География рока: Петрозаводск как музыкальная коммуналка


«Мы тут все в пятнадцатиминутной доступности друг от друга. Легко собраться на разные деяния»: как в Петрозаводске развивается музыкальная сцена, с какими проблемами сталкивается и чему нам всем нужно у нее поучиться.

 

Столица Карелии город Петрозаводск расположился северо-западе России, недалеко от границы с Финляндией. Культурное наследие карелов ощущается до сих пор – молодежь бьет татуировки с гербом Карелии, а футболки с надписью «Karjala» не уступят по количеству таким же с надписью «Russia». Находясь на стыке Европы и России и держась особняком от общего российского пространства, карелы развивают культуру в городе сами: в Петрозаводске множество театров, консерватории, арт-пространств, социокультурных площадок и клубов. Естественно, такое рвение к культуре не обошло и музыку: петрозаводская сцена – одна из самых ярких в России, взрастившая множество разных команд.

Как и вся Карелия, петрозаводская музыкальная сцена – достаточно самобытна и интересна сама по себе, вне российских масштабов. Для города с населением в 300 тысяч человек это – музыкальный оазис, с самого своего появления наполненный непохожими друг на друга командами и стилями. Их столько, что к месту было бы применить журналистский штамп «несметное количество», потому что он бы лучше всего отразил реальность.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Когда изучаешь карельскую сцену поглубже, убеждаешься, что Петрозаводск полон вообще всем: от эмо и метала до нойз-рока и гаражных банд. Многие знакомы с Петрозаводском по Oi-панк-коллективу «Ничего хорошего», или рок-группе конца 80-х «Револьвер» – их транслировали по ТВ и ставили в лайнапы крупных фестивалей. На петрозаводской сцене родились старички фолк-метала «Сатана Козёл», явно дорожащие своей карельской народностью, коллективы Only One Truth, «Волоса», Minuala, B.I.C.S., «Пип-Шоу», получившие известность в ближайших к Карелии регионах. «Хвойная вязь», «БАКУРЛИ» и «элефант» – одни из самых заметных представителей сегодняшней петрозаводской сцены. Англоязычные гаражные панки Coral Milky Caps, «дебютировавшие» после перерыва этим летом на MotherLand. Группа MATERIC, одна из первых местных команд, поехавшая в тур по Европе. Злые и мрачные команды «Вепсская миля» и Evolet, делящие половину состава друг с другом. Группа-объединение APACHE, о которой мы уже писали, образовалась в Петрозаводске как стрэйтэдж-команда, но сейчас в ее состав вплелись Мурманск, Санкт-Петербург, Москва и Калининград. Перечислять все петрозаводские коллективы даже нет смысла – кого-то определенно забудешь.

Говоря о сегодняшнем состоянии сцены, Влад Еремкин (бас-гитара и голос «БАКУРЛИ», «элефант», Footstep) отмечает, что сцену Карелии отличает ее «старание сделать что-то самобытное, чего нет в массовости, сделать что-то свое. Это вечный поиск нового звучания, из-за этого есть ощущение вечной свежести и независимость от чужого мнения, от трендов, которые царят».
 


 

Выделяет ее еще и то, что недалеко Финляндия, а значит, европейские группы чаще прокладывают туры через Петрозаводск, а местные команды смотрят на них и набираются опыта, учатся экспериментировать и повышают собственный уровень игры. Леша Тумаков из «Хвойной вязи», знакомый с музыкальной тусовкой Карелии не один год, подтверждает эту теорию: «Думаю, не стоит сравнивать Петрозаводск с другими небольшими городами России. У петрозаводских музыкантов есть стратегически важное расположение – близость с Финляндией. Через наши клубы уже больше 15 лет проходят различные коллективы, и мы впитываем их опыт и звучания, а возможно и просто вдохновляемся энергетикой».

Наверное, формально история подпольного музыкального Петрозаводска началась в 80-90х годах, когда в городе стали появляться свежие команды, жаждущие делать музыку. Примерно в то же время открылся клуб «DiscoSad», обосновавшись в здании бывшего детского сада (видимо, отсюда отсылка в названии) и став домом для всех неформальных молодых людей – тогда они действительно были неформалами и не вписывались в мировосприятие среднестатистического петрозаводчанина. В клубе стали проводить панк и рок-концерты, а фотографии легендарного места до сих пор можно найти в ностальгической группе Вконтакте – уже повзрослевшие женщины и мужчины, видя себя молодыми на пленочных фотографиях, радостно комментируют их: «Это же я!».

