"Музей уличного искусства".

Интервью с участниками «СМЕРТЬ ФЕСТ VII»

Через две недели, 17 марта, в Санкт-Петербурге пройдёт фестиваль альтернативной сцены «СМЕРТЬ ФЕСТ VII». Сегодня мы немного расскажем об истории фестиваля, а также поделимся интервью с участниками и организаторами, группой «ПСИХЕЯ».

Самый первый «СМЕРТЬ ФЕСТ»  состоялся в 2005 году – «ПСИХЕЯ», как организатор, смогла собрать самые крутые коллективы страны, объединив в последующем Sakura, 7000$, Maria Abort, Chosen и многие другие. В 2012 году — юбилейный, пятый по счёту фестиваль собирает как ветеранов — в лице ПСИХЕИ и Death For The Sake Of Life, так и новых участников — VАКЦИНА, ПИРВОВРЕМЯЧУМЫ, Пионерлагерь Пыльная Радуга и Anaemia.

В предверии  «СМЕРТЬ ФЕСТ VII«, который пройдёт в «Музее уличного искусства» , мы пообщались с Дмитрием «Фео» Порубовым и взяли интервью у нескольких музыкантов: об актуальности фестиваля и о том, как изменилась андеграундная музыка.

 

Психея
Выступление ПСИХЕЯ

Дмитрий «Фео» Порубов  / «ПСИХЕЯ»

 

Как изменилась андеграундная музыка с первого «СМЕРТЬ ФЕСТА»?

Раньше Смерть Фест объединял музыкантов, которые были близки нам по духу, играли совершенно разную музыку — от Стаса Борецкого и 2H Company до Психеи, ПТВП, Свиньи в космосе, всяких диджеев драм коровых и так далее. Это были люди, которые нам близки,и которые просто нам нравились, и мы считали, что они играют актуальную музыку. Поскольку тогда не было особо хороших площадок, а медиа вообще не освещало всю эту прослойку, так сказать, экспериментальных новых групп, то у нас появилась неплохая аудитория. Мы неплохо существовали. Попадали в зарубежную прессу, выпускали DVD и так далее.

Сейчас рамки Смерть Феста немного расширились. Он стал гораздо масштабнее, хоть и раньше проходил в разных городах. Сейчас мы делаем акцент на новое поколение андеграунда с сырым, мощным звучанием, в основном, но есть, конечно, и что-нибудь особенное…

Добавлю, то, что альтернативная музыка во все времена делалась теми людьми, которые очень хотели это делать. Играли чаще всего для себя, хоть иногда и попадали в некоторые топы. Но и сейчас существует огромная прослойка музыкантов, которые нигде не представлены, но это уже следующее поколение отечественной музыки. Прежде всего альтернативная музыка — она растёт из себя, поэтому ни от кого и не зависит. Музыканты занимаются этим от души, честно, и вот такой вот современный андеграунд — молодой и дерзкий.

Какие группы молодой сцены достойны внимания не только у нас, но и за рубежом?

Актуальные группы перечислять я не очень любитель, на самом деле, достаточно много коллективов могут быть актуальны где угодно. Другой вопрос — их никто не раскручивает просто. Молодое поколение музыкантов, которые достаточно оригинальны, могут быть интересными в любой точке света на самом деле. Вопрос понимания лирики и вообще желания продвигаться. Я вот, например, люблю группу Телеэкран — из молодых групп, неплохая группа «PLOHO», УБИЙЦЫ CRYSTAL, но и ещё разные есть коллективы… Но мы отдельно для этого фестиваль проведём скоро.

Насколько актуален «СМЕРТЬ ФЕСТ»?

Актуальность фестиваля, как мне кажется, как раз таки заключается, в том, что он просто произошел. Потому что нельзя задумать — давайте проведём актуальный фестиваль, хотя такая концепция тоже имеет место быть.
Но мне кажется сам хеппенинг, само сборище групп и публики, в момент когда собственно всё это происходит — обретает актуальность, а не то, что это задумывается заранее.
Я думаю такие фестивали, которые объединяют много групп — они всегда актуальны будут во все времена. И вот мы объединили всех, под одним, так сказать, знаменем в этот раз. Посмотрим какой будет этот фестиваль.

Эпигонство ещё имеет место быть?

