Как прошла БОЛЬ 2019: 12 мнений

Прошедший фестиваль «БОЛЬ» стал одним из самых обсуждаемых российских мероприятий 2019 года. Дав время на передышку, мы решили составить общую картинку через обширные впечатления гостей мероприятия и музыкантов, непосредственно выступавших на событии.

Фёдор Вылегжанин. Гость мероприятия

Сложно сказать, на кого шёл — как и в прошлые несколько раз, я купил билет сильно заранее, и уже потом стал решать, кто мне интересен. Как обычно, на фестиваль позвали много групп которые я и так слушаю: «ГШ», Usssy, Kate NV, «макулатура», Super Collection Orchestra. Кроме них ждал выступления Algiers (личный фаворит), Kikagaku Moyo, Death Grips, разумеется. В этом году без неожиданных открытий — еле успевал на тех, кого уже знаю. Расписание опять убило надежду послушать половину того, что хотел. Лекция Ромы Михайлова — полная неожиданность, давно слежу за тем, что он делает, и совсем не думал что он что-то расскажет на «Боли».

Приятно, что фестиваль стал интереснее. Раньше это было что-то в стиле «четыре сцены, мерч и еда». В этом году немузыкальная активность — важная часть происходящего. Лично мне очень помог бесплатный чай и будка «психологической помощи» от The Village. Другое дело, так ещё острее ощущается, что времени на все не хватает.

Вообще очень часто было ощущение, что и организаторам, и посетителям хочется как можно больше (продать билетов, успеть послушать групп,..), но реальные возможности ограничены. «ЗИЛ» еле вмещает столько посетителей, три дня фестиваля еле вмещают всё, что происходит в его рамках.

Организовано всё не идеально: иногда охрана не пускала в почти полные, но всё-таки не переполненные залы. На сцене «Гегель» учли опыт прошлого года и сделали ровный пол вместо ступеней, на которых неудобно слэмиться, но от этого задним рядам хуже видно сцену. Не всегда радовал звук, особенно на сцене «Арендт». Но в целом сильно негативных впечатлений не осталось.

Антон Вагин. Музыкант группы «Кобыла и Трупоглазые Жабы». Автор канала «Всякая годная попса»

В качестве «Кобылы и Трупоглазых Жаб» в этом году выступали впервые, но фактически играли на «Боли» и раньше: в 2015-м были аккомпанирующим составом у Алексея Вишни. В качестве зрителя никогда не был.

Наше выступление, как мне кажется, вышло неплохим, но, конечно, далеко не лучшим по сравнению с некоторыми другими нашими концертами. Во-первых, всё-таки даже 50 минут для нас маловато, нормально программу не раскроешь, куча людей всегда будет недовольна отсутствием той или иной песни. Во-вторых, была пара проблем со звуком, которая привела к тому, что песни с гитарой прозвучали несколько смазано, на мой взгляд. Кто виноват в этих проблемах, до сих пор не уверен. Возможно, я, возможно, звукачи. Организация мероприятия, в целом, была на уровне прошлого года, хотя в том году расписание на нашей сцене соблюдалось неукоснительно, а в этом всё задержалось из-за того, что группа «Поехали» решила сыграть дольше по времени, и никто их не остановил вовремя.

Публика отличная. Звук — тоже (за исключением вышеописанной мелкой проблемы). Всё ещё считаю ДК «ЗИЛа» неудачным местом для такого фестиваля, но раз сделали там, значит, были причины. В целом, всё прошло хорошо, но я почти не слышал остальные группы и вообще, кроме закулисья и своей сцены, нигде не был.

 

Ольга Бакурова. Гость мероприятия

Я шла на Албарна. Человек, под чью музыку я выросла, и пусть GBQ не такие популярные, мне они успели залезть под рёбра. Его выступление больше всего и запомнилось, он много говорил с публикой, но больше всего мне запомнится, как он играл на клавишах с видом довольного лягушонка. Была рада, что услышу Cloud Nothings, «Утро», «Аигел» (видела презентацию первого альбома и это было ух!). Ну и MC Ride, конечно.

