Что происходит с Курском

Последние несколько дней с момента попытки проведения фестиваля «культпросвещение.лето» не угасают споры о том, что на самом деле происходило на нём: состоялся ли фестиваль, что случилось с организатором, и что будет с концертами в Курске дальше. Мы узнали подробности о фестивале, а также взяли комментарии участников и посетителей данного события.

Курские концерты последние несколько лет часто организовывались Владимиром Чаплыгиным, он же, «Курвин Сын». Концерты «Буерак», Shortparis, Sonic Death — толика того, что происходило в городе. В 2017 году им было организовано сообщество «Культпросвет». После последнего концерта, Sonic Death в мае этого года поделились новостью, что организатор из Курска не выполняет свои обязанности по организации концертов. Летом этого года, 14 и 15 июля, должен был пройти фестиваль «Культпросвещение», разделённый на две части — соответственно фестиваль независимой музыки и ночную вечеринку. Среди участников были заявлены: ВЛАЖНОСТЬ, Юность, день полон приключений, Стыд FM, источник, R-FIELD, Звёзды, универсамчик, ФОКУС ГРУППА, Штадт, RAman, BETE NOIRE, Ломоносова Штрассе, Саймон$, трупная, Серая Полоса, RIVS, Chernikovskaya Hata.

В день концерта было объявлено о возможной задержке начала фестиваля. Затем стали появляться сообщения о том ,что фестиваль так и не состоялся, но плавно перетёк в ночную программу без основных участников.

Владимир Чаплыгин:

Я хочу принести извинения всем, кто пришел по билету, всем музыкантам, всем кто верил в меня до последнего и надеялся, что всё состоится. Начну с того, что этим мероприятием я занимался один.

Отправной точкой проблем стала аренда звукового оборудования: сначала, узнав стоимость услуг по прокату звука у проверенных людей, я было опустил руки и хотел всё отменить (до события было еще 2-3 недели), но потом начал искать альтернативные варианты. Такой был найден, но деньги за 2 дня фестиваля просили вперед, а их было не достаточно. Я не виню человека, который за день до фестиваля нашел себе другой, более выгодный заказ и без проблем с оплатой, здесь только моя вина, необходимо было заранее найти резервный вариант.

Как итог, в тот момент когда группы из Москвы загрузились в вэн и направлялись в сторону Курска, я еще прозванивал всех возможных прокатчиков звука. Результат был — 0, так как выходные и тд, все заняты.

 

 

Уже утром, когда заселяли группы в гостиницу, я понимал что назад дороги нет и мне придется разбиться, но фест состоится. Сложно объяснить на что я надеялся, но наверняка, на помощь даже от незнакомых людей. Детская вера в людей. Когда был найден прокатчик и вроде бы всё сдвинулось с мертвой точки, возникла новая проблема — источник питания. Им оказалась трехфазная розетка. Я, как человек далекий от электричества, легко упустил этот момент из виду, никто мне его не подчеркнул на этапе переговоров. Но это все равно моя вина, а не чья либо. Далее началась история с покупкой специального кабеля и поиском электрика. У меня оставалась небольшая сумма с предпродажи билетов, но ее не хватало, я обратился к музыкантам за помощью, они помогли.

В итоге все было подключено, но времени было уже за семь вечера. Cтало понятно что всему конец, выйдут ли какие-либо группы или нет. Я не смог взять на себя смелость оплатить обговоренную сумму прокатчику, так как понял, что возврат билетов уже неизбежен и это дополнительный влет. Мной написана расписка на сумму неустойки за потраченное прокатчиком время. Дальше начался сумасшедший дом, гостиница потребовала полного расчета за номера музыкантов, их обед и аренду сцены, здесь и сейчас. Я обзвонил всех родных и друзей и смог собрать для них почти половину, на остаток написана расписка. Но все это происходило в режиме мощнейшего напряжения. Прибыв к вертушке, стало понятно, что какой-либо контроль над происходящим совершенно потерян. Я до последнего пытался решить вопрос с отправкой групп в Москву и, видимо, случился какой-то сбой. Не помню ни падения, ни того как меня приводили в сознание. Помню только машину скорой, которую я принял за полицейскую.

