РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА: АПРЕЛЬ 2019

Закончился апрель, а вместе с ним и весна движется к концу. За богатый на релизы месяц вышло несколько важных альбомов, на которые мы хотим обратить ваше внимание. Рассказываем про работы «Хадн дадн», «Увулы», «Деревянных китов», MC Сенечки и других.

ХАДН ДАДН — «ЛЯОАКЫН»

 

 

Пророчить громадным альбомам народный статус — дело совершенно неблагодарное. Всё равно вектор получается другой и «из каждого приёмника» доносится что-то не то.

Электропоп «Хадн дадн» на «Ляоакын», названный в честь придуманного ими жанра — это про огромную работу со звуком и текстами, скрупулёзность которая может быть незаметна. Внутри восточные мотивы гармонично сочетаются с русскими-народными, быт с узорами на платках, хулиганы с индийскими дискотеками, а дети хотят на улицу.

Чтобы понимали, это речь не совсем о том, что ситуации, типажи и образы узнаются отечественным слушателем моментально — скажем, «Наволочку» куда сложнее объяснить иностранцу, привыкшему к «шумам берёз», а летящего с горки Максима Горького так и вижу на картинках Евы Морозовой. Поэтому «Ляоакын» не просто большая пластинка о «родине» (хотя, не без этого), но манифест любви к ближнему, где общее сразу находится через мелочи. «Свете» легко и на празднике в роликах индийской «T-Series», и на сельской дискотеке.

В альбоме «Хадн дадн» не надо объяснять, трактовать и указывать на большие метафоры — интуитивно понятная работа. Но, если уж говорить о свойственных нам крайностям, то это точка соприкосновения жителей регионов и столиц, подростков и пенсионеров, пессимистов и оптимистов, бандитов и интеллигентов и всех сторон света большой страны, материка и мира. Пусть будем мы — один сплошной ляоакын. С.С.

 

ДЕРЕВЯННЫЕ КИТЫ — «СУПЕР»

 

Прошлогодний релиз мурманской группы «Деревянные киты» «Под воду» был огромным фонтаном — подростковым по мироощущению инди-роком с громким высоким женским вокалом. На мини-альбоме коллектив в пяти треках охватил и дрим-поп, и кричащий шугейз, и даже успела поиграть с электроклэшем. Новый альбом «Супер» получился куда более скупым на эмоции.

Если открывающий и незатейливый одноимённый с названием пластинки трек легко представить и на предыдущем релизе, то закрывает мелодически сложная «Недовольная киса». На «Супер» вообще довольно резкая динамика — как рассказали одному из изданий участники коллектива, они желали запечатлеть «этапы жизни человека за полярным кругом», отсюда и вырисовывается следующая динамика: за широтой «Саванны», идёт давящая «Чёрное», а шум «Позитивчика» разбавляется песней «Не отпускает». В треке «Вода» проделана большая работа с перкуссией и, возможно, лучшая вокальная работа Светланы Матвеевой — максимальная гармония голоса и музыки.

«Супер» не такой взвинченный, но богаче во всех прочих отношениях, без резких эмоциональных всплесков и бурь — взрослым людям свойственно быть смурными, взрослых постоянно что-то сильно беспокоит, у взрослых переменчивое настроение, но показывают они это редко. А релиз, в первую очередь, о постоянном взрослении, неизбежном и часто трудном. То, как маленькое постепенно становится большим, а потом растёт всё выше и выше. И «Деревянные киты» определённо тоже стали больше во всех смыслах. С.С.

TISHI — DRAFT EP

 

Draft или если угодно «Набросок» петербургского проекта tishi — дошедший до нашего слуха дебютный релиз из огромной серой зоны отечественной электронной музыки, не опирающейся на вокал. Это сцена практически невидима для меломанов далёких от российской электроники и обозначена лишь небольшим количеством имён (скажем, Long Arm или Moa Pillar).

Вдохновлённый future garage артистами tishi проявил в своей работе мелодический талант и показал 4 пластических этюда, мерно сияющих деликатным светом. Тут не приходится говорить о глубине и серьёзной работе с текстурами и слоями (запись прозрачна и аскетична), о музыке как путешествии (не позволяет хронометраж), однако мы имеем дело с интригующей заявкой на что-то большее — посмотрим, что покажет tishi в следующем мини-альбоме, который, как известно, не заставит себя долго ждать. А.Б.

 

МС СЕНЕЧКА — «ХИП-ХОП БУДНИ»

 

МС Сенечка — новое имя на хип-хоп сцене, которое вы скорее всего будете видеть в ближайшее время довольно часто. Восемнадцатилетний самарец Сеня Лисейчев представил свой второй релиз и первый долгоиграющий альбом под названием «Хип-хоп будни», на который сразу обратил внимание крупный лейбл Sony Entertainment.

