Итоги: песни года

Отобрали все самые хитовые, важные, особенные и западающие в память песни, которые преследовали нас в 2018-ом. 

 

 

 

ИСТОЧНИК — ФОРЕВА


Будь на дворе год этак 2004, «Форева» группы«Источник» могла бы стать одной из главных песен не только года, но и российской гитарной музыки в целом. Бодрые эмо-проигрыши, мелодичные куплеты и текст про мечты и неопределенность — идеальная комбинация, не находите? Энергетика и драйв, граничащие с грустью и бессмысленными вопросами в пустоту, приправленные хорошей записью и сведением дают шикарный гитарный боевик, ничем не уступающий даже западным коллегам по стилю. С.Х.

 

КОСМОС НА ПОТОЛКЕ —  ЛИМОНАДЫ

Московский проект «Космос на потолке», заявив о себе в этом году, заполнил собой почти пустующее пространство доброй и атмосферной отечественной поп музыки. «Лимонады» – центральная песня на одноимённом альбоме с детским рисунком вокалистки Вики Фроловой. Подобно тому, как голос Роберта Смита с «Friday, I’m in Love» застревает в голове, здесь отчетливо въедаются строчки вроде «я вырастил сердце на грядке, я жду его сладкую мякоть, я вырастил сердце на грядке, оно без меня зацветает». Н.C

 

КДИМБ — СВЕРХЧЕЛОВЕК

Третья по счёту песня на альбоме «Увы» московского оркестра «Краснознаменная Дивизия Имени Моей Бабушки». «Сверхчеловек» – целая палитра эмоций и музыкальных настроений, выражающая, кажется, целый альбом. Обычно согревающий голос Яны на этот раз переключается на крик и обратно от необратимого бессилия, а потом забирается так высоко, что сердце щемит от её искренних изливаний. «Я сама себя спасу» – всё что остается отчаянно кричать, обнимая близких. Н.С

 

ХАДН ДАДН — МЫ СЕГОДНЯ ДОМА

«Мы сегодня дома» «Хадн дадн», как прекрасная смесь советских мультиков, Синди Лопер и Former Ghosts. Причем с красочностью первых, задором второй, и непонятными коликами от третьих. Вы вообще такие миксы видели? Вот и я нет. А теперь есть. Тот случай, когда обязательно и детям, и взрослым. С.С.

 

ЗАРНИЦА — ПОХМЕЛЬЯ

Песня с последнего альбома «Нюанс» предлагающая свой способ измерения степени близости людей. «Мы роднее с каждым прожитым похмельем» – «Зарница» снимает негативный покров с такого противного состояния и предлагает посмотреть на него иначе. Эта песня своего рода гимн всем любителям валяться в кровати и никуда не идти. В конце концов, в некоторых случаях, похмелье это не конец, а только начало чего-то нового. Д.К.

 

КАЗУСКОМА — ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВОЛК

Одна из титульных песен с нового альбома «Загон», на которую ребята сняли самый что ни на есть рокерский клип (см. Итоги: Видео года). Как известно, все песни «Казускомы» о любви, и эта не стала исключением. Чего только не приходится преодолевать ради самого прекрасного на земле. Вот и здесь лирический герой вынужден каждый день превозмогать себя, чтобы называться «Электрическим волком». Как всегда, наплевав на все каноны и моду, группа заводит слушателя классическими хард-роковыми рифами, погружая тем самым в свой рок о любви. Д.К.

 

LOVE FADE — ЧА-ЧА-ЧА

«Ча-ча-ча» вошла в дебютный альбом «Придуманных страхов призраки» ульяновской группы Love Fade.  Песня, стоящая первой по счёту на альбоме, кажется, стала главным медляком группы. Запоминающаяся мелодия баса, проникновенный голос Влада Мартынова и часто повторяющееся «Ча-ча-ча» надолго оседают в голове. Н.C

 

ВТОРОЙ ЭТАЖ ПОРАЖАЕТ — КИНО

Мы уже не раз отмечали группу как одних из самых интересных новичков этого года на условной инди-рок сцене, и закономерно, что одна из их песен с дебютного полноформатника попадает в топ года. «Кино» — пожалуй самый завораживающий трек с него, который увлекает в свою меланхоличную атмосферу неспешным вокалом и вводит в какой-то задумчивое оцепенение своим повторяющимся барабанным ритмом. Г.Г.