Классно, что были многоразовые стаканы, но я слышала, что многие не смогли их сдать из-за того, что у организаторов закончился размен. Стрёмно, что можно было выходить только один раз.

Больше всего раздражал размер сцен. Надо было ставить SOPHIE хэдлайнером второго дня, люди на ней почти задыхались. В «Гегель» часто невозможно было попасть. Ещё звук почти везде был убитый, а я была на многих из этих групп, у них звук лучше был (даже когда «Дом Престарелых Аутистов» выступал в антикафе, а ведь это место не совсем для музыки, в отличие от фестиваля). Я не была на прошлогодней «Боли» (это моя первая), говорят, что там хуже было, но если вы везёте ТАКИХ артистов и продаете СТОЛЬКО билетов за ТАКИЕ деньги, то можно и получше всё организовать.

Но, в целом, фестиваль вышел хорошим, спасибо за лайн-ап, не ожидала, что в России вообще такие можно делать.

Группа «СОЮЗ»

Мы выступали на Боли впервые, до этого в качестве зрителя тоже не бывали. Организация нас очень порадовала: все возникающие вопросы оперативно решались командой фестиваля. Публика была очень даже открыта новым именам, в этом смысле Боль напоминает шоукейсы: на нашем концерте были люди, которые впоследствии подходили и рассказывали, что слышали нас впервые и впечатлились. Звук на всём фестивале был достойный.

 

Мария Гусь. Гость мероприятия

Очень долго думала, ехать в этом году или нет, но всё же решила, что Death Grips пропускать нельзя. Специально ездила из Тулы на последний день, потому что дорого. Шла ради DG и Shortparis, и, если честно, больше ничего не зашло в этот день. Black Midi вообще мимо прошли из-за плохого звука. Но вообще для меня они стали интересным и неожиданным открытием, дома теперь слушаю с удовольствием. Организация спорная. В общем-то с одной стороны всё на высшем уровне, не ощущалось каких-то проблем сильных. Очередей на входе на фестиваль не было, туалетов полно, присутствие силовых структур не отвлекало, охранники вежливые.

При этом хреновый звук в «Гегеле» и очереди на вход туда, не дающие уверенности в том, что вообще зайдёшь туда. И ещё печально, что на главной сцене не было экрана. Ну, знали же, что солд аут, и многие люди просто ничего не видели. Я тоже, это заставило чувствовать боль. Вот тех, на кого пришла, и кусочка не видела из-за огромной толпы, деревьев… Да и сцены на каких-то 3-4 этажах это тоже жестоко. Наверное, пора менять площадку, хоть лично мне и нравится по-своему «ЗИЛ».

А публика было неплохая. Я не видела сильного мясного слэма на грибах, что было странно. А ещё у сцены на DG кто-то занимался сексом прямо в толпе. Меня это не удивило, так как уже было так пару лет назад.

Группа SUPRUGA

На фестивале «Боль» мы выступали впервые, до этого никогда его не посещали в качестве зрителей. На наш взгляд выступление прошло отлично. Звуком рулил наш давний друг Стас, работающий на крутой студии «DTH», поэтому всё было хорошо и в этом плане. Публика на фесте, как нам показалось, была очень дружелюбная, по крайней мере мы никаких эксцессов не заметили. Ну и плюс на каждом артисте было всегда довольно много людей (из того, что сами успели посмотреть) как, собственно, и на нашем сете — это безусловный плюс. К организации не придраться, всё было очень комфортно.

Больше всего, конечно же, понравилось наше выступление. Всем, кто пришёл поддержать нас — огромный респект! Потом, конечно же, всё, что хотели посмотреть сами, HEALTH вот, к примеру — просто нереально круты живьём. Также очень понравились выступления Cloud Nothings, The Canyon Observer, solo.operator (очень классный дрон/эмбиент, сыгранный на баритональном саксофоне), Death Grips, ну и конечно же наших друзей TSYGUN. Очень здорово, что в этом году появилась театральная сцена и культурные рамки фестиваля начали расширяться.А вот по поводу того, что совершенно не понравилось — честно говоря, затрудняемся сказать.

