География рока: Камчатка


Музыканты из Петропавловска-Камчатского: смотрящие за тихоокеанским рубежом, движущие андерграунд в массы all day all night. Добраться туда практически невозможно. Поезда не ходят, порты не принимают пассажирские рейсы, дороги не проложены. Единственный путь — по воздуху. И в этой оторванности от «большой земли» ребята делают музыку.

Про камчатскую сцену слышно мало: громкие московские и питерские группы заглушают информационный фон своими концертами, турами, релизами. Тем не менее, на том далеком полуострове жизнь кипит в меру своих сил. Так называемые кавербенды, состоящие из повзрослевших музыкантов, играют в барах всеми любимые хиты давно минувших лет, а молодые ребята, выросшие на местных группах «Осторожно, фонарь!» и «Без эмоций», объединяются в творческое движение «сивуч» (сообщество с неограниченной безответственностью), чтобы делать что-то по-настоящему актуальное, интересное.

Чтобы вы понимали, сивуч — северный морской лев с камчатских просторов. Но в данном случае под эгидой «сивуча» объединились 9-10 коллективов, связанных тусовкой, общением и единым духом. Между группами сложно увидеть четкие границы: некоторые музыканты участвуют сразу в двух-трех проектах, отличающихся в стилях. Барабанщик, как самый востребованный персонаж, например, играет сразу в трех командах. «Одни лица под разными названиями, разными стилями. Это хороший опыт для музыканта,» — Артем Еремин (face grind, «море волнуется раз»).

«Первооткрывателями» нового поколения камчатских музыкантов стала группа Underdog, которая не только впервые напечатала мерч, но и отправляла его по всей России (что для них стало настоящим рывком вперед). До этого ребята делали все «по-домашнему»: баллончики, краски, небольшие тиражи.

Underdog поднимали камчатскую сцену, как могли — устраивали всякого рода перформансы, которые могли привлечь внимание людей, оставить память о себе. Чтобы после концертов люди хотели послушать эту музыку еще раз и «гаситься уже во всю силу». Они вдохновлялись шумным панком, хардкор панком, но при этом вносили в творчество что-то свое, как говорит Евгений Порецков (участник группы): «весь этот рок-н-ролл, непричесанность, тексты о распутной жизни».

Underdog начала и эру качественной записи альбома (заработав на это музыкой!), и вот теперь камчатские релизы принимаются тепло: благодаря интернету возможности распространения становятся невероятными. Деятельность Underdog утихла после выпуска мерча и CD-дисков (все это делалось по инициативе Жени и при поддержке друзей, которым он очень благодарен). Группа не смогла пережить темную полосу — просто перестали репетировать и играть, у всех появились другие дела. Но то, что они сделали для всей камчатской сцены — огромный вклад. Face Grind, «Слотаный Понотаный», «лайнер» — немногое из того, что появилось с подачи Underdog.

При этом ребята не ориентируются на локальную аудиторию. Будет правильнее сказать, что они делают то, что нравится именно им, отдают предпочтение своим интересам и желаниям. А поскольку все это выкладывается в интернет, то очевидно, что выпущенные релизы послушают не только на Камчатке, но и по всей стране.

«Конечно, мы ориентируемся на что-то большее, чем Камчатка. Я понимаю, что здесь не нужно оставаться жить. И хотя я не был в других городах, но вижу, что движня там так и идёт полным ходом,» — Богдан Еникеев (лайнер, From the Edge).

Вот Богдан хотел бы уехать с Камчатки хотя бы на пару лет — посмотреть, как живут и делают музыку в других местах. Ведь на полуострове все друг друга знают и ты знаешь всех, получается какая-то жизнь в своем кругу, куда сложно проникнуть чему-то новому, да и тебе самому вырваться непросто. Изолированность морями и бездорожьем. Так, и Никита Тюликов говорит о плохих возможностях — не только в плане музыки, но и для других аспектов жизни.

А, например, Артем уже уехал из родного края: смеется, что вырвался из этой дыры, но смех получается какой-то сквозь слезы. Восемь лет он участвовал в развитии камчатской сцены, а этим летом был вынужден переехать на противоположный край Дальнего Востока, в Якутск, оставив все свои начинания и планы. Желания улетать с Камчатки у него в принципе никогда и не было — «влюблен в край», говорит (с надеждой, что отъезд не затянется).

Так что ситуация вполне себе обычная для людей из регионов: молодые, хоть и не все, не могут найти себе места в обыденности и стремятся к новым возможностям и эмоциям — туда, ближе к центру, где все кипит и дышит жаром.