Эпигонство всегда имеет место быть, потому что вместо того чтобы придумывать что-то своё, многие просто копируют, подражают. Но вопрос в том — кто остаётся на этом пути, постигает некоторые вещи, тот со временем может придти, в общем то достаточно далеко в музыкальном плане, и развиться достаточно серьёзно. Вот и интересно смотреть на музыкантов не в конкретный момент, а именно в развитии со временем. Но пожелаем, чтобы эпигонов было поменьше, конечно. У нас в стране любят копирнуть на самом деле, надо своё делать ребята, своё рожать.

Какой была бы «Психея», если бы начинала не в 90-е, а, скажем, в 2015-2017?

Неизвестно. Когда мы начинали, информация ещё не так быстро носилась, но мы её улавливали неплохо. Думаю, она была бы такой же. Ни на кого не похожей, бодрой и весёлой, душевно невероятной какой-то… В общем неизвестно. Пусть какая вот она есть сейчас — такая и будет.

 

DITA REDRUM
DITA REDRUM

DITA REDRUM / «Dita Redrum»

 

Как изменилось положение андеграундной электронной сцены в целом за последние 10 или 5 лет?

Мне кажется за последние 10 лет электронная андеграунд сцена полностью обновилась благодаря появлению огромного количества интернет ресурсов для шеринга своего контента, независимых лейблов и отказа от традиционного способа саморекламы. Музыканты стали больше внимания уделять визуальной составляющей своих проектов, родилось огромное количество субжанров, которые мутируют из года в год. В целом выросло и качество звука, программная составляющая в данный момент позволяет будучи бэдрум продюсером выпускать вполне качественный продукт.

Был ли опыт участия в «Смерть Фесте» ранее как участник или зритель? Какие ожидания от публики, насколько уместно твоё творчество в рамках фестиваля?

На Смерть Фесте еще не был ни в качестве исполнителя, ни зрителя. Мы выступали с живыми сэтами на каждом Постфесте, кроме 2017 года, по причине дабл букинга, который также организовывает и продюсирует Психея и их команда. Мне сложно судить об актуальности чего либо вообще, но состав фестиваля мне крайне импонирует, как и сама идея и его концепция.
Что касается нашего же присутствия на нем, то мы в свою очередь готовим полноценный живой сэт, поэтому да, я считаю мы будем вполне органично смотреться.

Какие 5 групп среди участников фестиваля ты бы выделил? Какие из не участвующих музыкантов или групп могут быть интересны публике?

WLVS, Glosoli, Ypres, Pechora и Crossparty.
Насчёт проектов, которые не участвуют в фестивале, я очень хотел бы увидеть The Death of her money и Мища.

TSYGUN
TSYGUN

Илья Marvel / «TSYGUN»

 

Как изменилась андеграундная музыка?

Музыка, а точнее сами музыканты в России сильно выросли. Раньше например было проблемно для 90 процентов групп сыграть свой материал лайвом на записи, а теперь добрая половина играет его и даже оставляет такие записи на альбом.

Сцена выросла в своих размерах. Материал, который придумывают и исполняют группы, стал взрослее, интереснее. Многие нашли свой звук (не только гитаристы, но и барабанщики) — чему способствует развитие производства отечественных музыкальных инструментов, а также осведомленность чуваков о том, как и зачем крутили свои ручки фирмачи на западе в 90-х. Студия DTH например ведет неплохую пропаганду за качество исполнения и воспроизведения на концертах и на записях своей музыки группами, и подавления этого пассивного подхода к всей концепции группы в целом.

Был ли опыт участия в «Смерть Фесте» ранее как участник или зритель?

Я лично (Илья, гитарист) был несколько раз на Смерть Фесте, когда жил в Питере с 2005 по 2010 года. Всегда нравилась Психея — поэтому основную массу концертов в Питере в те года я посещал)

Тогда может что-то из опыта и вынес — как минимум крутой движ. Сейчас уже и не помню точно. Но думаю что с учетом нынешнего состава Смерть Фест как никогда актуален, особенно в Питере, где на концертах андеграундных групп, к сожалению, очень низкая посещаемость.

Какие 5 групп среди участников фестиваля ты бы выделил? Какие из не участвующих могут быть интересны публике?

