спасибо — «Навсегда»

За несколько лет существования «Спасибо», им так и не удалось запихаться в какую-то одну жанровую нишу. Предыдущие два альбома были разные не только по звуку, но и по подходу, из-за чего у группы будто бы отсутствовал свой именной почерк. Свежий «Навсегда» прежде всего отличается боевым подходом к старым идеям и железной волей на этот раз сделать всё правильно, наверное поэтому группа ничего не выпускала два года, а итоговый материал уложился в рекордных полчаса. Результат — многословный и многослойный альбом, который лишь условно поделён на песни, а на деле представляющий собой стремительный экшн с рядом примечательных изюминок.

РыцарныеРыцари — «Тайгер Форс»

Этот очень долгожданный альбом московских «Рыцарных Рыцарей» наконец увидел свет, — за два года существования ребята стали частыми гостями всех шумных вечеринок, их песни уже давно выучились наизусть, но только сейчас оформились в полноформатный альбом. И не зря пришлось ждать, потому что альбом вышел цельным и завершенным, объединённый идейным лейтмотивом и мощным звуком. Не смотря на человеческую ироничность ребят, «Тайгер Форс» вовсе не смешон, как зачастую бывает, когда за маской шутника скрывается тонкая личность, а в сочетании с очень характерным звучанием группы (низкий шершавый бас и визглявая, словно из старой детской игры, гитара вторят друг другу, сухая бочка, пулеметный рабочий, напористые ритмы) альбом залетает и в наш список лучших релизов года.

ssshhhiiittt — «Вторая жизнь»

Третий полноформатный альбом ростовских гаражных меланхоликов ssshhhiiittt! не изменяет своим предшественникам: все те же искренние гимны молодости на вечные темы любви и смерти, страха перед будущим и неудовлетворенности настоящим. В музыкальном плане ощущаются попытки отыскать более интересные ходы: лучший номер на альбоме — семиминутный трек «май», где размеренные и медитативные ритмы удачно перебиваются с шумными и истерическими. «Вторая жизнь» избегает присущих жанру воодушевленных интонаций и призывов «жить моментом» — образ юности здесь неуютен и тревожен; однако этим песням все равно удается пробудить отчаянное желание жить.

Овсянкин — «Мементо Мори»

Казалось бы, что может быть по-философски серьезного у скрывающегося за детской маской рэпера, которого многие знают по зачитываемым на андеграунд-тусовках «Отсиди», «Сельской дискотеке» и каверам на Фэйса. Но за громким названием релиза «Помни о смерти» скрывается  довольно целостная, лирично спрессованная картина с единым посылом. Саунд стал больше гнетущим и мрачным, а вкрапленный в трех частях скит «Помни о..» — одной из тех фишек альбома, которая, органично вписавшись в общую канву, сделала релиз поистине самобытным. Кирилл бросил серьезную заявку в мир хип-хоп культуры и, надеемся, будет только повышать свою планку.

Утро — «Третий Альбом»

Это третий альбом группы «Утро», группы, которой от альбома к альбому удаётся быть одновременно абсолютно узнаваемой и при этом не быть одинаковой. Если первый альбом был больше похож на юношеский крик из темноты, звучал как домашний оголтелый постпанк, то этот — повзрослевшее изречение. Звучание стало гораздо более сдержанным, а дикая спесь подуспокоилась в ритме драм машины, но столь откровенно обнаженная русская эстетика осталась на своём месте. Православный рок — когда это вообще было модно? Да никогда до «Утра». Им удалось найти форму, в которой русскость звучала бы не пошло, а гордо, и вот уже третий альбом успешно развивается эта тема национальной души, метафизики севера, жизни, где сон граничит с явью, а земля — и мать и отец.

Ic3peak — «Сладкая Жизнь»

Ic3peak запели на русском: тут хочешь не хочешь, но как будто мы стали ближе, — каждый крик врезается в голову. Страшно было всегда, «аудиовизуальный терроризм» — это в точку — трещащие басы, истошные потусторонние вопли, злой шёпот, но теперь, когда вокал стал ближе, становится просто жутко. Такой нежный девичий голос, как будто ангел спустился на землю и тут барахтается в грязи, осознанный выбор быть на самом дне, наслаждение от опасности и никакого смирения. «Сладкая жизнь» — это масштаб контрастов: неподдельная злоба в каждом ударе и игрушечная нежность «Малыша» и «Вечной жизни». Не сказать, что на альбоме нет слабоватых мест, трек с хитмейкером Бульвар Депо кажется несколько приторным, но в целом все происходящее — смелый и интересный шаг для отечественной рейвкультуры.

Монти Механик — «Хороший Робот»

Русский инди-фолк делает широкие шаги в своём развитии, проделав путь до «ворот в Сибирь» — челябинского коллектива Монти Механик. Обаяние, лирика и проникновенность — вышедший в 2017 году альбом «Хороший робот» с первого взгляда полон странных для стереотипного гитарного лоуфая и фолка явлений. Голос — не один, а несколько, вещающий — был когда-то человеком, но теперь — правда — стал «хорошим роботом». Есть догадка, что его программой стало погрузить человека в воспоминания о прошлом и лучших мгновениях жизни. Столь трогательный, сколь меланхоличный альбом о жизни.

Надя Самодурова, Галла Гинтовт, Евгений Лисовский, Андрей Тарасов, Виктория Кобзева, Гена Квитков, Михаил Конатус.

Tags: