Релизы месяца: август 2019

Новая порция лучших на наш взгляд релизов за прошедший месяц. Злой нойз-рок встречается с бойкими попом, а фри-джаз закручивается в танце с дарк-джазом. Подробнее, как всегда, читайте в статье.

 

АИГЕЛ — ЭДЕМ

 

Напротив дома, где в детстве жила вокалистка дуэта Айгель, находилось бюро ритуальных услуг с названием «Эдем», который находился рядом с моргом и крематорием. Жутковатый образ и стал центральным для нового альбома «АИГЕЛ» — очень оптимистичного релиза коллектива.

Все станем прахом, все вернёмся туда, откуда всё началось. Чем лучше это понимаешь, тем больше покоя в душе. В лирике всех композиций лонгплея много готовится изо всех сил вырваться откуда-то, но при этом закончить именно в том же самом месте. Страх превращается в радость и приходит покой — Айгель не изменяет своему быстрому речитативу, но на этом релизе вокал стал мягче, а треки «Свет» и «Моя любовь» можно слушать как колыбельные. Что хорошо сочетается с физиологическими текстами, в которых тело обязательно распадается на много маленьких кусочков.
Это верно поймал Илья Барамия, поэтому музыка альбома не такая кусачая, как раньше, но в моменты боевиков ножичком колит.

После «Эдема» очень сильно хочется почувствовать себя бесплотным, быть сразу везде, но обязательно вернуться в своё тёплое тело и вновь оказаться дома. Может нынешнем, может где-то далеко за пределами человеческого внимания, а может в маленькой пятиэтажке возле крематория из детства. Согласитесь, интересный опыт. С.С.

 

ПЕТЯЕВ-ПЕТЯЕВ  — THE DOUBLE

 

Альбом «Двойник» братьев-близнецов саксофониста Петра и гитариста Павла Петяевых — то, что надо, если хотите услышать нечто сюрреалистичное, но предельно аккуратно сыгранное. Фри-джаз, в котором уху постоянно хочется цепляться к новым деталям, гоняя «Двойник» на репите. Пластинка записана с несколькими разными составами музыкантов. В итоге, что ни трек, то разный подход, каждый со своим весельем духовых и перкуссии. При этом на релизе нет лишнего сора, который может возникнуть даже при идеальной импровизации.

«Двойник» трудно раскладывать на составляющие, потому что в один момент на тебя дикие животные голосят со всех сторон, а потом уже на цыпочках пробираешься через тёмный квартал, чтобы не нарваться на неприятности. Естественно, речь только об ассоциациях, которые обязательно появятся у разных слушателей. Лучше всего их музыку опишет название трека «Бурзум в Гурзуфе» — вы сразу поняли.Поэтому слушайте альбом и ищите любую возможность попасть на их концерт. С.С.

 

DAKOOKA  — СТРЕЙНДЖЛАВА

 

Украинская певица Катя Dakooka, кажется, превзошла себя в новом альбоме. «Срэнджлава» — магическая, пульсирующая работа, построенная на неспешных вокальных мелодиях и цепких припевах, слушается как большое произведение о женской буре.

Собиравшиеся в течение нескольких лет песни объединены одной темой: переживание опыта расставания. Как рассказывает Катя, она находилась на грани нервного срыва, и это, конечно, добавляя поп музыке недостающего надрыва, делает её более глубинным высказыванием.

На альбоме можно найти написанную на мужскую и женскую партии песню «Роднее», в которой эти образы выступают контрапунктом, ещё сильнее обнажая девичью фактуру. Аранжировкой треков занимались продюсеры CEPASA и Денис Бродовский, — сделав упор на модерновую эстетику, они создают актуальное танцевальное звучание, в которое вплетается сама Катя с её меланхоличным пением и болезненно романтичным образом. В смешении — получаем один из самых заметных альбомов года в жанре. Г.Г.

 

JARS — ПОДЛОГ

 

Все те, кто когда-то, хотя бы раз слышал московское нойз-рок трио Jars вряд ли будут спорить с тем, что это одна из самых бойких и бескомпромиссных команд на сегодняшней сцене. Это касается в равной степени касается звучания, текстов и подачи, которая зачастую не оставляет камня на камне. Каждый резил и, что, возможно даже важнее, каждое выступление группы выжимает все до последней капли от пришедших, да и от самих музыкантов, чего уж там. Если принять вышесказанное за входящие условия, то градус ожидания нового релиза был очень высок. Окончательно градусник взорвался, когда группа представила публике клип на песню «Мент», повествующей о двойной жизни простого паренька, любящего слушать тяжёлый рок.

Что ж, с уверенностью можно сказать, что эта работа раздавила наш пресловутый градусник. С первых нот и воплей Антона Образины становится понятно, что передохнуть нам удастся только на последнем треке, который, как маяк, ведет нас в ожидании чего-то длительностью в целых 10 минут. В этот раз звучание альбома (и, как признался Антон, это был эксперимент) не стало грязнее, однако напора и зла стало гораздо больше. И да согласятся со мной давние фэны Jars, звучит здесь все куда объемнее, красочнее, а Антон как будто бы разозлился не на шутку. Взять хотя бы титульный трек «Подлог», записанный вместе с группой «Макулатурой» – начиная с первого припева создается впечатление отчаяния, хочется признаться уже всем наконец, что «ты уже всё». Но каждый раз эти же ребята выводят тебя на поверхность и ты опять, полный сил и уверенности, сжимаешь кулаки в своих карманах. Здоровая злость и праведная ярость – то, что ждут и получают от этого коллектива все его последователи, а так же те, кто случайно наткнулись на него на просторах сети. Молчать нельзя! Д.К.

 

LOW KICK COLLECTIVE — ВЫДОХ

 

Альбом «Выдох» питерских дарк-джазистов Low Kick Collective в течение недели успел триумфально пройтись по крупным музыкальным пабликам («Новые альбомы», «Другая музыка», «Родной звук» и прочие). Очевидно для многих меломанов «Выдох» как раз-таки оказался глотком свежего воздуха. Дата релиза была подобрана идеально — альбом вышел на следующий день после «Fear Inoculum» Tool — то есть, в тот самый момент, когда широкая аудитория вдруг с интересном заговорила о сложной креативной музыке, порядком уже подзабыв о том, что это такое.

В последние годы группы, способные выйти на сцену и сыграть своими руками волнующую музыку, были необязательным явлением на российской сцене (исключения, разумеется, находились, но речь не о них). Кажется, для слушателей, привыкших к трэпу, бедрум-попу и застенчивому лоу-фаю, появление коллектива, эстетика и нарратив которого коренятся непосредственно в музыке, стало (не)большим откровением.

Разумеется, Low Kick Collective и вообще российская сложная музыка появились далеко не сегодня (так же, как и группа Tool). Год за годом эта раздробленная и неоднородная сцена всегда находила своего слушателя — вернее, этому редкому слушателю приходилось с усилием отыскивать такую музыку в сети. Радостно видеть, что сейчас группе Low Kick Collective удалось тронуть своим творчеством не только тех, кто постоянно следит за фри- и дарк-джазом, но и людей, которые совсем не ждали этого альбома. А.Б.