 

 

Я повторюсь: нет ни одного долга, который я не вернул и вопрос с гонораром СД по-прежнему открыт.

Фестиваль, который я хотел сделать для всех провалился с грохотом! Кстати, знаете почему не было билетов раздельно по дням? Потому что ничего, кроме как жадность не заставит большинство из вас посетить выступления молодых местных групп и приезжих ноу-неймов тоже. Фест сорвался, я влетел на крупную сумму и заработал проблемы со здоровьем, но все желающие получат возврат за билеты, все кому обещана оплата тоже ее получат, и музыкантов я не забуду и компенсирую им все убытки, но этот город больше не получит от меня никакого участия в культурной жизни. И я посмотрю, кто рискнет возить этот сегмент, уверен не скоро такие появятся. Так что злорадствуйте на здоровье и ходите на русский рок сколько влезет.

 

Гена Квитков (Звёзды):

В принципе, мне мало что есть добавить к фактической части истории, она уже не раз была описана всеми сторонами, так сказать, конфликта. Поэтому могу только рассказать о своих ощущениях и эмоциях. Действительно, до определённого момента всё шло хорошо, мы заселились в отель, выспались там после утомительной дороги в Курск на вэне, я отлично почилил с ребятами на балконе в халате с чашечкой кофе, как миллионер из Беверли Хилз или среднестатистическая парижанка. Вова ходил с деловым видом по площадке, решал вопросы, вскоре после полудня уже стала подтягиваться публика и всё выглядело так, будто нас ожидает действительно прикольный фест.

Тем не менее, определённые опасения всё-таки были.

Репутация Вовы как организатора (например, в свете истории с концертом Sonic Death, а она получила широкую огласку) в последнее время была неоднозначной, и многие музыканты испытывали сомнения, ехать на фестиваль или нет, некоторые в итоге так и не поехали. Кроме того, уже ночью во время дороги когда кто-то из ребят (кажется, Лиза Авдеева(организатор концертов в Воронеже(прим.ред)) созвонился с Вовой, выяснилось, что есть какие-то проблемы с аппаратом и нужно срочно найти запасной вариант. В итоге вроде бы всё разрешилось, аппарат был найден, но опасения всё равно были. Потом начались все те проблемы, о которых пишет и сам Вова в своих постах — сначала
электропитание на площадке, а потом и отказ звукопрокатчика включать аппарат до получения предоплаты, на которую у Вовы, как я понимаю, денег уже не было. Дальше уже контроль над ситуацией был полностью потерян и снежный ком пиздеца покатился сам по себе.

 

 

Я лично неплохо провёл время. Мы отлично потусили с Димой из «Штадт», я познакомился с кучей клёвых ребят. Кроме того, «Звёзды» и «Штадт» всё же сыграли, хотя не тогда и не там, где планировалось. Вечером, когда стало ясно, что Вова в аду и фестиваль уже ни в каком виде не состоится, люди стали уезжать с площадки в клуб, где должна была быть ночная часть мероприятия. В итоге, когда туда приехали мы, там было довольно много публики и ни одного артиста. Ну мы взяли и ворвались в этот кутёж, сыграли по короткому сету и это было, чёрт возьми, весело. Жаль, что после этого проблемы продолжились. Туда приехал Вова, мы пытались выяснить у него, что же всё-таки с нашей обратной дорогой, Вове стало плохо, приехала скорая (впрочем, Вова довольно быстро пришёл в себя) и стало окончательно ясно, что назад мы едем за свой счёт.

Ира, менеджер группы «Влажность», промутила какой-то вэн, в который мы и загрузились около 3х ночи и к утру были в Москве. Смотря сейчас на всю ситуацию со стороны, я испытываю к Вове некоторое сочувствие. Я видел, что он до последнего пытался решать возникающие проблемы и всё-таки провести фест, я видел, как тяжело ему было. он прислал мне 50% предоплату (на всякий случай поясню, что речь не идёт ни о каком гонораре, а только о дорожной доле, которая должна была покрыть мой проезд из Питера в Москву и обратно), хотя изначально я опасался, что он этого не сделает.

