Новый альбом Tool: мнения отечественных музыкантов

Спустя 13 лет — новый альбом Tool всё-таки вышел! Релиз успел превратиться в большой музыкальный мем, а фанаты каждый год ждали весточки о релизе. CТОРОНА попросила музыкантов и фанатов группы поделиться впечатлениями о «Fear Inoculum» и отношением к творчеству Tool в целом.

 

 

Виталий Витальевич (Ленина Пакет/The ЛП, Литании и Проклятия, Письма с Изнанки, HagalaR Soundsystem)

орфография и пунктуация сохранены

Я не был в числе тех, кто с замиранием сердца ждал выхода НОВОГО АЛЬБОМА TOOL, хотя в свое время слушал их «проговые» альбомы на репите достаточно плотно… Да и сегодня, если вдруг есть настроение, с удовольствием слушаю «Ænima» и «Lateralus»… и, знаете ли, до сих пор вполне интересно звучит!.. Не топчик, опять же — Tool у меня в любимчиках никогда не ходили, но как некую величину в тяжелой музыке не отмечать их не получалось… Краем глаза я следил за этим непрекращающимся ажиотажем, который с каждым годом все нагнетался и нагнетался… На смену культу группы Tool пришел культ Ожидания Нового Альбома Группы Tool!.. Эдакий размазанный по времени оверхайп… Впрочем, сами Tool тоже своего рода оверхайп… как и любая посредственная или около-посредственная (но не гениальная!.. гениальные иссыхают по подвалам…)группа, которой удалось… или повезло!.. или связи там нужные подвернулись… Не будем в это вдаваться… Это не имеет отношения к предмету!.. беседы… Культ рос и ширился… Хитрожопые музыканты (еще один показатель их пронырливости!!!) удачными вбросами подогревали его… Всем казалось, что вот-вот… И когда момент настал раздался громкий хлопок лопнувшего воздушного шарика… культ Ожидания Нового Альбома Группы Tool приказал долго жить… а вот нового культа группы Tool отчего-то не случилось… В музыкальном плане они дали именно того, чего от них ожидали… и в этом промахнулись… Все-таки столько лет!.. должно быть какое-то минимальное внутреннее развитие!.. Сайд-проекты опять же могли и должны были повлиять… Но нет… Нам преподнесли к носу старательно и искусно сделанный самоповтор… Почти самопародию!.. Слушается все, разумеется, прекрасно… за исключением дебильных междупесенных интерлюдий, который, кажется, делались совершенно бездумно и на скорую руку… Чтобы было НЕОБЫЧНЕНЬКО и ЗАГАДОЧНО!.. Но в том, что слушается ПРЕКРАСНО и заложена та самая мина под шаткие основы нового альбома… Tool были хороши своим не очень удобным саундом… своими выбивающими (в то время, разумеется) из колеи гармониями и мелодическими ходами… Сегодня же слушателя этим совсем не удивить… И ладно бы, все это производило впечатление того, что музыканты решили тряхнуть стариной и поиграть то, что им по нраву… Но нет этого впечатления!.. А есть лишь старательное самокопирование… Впрочем, чего еще ожидать от успешного винодела, который даже в унылом клипе A Perfect Circle – «Outsider» уже был кем-то сродни Тимати в клипе про фрешменов… Ну в том!.. с Кридом!.. То есть богатеньким чуваком, которому вроде уже не солидно, но надо… И он, вероятно, и сам верит, что он необычен!.. А на деле – такой же несмешной дурак, как и депутат Милонов, читающий рэп… К слову, трекан A Perfect Circle – «Outsider» по атмосфере уделывает напрочь весь новый альбом Tool… а я от него в свое время плевался, сравнивая со старым Tool… Еще одна промашечка оказалась в том, что Tool всегда брали за яйца своим будоражащими клипами… Клипы Tool – это отдельный такой жанр, по крайней мере, в моем представлении об искусстве… Бесподобные и жуткие!.. Новый альбом сиротливо ютиться без клипов… Жук Кинан мог бы выкатить каким-нибудь молодым да борзым пару ящиков своего вина и ему бы сварганили что-то не менее озверелое!.. я в этом уверен… А он что?.. поскупился?.. Может быть… Может, пара хороших – по-настоящему ТУЛОВСКИХ – клипов и спасло бы положение… А так… как я уже говорил: ждали атомного взрыва, а лопнул лишь воздушный шарик…

 

Евгений Франкевич (Secrets of the third planet)

За творчеством Tool слежу достаточно давно, где-то с момента выхода «Undertow» и «Ænima». На фестивале «Firenze Rocks» мне посчастливилось услышать два трека с Fear Inoculum: «Descending» и «Invincible» до их официального выхода. Я был первый раз на концерте Tool, и в какой-то момент просто провалился в их сет: даже не заметил, где были новые треки, а где с предыдущих альбомов. Настолько все было целостно и гармонично, что даже мои любимцы The Smashing Pumkins, выступавшие перед ними, смотрелись не так интересно и менее мощно, хотя они играли в три гитары (Билли Корган, Джеймс Иха, Corgan и Джефф Шредер). А тут выходит один Адам Джонс и выдает такой звук, что просто все становится понятно, кто тут сегодня заправляет гитарной вечеринкой.