 

Евгения Петрова. Гость мероприятия

Я была на всех трёх днях и меня поразили «Аигел» и «макулатура» в самое сердце. Мощнейшие ребята. Ходила в основном на русских исполнителей, потому что их эмоции всё же ближе, потому что на твоём языке.
Особенный момент — это когда исполнитель из «макулатуры» на одной из песен спустился в зал, его окружили люди, и он в глобальном каче читал рэп. У меня от этой мощи прям мурашки пошли по коже.

По организации понравилось в принципе всё. Очень интеллигентная охрана, прям здорово и спокойно всё объясняли. Я на «Трупоглазых жабах» потеряла телефон в зале, так они включили свет после выступления и прям подбадривали и говорили «Найдёшь, найдёшь». И нашла. Публика — класс, конечно, особенно ребята с детьми. С маленького возраста вкус нормальный вырабатывают

Группа Low Kick Collective

На Боли выступали впервые. В качестве зрителей раньше не были. Постарались отыграть на все 100%, но без ошибок не обошлось. Организация отличная. А вот со звуком были проблемы — все тонкости нашего саунда передать не удалось. Но, несмотря на это, аудитория очень тепло приняла материал и это приятно.
Понравилось почти всё: и слэм под «ГШ», и слэм под Algiers. Usssy, сидр, стаканы, вообще весь мерч. Очень культурный в плане публики фестиваль. Встретили много старых друзей.

 

Светлана Матвеева. Вокалистка группы «Деревянные киты»

Очень классный фестиваль. Приезжаем на него второй раз. В том году мы были на «Боли» только один день, в этот раз удалось побывать на всех трёх. Что в том году, что в этом — замечательные ощущения от его организации и сложно сказать, что могло бы не понравиться. Очень респектую всем, кто принял участие.

Возможно, не ок, что не все попали в последний день на желаемых артистов — были очереди. Но это ожидаемо, потому что на третий день был солд аут и людей пришло. заметно больше, чем в предыдущие два. Лично мне это не испортило впечатления.

У нас в этом году была сцена больше. В прошлый раз она тоже была немаленькая, но сейчас больше раза в три. Это вообще самая большая сцена в нашей карьеры. Было очень классно, что с нами работал отдельный звукорежиссёр по мониторингу. Помогло сделать крутой звук и не нужно было, например, поджимать гитару, чтобы я себя лучше слышала. Все отыграли в кайф. Публика — офигенная. Мне кажется, мы справились и у меня замечательные ощущения от фестиваля и выступления.

Меня вообще наполняет чувство гордости за фестиваль. Зная лично ребят, кто это всё организовывают, очень радостно смотреть, как вырос фестиваль с прошлого года. В плане оформления, организации. Когда был солд-аут, испытывала больше чувство радости, чем неудобства — столько людей интересовалось «Болью». Я кайфанула, столько много общалась, танцевала и радовалась, что мне хватило на всё холодное мурманское лето.

Дмитрий Орлов. Гость мероприятия

Придя в пятницу на фестиваль и увидев много разных друзей и музыкантов понял, что заскучать не получится, даже с незнакомыми людьми при случайном разговоре чувствовал интерес, доверие, дружелюбность. Первым делом взял стаканчик — идея крутая, и как по мне самый крутой и полезный в хозяйстве мерч. Благодаря ему действительно было чисто на улицах. Свой я, к слову, потерял, подарите, может, у кого лишний.

Для меня фестиваль открыл проект «Новиков Прибой» — и первая же мной услышанная песня имела припев со словами «Я не доживу до 5, до 5 утра». В целом замечательная группа, напоминающая музыку поздних нулевых (ориентир многих современных коллективов). «Боль» вне временных клише. Далее послушал не в первый раз «аминь», «Автоспорт», Lucidvox — последние супер-органично смотрелись на сцене «Гегель» — устроили импровизированное шоу и сыграли новые песни. Следующая группа — POEXXXALI способны удивлять постоянно, ни один их концерт не похож на предыдущий, а недавно и новый альбом вышел. Уже тогда замечена проблема площадки «Гегель» — небольшая вместимость и зачем-то такое длинное ограждение от сцены. На других (ну кроме главной — там и понятно) их нет.

