Параллельная Резиденция

Пока кто-то в первые дни нового года отходил от праздников и связанного с ними кутежа (или безделья), проектом «Параллель» на базе Powerhouse Moscow была проведена т.н. «Параллельная резиденция»: 10 разных девушек-сонграйтеров, отобранных по заявкам, целую неделю провели друг с другом на студии. Множество музыкальных инструментов, мастер-классы и отдельный заключительный концерт — всё для того, чтобы создать для девушек максимально комфортные для творчества условия и в итоге услышать качественные совместные композиции. Мы попросили организаторов и участниц рассказать о том, для чего это было задумано и как всё прошло. 

Евгения Недосекина («Параллель»)

Цель Резиденции была в том, чтобы собрать вместе девушек-музыкантов на 7 дней для работы в коллаборации. Почему девушек? Потому что в мире, а в России тем более, всё ещё очень мало женщин, которые являются участниками музыкальной индустрии. И это не из-за того, что кому-то неинтересны какие-то аспекты этой индустрии. Не только. Это происходит в том числе из-за неуверенности в своих силах/навыках, вызванной, возможно, социальными конструктами, в которых мы все живём. Стереотипы формируют плохие привычки, предрассудки по отношению к профессиональным навыкам, мышление, которое очень сильно влияет на возможности заниматься любимым делом, предвзятое отношение в целом. Особенно это касается девушек в музыке. Я и сама лично не раз с этим всем сталкивалась.

Мне искренне хочется исправить этот дисбаланс и поддержать, вдохновить девушек на продюсирование, создание музыки, звукорежиссуру и т.д. Хочется сломать существующие стереотипы. Резиденция — это безопасное место, где участницы могут почувствовать себя свободными от предрассудков, которые обычно сдерживают или приводят в уныние. Это пространство для творчества, преодоления собственных страхов и коллаборации. Доступные технологии (музыкальные редакторы и ноутбуки в первую очередь) привели к тому, что все мы делаем музыку у себя дома в одиночку и живого общения происходит очень мало. Опыт — каким бы они ни был — есть опыт. И участницы его однозначно получили, узнали что-то для себя новое, открыли себя с другой стороны и посмотрели на других музыкантов с нового угла. Для меня лично это просто радость, что, во-первых, удалось организовать такой проект, во-вторых, что получились классные треки и, в-третьих, что всем как-то удалось выйти из своей зоны комфорта и сделать что-то для себя непривычное.

Мы получили 125 заявок на участие в первой Резиденции и поняли, что такие форматы действительно важны — для вдохновения, веры в себя и взращивания поколения сильных музыкантов и продюсеров. Это важно для развития культуры в целом. Поэтому мы точно будем делать резиденцию ещё не раз. Это лишь вопрос финансирования и партнёров.

Ксюша Карло (Powerhouse)

Когда Женя впервые пришла ко мне с идеей провести «Параллельную Резиденцию», я сразу же сказала: «Да, давай сделаем!». Сомнений, что это важная и нужная идея, не было. Уже в процессе Резиденции стало ясно, насколько нужная и кому. Девушкам во многих областях, а тем более в музыке, очень не хватает какого-то безопасного пространства, где они могут выражать свои идеи, коллаборировать, не боясь ошибиться или оказаться под воздействием иронии, косых взглядов и покровительственного тона со стороны.

Участницы Резиденции постепенно раскрывались в процессе работы. Многие говорили, что никогда не чувствовали себя так комфортно, рассказывали о своих комплексах, неприятных историях в прошлом, бывало даже, что плакали. В России институт сонграйтерских кемпов и резиденций пока не очень развит. Есть отдельные инициативы, например, Яна Блиндер время от времени проводит профессиональный кемп по написанию треков на заказ, однако это единичные истории.

Мы все очень сплотились за это время, стали одной большой семьей, без преувеличения. Участницы сами создали друг для друга пространство абсолютной взаимоподдержки, поэтому всем было очень весело, уютно, родилось много локальных мемов и инсайдерских шуток, и, конечно, были написаны отличнейшие треки, которые в скором времени мы опубликуем.

Я очень рада, что у меня была возможность принять участие в этом проекте и так органично вписать его в пространство «Дома Силы». В «Доме» я занимаюсь концертной программой и руковожу студией, которая находится у нас на цокольном этаже. Powerhouse всегда был не только про вкусную еду, алкоголь и концерты, мы стремимся создавать истории и проекты, значимые для творческого коммьюнити вокруг нас. В этот раз с точки зрения площадки у нас получилось сделать проект, задействовавший как раз два самых главных наших направления — студийную работу и концертную программу.

Стоит ли это повторять? Я думаю, конечно да.

Рита Меджович («сад имени фёдора»)

«Параллельная Резиденция» — событие, важность и крутость которого раскрывалась каждый день, кажется, даже для организаторов. Тут как будто звёзды сошлись на небе, и с первой же секунды сложилась супер комфортная атмосфера и для работы, и для общения, и, самое главное, для выхода из зоны комфорта: каждая попробовала непривычную роль, стиль или непривычный инструмент. У нас была конфетная комната с синтиками, гитарами, микрофонами, примочками, а ещё студия с кучей железок и Шуриком (Саша Басиан, звукорежиссер Powerhouse, — прим.ред.)  — короче, на эту неделю все лишились чувства, что им чего-то не хватает для создания музыки, это сет-ап мечты и даже больше чем он.

Место нашлось и для шуток, и для песен про «звонкий зад», и для серьезных дискуссий на тему сексизма и мизогинии, и для освобождения от предрассудков и загонов. Всё не зря: проблемы сексизма в музыкальной индустрии оказались не ветряными мельницами, а вполне осязаемыми проблемами, влияющими на жизнь, без преувеличения, каждой из нас. Круто было узнавать, какие все девочки крутые профессионалы в своём деле, делиться опытом, хвалить и обожать друг друга, давать прошеные советы и развеивать сомнения.

Меня всё это действо привело в дикий тонус, есть силы и вдохновение что-то делать, есть адекватное ощущение собственных умений. Хочется со всеми знакомым музыкантами поделиться этим чувством одновременного спокойствия и возбуждения, уверенности.

Ну вы поняли — было круто! Всем советую!

 

Светлана Матвеева («Деревянные киты»)

Я получила письмо о том, что прошла отбор, где-то за неделю до Резиденции. Поначалу были сомнения, потому что нужно было потратиться на перелёт из Мурманска, а это немного дорого. Но я ни разу не пожалела о том, что всё-таки полетела. Получилась классная альтернатива тому, чтобы проваляться все каникулы в холоде и потупить на диване.

Я нашла себе кучу новых подружек (целых 11!). Мы приехали, познакомились и в первый же день начали работать. Ксюша и Женя разделили нас на 3 группы, чтобы мы писали треки. Тогда мы толком друг друга не знали, но сразу всё стало получатся довольно неплохо, потому что все были открытые и готовые делать то, чего не делали раньше.

От самой Резиденции у меня супер-хорошие ощущения — все музыканты, с которыми мне довелось познакомиться, оказались очень крутыми. Когда мы делали треки по группам, не было никакого соперничества, все были примерно одного уровня. Не было ощущения, что кто-то не до конца вовлечён в процесс. Все собравшиеся были со своим хорошим продакшеном. В этом мы убедились, когда у нас был listening session. Забавно, что многие из нас — немного закомплексованные девчонки, которые говорили «Ой, у меня что-то не доделано в треке, мне не нравится мой голос…» Но если объективно говорить — всё звучало хорошо.

Был очень классный мастер-класс от Яны Блиндер, он мне больше всего запомнился. Это была такая лекция психологического характера о том, как писать песни и быть музыкантом. Яна делилась своим творческим путём, что ей пришлось пережить, чтобы начать писать хорошие треки. Когда кто-то говорит о тех проблемах, которые волнуют тебя, тебе становится легче. Она говорила много мыслей, которые уже были у меня в голове, но ещё не оформились. Когда кто-то лишний раз подтверждает их, становишься более уверенным в себе.