Вообще целостность и гармоничность это и есть весь Tool. Начиная от оформления пластинок, видео и заканчивая построением музыкальных композиций. За свою многолетнюю историю они уже выработали свой стиль, успели его переработать и придумать заново. «Fear Inoculum» тому явное подтверждение. Вроде ты уже слышал все эти барабанные переходы, гитарные рифы, а слушается это все равно свежо и интересно. Очень понравилось как Мейнард разложил свои партии: их немного,но они все там где должны быть, ни больше и ни меньше. Интерлюдии и саунд-дизайн альбома, заслуживает отдельного уважения и глубокого погружения, особенно если слушаешь в хороших наушниках. Мне кажется отличная вышла пластинка.

Дмитрий Козин («РыцарныеРыцари», ВЕД!)

Что такое Tool? Для кого-то это крутая прогрессивная группа, в которой барабанные партии строятся на числовом ряде Фибоначчи, а альбомы названы в честь количества дней, которые мама вокалиста провела в коме перед смертью. Для других — это большой мем, в котором совмещают архетипы по Юнгу (Анима) и клизмы (энема) и смеются над саентологией.

Главной частью момента с мемом было ожидание нового альбома. С момента выхода последнего 10 000 days — прошло уже 13 лет. Это чертовски много. И что же сегодня? Люди повсеместно ликуют, группа ВК «Вышел ли новый альбом Tool» печально закрывается, чарты взорваны и их вершины заняты Мэйнардом и Ко.

Что же я могу сказать? Я чертовски люблю старые треки Tool, правда. В них много интересных штук, не совсем привычное звучание, классные кульминационные моменты. Но это музыка, которая где-то там. В 2006 году. Мне очень сложно представить себе ее в 2019 году. Максимум — как приятное воспоминание, которые ты иногда включаешь побалдеть, как, ну, Korn, например.

Так вот парни из Tool начхали на все, и в 2019 году перевыпустили музыку из 2006. Все ровно то же самое. Треки по 15 минут, те же гитары, те же барабаны, те же басовые партии, вокал, перкуссия, вот это все.

Я ожидал чертовски многого — а в итоге послушал альбом, который я уже слышал, и до этого он был куда интереснее. Никакого рубилова, кульминаций, все ровно, красиво и четко. Нет, ээ, ничего выдающегося. Да и Tool как-будто нет почти. Только если где-то там, вдалеке.

Честно вам скажу, если захотите интересного прогрессива/тяжелой музыки — погоняйте в плеере Tera Melos, если хотите ада — Hella или Lightning Bolt. А если хотите Tool — включите себе любой из старых релизов (предлагаю Lateralus).

Мой вердикт — 2006 из 2019. Альбом без особенностей, ожидание которого превратилось в вещь в себе и ни к чему не привело. Пацаны вряд ли снова озарят мир необычным музлом, потому что необычность они уже прошли вдоль и поперек и она приняла определенную форму, которая вряд ли поменяется. Думаю, такое может случиться со всеми, и это абсолютно нормально.

Павел Еремеев (Usssy)

С Tool меня связывает старая любовь. Я услышал в первый раз эту группу году в 2003-м в передаче «Учитесь плавать!» , это была песня «The Patient» после чего подсел целиком и полностью на всю дискографию. Это была первая революция моих вкусов в музыке.

Последний альбом гоняю на репите, такое не часто бывает со мной. Они используют весь свой арсенал за годы наработанных «туловских приемов», ничего принципиально неожиданного тут нет, но это и не обязательно было от них ждать. Музыка просто работает. Это скорее про вайб как мне кажется, можно пытаться посчитать все нечетные размеры в которых они играют, но зачем.. просто слушай.

У меня конечно еще звукорежиссерская призма восприятия срабатывает и поэтому я особенно ценю саунд.
Звук на альбоме шикарный: сводил альбом (как и предыдущий) Джо Баррези, очень крутой звукореж, второй в чарте моих самых любимых звукорежей (на первом месте Энди Уоллес, на 3-ем Стив Альбини). Отдельно хочется выделить звук барабанов, это очень жирный сок брызгающий от каждого удара палкой. И этот саунд позволяет слушать альбом очень громко.

Ну и Мэйнард Джеймс Кинан конечно… Голос этого прекрасного фермера идеален, как и 25 лет назад.

Евгений Михальченко (Temnee)

Альбом прекрасный! Удивительно, как бодро слушаются десяти- и пятнадцатиминутные песни. Причём, несмотря на то, что почти всё это, казалось бы, мы уже слышали на предыдущих альбомах Tool («Pneuma» созвучна с «Schism», интро «Descending»очень похоже на «10000 Days»), лично меня это особо не тяготит. Глубина и мощь этой музыки с лихвой окупает и это, и многое другое.