 

ЛУНИ АНА — КАССЕТА

Еще один новичок — нежная Аня Лунина с проектом «Луни Ана». Ее песня «Кассета», к которой снято солнечное лоуфайное видео, чем-то напоминает группу «Творожное озеро». Все сделано очень просто, и сама песня имеет хронометраж всего минуту сорок пять секунд, но отчего-то так тепло на душе, что вспоминаются теплые весенние дни и все самые влюбленные минуты. Г.Г.

 

МАСЛО ЧЕРНОГО ТМИНА — ТАНЦУЙ

«Масло Черного Тмина» забрал немного у Скриптонита, а еще чуть у Джеймса Блейка. В итоге получился блюзовый «Танцуй». Это один из треков, которому совершенно не нужен свой клип, так как свои нуарные картинки любой может представить сам. Лирические штуки у этого исполнителя получаются куда мощнее. С.С.

 

RSAC — ЗАТКНИСЬ И ДЕРЖИ МЕНЯ ЗА РУКУ

Кто бы мог подумать, что за авторством Феликса Бондарева, ранее в качестве личного творчества выпустившего «Леху Панина» и «Красную девятку», может выйти что-то… такое? Конечно, и раньше было какое-то подобие поп-музыки (та же «Девочка с другого города»), но «Заткнись и держи меня за руку» порвал все шаблоны о том, что такое RSAC. Приглашенная Шура Кузнецова (за которой, кстати, числится песня «Молчи и обнимай меня крепче»), хорошо звучащий бас под прямую бочку и вполне себе серьезное настроение — таков нынешний главный хит проекта. Пять часов спидов вдруг сменились историей любви совсем другого характера, а Самарский Автомобильный Клуб в полной мере можно считать действительно важным явлением современной сцены, на лайвах, правда, все еще не утратившим былую атмосферу треша и угара. С.Х.

 

SONIC DEATH — ЭКСТРЕМИЗМ

Одно из самых серьезных высказываний с нового альбома Punks Against Mafia Vol.2. В основе песни лежит диалог матери с сыном, который пытается понять как устроена жизнь в современной России. Трек задает те вопросы, которые вертятся в голове практически каждого современного жителя нашей страны, особенно в 2018 году. Арсений в очередной раз декламирует собственную независимость от текущих правил, которые, по его мнению, придуманы для тех, кто не хочет думать сам. Инструментальная составляющая трека ничуть не отстает от лирической. Здесь даже есть соло на губной гармошке, инструменте, символизирующем свободу и независимость. Д.К.

 

ДЕРЕВЯННЫЕ КИТЫ — НЕ ПОМНЮ НЕ СЛЫШУ 

Лучшему шугейз релизу года — лучшая песня. Утопающая «Под воду» с одной стороны похожа на глубокое погружение все глубже и глубже, а с другой заставляет резко выныривать на поверхность. Но в сахарной вате очень сложно утонуть. Вот и хорошо. С.С.

 

BFA — БЬЮТИФУЛ

Открывающий трек с нового альбома «Пена дней» сразу задает настрой на несколько песен вперед. Сменив несколько меланхоличный настрой на более легкий и оптимистичный, музыканты добились яркого и непринужденного звучания. Буквально с первых строчек песня встречает нас первой отсылкой к Tyler, The Creator. Вообще, разного рода отсылки к другим поэтам и исполнителям – это любимый прием «Великов». Так же нужно отметить, что музыкальные эксперименты Алика с различными девайсами не прошли даром. Легкие и забавные синты пришлись очень к лицу группе, разнообразив собой привычное гитарное звучание. В какой-то момент становится понятно, что главная цель «Бьютифул» состоит в том, чтобы вызвать улыбку на лице слушателя. Д.К.

 

АИГЕЛ — СНЕГ

Выстреливший в прошлом году со своим дебютным альбомом «1190» электронный дуэт «Аигел» уже в нынешнем году стойко удержал планку — новая пластинка «Музыка» не только закончила старую историю, но и показала, что проект спокойно выезжает не только за счет резонансной тематики творчества. Вот и наиболее въедающаяся песня альбома «Снег» к общему тюремному сюжету группы отношение если и имеет, то совсем неявное. Это скорее набор этаких поп-строк, отлично комбинирующихся с атмосферным, мрачноватым, холодным (подстать названию) минусом Ильи Барамии. На выходе мы получаем запоминающийся, яркий и в какой-то мере даже страшный трек, под который можно хоть начинать за здравие, хоть заканчивать за упокой. С.Х.