Заработать музыкой они не стремятся, да и не очень верят в такую возможность, по крайней мере в это конкретное время и в этом конкретном месте. Деньги для них не цель, музыка остается хобби, хоть и хобби главным. Намного интереснее для ребят найти своих слушателей и свою аудиторию — вот, что реально круто. Но свое увлечение они совмещают с работой. Богдан продает шмотки в 21shop, Никита делает японскую выпечку в местной кафешке. А по вечерам они тусуются и пьют пиво в местном баре. И без музыки в таком ритме жизни «работа-дом-работа-отдохнуть» можно и с ума сойти.

Группа «лайнер»: Никита, Богдан и Женя

Если раньше про разнообразие музыкальных жанров на полуострове говорить особо не приходилось, то теперь «сивуч» прикладывает все усилия, чтобы исправить этот недочет. Благодаря им на Камчатке появилось скримо (группа «море волнуется раз»), которое раньше никто и не думал играть. Крек рок стеди, гараж рок. Они пробуют себя в абсолютно разных направлениях.

Так, совсем недавно была создана группа «лайнер», играющая мидвест эмо — Никита и Богдан просто захотели делать эмо, и вот сделали. И хотя спонтанная идея долго оставалась нереализованной, но благодаря Вадиму Гончарову из Москвы (Nikky Blazer), который помог со сведением, слушатели смогли оценить первый релиз про шум дорог и детские сны.

На все это вдохновляются они по сути тем же, чем и другие творческие люди, — в основном это, наверное, любовь. Любовь к близким, жизнь, ее проблемами и радостями. Нет ничего конкретного, какие-то тексты и музыка получаются сами собой, над другими приходится корпеть. Здесь нет какой-то волшебной, универсальной формулы, в большинстве своем все зависит от личного опыта и мира, окружающего человека.

Богдан

Но их-то как раз окружает удивительный (не побоюсь этого слова) мир камчатской природы. Для нас, живущих в каменных джунглях больших городов, где от изначального пейзажа остались лишь жалкие карикатуры парков и скверов, это может показаться чем-то вдохновляющим, как минимум, сподвигающим к творчеству. Но ребята из «сивуча» видят это каждый день — глаз устает от привычных пейзажей. Никита не любит природу, ему все равно, есть она или нет, такая она или другая. Они могут использовать фотографии родных мест для обложек, как, например, у сингла «холодная» того же «лайнера», но лишь потому, что просто подходит под материал (хотя нельзя не отметить, что вышло очень атмосферно!). Намного больше на их музыку влияет погода — непостоянная настолько, что с утра может быть дождь, снег и ветер, а к вечеру видно, как где-то вдали садится солнце.

Долина гейзеров, Курильские озера, Ходуткинские источники — немногое из того, что привлекает туристов к далекой Камчатке. И, конечно же, вулканы. Мой отец сам провел детство на полуострове, и я могу подтвердить, что там на самом деле прекрасно. Стоит только выйти за пределы города, чтобы один на один столкнуться со всем этим.

«Когда делаешь эмбиент, чилл, что-нибудь в этом роде, природа точно служит источником вдохновения и играет огромную роль. Ну, это мое мнение. Кто-то, может, вдохновляется. Я просто любуюсь,» — Артем Еремин (face grind, море волнуется раз).

 

Если же говорить про вдохновение другими исполнителями, то тут становится совсем сложно. Группы у всех разные, и всем нравятся разные исполнители. Некоторые поделились своими предпочтениями:

«Воу, их очень многие из зарубежных: ну наверное на данный момент мне близка музыка Moose blood, Title fight, Tiny moving parts, Modern baseball, I love your lifestyle, Old gray, Remo drive (чуваки младше меня, а делают такое крутое музло!) касаемо тех групп, что, так сказать, делают что-то новое. Ну а из старичков конечно же мне нравиться: Mineral (в частности релиз «endserenading», могу слушать его неделями и находить что-то новое, от каждой песни просто в дрожь бросает), sunny day real estate (но только их самый лучший альбом по всем статьям это «Diary», дальше парни ушли в религию, по моему мнению), Rites of spring, American football, The december drive, Cap’n jazz. Это всё касаемо эмо музыки. Просто я люблю достаточно разную музыку…

Из русского, конечно же,«пасош» (ещё с альбома «нам никогда не будет скучно»), Nevasca (чуваки из Мурманска и играют просто охуенное эмо!!), Milesmorales, «Метресса», «-1», Eora, «Спасибо», Aesthetics across the color line (две песни стрельнули не по-детски), «Ботанический сад», stink palm (очень крутой поп-панк), Hightimes, Bicycles for afghanistan, Trafaret», — Богдан Еникеев («лайнер», From the Edge).