В противовес новой школе на дебютнике МС Сенечки нет ни одного нецензурного слова, никакой дискриминации и насилия, а самая жёсткая история произойдёт с тараканом; только будни, любовь к рэпу и никакого автотюна. Хотя Сенечка говорит, что не ставил цели с кем-то конфликтовать, на альбоме есть шуточный дисс об автотюне, который снимает все сомнения в том, что перед нами музыкант, знающий чего хочет. Большое внимание уделено звуку — это фанковый олдкскул, без трэпа и прямой бочки плавно и со вкусом погружающий в кач, — кач повседневности, где весь фокус смещён на дилемму благополучия. При этом не обошлось без песен о собственном рэпе — «Хедбенгер» мало кого оставит равнодушным.

Слушая про хип-хоп будни, невольно спрашиваешь себя, осознаёт ли юное поколение, что за пределами личных неурядиц существует большой мир? Перед нами новый герой-«бездельник», который, может быть, и борется с чем-то, но революцию решил оставить на потом. Г.Г.

 

 

ALYONA ALYONA — «ПУШКА»

 

Давайте на минутку представим, что на альбоме нет музыки — один голый речитатив украинки Алёны Савраненко. Работает? То-то и оно.

Alyona Alyona работала в детском саду и была увлечена хип-хопом, позже её клипы закономерно стали вирусными. Собственно, эти хиты тоже здесь, на альбоме, и всё вместе превращается в сплошной оружейный склад. «Залишаю свій дім» и «Відчиняй» — пулемёты, «Мамо» и «Дихає вулиця» — автоматы, а остальные калибром меньше, но всё равно на поражение.

Единственный недостаток у «Пушки» в том, что он не совсем складывается композиционно и больше похож на компиляцию, в которой треки, вышедшие ранее, могут резонировать с новым материалом на релизе. Трэповые «Викину» и «Брехунець» (Alyona с автотьюном совсем не хочется слушать) больше про читку в стиле новой школы, пусть и с флоу, присущим исполнительнице. Такие штуки, видимо, обязательно должны быть на альбоме. Хотя из аналогичного есть «Велика й смiшна» и там даже есть небольшие вокальные партии. Совсем хорошо было бы без «Як би я була не я», записанного в духе не лучших хитов нулевых.

Помните то чувство, когда в детстве смотришь клип зарубежного техничного рэпера, а в его речи непонятны слова, но всё равно наблюдаешь за фокусом. Уже потом ищешь о чём на самом деле была песня. Эффект именно такой. С.С.

 

PLOHO — «ПЫЛЬ»

Любовь не картошка, а память, конечно, не забор, и через неё действительно не перелезть. В новом альбоме «Пыль» группе Ploho удалось написать сложную картину российской жизни — многомерную, данную в опыте, в воспоминаниях, в перспективе. У лирического героя есть друзья, с которыми он пытается преодолеть горький опыт, чтобы двигаться дальше. Есть соотечественники, которым снятся перемены в стране. Обозначен и враг — он в пиджаке, с золотыми кольцами на пальцах и сжимающимся от страха кольцом сфинктера. И хотя сам герой называет себя пылью, нельзя не заметить, что и личностный уровень в альбоме тоже присутствует в полном объёме.

Речь на этом релизе актуальна — в поворотах текста то и дело обыгрываются обыденные современные идиомы (вроде некогда тюремной загадки про два стула), только в песнях Ploho эти идиомы приходят в виде образов, где-то делая текст более ярким и жизненным, где-то придавая словам дополнительные грани и возможность найти в них разные преломления смыслов.

Если говорить о звуке и музыке альбома, то это очень целостная, динамически и композиционно выстроенная работа (и на уровне песен, и на уровне альбома). Песни прямые — куплеты, припевы, гитарные мелодии, но эта простая структура работает здесь отлично, так как все части каждого трека отмерены и прилажены один к другому с большой чуткостью. Можно с интересом следить за нюансами — здесь и правильно подобранные инструменты, и использованные к месту ревербераторы, и звук аналоговых синтезаторов.

Некоторые товарищи видят в Ploho лишь эпигонов групп «Кино», Joy Division и ещё чёрт знает чего, но поверьте, люди, ничего не имеющие за душой, просто не смогли бы написать альбом, подобный альбому «Пыль». А.Б.

УВУЛА — «НАМ ОСТАЁТСЯ ЛИШЬ ЖДАТЬ»

 

Увула шажочек за шажочком придумывает индивидуальный образ среди огромного количества отечественных пост-панк групп с уклоном в дрим-поп. Альбом «Нам остаётся лишь ждать» вышел серьёзнее и добрее, без ироничной ухмылки.

Коллектив заметно усложнил гитары мелодически, благодаря чему песни стали восприниматься как небольшие истории. Теперь «Увула» ещё чётче может ответить на вопрос, про что они конкретно. Новый релиз — это сыгранность, во всех отношениях. Текстуальная романтическая наивность органична — слышно, что сделано так, как и было задумано.

«Нам остаётся лишь ждать», не смотря на то, что не лишён самоповторов, можно полюбить за его простую идею — хуже всего остаться совершенно одному. И ещё пластинку точно нужно послушать из-за большой присущей ей эмпатичности, которой сейчас не хватает. C.С.

 

Галла Гинтовт, Алексей Боровец, Сергей Сиразутдинов