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Клуб закрылся, но сцена продолжила развиваться, а с появлением интернета в середине нулевых расцвела изо всех сил. В Петрозаводск стали приезжать команды из Европы – все-таки близость к Финляндии делает свое дело, а сами петрозаводские группы начали ездить с концертами в другие регионы – по одиночке или толпой. Часто проводили концерты-солянки, собирающие несколько местных команд в одном клубе: «Тяжёлую музыку у нас просто умеют грамотно делать, опять же близость Финляндии и заезжие гастролёры оставили отпечаток. Долгое время, чтобы собрать клубы, организаторы устраивали солянки из различных жанров от постпанка до ска через металкор и поп-панк. Думаю, тут все как у всех», – вспоминает Леша.

Увлеченные музыкой люди начали организовывать мини-лейблы, студии звукозаписи, новые клубы и площадки, а аудитория активнее проявляла интерес к местным командам. Какие-то команды уезжали в Питер, какие-то остались развивать музыку на родине. «В Петрозаводске всегда существовало обширное количество групп разных стилей, и все они взаимодействовали между собой, собирались концерты-солянки. Сейчас это тоже присутствует, но ранее сцена Петрозаводска была более в себе, единицы ездили куда за пределы. Сейчас все изменилось, все стараются выбраться и напрямую показать свою музыку свою группу. Интернет интернетом, но, когда напрямую соприкасаешься с группой, можешь сильно проникнуться. Или вовсе открыть ее с нуля. Важно ездить показывать свой материал в живую. Общаться в живую, давая понять свой посыл», – рассказывает Влад.

Влад постоянно играет в трех группах: «БАКУРЛИ», «элефант» и Footstep, иногда – в APACHE, а до этого играл в Steamboats, Boulder Dash и Prince Champange. И подобные ситуации – когда играешь сразу в нескольких командах, попутно придумывая новые, вполне типичная ситуация для сцены Петрозаводска. Кто-то может играть в 5-6 группах одновременно и кайфовать от процесса. Плотная занятость и несколько репетиций в неделю не утомляют, иначе ребята бы не брали на себя столько работы, а скорее наоборот помогают совершенствовать навыки. «Конечно, это дополняет друг друга. В разных стилях и коллективах важен подход индивидуальный, использование разных приемов игры, что также влияет на владение инструмента. И на примере игры в разношерстных бандах можно стереть представление о том, что нужно рубиться сугубо по одному стилю. Новый барабанщик Footstep – яркий пример, у него групп 5-6 наберется. Он живет в Питере и приезжает репетировать к нам. Если захотеть и делать, то успеешь все. Тут нет месту дешевому оправданию аля нет времени. Время есть всегда, нужно найти просто желание. И как не крути всегда выход найдешь. Не соскучишься, потому что всегда есть над чем поработать», – делится Влад.

 

 

Петрозаводской сцене вообще очень характерна взаимовыручка и поддержка – как между группами, так и между группой и ее слушателями. Возможно, именно это и выгодно выделяет региональные тусовки на фоне московско-питерских – пока столичные группы стремятся выйти на бОльшие площадки, команды Петрозаводска с радостью дают концерты прямо на своих репетиционных точках «чтобы больше добавить атмосферности». Пока московские и питерские команды присматриваются друг к другу и конкурируют – петрозаводские становятся друзьями и советчиками.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Часто бывает так, что из одной группы появляется другая, играющая немного в другом направлении, но старая при этом не пропадает и продолжает деятельность. Так было и с «БАКУРЛИ», в которой играет Влад – она появилась из другого его проекта – Steamboats. Когда он и второй участник Никита сделали небольшие наброски новой музыки, то поняли, что это не совсем то, и больше подходит для нового проекта. Так появилась группа с необычным названием «БАКУРЛИ» – слово, произнесенное Владом сквозь сон. Старый проект Steamboats пока что в положении «перерыва», но в сентябре был совместный концерт с теми же «БАКУРЛИ». По ощущениям Влада, это показатель того, что «ничего не умирает и если это держать в форме, если накопить тех эмоций, которые получается выразить только в Steamboats, то это будет сделано». А «БАКУРЛИ», кстати, недавно выпустили свой второй релиз «Дискомфорт», от которого, по их словам, «тебя будет швырять из стороны в сторону». Альбом готовился долго, но не потому что ребята «ждали вдохновения», а потому что очень постарались, чтобы выпустить полноформатный качественный релиз. Вместо вдохновения – упорство и работа, а слово «вдохновение» Влад считает словом для ленивых. «Нужно запастись терпением к трепетному разбору того, что хочешь выдать наружу. Влияние везде, вокруг нас: люди, общение, картинка, которую видишь перед собой. Просто приходит момент, когда это не может оставаться внутри, копится и выплескивается. Цепляешься за то, что сделано кем-то, перевариваешь, пропускаешь через свою призму, меняешь на это взгляд. Выстраиваешь цепочки, связи, отталкиваясь от одного. От одной мысли рождается бесконечное количество». Примерно так и появился «Дискомфорт».