 «Из относительно нового зарубежного понравились Neck deep, Dependence, Moose blood, Touche amore, Tiny moving parts, из рэпа Logic неплохой, британские граймеры нравятся. Из отечественного, что услышал не так давно и что понравилось, это «Спасибо», Please please me, Bicycles for afghanistan, Barents, опять же из рэпа зацепил Хаски, Horus/Луперкаль, ATL, Скриптонита могу послушать, а вот из репа Овсянкин невероятно крутой. Что касается равнения: удалось поиграть в разных коллективах разных направлений, и в каждом стиле, разумеется, были какие-то личные ориентиры на звучание. Играл рэпкор и это были Dog eat dog, Phunk junkeez, 311, hed (p.e), к примеру. В поп панк банде это No use for a name, Rufio. В скримо всегда хочется быть, как «Маршак», эта группа поразила и тронула до глубины еще в школе,» — Артем Еремин (face grind, «море волнуется раз»).

Трудности создания музыки в целом мало отличаются от тех, с которыми встречаются энтузиасты из Москвы: нужны деньги на аппаратуру, репбазу (которую можно сделать и из папиного гаража), а свестись сейчас возможно и в домашних условиях — главное не погружаться в пучины лени и прокрастинации.

папин гараж

К слову про гараж: пока в летней Москве гремел Faces&Laces на весь Парк Горького, на Камчатке «сивуч» устроили свой громкий гаражный фестиваль:

«Просто чувак говорит, мол у меня есть гараж, можете там играть. Вход был бесплатный, мы же вообще стараемся делать бесплатный вход. А когде играли во второй раз, было уже человек 30-35, очень душно, давка. Но классно! Это просто реп-точка и мы сняли ее, заплатили сами полторы тысячи как за репетицию. Здесь вообще не в новинку платить за концерт из своего кармана,» — Никита Тюликов (лайнер, море волнуется раз).

Но в дальнейшем встречаются новые преграды, свойственные именно этому региону. Незначительная аудитория представляет собой совокупность знакомых, других музыкантов и заинтересованной молодежи, которой не так уж и много. Здесь намного проще получить непонимание и безучастность со стороны окружающих. Раньше они могли вписаться на гиг, где играли, например, только тяжелые группы с публикой в футболках Арии и ВМТН, и все эти люди только и ждали, когда «сивуч» закончит со своим, например, поп-панком, лишь бы поскорее потрясти головами, показывая козу, под кавера на Korn. Но это закончилось к счастью молодых музыкантов.

«Не все люди понимают движ. На концерты приходят почти всегда одни и те же люди. Но не в этом ли весь андер? Реакция окружающих везде одинакова, мне кажется, — кому-то пофиг, кому-то нет. Вот кому нет, те могут и на гиг придти, и ребят поддержать,» — Никита Тюликов (лайнер, «море волнуется раз»).

Кроме всего прочего, площадки для выступления также в дефиците. Всякие рок-банды под руководством администрации могут выступать на больших фестивалях под громкими лозунгами вроде «Рок против наркотиков» или развернуть концерт прямо в центре города, но «сивуч» в таком не участвует.

«С организацией концертов дела у нас обстояли не очень хорошо. Раньше было много организаторов, различные ДК, где устраивали фестивали. В дальнейшем практически все закрылись, а организаторы отошли от дел. Оставался один Рокбар, где более-менее стабильно устраивались гиги. Ну, и редкие акции в некоторых ночных клубах и барах. Сейчас ситуация пребывает, наверно, в своем лучшем состоянии : открываются новые заведения, администраторы хотят работать с музыкантами, идут навстречу в вопросах рок-тусовок, приглашают сами,» — Артем Еремин (face grind, море волнуется раз).

Ребятам из «сивуча» удавалось сыграть лишь в близлежащих городах Камчатки, как Елизово, Вилючинск, крупном селе Мильково. Туры по стране для них — мечта, не имеющая опоры на опыт прошлого. Здесь либо играешь в своей далекой стороне, либо переезжаешь и сливаешься с культурной прослойкой европейской части России. Но прямо сейчас Камчатка врывается в центральный регион, напоминая о своем существовании: группа «Слотаный Понотаный» впервые в рамках тура приезжает в Москву, где сыграют с Glory Hunters, и Питер, где выступят на ска-кор фестивале. Выездной состав позволяет и группе «море волнуется раз» дать концерты с группой Nikky Blazer в тех же городах.

«Всегда завидовали материковским музыкантам, что они могут сесть на поезд, или автобус и поехать в тур. К счастью, мы собрались и летим в мини тур. Надеюсь, будет круто,» — Константин Кудрин (Слотаный Понотаный, море волнуется раз).

Если хотите услышать вживую, то ребята едут в гости в столицы: скакор фест в Петербурге и Москве, шумиха в «Ионотеке» и Be Young.

 

P.S. Материал сделан на основе разговора с камчатскими музыкантами из объединения «сивуч». Их мнение может не совпадать с другими исполнителями.

Ира Денискина

Tags: