РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА: ИЮНЬ 2019

Первый летний месяц оказался полон на большие альбомы. Рассказываем про камбек Kira Lao, новые полноформатники групп LAPS AROUND THE SUN, Gnoomes, «Ада», эмбиент Atariame и «Луговых Мари».

 

LAPS AROUND THE SUN — THE YOUNGER DRYAS COSMIC IMPACT HYPOTHESIS

 

 

LAPS AROUND THE SUN — группа, никак не вписывающаяся в контекст происходящего на современной гитарной сцене России. Их новый альбом «The Younger Dryas Cosmic Impact Hypothesis» как будто принадлежит нулевым годам, с их основательностью, с интонацией серьёзного разговора, сложностью и артистической эрудицией.

LAPS AROUND THE SUN демонстрируют вкус и осведомлённость в разных стилях — от фри-джаза до эмо. Всё это органично замешано в песенно-звуковой водоворот — хотя в случае LAPS уместней говорить о полёте. Музыка группы звучит эпически, кажется для LAPS AROUND THE SUN нет ничего невозможного — у коллектива сильный вокалист, отточенные партии гитар и чуткая ритм-секция, композиции выстроены мастерски — сегодня модные группы так не делают, не заморачиваются, может быть, даже не умеют.

Возможно, дух этой музыки, слишком масштабной и сверхчеловеческой, начисто лишённой как иронии, так и самоиронии, может стать помехой для восприятия, но отважившихся отправиться с коллективом облететь солнце ждёт красивое и захватывающее путешествие. А.Б.

 

ATARIAME — VOICELESS

 

Наталья Салмина или Atariame начинала с гитарной lo-fi акустики, но довольно быстро перешла к дрим и авант-попу. В тексте портала «syg.ma», она рассказывает, как во время турне потеряла голос и не могла продолжительное время его восстановить. После переезда в Москву Наталья пишет новый альбом «Voiceless», в котором практически нет вокала.

«Voiceless» и соответственно безмолвие в нём — не трагедия и не паника. Этим новый альбом отличается от релиза «Fear is the World», где даже в мягкие моменты не избавляешься от тревожности. В новом альбом дроун переливается речкой и шумом леса. Естественное постоянно взаимодействует с индустриальным: много ритмичных, зацикленных техно рисунков. При этом, из пространства альбома и правда будто вычеркнут человек. Построил, наладил, молчаливо ушёл. Поэтому искусственное и настоящее находится в гармонии.

Ограниченные условия, если так можно сказать, не наказание, но продолжение творческого пути и попытка найти новые средства выражения в себя. На финальном треке, новый голос музыканта слышно отчётливей всего. С.С.

 

KIRA LAO — «ТРЕВОЖНЫЙ ОПЫТ»

Название «Тревожный опыт» камбэк-альбома после четырёхлетнего перерыва Kira Lao или Киры Вайнштейн — полностью отражает содержание. История преодоления личного кризиса, с воспоминаниями о детстве, желанием остаться где-то надолго/поскорее убраться отсюда.

В описании к альбому, Кира сравнивает релиз с аудиосообщением в мессенджере: «Очень живое, записанное для близкого друга, перед которым ты не боишься показаться слабым, беззащитным, а делишься своими самыми сокровенными мыслями и переживаниями». Кира рассказывает о своих ощущениях очень простыми словами, в этом и есть главная сила релиза. Нет чувства, что залез случайно в чью-то переписку или дневник. Поэтому авант-поп, который здесь постоянно стрекочет чистыми клавишными, струнными и моментами переходит в шумную фолкотронику, не давит массивностью.

Вот знаете эффект, когда слышите композицию или целый альбом, и думаете «Боже мой, тут каждое слово прям для меня и про меня» — «Тревожный опыт» по-хорошему лишён вычурности и лишних усложнений, что очень точно будет перекликаться с огромным числом слушателей. С.С.

ЛУГОВЫЕ МАРИ — ТУНЯ


По словам участников группы «луговые мари» их альбом «тӱня» был создан с целью познакомить слушателей «с настроением и энергией марийских ландшафтов» и пробудить в них интерес к музыке малых народов Российской Федерации. Что же получилось на самом деле?

Альбом действительно вызвал ассоциации, но не с природой Марий Эл и не с марийскими узорами, а с записанным 20 лет назад гитарным эмбиент альбомом, «No Solace In Sleep» американского проекта Aarktica. Сравнивая эти два альбома можно отследить, что изменилось в подходе к созданию музыки за 20 лет – даже гитарный лой-фай эмбиент не устоял перед современными тенденциями: нынешнее поколение музыкантов делает ставку на доступность (релиз «луговых мари» мелодичнее и репитативнее, чем многослойная и динамически сложная музыка Aarktica), хронометраж перестал иметь значение – идею важно продемонстрировать, обозначить – в то время, как «No Solace In Sleep» был скорее попыткой исчерпать идею – отсюда и различие в длительности композиций – треки «луговых мари» длятся по 2 – 3 минуты и весь альбом представляет собой короткую приятную экскурсию по ряду внятных музыкальных идей, в то время как у Aarktica многие композиции длятся так долго, что ощущение времени стирается и каждый трек превращается в отдельную вселенную со своими законами.

Куда же пропала основательность? Ведь и «тӱня» и «No Solace In Sleep» записывались в домашних условиях совсем молодыми людьми. Почему так изменился подход к делу? Почему в одном случае мы сталкиваемся с волнующим и поглощающим опытом, а в другом – с короткой серией симпатичных минималистичных этюдов, хотя кажется, что музыканты делали что-то очень похожее? Ответов тут, конечно, множество, но есть соблазн поверить в то, что в 20-м веке и слушатели и музыканты воспринимали музыку несколько иначе – не как коммунальную услугу, коей она в каком-то смысле стала сегодня. В эру стриминг-сервисов даже альтернативные группы стали двигаться в сторону мелодичности, максимальной ясности и одномерности. Иначе тебя могут переключить. Слушатель уже не является заложником потраченных на CD денег и ничем не связан с очередным релизом в начале отношений.

Если позволить себе этот мысленный эксперимент и отбросить все различия двух альбомов, которые можно списать на знаки своего времени, то мы получим в чём-то близкие произведения. «луговые мари» действительно представили в своей работе малый народ, но это не народ Российской Федерации, а люди, чувствующие похожим образом, разбросанные по всей земле, живущие сегодня и жившие в прошлом веке. Похоже, что оба проекта – каждый в своём времени и месте действительно передали «настроение и энергию» своих внутренних ландшафтов, выбрав для этого интернациональный язык пространственной музыки. А. Б.

 

ПЁС И ГРУППА  — НОВАЯ КРОВЬ


«Пёс и группа» — ваша любимая группа из 2009-го. Смешные, честные и трогательные песни из времен, когда петь на русском было еще совсем не модно. Раньше это был квартет с живыми барабанами ( что удивительно за них отвечал Илья Барамия) и напористым саксофоном. И тогда казалась, что музыка крайне минималистична, а бодрый посыл беззатейливо прост. Сейчас осталась только гитара, вокал и драммашина, и всё стало ещё более лаконично и куда более спокойно. Нет того драйва, но какая-то повзрослевшая неустойчивость жизни и нежность друг к другу. Два сливающихся вокала — девочка и мальчик, которые поют о любви, о сложных чувствах, о возрасте и вере в себя. Выпущенный спустя восемь лет после предыдущего альбом «Новая кровь» — не станет хитом, но с каждым разом, переслушивая песни, влюбляешься в них все больше. В их нескладность, нестройность и открытость. Всё время кажется, что сейчас все рассыпется, одинокая гитара, неплотный ритм, не утопленный в эффектах голос, но оно с таким обаянием все-таки собирается в утверждающей силе слова: «Я хочу жить всегда и буду ждать всю ночь пока ты позвонишь». Г.Г.

GNOOMES — MU!

 

Надо отметить, что новый альбом пермских Gnoomes вышел 31 мая, но не написать о нём было бы преступлением. Третий лонгплей коллектива можно без сомнения назвать их лучшей работой. «Mu!» моментально вовлекает слушателя в приключения, сразу находит ему роль.

Вокалист и гитарист группы Александр Пьянков в комментарии к релизу отмечает, что слово с японскими корнями «mu» происходит из дзен-буддизма и означает «нет» или «ничто». Поэтому он называет альбом «очищающей записью». С этим сложно не согласиться — космический шугейз постоянно бьёт тебя, волна за волной, вымывая неприятности. Gnoomes тем самым «перестраивают» и слушателя, затягивая в мир альбома, благодаря чему звук не кажется излишне помпезным.

В «Mu!» много настоящей командной игры и мелкой моторики. Будто маленькие человечки и правда строят огромный летательный аппарат, который обязательно полетит. На службе у них как и самые передовые технологии, так и магические ритуалы: плотные kosmiche синты могут смениться на мультяшные, перкуссия в руках шамана на удары механических устройств. За всеми микроэлементами следишь так внимательно, что сам невольно воспринимаешь себя частью строительства.

Поэтому на первой трети пластинки хочется верить, что ракета всё-таки взлетела (и параллельно изучать местный быт). В «Sine Waves Are Good For Your Health» с её причудливым мелодическим рисунком, наблюдаешь, как аппарат летает, в «Ursa Major» видишь настоящее космическое чудо, а в «Progulka», «How Do You» и «Feel Now» вдыхаешь воздух с места назначения путешествия — Земли. Как чудно услышать от местных живых существ, пасущихся на полянке, удивленное приветствие «Mu!». С.С.

 

АДА — ДОБРОЕ СЛОВО

 

У группы «Ада», в частности у лидера коллектива Павла Жданова, довольно богатая дискография. Интересно, что именно сейчас они выпускают самый понятный и по-хорошему бытовой альбом.

Это настолько понятные драмы, мысли и знакомые ситуации, что очень тяжело не поддаться слэкер настроению релиза. Для предыдущих альбомов группы требуется особое настроение, мир в них довольно враждебен к своим персонажам. В новом релизе даже игривая мелодика на стороне всего хорошего и против всего плохого.

«Доброе слово» — сезон небольшого сериала про симпатичных людей. Иногда слишком инфантильных и романтичных, но в достаточной мере прагматичных. Одноимённая «Ада» напрашивается в интро, «В нашей комнате» — чисто ситкомный эпизод, а «Наблюдатель (Из окна)» обсуждают потом всю неделю, как самую памятную серию. Злодея может и не накажут, но свою порцию воды из стакана в лицо он получит. И так рад за героев, и у них всё будет хорошо, и у меня всё будет хорошо. С.С.

Сергей Сиразутдинов, Алексей Боровец, Галла Гинтовт

Тэги: ,