Например, мы затронули тему «синдрома самозванца». Это когда ты делаешь хорошую музыку, тебя хвалят за это, но ты не можешь принять это на себя. Тебе кажется, что твои достижения — не достижения вовсе. Это встречается у многих — тебе кажется, что то, что ты делаешь, не так круто, как оно есть на самом деле. И отражается оно во многих сферах жизни: не можешь оценить себя по достоинству, играешь на мероприятиях бесплатно потому что не можешь определить себе цену.

Еще был разговор про джемы — Яна рассказывала, что в Непале она участвовала во многих джемах, где люди просто собирались и играли музло по кайфу. Когда она приехала в Москву, она столкнулась с тем, что в Москве джемы делаются по-другому. Например, люди могут прийти с заготовленным списком композиций. И вот она говорила, что все это отстой и джемы должны быть как в Непале. Нужно на них ходить, показывать, какие вы классные, творить всякую фигню и вас запомнят! Если ты музыкант, ты имеешь право вообще быть отъехавшим, казаться ненормальным, вести себя как хочется потому что ты артист. Эта мысль мне особенно понравилась.

Респект Ксюше, Жене и всем, кто причастен к Резиденции! Для меня это был глоток свежего воздуха посреди тяжелой мурманской зимы.

Алина Евсеева (Lucidvox)

Резиденция — одно из крутейших событий, которое со мной происходило! Я очень рада, что резиденция проходила именно в первую неделю года, потому что она задала определенный вектор, создала классный настрой для собственного развития на год вперёд, причем в абсолютно разных направлениях — от сведения до вокального звукоизвлечения.

Я обладаю достаточно посредственными знаниями в области сведения, чаще всего я выражаюсь касательно звука очень абстрактно, что не очень хорошо при работе музыканта со звукорежиссёром, поэтому я рада, что во время резиденции я немного освоила Ableton. Еще я не особо разбиралась в области аналоговых и цифровых синтезаторов. У меня дома с детства стоит электронное пианино со стандартными пресетами и подсвечивающимися лампочками над клавишами. Поэтому для меня было очень полезно общение как с Никитой Клименко из Stereoschool, так и с Машей Теряевой, которые объяснили, зачем какие контроллеры нужны, на что влияет тип выбранной звуковой волны и т.д. Когда начинаешь понимать физику звука, гораздо проще воспринимать общую звуковую картину песни. Мне кажется, что музыканту пПолезно разбираться в подобных темах.

Ещё одно из открытий для меня — оказывается, многие в себе немного сомневаются, например, в своих вокальных способностях. В один из дней к нам пришла Яна Блиндер, которая всего несколькими словами смогла донести простую мысль, что каждая из нас уникальна и талантлива. Я как вокалистка с врожденным несмыканием связок, с детства выслушивающая, что с моим голосом и разговаривать нельзя, что уж там петь, услышала разрешение на свободное творчество, которое я много лет себе не давала, потому что думала, что это дефект голоса.

Эта неделя для меня была, как арт-терапия. Все друг другу говорили комплименты, подбадривали, внимательно друг к другу прислушивались. Все девчонки такие разные: кто-то из академической школы, кто-то из эстрадно-джазового направления, кто-то из рок-сцены, кто-то пишет техно-музыку и т.д. Это очень крутой обмен опытом, который раскрывает границы твоего музыкального сознания и здорово вдохновляет.

«Параллельная резиденция» — это классное глубокое погружение в музыку, это возможность за короткие сроки не только создать какой-либо трек или поработать в незнакомом для тебя стиле, это возможность изучить себя. За эту неделю я как будто перезагрузилась и теперь готова впитывать в себя новые направления в музыке, пробовать себя в разных стилях. И я очень благодарна Жене из «Параллели» и Ксюше из «Паверхауса», что они предоставили такую возможность.

 

Помимо опрошенных участниц в Резиденции принимали участие: Ксения Кручински, Маргарита Маринина, Аня Сова, Аня Жданова, Аня Макеева, Полина Фролова и Алина Петрова. 12 января прошел отчетный концерт-закрытие Резиденции с выступлениями участниц, а в скором времени организаторы обещают выложить получившиеся в результате работы треки. 

Стас Хайдаров