 

В Петрозаводске существует связь музыкальных поколений – новички вдохновляются ветеранами сцены по-разному: или подростком сходив на локальный гиг, выйдя с него с мечтой, или вдохновившись родителями-музыкантами, или увидев успешный пример местной группы, подумав «хочу также». Связь может быть разной, но именно это и двигает сцену вперед, порождая развитие.

«Группа MATERIC своим примером показала многое, что, например, необязательно петь на иностранном языке, чтобы поехать в евротур и что не стоит бояться музыки без привычного тела построения, стоит доверится свои эмоциям и тому, как понесет».

Территориальных проблем у петрозаводской сцены нет – это не Камчатка на краю земли, так что нетрудно добраться до Питера или Москвы и представить свое творчество там. Плюсом ко всему, группам в кайф выступать именно в родном городе – на каждую команду найдется слушатель, играешь для друзей, которые приходят такой толпой, которой не могут выбраться на иногородние концерты, видишь много новых лиц, что говорит об актуальности сцены.

 

 

Касаемо технической составляющей сферы все несколько труднее. С одной стороны, идет развитие, бывшие или нынешние музыканты сами создают студии звукозаписи и репетиционные точки (Кукковка Хелл, созданная Колей Кусковым из групп Сатана Козел и Antimelodix или Bloomberg студия, в которой сейчас работает Макс Селюгин из групп Evolet и Вепсская миля).

В 2010 году появился уникальный лейбл Full Of Nothing, выпускающий кассеты и диски коллективов из самых разных уголков России и Европы и играющих самую странную, но интересную музыку. Full Of Nothing был детищем двух супругов: Ани и Вани – они же музыкальный дуэт Love Cult. За восемь лет существования лейбл в самодельном формате выпустил десятки релизов, сборник «Nothing Is Enough», провели шоукейсы, но в 2018 приняли решение о закрытии.

Недавно в городе появилась «Окраина» – как сами они о себе говорят «это паблик или лейбл, или что вообще?». Ей занимаются Дима Червов (гитара и вокал Элефант) и Костя Тухтаров. Вдвоем они продвигают местную сцену, выпуская кассеты петрозаводских и иногородних групп, а недавно занялись организацией концертов. «Паблик-лейбл» появился из ярко выраженной необходимости – музыканты нуждались в поддержке от DIY-лейбла и решили стать им сами. «Началось с того, что, когда мы с Elephant что-то выпускали, хотелось поддержки от DIY-лейблов, но мы не знали, как это работает: они сами должны писать, или мы должны рыскать интернеты. От непоняток захотелось просто замутить свою движуху, самим выпускать разные группы и себя в том числе, потому что в Петрозаводске такие лейблы заострены только на панке и хардкор-панке. В основном, занимаемся изданием, пока за нами три релиза, но все впереди – сам процесс тоже прикалывает. Концерт решили сделать как эксперимент, нужно ли у нас кому-то такое и интересуются ли люди движухой в принципе. Оказалось, да, так что букинг потихоньку тоже развиваем. Цели простые — привлечь больше народа, показать, что есть у нас музыка хорошая в стране, что нужно ее поддерживать», – рассказывает Дима.

 

Дима Червов и Костя Тухтаров чекают запись кассет группы Бешеные Псы (Мурманск) — второй релиз «Окраины»

И хотя карелы очень энергичны и полны идей, от бытовых для музыкантов проблем им не удается убежать: денег по-прежнему нет. «Наверное, главная трудность – качественная запись и подход самих музыкантов к этой записи. Деньги за концерты музыканты локальных сцен таких городов, как Петрозаводск, видят очень редко, поэтому копим с зарплат и прочего на собственную запись. А стоимость записи при наших условиях существования не маленькая», – делится ДимаНесмотря на трудности, бросать Петрозаводск ребята не хотят – Влад считает, что «если уедешь куда-нибудь, то и здесь ничего не останется, есть все возможности заниматься музыкой в своем городе», а Дима хоть и настроен чуть более скептично, все равно придерживается той же позиции: «Здесь 50/50. Иногда посещают мысли уехать, но понимаешь, что гораздо круче делать это в своем городе, отдаваться ему, развивать его. Не помню где услышал фразу «хочешь хорошие условия — создай их сам», вот и создаем маленькими шагами».