Послушал The Good, The Bad & The Queen Деймона Албарна, хотя мне лично Тони Аллена было интересно посмотреть живьём — увидел. Музыка не моя от слова совсем, во время их сета добрался как раз до секретного места на крыше и оттуда увидел закат — и главного хедлайнера (Москву). Вообще возить группы такого масштаба на «Боль» хорошо — они и кассу создадут организаторам (ведь кто-то заплатил за фестиваль только чтобы увидеть их — о чём говорит толпа в 5 рядов ещё до того как начала играть главная сцена), и познакомит людей знающих только мейнстрим с годными молодыми группами из андеграунда.

Во второй день попивая пивко перед фестивалем пропустил несколько групп, ну послушал за забором «Комба Бахк» (thumb-up). Зашёл на территорию и сразу из князи в грязи — на The Canyon Observer — открытие фестиваля, которые понравились, кажется, всем, кто там был. Мешая сладж и даркхардкор, парни на 30 минут открыли портал в адское пекло. Не попал на группу YAK, хотя хотел (говорят было шикарно — верю). Но зато посмотрел «Молчат Дома» и особенно solo.operator — очень гипнотический завораживающий дроун в середине дня как нельзя кстати — отдохнуть и успокоиться.

Очень удивили Algiers, выдав одно из лучших выступлений фестиваля. Видел однажды это группу живьём — и мне тогда не понравилось ничего. Поэтому максимально скептически пошёл глянуть на 5 мин к началу концерта — в итоге остался до самого конца в танце без остановок. Чуваки накрутили крутого звука себе и постоянно разгонялись всё утяжеляя слои композиций.

Начав слушать HEALTH позади толпы справа, довольно быстро спонтанно оказался в гуще толпы слэма — а потом и вовсе в первом ряду прямо с ногой басиста. Переживал не сколько за свои пальцы, а сколько за то, чтобы не упасть от толчка сзади на его примочки. Огромное спасибо (реально!), что не стояло никаких глупых заграждений. И такой бешеный концерт в доказательство тому что они не нужны, люди несмотря на состояния экстаза, находятся в здравом уме. Очень мало по времени. И непонятно, почему группа играла последней на это сцене — но ок — компенсировалось плотностью звука и подачей.

Третий день. Fontaines D.C.. — единственные, кого я посмотрел на главной сцене до наступления темноты. Понравилась подача, манера исполнения вокалиста (Ян Кёртис жив и сменил амплуа). Кажется все уже сказали что у этой группы огромное будущее и всем повезло увидеть её на старте головокружительной карьеры. Теперь можно и альбом послушать.

Как собственно и Black Midi (да, ребята, те кто хотел их послушать приходили на сцену заранее). По-моему, было очевидно, что на такую группу соберётся гораздо больше желающих, нежели позволяет вместимость «Гегеля». В чём и косяк организаторов — неужели нельзя их было поставить на главную? Там, наверное, лучше бы смотрелись. Группа отличная. С интригующим интро — очень сыгранный и понотно выверенный материал.

На японцев Kikagaku Moyo остался на тёплом месте сидеть — уж очень хорошие места заняли. В итоге пропустил TSYGAN — сомневался попаду ли на «Гегель» обратно (и попал бы, народу не набралось на полный зал и пускали всех желающих). Но удивительно короткий сет им выделили организаторы — я только начал вслушиваться и чувствовать их вайб, как выступление подошло к концу. Это всегда самое ужасное в концертах — они заканчиваются.

Про Death Grips я помню только то, что сначала ничего кроме хаотичный огней и бешеных криков не видел и не слышал, пробился с товарищем, как танк и буксир в середину мошпита, потерял там кроссовок (потом нашёл), несколько раз чуть не был затоптан, но всё равно умер. Пишу воскреснувший, одним пальцем руки. Пошёл 3-й день после фестиваля — а у меня до сих пор болит перегородка носа (это после Health), синяки на ногах (это Cloud Nothings). Вывих пальца и отбитые почки — это собственно Death Grips. После Боли нужен «БОЛЬничный». Спасибо за лучший в РФ фестиваль. Увидимся в следующем году.