 

СБПЧ — У НАС ЕСТЬ ВСЕ 

Кто-то говорит, что СБПЧ закончились еще после выхода культового альбома «СБЧП оркестр», но тем не менее именно то, что случилось с группой после и принесло ей широкий успех. С 2011-го СБПЧ исправно выпускают по альбому в год, на каждом из которых есть несколько песен с совершенно хитовыми припевами. Возможно, «оркестр» и начинает себя изживать в бесконечных самоповторах, но делает это так красиво, что невозможно не поддаться. «У нас есть все, чтобы жить вечно, у нас есть все, хватит на всех, позади только страх и увечья, а впереди радость и смех» — это безусловный хит. Наивность, поэтика или гимн оптимизму? Хочется думать, что последнее, когда эти строки поются хором, то неумолимо хочется влиться в толпу и стать частью общей вечной жизни. Г.Г.

 

ЛУНА — СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА 

«Спящая красавица» — открывающий трек нового альбома Луны. Не изменяя томному магическому настроению, она пишет свой самый цельный и нежный альбом, посвященный любви, на котором есть самый строгий трек «Спящая красавица». Ровным битом и минималистичными гитарными рифами он напоминает группу «Кино», а смыслом увлекает далеко в женскую чувственность, где папа — огонь, а мама — река. Г.Г.

 

 JARS — САБОТИРУЙ


Самый-самый жир этого года. Вообще нужно ли что-то пояснять, от чего же «Саботируй» главная рок-рок песня этого года? Злобно-злобно и вкусно-вкусно прям совсем. С.С.

 

РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ — ОБРАТНО 

«Обратно» — песня питерского дуэта «Ритуальные услуги» от Ionoff music, которая именно об этих двух настроениях: романтического Питера и разгильдяйской Ионотеки. Звонкие и чистые девичьи голоса, флейта, бас и минималистичный бит, — вот так незамысловато звучит главная молодёжная песня о любви. Г.Г.

 

GONE.FLUDD — МАМБЛ

Один из самых шумных представителей новой школы этого года — GONE.Fludd, которого, кажется, все СМИ единогласно окрестили новой звездой. А между тем, в музыке он уже не первый год, да и «Мамбл» вышел в 2017-ом в виде сингла, но настоящий успех пришел к нему именно после клипа в этом году. Ярко, иронично и по-особенному. Не смотря на привычную для рэпа тематику, обыграть её получается с такой обаятельной долей задора, что происходящее не превращается в пошлость. Скорее всего, половина слушателей так и не поняла большую часть слов, но ведь это же мамбл. Г.Г.

 

FACE — САЛАМ

Этот год вообще выдался самым политически и социально активным в музыке, и в этом смысле Фейс попал прямо в точку. Неожиданно для всех его новый альбом «Пути неисповедимы» вышел остросоциальным и достаточно политизированным. И «Салам» один из самых жестких треков на альбоме, неоднозначно поднимает тему террора. Не всем пришелся по душе столь резкий переход от незамысловатой лирики к громким манифестом, однако Face сумел показать себя и с более серьезной стороны, может порой и немного топорно, но при этом смело и удивительно не растеряв своего хайпового «брррррра». Каким бы ни было дальнейшее творчество столь эксцентричного рэпера, этот альбом, и, в частности, этот трек запомнятся слушателям как одно из самых серьёзных и остросоциальных его высказываний. Д.К.

 

БАКЕЙ — ЗЕРКАЛЬЦЕ 

Бакей намешал мотив русских народных песен с клубным битом. Все под самоуничижительный текст. Получилось и похоже на всё в новой волне хип-хопа сразу, но зачитать именно так может только Бакей. Стать известным поп-хитом этому треку мешает только то, что вы ещё его не послушали. С.С.

 

КОМСОМОЛЬСК — ОРКЕСТР

Группа «Комсомольск» — очередные прошлогодние дебютанты в нашем списке. В этом году они представили EP «Дорогие москвичи», среди песен которого особого внимания заслуживает «Оркестр». Это буквально кладезь разных отсылок (Булгаков, Летов, Сорокин, партнерские материалы…) в иронично-красиво-романтичном тексте под оберткой громкого гитарно-синтезаторного инди и прилагающегося женского вокала. Еще и учитывая своеобразный ретро-стиль Комсомольска, остается только удивляться, как такая самобытная комбинация никому раньше в голову не пришла. А «Оркестр» служит отличным примером того, как эту комбинацию возвести в абсолют — веселый мотив, чуть не сам просящийся подпеть припев и как нельзя лучше завершающий происходящее финальный проигрыш. С.Х.

 

МЫ — БЛИЖЕ

В очередной раз распавшаяся группа «Мы» в уходящем году выпустила трек «Ближе», включённый в одноименный альбом. «Ближе» — трогательный гимн любви, в котором голоса двух влюбленных сливаются в хор под типичный для дуэта медленный минималистичный бит. Пока у исполнителей происходит творческое затишье после релиза сольных проектов — самое время поностальгировать по совместному творчеству «Мы». К.К.

 

КРУЖОК — ГВОЗДЬ

Песня про «Гвоздь» — это настоящий панк, который льётся из самой души. Контраст тихих моментов, в которых поёт звонкий девичий голос, и тяжелого инструментала выливается в экспрессивную кульминацию, где они сливаются в единую мощь. Г.Г.

 

 

IC3PEAK — СМЕРТИ БОЛЬШЕ НЕТ 

«Смерти больше нет» – эти строки можно ставить в один ряд с «я буду петь свою музыку», они вышли за пределы текста и названия, и значат для слушателей теперь намного больше. Центральная песня на альбоме «Сказка» о России, в которой нас нет. О стране, в которой можно говорить, но нельзя высказываться на любые темы, что было отчётливо подтверждено срывом почти каждого концерта тура Ic3peak. Н.C

 

МОНЕТОЧКА — КАЖДЫЙ РАЗ 

Человеку, знавшего Лизу со времён песен про анархо-коммуниста и нормальную позицию, ещё год назад было очень трудно представить её на том уровне популярности, на котором она находится сейчас (даже несмотря на относительно разошедшуюся «Последнюю дискотеку»). Но очередная совместная работа с Витей Исаевым дала абсолютно неожиданный результат — песню «Каждый раз» не слышал только ленивый. Искренний и ироничный поп-хит за год успел прозвучать на Вечернем Урганте, обзавестись безумной народной любовью и огромным количеством каверов и пародий и, в конце концов, просто прозвучать с каждой второй музыкальной колонки. Эта милая история расставания и воспоминаний стала буквально визитной карточкой Монеточки, а сама Лиза за счёт неё (и не только) — одной из наиболее ярких музыкальных открытий уходящего года. С.Х.

 

АРСЕНИЙ КРЕСТИТЕЛЬ — МОЙ ВЕЙП

Арсений Креститель – появившийся в этом году проект известного петербургского музыканта Арсения Морозова, чей состав почти повторяет Sonic Death. Ребят играют нежный и атмосферный дримпоп, а их песни посвящены cоциальным проблемам общества, личных страхам, одиночеству и многим другим важным вещам. «Мой вейп» – самая трогательная песня с альбома «31», на которую снято видео, что рассказывает о любви Арсения и Дианы. Альбом вышел ещё в январе, но спустя год эту песню можно включить, cловно первый раз. Н.С

 

ИНТУРИСТ — МУЖЧИНА МОЕГО ОТЦА 

Главный хит нового проекта Евгения Горбунова, одного из самых плодовитых и разносторонних отечественных музыкантов. В нём он как будто отпускает себя и своё подсознание, но тем не менее облекает всё в строгое холодное звучание. Получается интересное сочетание абсурдного текста и серьёзного музыкального подхода. Настоящая ли это история или нет, — остаётся только гадать, но ведь в этом и прелесть абсурда — воображение рисует удивительные картины. Г.Г.

 

ДЕЛЬФИН — 520

И Дельфин в этом году не смог промолчать на социально-политические темы, и новый альбом, с такой же виртуозной красотой поэзии, которую раньше он посвящал в основном личной лирике, обратил в сторону проблем внешних. 520 — открывающая его песня, с наскоком и первых же ударов погружающая в жестокий мир альбома. Ни на секунду не отпускающие ход барабаны и гитарный риф, резкая читка и антимилитаристский текст — очень внятное и осмысленное высказывание взрослого музыканта и гражданина. Г.Г.

 

SSSHHHIIITTT!  — ТЕБЯ НЕТ

Как всегда грустный«Щит» неизменно продолжает сочинять грустные песни о любви, которые надолго заседают в плеерах у всех обиженных и одиноких. Все просто: припев — куплет, неспешный ритм, аккорды и печальный вокал, но ведь так, кажется, и звучат песни, которым подпевают стадионы. Г.Г.