Да я чет никого не запомнил почти кроме Хелшуг. Насчёт публики — а фиг его знает. Особенно про публику Питера — сложно что либо говорить. Но я думаю ДИСТРЕСС бы вписались хорошо туда. Или еще есть крутая группа ОККУЛЬТ. Это такой московский Дет. Если с ними в пачку поставить группу PYRE — то будет настоящий СМЕРТЬ фест!

 

YPRES
YPRES

Иван Токарев / «YPRES»

 

Как изменилась андеграундная музыка в твоём понимании? Как изменилось положение сцены?

Не думаю, что скажу что-то новое, но, на мой взгляд, вся разница между андеграундом и, я так понимаю, коммерцией сводится лишь к получению выгоды против искреннего желания делать. В любом случае, если раньше подполье ассоциировалось с любительским уровнем низкого сорта, то сейчас же молодые и неизвестные исполнители подчас звучат и играют не хуже давно продавшихся и заработавших состояния отцов. А порой даже лучше. Так что эти два давно уже условных лагеря зачастую разделяют лишь число подписчиков в социальных сетях и размеры гонораров, а уж точно не качество музыки и уровень исполнения. Далеко не в первую очередь, по крайней мере.

Касательно тяжёлых направлений и особенно если говорить за отечественную сцену, то эта картина ещё более наглядна. Ни для кого не секрет и очевидно, что с развитием сети и скорости передачи данных музыканты не только стали понимать, как оно может быть, но и как этого достигнуть. И если в Нью-Йорке или Лондоне независимые исполнители уже не один десяток лет имеют понимание обо всём, начиная с инструментов и заканчивая подачей на сцене, то у нас ещё лет 10-15 назад многие играли без малейшего представления о каком-либо качестве. Сейчас же, безусловно, всё куда лучше. А если точнее – на пути к осознанию унификации музыкального мира, когда то, что ты делаешь больше не страдает от недостатка информации и примеров перед глазами.

Был ли опыт участия в «Смерть Фесте» ранее как участник или зритель? Актуален ли он?

Увы, не доводилось быть ранее ни в качестве зрителя, ни как участник. Но я знаком с командой организаторов по серии фестивалей Пост-Фест, а также по работе в клубе Лес. Качество мероприятий у них всегда более чем на уровне, так что и в этот раз не сомневаюсь – движ будет крутым, а судя по лайнапу – и весьма актуальным.

Какие 5 групп среди участников фестиваля ты бы выделил? Какие из не участвующих могут быть интересны публике?

Ох, с этим сложно… На фестивале более половины команд друзья и приятели – не назвать кого-то будет сулить расправой прямо на месте, так что я бы воздержался (закадровый смех). Из не участвующих назвал бы Колчак, Ил и Кащей (они же Kashchey).

 

JARS
JARS

Антон Образина / «JARS»

 

Как изменилась андеграундная музыка в твоём понимании? Как изменилось положение андеграундной сцены по панк или тяжёлым направлениям за последние 10 или 5 лет?

Не знаю, я же не культуролог и не журналист, чтобы следить за всем этим. Это вы мне должны об этом сказать. Кажется, всего стало больше, но при этом всё стало меньше. Леха Никонов и Фео были героями и в нулевых, и десятых, никто им на замену не пришел. Сейчас гораздо круче быть аналитиком и собирателем; если угодно, условный Юрий Дудь имеет больше значения, чем люди, которые к нему приходят.

Положение всякого тяжелого гитарного, думаю, меняется к лучшему. Вы же решили взять у нас всех интервью! Ну и не могу не упомянуть недавнюю невероятно дурацкую, но все же большую статью «Афиши» про героев прошлых «Смерть Фестов» и похожих мероприятий. То есть, про некий альтернативный рок; там еще заголовок а-ля «больше не худшая музыка в мире» – блин, да она и не была худшей! Короче, все нормально, мы еще придем поплясать на ваших могилах.

Был ли опыт участия в «Смерть Фесте» ранее как участник или зритель? Что из него вынес?

Опыта не было. Сначала я был слишком мелкий, чтобы ходить на такие лютые мероприятия, а потом недостаточно взрослый, чтобы плюнуть на снобизм и угореть. Ну и посмотрите на лайн-ап летнего «Мазерленда», это же лайтовый Смерть Фест.

Какие 5 групп среди участников фестиваля ты бы выделил? Какие из не участвующих могут быть интересны публике?