 

Дмитрий Текель. Гость мероприятия, музыкант и журналист (Clash, Gigwise, The Quietus)

На прошлогодний MMW я ходил из профессионального интереса, а на нынешнюю Боль, скорее, из личного, будучи уже знакомым с большинством выступающих здесь местных групп. Увидеть и почувствовать, тем не менее, хотелось как можно больше, поэтому все три дня прошли в пробежках от сцены к сцене.

От первого дня остались очень тёплые, почти домашние ощущения — народу в пятницу было ещё не так много, фестиваль только раскачивался, даже Митрошин в самом начале ставил разные треки! Вообще, именно его психоделическое облако создавало немалую часть атмосферы, особенно когда ты заходишь в туалет на втором этаже, слышишь не прекращающиеся уже несколько часов пыхтения и стоны Майкла Джексона и буквально не можешь удержать себя в руках. Душевности добавил и Албарн, живая энергия которого окрасила противоречащий своему названию «Merrie Land» и ухватила толпу на все полтора часа выступления.

Второй день запомнился двумя яркими пятнами. Первое — «Штадт», которого я видел до этого пару раз в Плутоне, но здесь будто открыл его заново. Большие экраны на «Канте» оказались ему очень к лицу, и было сложно оторвать взгляд от крупных планов этого реинкарнировавшего Фрэнка Тови, истово бьющего в свой боевой барабан. Такое техническое решение сцены выглядело очень профессионально и здорово, учитывая, что тем же вечером на Health это было единственным способом разглядеть, что вообще на ней происходит. Второе событие дня — мои земляки «4 позиции Бруно», чей благостный психопатический рейв на лезвии ножа напомнил мне о детстве, из-за чего я уже пятый или шестой раз подряд пропустил своих любимых «РыцарныхРыцарей». Простите, братаны, с меня фо бо.

Седьмое число было самым вытягивающим и тяжёлым, но и самым вознаграждающим из всех дней. Полнее всего это проявилось на black midi, где вскрылась главная для многих проблема фестиваля — теснота отдельных сцен. «Гегель» оказался физически не способен принять всех поклонников британцев, с января выросших вполне себе до статуса хэдлайнеров, из-за чего мы попали на них только к середине сета. Удивительно, но приятно, что нестандартная музыка так востребована у аудитории — хоть ЗИЛ в эти дни, скорее, являл собой узкую выборку людей «в теме», такой ажиотаж говорит о том, что народ уже вполне готов к чему угодно.

Боль закончилась, когда я лежал на лужайке у фудкорта и смотрел на разноцветные фонарики под ночным небом, перед этим сорок минут прослэмившись под Death Grips. Рядом со мной обнималась с деревом девочка лет трёх, которая смотрела на меня и улыбалась, пока в кронах всё ещё звучало эхо безумных воплей MC Райда. Позже все друзья, тоже посетившие фестиваль, делились со мной ровно тем же, что чувствовал в тот момент я сам — ощущением полной опустошенности и очищения, единения с самим собой и людьми вокруг. Осознания того, что за прошедшие выходные произошло то, что должно было произойти, и что это не случилось бы без твоего личного присутствия здесь, пусть даже в качестве рядового зрителя.

Ведь Боль, пусть даже она и обрастает спонсорами и прочими атрибутами серьёзных фестивалей, в первую очередь — о людях и их мечтах. Мечтах выступить, мечтах привезти, мечтах увидеть. Любая из них рано или поздно способна осуществиться, и каждый из нас может оказаться на любой из этих трёх сторон. Все мы растём, становимся профессиональнее и серьёзнее, но мы всё так же нужны друг другу — нас просто становится больше, мы становимся сильнее.

Николай Кольцов. Гость мероприятия

На текущий фестиваль я купил early bird, т.к. это уже третий фестиваль для меня. Первоначально лайн-ап меня разочаровал по сравнению с прошлыми двумя годами — было мало интересных мне иностранных команд. Интересовали в первую очередь, Algiers и «НИИ Косметики». Вторые больше потому, что являются советскими нью- вэйв легендами, которые 25 лет не выступали. Такое пропускать не хотелось. Но расстраивало то, что мало иностранных артистов, которых я знаю, из жанров, которые мне интересны.