 

SIROTKIN — ВЫШЕ ДОМОВ

Заглавная песня с альбома «Эхопарк» московской группы Sirotkin. Главная музыкальная мелодия – арпеджио на синтезаторе, вокруг которого, по словам Серёжи, выстраивался вокал и остальные инструменты. В тексте описано предчувствие чего-то большого и волнительного, будь то предстоящая вечеринка с друзьями или начало чего-то абсолютно нового. Если хочется перемен в жизни, эта песня – отличное подспорье. Н.C

 

ПОРЕЗ НА СОБАКЕ — ФРЕГАТ

«Порез на собаке» – психоделическая сказка с фантастическими, пугающими образами. Песни Ситникова никогда не гонялись за трендами, он как предводитель тьмы российского андеграунда вещает о чудовищах, которые поселены в людях, и бездушности процессов.  «Фрегат»  символизирует побег от «нормального» мира, и переплетается с дикой шансонной лирикой, что всё вместе подталкивает открыть врата в собственное подсознание. Н.C

 

ЗАБЫЛ ПОВЗРОСЛЕТЬ — РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

«Забыл Повзрослеть» – петербургские новички эмо-сцены, выпустившие в этом году дебютный альбом «Простые сложности». «Работа над ошибками» музыкально вдохновлена группой Goldfinger, и по словам вокалистки Насти – самая личная. Она посвящена людским ошибкам и сложностям, которые намного сложнее, чем кажутся на первый взгляд, но припев кричит « это нам не поможет» – о неизбежности проблем. Н.C

 

ТЭЦ – РОДИНА СОЛНЦА — ВОСТОК

Влад Паршин из известных ростовских групп Motorama и «Лето в городе» запустил ещё один, теперь под названием «ТЭЦ». Каждый проект Влада чем-то похож на предыдущий, но при этом никогда не спутать «Грозу» «Лето в городе» и «Души стареют быстрее тел» «Утро». Вот и «ТЭЦ» получился одновременно продолжающим течение  и одновременно обдающим новым звучанием гитар, новой манерой исполнения и новым настроением.  Но никогда не спутать одно – лирику Паршина, отчётливо передающие даже запахи родного города. Н.С.

 

ТЕМА КРЕСТА — БОГЕМА

«Богема» — самая приземлённая, но при этом самая богато аранжированная песня с альбома «инфинитезималь» темы креста. Интересно, что именно предельно ясная по тексту композиция, посвящённая критике образа жизни популярной интеллигенции открывает во многом сюрный альбом. При этом, благодаря отличной партии духовых задаёт нужный тон всей пластинке. И да, успех в творческой (или другой) самореализации ≠ счастье, помните об этом. С.С.

 

СИНЕКДОХА МОНТОК — МЕДВЕДЬ

«Медведь» – песня с 3 главы альбома «MMXVIII», которая вышла под самый конец года. Песня-откровение, которая иногда, кажется замирает и распадается на отдельные электронные фрагменты и чувства, под страшноватые и неуютные строчки вроде «это в детском саду мы хороним жадно дышавшую рыбку / и несказанность детского рта жестоко / и честно давилась улыбкой». Н.C

 

ДПА — МЫ ПЛОХИЕ ДЕТИ

Один куплет, одна роковая кульминация и всего одна фраза: «Мы плохие дети, мы не получим подарков». Но настолько тонко найденная, что тянет на фразу года. Немного юродивый, странный и очень добрый голос говорит то, во что можно вложить так много смыслов. Ты, неправильный, нестандартный, некрасивый, ты протестуешь, ты живёшь. Да, ты не получишь подарков в этом году, но зато ты это ты, и у тебя есть музыка, которая заставляет тебя почувствовать, что не одинок. Г.Г.

 

MNOGOZNAAL — ГОСТИНИЦА КОСМОС

Mnogoznaal по праву может называться одним из самых «холодных» рэперов 2018 года. Вот и в «Гостинице «Космос»», главном треке с одноименного альбома, преобладает «холод и тьма». Трек, от которого непроизвольно начинает мерзнуть тело, ведь здесь всё, от текста до музыки, пропитано холодом и безысходностью. И рэпер знает о чем говорит, ведь в треке он рассказывает о гостинице в его родном городе Печоре. Этот трек является квинтэссенцией всего творчества исполнителя, так как почти все его треки пропитаны атмосферой холода и тьмы. Но этот, пожалуй, самый яркий и запоминающийся. Д.К.

 

ЭЛЕКТРОСОН — ГЕРОЙ

«Электросон» – это новый проект от участников групп weloveyouwinona и «Казускома». Размеренный, мрачноватый и где-то даже немного личный «Герой» выступает в авангарде творчества группы. Музыканты ломают привычное восприятие вокруг образа героя, заставляя слушателя задуматься и пересмотреть свои взгляды. Герой может уставать, герой может тосковать, герой «просто другой». О серьёзности намерений разрушить привычные образы говорит и монотонная мелодия, держащая в напряжении всю песню. Д.К.

Надя Самодурова, Галла Гинтовт, Денис Карцев, Сергей Сиразутдинов, Стас Хайдаров, Ксения Каменская

Тэги: ,