 

 

Тем не менее, мне абсолютно понятно возмущение многих музыкантов. Мы работаем на тяжёлых малооплачиваемых работах чтобы иметь возможность заниматься музыкой, и даже эти гроши, которых зачастую не хватает даже на жизнь, мы по большей части вкладываем в своё музыкальное развитие. В этой ситуации
кататься за свой счёт нам реально неприкольно. «Благодаря» этой поездке в Курск, я вторую неделю живу в долг, и мне это не в кайф. (чтобы было понятно, за свой счёт я купил обратный билет из Москвы в Питер, + проехал на вэне из Курска в Москву).

И всё же, в этой ситуации, я не стал бы, как некоторые горячие головы, грозить Вове судом или даже полицией, а дал бы ему возможность спокойно со всеми рассчитаться, тем более, что он вроде бы, собирается это сделать как можно скорее. Да и нет у него других путей, если он хочет как-то спасти свою репутацию.

А известно, какие группы всё же не поехали?

Например, «Кузина» из Воронежа. Мне очень нравится эта группа, я хотел с ними потусоваться, поэтому мне особенно жаль, что они не поехали. «Спасибо», насколько я знаю, отказались, хотя насчёт их причин мне ничего не известно. Ну и «Черниховская Хата», они должны были играть на следующий день и разумеется уже не поехали после первого дня.

Это первая поездка Звёзд в Курск?

Нет, один раз я там уже был в 2015 году, тогда Вова всё норм сделал, хотя и произвёл впечатление слегка хитроватого чувака.

 

Андрей Прозоров(владелец курского букинг агенства)

Твоё мнение о фестивале? Как состоят дела с концертной организацией в Курске? Планируют ли TRI TOPORA BOOKING перейти в активную деятельность?

Одно большое-пребольшое разочарование. Понятия не имею, как можно было так безответственно подойти к организации мероприятия такого масштаба, тем более имея опыт устроенных до этого гигов.

Наверное, организатор понадеялся на то, что, если анонсирует нечто глобальное, то люди сразу тысячами бросятся покупать билеты и на эти деньги он все устроит, раздаст долги и слетает отдохнуть на Шри-Ланку.

 

 

Это, пожалуй, и есть главная проблема всех попыток устраивать тусовки и сформировать какую-то сцену в Курске — люди слишком любят сидеть дома. Население Курска почти 500000 человек, не считая области. Это очень и очень много людей. Если сравнивать с Европой, то для них это гигантский город. И хоть Курск — не культурная столица, но в нем довольно большое количество людей, слушающих андеграундную музыку различной степени глубины. К сожалению, большинство из них просто не приходит на концерты, потому что потому. Даже если там выступают знакомые и любимые ими исполнители. Лучше дома на кухне посидят с друзьями и послушают записи. Плюс отсутствие адекватной площадки, клуба, мешает создать атмосферу и расширить тусовку заинтересованных людей. Наверное, такая ситуация наблюдается во многих провинциальных городах.
Планы делать концерты, конечно, есть. Свято место пусто не бывает. Как минимум самому для себя захочется привозить группы и угарать на концертах. Хотелось бы сделать гиги более доступными в плане цены, у «Культпросвета» стоимость билета была по 400-500 рублей, довольно высокая, хотелось бы делать в районе 300.
Надеюсь, что инцидент с фестивалем не сильно отразится на отношении музыкального мира в Курске, но доверия артистов и людей, в любом случае, придётся добиваться.
Посмотрим, скорее всего все будет не раньше зимы. Будет где согреться.

 

А сколько в среднем посещает человек концерты в городе? Как много сейчас площадок для выступлений?

Я бы сказал, что в среднем человек 30. Если пришло 50 человек, то это уже большой концерт, ну не считая приезда хайповых артистов вроде «Буерака» или «Черниковской Хаты». На заре появления панк-сцены в городе приходило по 100 человек, но потом все ушло на убыль.
Нормальных площадок и нет. Есть пара баров, но атмосфера там не очень, да и сложно устроить нормальное пространство для музыкантов, расставить аппарат и прочее.

Многие просто не хотят работать с музыкой определённого направления. Например, ни в одной школе мне не разрешили сделать скримо концерт в спорт зале. Обычно найти площадку — долгое и утомительное занятие и пока не появится что-то вроде музыкального клуба, сложно будет собрать постоянную андеграундную тусовку в городе. Людям нравится знать, куда они идут и чего ожидать. Когда они приходят в обустроенное и специально оформленное для создания атмосферы помещение, где, возможно, есть бар, чтобы выпить, знают, что там и как, какие правила, как к ним отнесутся, какой основной контингент, охотнее будут приходить и звать друзей.

 

Дарья Кабанова (поехала вместе с группой «Штадт»)

Как для тебя прошёл фестиваль?

Когда вокруг происходит какой-то абсурд и сумбур — это все, конечно, в какой-то ненормальной степени очень весело, но нервов потрачено было много. Не понимаю, как люди могут так безответственно поступать и подводить кучу других.

Ты с группой «Штадт» поехала, верно? Много ли человек было во время запланированного начала?

Да, верно. Я ожидала, что вообще придёт пара десятков на сам фестиваль, не больше. В итоге часам к 3-4 люди реально стали подтягиваться. В цифрах сказать не могу, но интерес у публики однозначно был.

Все группы были на месте к назначенному времени саундчека? Когда узнали о проблеме с отелем?

Все московские группы были точно, местных я в лицо не знала, поэтому ручаться не буду. Определённого времени, когда мы узнали о проблемах с проживанием, не было, всё сильно тянулось и металось между артистами и людьми, которые вроде как были сопричастны проведению этого фестиваля. Часам к 6-7 по территории  Соловьиной рощи начали ходить два работника отеля: мужчина и женщина. Ходили, наблюдали за нами — складывалось не очень приятное ощущение. Ну и тогда кто-то нам как раз сказал, что проблема в неоплате номеров. И длилась вся эта неразбериха часов до 11 (а то и позже), пока мы не поехали на ночной сет в другое место. За это время успевали и опровергнуть этот «слух», и заново его подтвердить. Когда нас непосредственно выселяли (часов в 8), девушка на регистрации сказала, что ничего не оплачено и, к сожалению, скоро будут вызывать полицию, если ничего не изменится. Тоже не очень приятное известие.

 

А как в итоге решили этот вопрос? Группы поехали за вещами обратно и как-то ночью добирались обратно в Москву?

Честно, я не знаю, как именно решили этот вопрос в итоге. Это всё в такую адовую кашу преобразовалось. Всё это время организатор то заходил в отель, то выходил из него. Не выпускал из рук мобильный телефон. Мы к нему неоднократно обращались, чтобы хоть как-то выяснить ситуацию и нашу дальнейшую судьбу. Ничего конкретного он не говорил, кроме лишь того факта, что они обусловились, что Вова платит обед, а все остальное под расписку. Через какое-то время опять просил у тех ребят, кто был рядом со входом в отель деньги. Вроде тысячи 3 просил в этот раз , но ни у кого не было нужной суммы, а пара последних соток не спасла бы положение, учитывая, что надо было как-то думать об обратной дороге. Короче, в итоге просидели мы там до полуночи, пока девочка из «Розовый Рап» не сказала, что ночной сет будет и вроде уже стоит аппарат.

Ну мы с Димой из «Штадта», Геной из «Звёзд» и с ребятами из «Розового рапа» поехали туда. Остальные московские артисты были в других местах. Где — я не знаю. Вещи забрали все ещё часов в 8, когда нас непосредственно выселили из номеров. Вопрос об обратной дороге нас очень сильно волновал еще с тех пор, как мы узнали о неоплате отеля. Вова уверял, что вэн есть и нам не стоит по этому поводу волноваться. Но никто не говорил, куда он подъедет и во сколько. Когда мы были уже в местном ночном баре «Вертушка», где и должна была проходить ночная программа, через какое-то время заявился организатор. Мы начали его ещё раз расспрашивать по поводу нашей обратной дороги, на что он опять же заверил нас, что «все точно есть». Все так же начало затягиваться, выяснилось, что водитель не выходит на связь (на просьбу переписать номер себе и позвонить со своего телефона, Вова лишь очень смято со своих рук на пару секунд повернул экран и убрал обратно).

Потом шла речь о том, что он, оказывается, не оплачен, а должен быть оплачен по факту нашего приезда в Москву или что-то вроде того. В общем, слушать это все было уже невозможно. И доверять словам организатора тоже. В итоге кто-то из москвичей все же нашел вэн, который забрал нас часа в 3 ночи на опустошенной улице, на который мы скидывали свои последние деньги.

 

Группа Штадт — Дмитрий Филюшин

В городе Курск должен был состояться фестиваль «Культпросвещение. Лето», на который мы с Геной из группы «Звёзды», с «Источник» и остальными выехали из Москвы. Не состоялся он по вине некомпетентного организатора, который с нулевым бюджетом берётся за довольно серьёзный фестиваль. Казалось бы, всё шло почти ровно вплоть до нашего приезда в Курск, если не учитывать что аппарат на концерт организатор Владимир нашёл только лишь на рассвете дня проведения фестиваля.

Начало мероприятия планировалось на 14:00, но были проблемы с источником электропитания сцены. После долгого ожидания артисты, заявленные в лайнапе, скидывались организатору на шнур. Шнур привезли, но оказалось, что звукооператор не готов включать оборудование без оплаты вперёд, которую Вова по непонятным причинам не внёс.

Аналогичная ситуация с отелем: из-за неоплаты всех нас выселили из номеров. Далее поступила новость об отмене дневной-вечерней программы «фестиваля».

 

 

Мы с Геной приняли решение взять инициативу в свои руки и отыграть сокращённые сеты на ночной вечеринке фестиваля. Здесь мы уже впервые столкнулись с явлением, когда звукооператор не знает что такое «канал» и «реверберация». Обнаружилось, что дорога обратно в Москву ещё тоже не определена, денег на неё у организатора так же не имеется. На наши попытки решить этот вопрос диалогом Владимир Чаплыгин реагировал метанием из угла в угол с озадаченным видом и не отвечал на вопросы. На последнюю попытку ведения диалога он отреагировал ухудшением физического состояния.

Договорились мы с Вовой о моём участии ещё до широко известной истории, в которой фигурируют Sonic Death. Я даже после этого скандала не отказывался от участия. Обсудил заранее с организатором один нюанс: я в лайн-апе только при условии наличия гарантированного транспорта Москва — Курск — Москва и всех остальных бытовых мелочей, таких как питание, проживание. Несмотря на весь шум, произведённый ещё тогда, я не отказывался от участия и надеялся на гарантию безоговорочного выполнения этих мельчайших общепринятых моментов. Я надеялся, как он выразился в одном из своих постов, на то, что я знаю его «не меньше других» или как-то так он писал. Но он всё равно подвёл и, видимо, воспользовался доверием.

А были ли истории с невыполнением обязательств ранее?

Поговаривают, что с Shortparis было нечто подобное,  «Буерак» также потверждали, что организатор «мутный». В прошлом году я приезжал к нему дважды с другим проектом. По обеспечению всех условий в те два раза у меня к нему претензий нет.

В Курске нет организаторов, кроме Вовы?

По всей видимости независимой сценой занимался именно он.  Я могу ошибаться, но он утверждает, что привозы независимой сцены — его заслуга. Да и судя по реакции людей в комментариях, видимо, да, он единственный, на ком была эта ноша.

Михаил Конатус, Лера Мацуева