Слышал, что есть, например, мнение, что Мэйнард работал над «Fear Inoculum» на отвали, но ведь он всего лишь часть большой машины Tool. Я укрепился в этом мнении ещё больше после летних концертов, на которых посчастливилось побывать. Потому что это был почти религиозный опыт: не концерт — месса, причастие. Мало Кинана — и чёрт с ним! Зато Дэнни Кэри на новом альбоме развернулся в полную мощь. Его масонские ударные (а теперь ещё и синтезаторы!) реально гипнотизируют.

Гитара Алекса Джонса прошибает до мурашек каждый раз во второй половине «Descending», начиная с шикарного слайдового бриджа. Ну и, конечно, когда начинается его badass-рифф в «7empest». Вопросы есть только к мастерингу, который (не только мне) кажется спорным решением. Глубина музыки есть, а вот глубины звука не хватает.

Виктор Тихонов (Detieti,Петяев-Петяев)

Tool уже давно не разжигает пламенную любовь. Вернее, вспоминая лирику песни «Schism», этот огонь пережёг ниточку, связывающую меня с этой группой. Я отлично помню времена ожидания пластинки «10000 Days» после абсолютного шедевра Lateralus. Казалось тогда, что они смогут впечатлить ещё раз. Но я услышал законсервированную версию пика их формы с уставшими связками. С тех пор было почти очевидно, что дальше группа будет бесконечно блуждать в собственных отражениях.

Тут я вижу две причины. Во-первых, им уже неинтересно писать музыку. Можно привести аргумент про коммерческий риск эксперимента для поп-группы. Но те же The Beatles уже давно доказали, что у культовой группы фанаты будут слушать абсолютно любой релиз. Во-вторых, Tool дофига трейд-марковая группа, слишком узнаваемая, кого из их участников не возьми — это как команда супер-героев, а Бэтмена в балетное трико не переоденешь. В общем, один раз Мону Лизу сделал, а потом-то что. Неудивительно, что они породили столько групп-клонов по всему миру.

Fear Inoculum вполне могла записать группа Soen и мы даже не заметили бы подмены. Было бы правда забавно, если бы это играли не Tool, а сами ребята издали бы неожиданный новаторский альбом под именем Soen, например. Ну серьёзно, хотя бы пару примочек сменили в педалборде за тринадцать-то лет. Уточню, это не пост критики, а мысли о том, как было бы классно услышать действительно НОВЫЙ Tool.

Так-то альбом очень приятный и моменты есть цепляющие, и даже не на одно прослушивание, и голова покачивается под старые добрые синкопы. Но это конечно не то, что стоит ждать годами. Спасибо Tool за «Ænima» и «Lateralus», за прикольные кукольные клипы и, главное для меня, за открытие King Crimson через их музыку. А ещё спасибо за офигенные лайвы 90-х, где Мейнард ещё в музыке на сцене, а не на винограднике. Далее прогноз погоды…

Диана Морозова (Sonic Death, Арсений Креститель)

Я знаю что для некоторых моих старших знакомых это культовая группа. Плюс оценка на Pitchfork достаточно низкая, а я критично отношусь к Pitchfork. Эти факторы сначала расположили меня к Tool. Я изучила их историю, посмотрела видео, послушала этот и все предыдущие релизы, почитала критику и…с уверенностью могу утверждать что это не моя музыка.

Она совершенно не моего времени. Я не могу и не хочу оценивать изящество нестандартных размеров, прелести аналогового (есть слух что они вообще не мастерят свои треки), или какого там ещё продакшна, сарказма в текстах перемешанного с болью, и прочего пафоса. Для меня это просто безликая (грубо говоря) пост-гранж мазафака, которая в изобилии лилась с экрана альтернативного телеканала в нулевых.

Их поведение в медиапространстве, эти приколы доинтернетной эпохи, околоскандальность, слухи и «таинственность» кажутся мне чрезмерными и скучными. Сам факт выхода альбома после 13 лет молчания и полунамёков конечно интересен, но к сожалению событием это станет наверное только для тех кто долго ждал этот альбом.

Такого же хода как был у Swans (когда группа после 13 лет молчания внезапно восстаёт из пепла и возносится на прогрессивные знамёна) не получится, поскольку ещё в 90-ые Tool сняли абсолютно все возможные сливки из энтертеймент-бизнеса, и были безумно популярны ещё тогда (в отличии от Swans). То есть им есть что терять, а значит они не сильно заинтересованны в производстве чего-то концептуально нового. Минимальные различия в полутонах добротного альтрока я к счастью не воспринимаю. Короче говоря абсолютно мимо меня группа. А если уж хотеть критики от человека действительно увлечённого когда-то Tool, есть достаточно полноценный обзор Энтони Фонтано. Это мое субъективное мнение.

P.S от редакции

Галла Гинтовт

Тэги: ,