Конечно же, Психею, потому что она есть в дурацкой статье с апологией АЛЬТЕРНАТИВНОГО РОКА на «Афише». ВЛВС, потому что в отличие от прочих мрачных хардкор-групп у них есть чувство юмора. HALSHUG, потому что иностранцы (как удивительно!). TSYGUN, потому что мы платим им за базу. GLOSOLI хорошие и подписаны на наш паблик, как же их не любить.

Про публику опять социологический/журналистский вопрос, это вам лучше знать, что может быть ей интересно. Музыкант в идеале тупее журналиста, его задача не анализировать, а играть.

WLVS
WLVS

Мокис Владимирович / «WLVS»

 

Как изменилось положение андеграундной сцены по тяжёлым направлениям за последние 10 или 5 лет, например, в Самаре?

Если мы говорим про Самару,то за последние 5 или 6 лет она точно изменилась к лучшему,к примеру если в 2012-м на (не люблю это слово) андеграудные концерты приходило дай бог 30 человек, то сейчас можно забить до отвала реп точку или в какой нибудь локации собрать 100 человек на междусобойчике местных групп. Появился ежегодный Подполье фест в Самаре который собирает в среднем 250 человек — это на мой взгляд потолок по количеству людей, что так-то печально для города миллионника. Но тенденция хорошая, постоянно новые лица видишь на шоу, групп стало больше, надеюсь дальше будет еще лучше. Ну и так все душевненько обычно,это не может не радовать.

Если говорить про страну в целом, то прогресс на лицо мне кажется. Все учатся или научились хорошо записываться и сводиться, собирать приличное количество людей на своих шабашах и что самое главное — писать отличные песни. Я вообще уже года два как слушаю преимущественно русскую музыку, как-то она ближе сердцу.

Был ли опыт участия в «Смерть Фесте» ранее как участник или зритель? Актуален ли он?

На Смерть Фесте не был и не участвовал никогда, но думаю что две вещи вынесу из него точно — отлично проведенное время в отличной компании, крутое шоу с крутым звуком и кучей народу, надеюсь конечно.

Какие 5 групп среди участников фестиваля ты бы выделил? Какие из не участвующих могут быть интересны публике?

Лично для меня это Психея,Volan,JARS,Halshug и Dita redrum еще посмотрел бы, у них был оч крутой трек с anyka komanda, просто пушечный.

Если смотреть на составы предыдущих Смерть Фестов, по крайней мере которые я видел когда-то, то я бы хотел видеть ПТВП, Sakura и Maria abort chosen, правда двое последних канули в небытие к сожалению. а кто был бы интересен публике — лучше спросить у этой публики. К примеру из питерских я бы хотел видеть Колчак и Euglena среди участников.

Pressor
Pressor

Антон Хмелевский / «Pressor»

 

Как изменилась андеграундная музыка в твоём понимании?

Очень объемный вопрос, из которого пожалуй могла бы вырасти обширная дискуссия. Но, что точно можно сказать точно — стало много по-настоящему крутых групп! Порой на небольшом андеграундном концерте можно увидеть группы, профессионализм которых был бы в пору большим фестивалям. Здесь уже все меньше места остаётся «однодневным» группам. И это хорошо!

Был ли опыт участия в «Смерть Фесте» ранее?

К сожалению нет, не принимал участия в фестивале, даже как зритель, хотя имя слышал неоднократно. Фестиваль несомненно актуален как минимум потому что даёт возможность группам выбраться из подполья на более или менее крупную сцену. К тому же, особенно в этом году, Смерть Фест демонстрирует свою стилистическую разноплановость, что несомненно является жирнейшим плюсом!

Какие 5 групп среди участников фестиваля ты бы выделил?

Смотрю на лайнап и разумеется сразу в глаза бросаются друзья и коллеги Ypres и Dead man tells no tales (последние решительно добавят фесту особого шарма). Несказанно рад второму появлению в РФ шведов Halshug, предыдущий удар по яйцам от этих подонков произвел отличное впечатление. Северный железобетонный грув группы stubborn так же очень в кассу! Да и в целом состав в этом году очень плотный, сложно выделить всего 5 групп.

На следующем фестивале по моему мнению могли бы выступить такие столичные ветераны как illegal Ones, C.Х., ИЛ. Питерские The Grand Astoria, Grave Disgrace, Хвойная Вязь, петрозаводские Вепсская миля и Бакурли.

 

Михаил Конатус

Тэги: , , , , , , , , ,