РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА: МАРТ 2019

Отобрали лучшие среди мартовских релизов, и рассказали почему надо их послушать.  Не много, но достаточно, чтобы обратить внимание. От долгожданного альбома The Retuses до совсем неожиданного Тальника.

 

ШТАДТ — «ПЕРПЕТУУМ-МОБИЛЕ»

Сольный проект Дмитрия Филюшина «Штадт» — экспрессивная, но суровая электроника с холодным вокалом. Альбом «Перпетуум-мобиле» по настроению где-то сродни мрачному пост-панку, а по звучанию — немецкому техно. И это сочетание делает его достаточно уникальным на отечественной сцене, чтобы обратить внимание. Работа над релизом, по словам музыканта, шла дома в течении семи месяцев в условии изматывающего энтузиазма, что пропитало его интровертным сосредоточением. А во главу альбома поставлена идея вечного искусства. «Некомфортные условия движут людьми. Именно это я и хотел заложить на одну сторону медали, ‘»видимую»‘. А на «обратной», неявной стороне в само понятие «Перпетуум-мобиле» я вложил идею того, что всё, что бы мы ни создавали, не важно в какой отрасли, это всё останется после нас. А мы же, к сожалению, уходим. Но то, что мы после себя оставляем, не стирает нас». И пусть порою слишком буквально трагичные образы рисуются словами, все таки альбом вышел убедительным в этой трагичности. Г.Г.

 

 

VICE VERSA — «НАОБОРОТ»

Одиних из главных представителей heavy psych направления в России довольно сложно упрекнуть в самоповторах, в то же время, они невероятно честны перед слушателем и самими собой. Новый альбом «Наоборот» (что и переводится как Vice Versa), судя по названию, должен был предстать перед нами неким откровением, попыткой «перевернуть игру». Однако, после первого прослушивания становится ясно, что ребята ещё больше укрепились в своём стремлении повернуть время вспять. Альбом, записанный, кстати, в том числе и на легендарной «Галерной 20», получился более спокойным и выверенным, по сравнению с их предыдущими работами. Песня «Лифт», и того больше, вызывает стойкое ощущение, что впервые мне её когда-то показал мой отец, предварительно сдув пыль со старенькой пластинки, которую он когда-то купил по дороге домой из Ленинградского музыкального училища. Если говорить о содержании, то новая работа получилась практически целиком о любви. Её отголоски звучат в каждой песне, то явно, то намекая на что-то романтическое. После такого альбома остаётся очень приятное и мечтательное послевкусие, что-то такое, о чём каждый смог написать свою собственную песню. Д.К.

 

ТАЛЬНИК — «ПЫЛЬ ЛЕТИТ ДОЛГО»

В этот раз дуэт «Тальник» представил нам небольшой альбом из восьми песен и обложки. Звучание группы не претерпело значительных перемен: мы снова имеем дело с тонкими суховатыми слоями синтезаторов, где-то намазанными на время, как масло на нож, где-то этим же ножом мелко покрошенными.

В текстах отдельные образы не столько современной, сколько состарившейся цивилизации проглядывают сквозь изгородь деревьев. Всё это задаёт узнаваемый сеттинг и настроение «Тальника» – тоску и в то же время спокойствие жизни то ли в посёлке, то ли на самом краю города, в застывшем лете.

Интересно, как совершенно негламурная и буквально некоммерческая группа «Тальник», удаляющая свою музыку с платных ресурсов, как бы апроприирует у Большой Земли (или у прошлого?) поп-мотивы и ритмы, напоминающие хиты с дискотек детских лагерей конца ХХ века.

Тем не менее, «Пыль летит долго» имеет одно значительное новое качество – это первый альбом, в котором текстовый нарратив не отстаёт от звукового. В альбоме больше слов, больше голосов и прямой речи. К чести группы, стоит сказать, что мир, создаваемый (отражаемый?) «Тальником» в прошлые годы не только не был разрушен изменением баланса, но напротив стал ещё более осязаемым. А.Б.

 

THE RETUSES — «OMYT»

 

 

The Retuses заявили о себе ещё в начале десятых, в определенной степени дав толчок новой волне русскоязычной музыки. Вдруг среди англоязычных команд, которые стремились соответствовать «Западу», появился 19-летний романтик Михаил Родионов с неофолк песнями на русском, трогательными и мечтательными. После выхода альбома «Astra» в 2013 году вокалист на время распустил группу и в течении шести лет не выпускал нового материала, только время от времени давая концерты. И вот в марте 2019 года представил новый альбом под названием «OMYT». Альбом — смесь неспешной мрачной электроники c акустикой, обернутая лоуфайным хрустящим звучанием. Этот релиз – результат взросления, осознания нового себя и отказа от прошлых интересов. Отчасти он продолжает линию меланхоличной «Астры», только уже спустя несколько лет. Потерянность в жизни и некая музыкальная стагнация, связанная с прослушиванием одних и тех же релизов, для Миши вылилась в скрупулёзную работу с деконструкцией звука и вплетением голоса в музыку как ещё одного инструмента. Изначально задуманный Родионовым как пьеса, альбом наполнен загадками, в которых интересно разбираться. А главное, что это искренние песни о себе, когда к тебе не прикованы тысячи взглядов. Н.С.

 

MUSTELIDE  — «GINSENG WOMAN»

Релиз от Mustelide очень хорошо вписывается в контекст своеобразного «алхимической поп-музыки», в которой творят множество девушек-артисток сейчас. То есть буквально, музыка, в которой много фольклора, варки зелий, чар и волшебства.

Колдовство «Ginseng Woman» пусть и лесное, но применяют его явно в городской квартирке. В основу этой электро-поп записи легли сэмплы сломанных инструментов, поэтому есть ощущение, будто оживили маленький домашний оркестр — ты басишь тут, пиликаешь здесь, вот место для тебя. Получается кустарный worldbeat, который «народным» не выходит назвать, но интуитивно корневым точно.

Корни вообще очень важны в контексте мини-альбома. Вот рос себе женьшень, вырвали и теперь стал лекарством. Росли деревья, срубили их на инструменты и сделали из них инструменты. Когда те прохудились — хотели выкинуть. Но обрели новую жизнь внутри мини-альбома, да может и играют лучше, чем раньше. Поэтому «Ginseng Woman» о том, что не следует хоронить себя на любом этапе. Подождите, запоёте иначе! С.С.

 

КСЕНИЯ ФЕДОРОВА — «ПЕРЕХОДНЫЙ ЭТАП»

 

Всё может измениться в следующую секунду, а может длиться десятилетиями. Можно переживать в одиночестве, а можно целой группой людей. Можно безболезненно, а можно очень тяжело. Можно спокойно, а можно в тревоге. Сольная пластинка участницы авант-джаз группы Kubikmaggi Ксении Фёдоровой «Переходный этап» вбирает множество вариаций личных метаморфоз.

Мелодия фортепиано Ксении идеально ловит состояние человека на распутье, так как там есть и глубокие думы, и нервные мыслишки. В момент тревоги появляются гитары и холодные синты, при затишье больше струнных и убаюкивающих мотивов. Это определённо один из лучших терапевтических альбомов 2019 года, потому что даже в жёстокие моменты напоминает о временности любых событий и состояний. Переходный этап на то и переходный, потому что не длится постоянно. С.С.