Death Grips, конечно, гораздо более громкое имя, но по опыту, рэп-концерты всегда плохие и слабые, даже, если артист неплохо звучит на записях. На концертах рэп обычно звучит, как каша. Была, конечно, надежда, что с их выступлением будет по- другому. Но нет. Мне показалась абсолютно невыразительным. Из серии — концерт для галочки. Ещё из рэпа зашёл на выступление Арчанги. Прослушал 4 песни и ушёл. Показалось очень скучным. Вообще, «Боль» — не мой формат. В том числе, в плане музыки.

Из того, что понравилось. Лучшие увиденные выступления — Algiers и Fontaines D.C. Первые — интересная смесь пост-панка, индастриала и соула. Вторые вообще показались молодыми Joy Division. Black Midi удалось послушать только половину выступления из- за того, что в зал людей не пускали и по громкоговорителю предлагали идти на другие площадки. Из того, что удалось услышать — довольно интересный экспериментальный рок. Понравились психоделические японцы, хоть я и не поклонник жанра.

SOPHIE — 50 на 50, хайп преувеличен. Отличные, мрачные экспериментальные трэки соседствовали с какой-то неубедительной попсой, нет ощущения целостности. «НИИ Косметики» скорее разочаровали, чем впечатлили, несмотря на хороший звук, концептуальность и балетные номера. Неудивительно, что до конца выступление досмотрело менее трети зала. HEALTH тоже так себе, эмо-вокал всё портит и плохо подходит к такой музыке.

Зато вполне достойны были Canyon Observer, выдавшие для немногочисленной публики в зале «Арендт», сочный экспериментальный сладж. Весьма неплохо выступила группа «Интурист», стилистика которой, как и стилистика «ГШ» и Shortparis, близка стилистике одной из моих любимых российских рок-групп — «Звуки Му».

Очень понравились Gnoomes и Pinkshinyultrablast. Особенно, вторые, которые понравились даже больше, чем близкие по звучанию Still Corners. «Штадт» оставил неоднозначные впечатления. Неплохая смесь anhalt EBM в духе DAF и Nitzer Ebb и дарк-синта, но я, как поклонник этих стилей, бывавший на огромном количестве концертов, не вижу особой оригинальности.

Про Ice3peak можно сказать то же, что и про SOPHIE. Нет цельности. Отдельные хорошие песни соседствуют с проходными. Забавно на них было смотреть в качестве хэдлайнера перед многими тысячами молодёжи. Я помню их ещё со времён, когда на их концерте было 30 человек. Или, как они разогревали Tricky перед возрастной аудиторией, которая явно не хотела их видеть.

Ещё очень понравилось выступление The Good, the Bad & the Queen, хотя я и не большой поклонник Албарна, а Blur не нравится совсем. У группы очень понравилась фолк-составляющая. Албарн даже рассказывал о традиционной музыке Уэльса, об английских традициях, удивлялся, как может музыка с подтекстом, понятным только британцам, находить такой большой отклик в России. А местами и вовсе эта музыка была похожа на творчество группы Current 93 и вспоминалось 50-летие Дэвида Тибета в клубе Икра. Неожиданные и очень приятные впечатления от этого концерта.

Еще весьма неплохи были пост-панки Super Besse. Недаром, они — одна из любимых групп лидера Interpol. Вполне заслуженно. Жаль, не смог попасть на TSYGUN, Fogh Depot и solo operator. Впрочем, вторых и третьего слышал неоднократно на маленьких фестивалях. Fogh Depot вполне можно назвать российскими Bohren & Der Club of Gore и Kilimanjaro Dark Jazz Ensemble, великолепный нуар-джаз. Жаль, в России на них ходят единицы и они больше известны на Западе. TSYGUN слышал на разогреве у легенд сладжа Eyehategod, это одна из лучших небанальных тяжёлых групп России в данный момент. По звучанию близки к грайндкору. «Кобылы и трупоглазые жабы» сыграли неплохо, на своём уровне.

Фото: Всеволод Лученко