«Музыка мне и так делает большую плату за то, что я являюсь самим собой. И без этого я был бы не я. А материальное вознаграждение – это бонус, опять же для дальнейших вложений», – Влад

Так как заработок от концертов и релизов фантомный, очевидно, что петрозаводская сцена построена на одном энтузиазме и идее. Грубо говоря, музыку в Петрозаводске делает узкая тусовка из нескольких ребят, готовых развивать музыку в родном краю – такая «петрозаводская музыкальная коммуналка». В ней десятки комнат, в каждой из которой сидят молодые парни и стараются делать что-то новое, удивить слушателей, а временами переходят из комнаты в комнату, чтобы помочь, посоветоваться, или заменить друг друга. В общем быту и развивается сцена Петрозаводска, и скандалов и ругательств по поводу того, кто занимает больше места в этой коммуналке нет – только ощущение совместной цели и единства. «Петрозаводская сцена будет выпускать все больше интересных релизов и появляться на больших фестивалях. Хочется стереть представление, что маленький город «провинция» может меньше, чем столица, доказать, что все на ровне.  Не вижу смысла уезжать, только если всей группировкой. Мы тут все в пятнадцатиминутной доступности друг от друга. Легко собраться на разные деяния», — резюмировал Влад.

 


Такая пятнадцатиминутная доступность во многом определяет то, что в музыкальном движении Петрозаводска все делается по принципу «сделай сам». Музыканты сами организовывают концерты, сами приглашают иногородние группы, сами устраивают рекламные кампании: «Просим помочь с раскруткой встречи, пригласить людей из группы, которая освещает петрозаводские концерты, сами забиваем клуб, афиши по городу расклеиваем». Кому-то может показаться, что это «делать свое для своих», но нет – на концерты приходит все больше новых людей и тусовка становится шире. «На удивление приходит все больше новых людей, они врываются, знают тексты и это очень круто. На наш первый концерт от Окраины пришло больше новых ребят, чем старых завсегдатаев гигов». И ведь именно так и происходит развитие – от локальности к глобальности. Показателем успеха можно назвать то, что на гиги в Петрозаводске приезжают люди из других городов. Наверное, причина в особенной атмосфере – в Петрозаводске между исполнителем и слушателем нет характерных преград, и они находятся на одном уровне, устанавливая между собой прямой контакт.
 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

«Самое прикольное, что к нам на концерты ездят люди с других городов просто как зрители. Мы выезжаем на концертах побывать в большие города, а к нам на наши съезжаются! Это о чем- то говорит», – Влад

Собрать 160 человек на концерте – успех в рамках Петрозаводска. Подобное было в конце 2016 года на концерте-солянке «Old Friends». Тогда в «ROCK bar FM» выступили БАКУРЛИ, Steamboats, Elephant и Footstep, собрав огромное число людей. Когда речь идет о привозе зарубежных артистов, прибыль от гигов часто уходит на второй план: «Катастрофически сложно собрать деньги для приезжих музыкантов. Получаются тотальные влеты, зато крутые концерты. Однажды один организатор привез хардкор-группу Kingdom из штатов фо фри, так как знал, что все равно не отбить, то зачем вообще это начинать. Вот это сильно», – вспоминает Тумаков.

Энергии и упорству петрозаводских музыкантов стоит поучиться нам всем – неважно, занимаетесь вы музыкой или нет. Такие качества полезны любому человеку, у которого есть хоть минимальное желание преуспеть в том, что ему нравится. Ну, а если вы хотите оценить, насколько это упорство имеет эффект, то загляните на концерт любой из петрозаводских команд. Лучше всего, конечно, сделать это в самом Петрозаводске – чтобы сразу оценить атмосферу полного единения с музыкантами, когда нет возвышающейся сцены и балок, когда концерт проходит на пяти квадратных метрах, а микрофон у вокалиста вырывает толпа. Ну, а если не получится, то зацените их в Москве или Питере: 29 сентября на Emo Orchard в Петербурге, а 6 октября – в Москве. Или во время совместного тура «БАКУРЛИ» и Elephant (29 октября в Питере, 31 октября в Минске, 2 ноября в Москве)

 

 

 

Полина Агеева

Tags: