Мы решили узнать, как проходит культурная жизнь в регионах России, например, в Ижевске. Есть ли она вообще, а если есть, то кто эти люди и что ими движет. Буквально два года назад ничего подобного в городе не было.
Задали несколько вопросов Оксане Бода, организатору фестиваля Сода в Ижевске, который проходит уже в третий раз. 5 мая на нем выступят Sonic Death и коллективы из Ижевска, Уфы и Набережных Челнов.
Расскажи немного о себе? Чем занимаешься, как пришла к организации фестивалей и других мероприятий в Ижевске?
Изначально я рекламщик и иллюстратор. Несколько лет назад я не могла найти работу. Пробовала от продавца одежды до аниматора, не сросталось. Плюнула на поиск и начала мутить лекции про рисование для друзей. Прошла разные курсы, школы, форумы. В итоге два года назад попала в местный арт-центр, где неформальная команда делает выставки, концерты, лекции и прочие движухи. С тех пор там и тусуюсь, учусь, вдохновляюсь и уже делюсь опытом с другими. По трудовой безработная до сих пор.
Можно подробнее про ваш арт-центр?
Арт-центр, где сейчас работаю, это самоорганизация, выживающая за счёт самоокупаемости. Главный ориентир — современная культура в любом проявлении. Там нет вертикали власти и почти любой может реализовать свою идею или получить помощь. Набор мероприятий очень обширный — от лекций про радикальное искусство, концертов Казускомы и Электрофореза до детских праздников и вечеров авторской песни.
В чем заключается идея фестиваля Сода?
Идея фестиваля в развитии независимой сцены, в обмене опытом с другими городами, в поддержке новых групп. Блин, ну серьёзно — у нас куда ни плюнь — либо грушинская акустика, либо металл. Никакого разнообразия! А в соседних городах если и есть группы других жанров, то им не всегда есть где себя показать и кому. Разве что, в столицы пытаться ехать. Пора создавать альтернативы.
Ты одна организовываешь фестиваль?
У меня есть любимая команда бойцов. Они помогают мне советом, поддержкой, забирают себе срочные дела. Я занимаюсь всей логистикой фестиваля от поиска музыкантов, договоренностей с площадкой до рекламной компании, бюджета и райдеров.
Какие открытия в российской музыке произошли за последнее время лично для тебя?
Для меня открытия последних месяцев — это группы из Уфы. На Соду едут три(!) коллектива оттуда. Там что-то невероятное творится. Залп шугейза какой-то. Довольно добротного. Про «Акульи Слёзы» вы уже писали, но там ещё около десятка интересных начинаний. Из совсем нового — группа «Вскрытый Потенциал».
Дважды хедлайнером на нем была группа Sonic Death, это чем-то обусловлено?
С Sonic Death забавная история. Прошлым летом меня подруга слёзно попросила их привести, потому что не попала на фестиваль «Боль». И, собственно, чтобы окупить привоз мы сделали формат фестиваля. А в этот раз наоборот — уже сформировали лайп ап третьей Соды, как мне написали соники и предложили соединить фестиваль с их сольником. Вышел своеобразный цикл.
Ощутим ли рост количества посетителей феста?
Посетителей стало больше и они начинают ждать следующий фестиваль. Если в первый раз они шли на Sonic Death и «что-то там какие-то ещё группы», то сейчас они идут именно на Соду. Сарафанное радио повлияло и отсутствие аналогов рядом.
Можешь рассказать что-то про посетителей вашего феста, кто они?
В основном, конечно, подростки. И это нормально — им интереснее тусоваться и узнавать новое. Но есть и люди постарше, увлекающиеся российской музыкой. Мне очень нравится в нашей публике, что они разные по темпераменту. Приходит кучка грустняш, отдыхает в углу, покупает стикеры и слушает музыку. Потом вваливается толпа тусовщиков, слэмятся, прыгают, общаются. И всем комфортно. Это главное.
По какому принципу выбираете хедлайнера и местные группы?
У меня два принципа, которые ещё не подводили: Первый — музыка группы должна нравится мне и другим организаторам. Если у самого уши вянут — выйдет не концерт, а фигня на палочке.
Второй — музыканты должны быть адекватными, в меру еб*нутые, но при этом без закидонов с звёздной болезнью и подобным. У новых групп, как правило, нет менеджера и работать с ними нужно напрямую.
Какие не местные группы в Ижевске по вашим ощущениям собирают довольно много людей на своих концертах или кто часто заезжает в последнее время?
Популярность определённых групп в Ижевске не особо отличается от других городов провинции. Все бегут на Пошлую Молли, Фейса, Элджея и так далее. Ну, Аффинаж много собрал недавно. Ещё у группы Свидание сформировалась своя стойкая аудитория в Ижевске.
Радует, что начали появляться новые организаторы, которые устраивают концерты менее известной музыки. Вспышки привозов «новой русской волны» тому пример.
А что в твоем понимании «новая русская волна»? Просто есть довольно много мнений по этому поводу, и у всех оно разное.
Это очень условный термин, употребляю его с иронией, обобщая исполнителей, которые стали популярны не так давно, либо становятся прямо сейчас и пока не сильно знакомы любому Васе с улицы.
И на что ориентируетесь, когда встаёт вопрос, кого же звать на фест или сольный концерт?
Я очень некоммерческий человек. Это мой минус, наверное. Я не смотрю на потенциальную прибыль из-за популярности музыканта. Вижу, что у группы, которую люблю тур — спрашиваю про условия. А дальше уже принцип про адекватность музыканта.
«Часто люди думают, что у нас происходит ровно ничего.»
Сложно ли в Ижевске быть организатором культурных мероприятий? Есть ли проблемы с площадками? Или быть может есть люди, которые всячески помогают в организации подобных инициатив?
В Ижевске есть проблема низкой информированности. Часто люди думают, что у нас происходит ровно ничего. А потом спрашиваешь таких «а ты афишу мероприятий смотришь?», отвечают стыдливым мычанием. Поэтому, делая культурные мероприятия, приходиться орать всем и повсюду о них. Удмуртия «интровертная» республика и тяжела на подъём.
По поводу площадок. Есть острый дефицит универсального места для разной аудитории, чтобы была свобода самовыражения и безопасность. Пока что смотрим на другие города и по тихому завидуем.
«Там нет вертикали власти и почти любой может реализовать свою идею или получить помощь.»
То есть если и есть какие-то доступные площадки, то либо они имеют какую бы то ни было цензуру, либо попросту не безопасны для посетителей? А на какие города и конкретные площадки вы бы хотели ориентироваться?
Да, прямо в точку. А ещё у нас нет доступной площадки на 300-500 посетителей. Работаем с маленькими помещениями и иногда не влезаем.
Да даже в близком Сарапуле есть среднего размера площадки с адекватной ценой.
Как давно культурная жизнь в Ижевске стала такой насыщенной? Просто буквально года три назад на моей памяти ничего подобного точно не было, ни лекций, ни фестивалей Чем это может быть обусловлено?
Всплеск культурной жизни был в начале нулевых, потом пошёл на упадок. Сейчас снова что-то стало происходить, отходя от сна.
Просто появились личности с позицией «хочешь что-то в своём городе — сделай это сам». Эдакие мазохисты с хорошей инициативностью. Возможно, я из числа этих конченных как раз 🙂