Художники на СТОРОНЕ: El Chulito

Очередной выпуск рубрики «художники на СТОРОНЕ», в которой рассказываем о таких важных, но не всегда очевидных, для музыкальной сцены персонажах. На это раз поговорили с дизайнером El Chulito, чьи афиши вы точно не могли не заметить, если ходите на концерты. Несколько лет назад он переехал из Беларуси в Мексику и сейчас продолжает оформлять афиши и релизы оттуда. Все работы можно посмотреть на сайте.

 

СТОРОНА: Как ты рассказывал в ранних интервью, художественного образования у тебя нет, но расскажи, как начал рисовать? Что и кто на это вдохновил?

Егор: Начнём с того, что я не умею рисовать. Я занимаюсь в первую очередь графическим дизайном, то есть работаю с уже готовыми элементами и создаю из них собственную картину.

 

То есть совершенно все изображения и шрифты с твоих афиш — найденный на просторах интернета материал?

Многие из моих работ созданы на основе фотографий. Это могут быть фотографии артистов, пейзажей и любых, иногда не совсем логичных, объектов. Разумеется, в большинстве случаев я это не рисую и не фотографирую сам. Если мне нужно то, чего я не могу купить в фотобанке или найти на бесплатном стоке, я делаю фотографию или рисунок собственноручно. Вручную я часто делаю текстуры, а также обрабатываю афишу уже после создания основы дизайна  так, например, я недавно откорректировал один плакат с помощью воды, мыла и щетки, а затем отсканировал.
Чаще всего мои работы являются коллажами, пусть даже и не в совсем привычном понимании этой техники, и для создания задуманного мною образа я использую найденные мною элементы.
Говоря о шрифтах, зачастую я их модифицирую, преломляю или дорисовываю от руки. Так как почерк у меня остался на уровне 6-летнего ребенка, я не игнорирую этот дар и использую его, когда того требует ситуация. В 2018 году я написал несколько логотипов и сделал достаточно обложек и плакатов с использованием собственного почерка. Чаще всего я беру дешёвую гелевую ручку, исписываю несколько листов и сканирую результат, в итоге комбинируя аналоговые и цифровые технологии.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

А что касается вдохновения, то, честно говоря, мне сложно сказать, в каком году я начал действительно заниматься дизайном афиш, но первые попытки были совершены в 2011-м. Главной мотивацией заниматься этим делом было желание изменить визуальную культуру в концертной индустрии в лучшую сторону. Не имея навыков и опыта, опираясь лишь на собственный энтузиазм, я начал писать организаторам и предлагать делать им афиши на безвозмездной основе. Тут же дам совет всем начинающим артистам — стучитесь во все двери (но без фанатизма), работайте бесплатно и вкладывайте душу в своё дело, и оно принесет плоды. Несмотря на то, что проект El Chulito стал моей постоянной работой, я до сих пор по мере возможности поддерживаю независимые коллективы, занимающиеся DIY-деятельностью. Я начал своё дело в панк-среде, и остаюсь в ней до сих пор, просто теперь мой кругозор намного шире и я не зацикливаюсь на одном и том же. Стагнация — это смерть.

Пожалуй, моим главным вдохновителем является Дима Ску — дизайнер из города Барановичи, Беларусь. Я работал в концертном агентстве, для которого он делал афиши, и всегда восхищался его креативностью: пока на плакатах других агентств не было заметно ничего кроме сухого пресс-кита и скудной верстки, Дима делал настоящие конфетки, подходя к вопросу в любовью. Помню, однажды я пришёл на его лекцию по дизайну плаката, и там он сказал одну очень важную вещь, которая уже на тот момент совпадала с моим отношением к делу. Если своими словами, то Дима хотел изменить вид города с помощью своей деятельности, так как в Беларуси на тот момент уровень красоты наружной рекламы был крайне низок. И у него получилось, ведь на данный момент в Минске можно повсюду увидеть его работы — от билбордов до флаеров. Да и другие дизайнеры подтянулись, ведь Дима поднял стандарт. Передо мной стояла та же цель, но, в первую очередь, я хотел избавить андерграунд от уродливых плакатов, которые только отбивают желание идти на концерт. Кто-то скажет, что какая вообще разница? Глупо не идти на концерт из-за плохого плаката. А я скажу, что постер — это лицо концерта, а концерт — это живой организм и импровизация. Для меня визуальная часть крайне важна.

 

Почему именно музыкальное оформление? 

Моя работа в концертной индустрии началась ещё с подросткового возраста, поэтому на протяжении всей моей сознательной жизни музыка имеет для меня большой приоритет. Честно говоря, я особо даже не задумывался работать с оформлением в какой-либо другой индустрии. Безусловно, я бы хотел когда-нибудь разработать дизайн упаковки какого-нибудь продуктового товара, который можно найти на прилавке магазина. Думаю, что когда-нибудь это вполне может случиться.
Но в данный момент в дистро и музыкальных магазинах можно находить оформленные мною кассеты, диски и винилы, это уже приятно.

 

А тебе не кажется, что это не слишком благородное занятие — что-то продавать? Я знаю, что многие артисты, например, отказываются выступать на брендируемых мероприятиях.

Нет, не кажется. Зарабатывать творчеством и быть брендом, который ссыт в уши с помощью агрессивной рекламы — это абсолютно разные вещи. Пойдем от обратного: считаешь ли ты, что это не слишком благородное занятие — покупать музыку артистов или платить художнику за работу?
По поводу выступлений на спонсируемых мероприятиях — я лично не знаю никого, кто отказался выступать на ивенте только потому, что он спонсируется тем или иным брендом. Многие из тех, кто любит попыхтеть на эту тему, сами особо не понимают, зачем им это нужно. Думаю, нужно быть умнее и просто игнорировать рекламу бренда. Если тебя бесит присутствия энергетического напитка Monster в роли спонсора фестиваля, то лучшее, что ты можешь сделать, это не покупать это пойло, и убедить пару людей в том же. А еще лучше — вписаться на мероприятие и сказать об этом со сцены, раз уж ты такой идейный артист. Иметь дело с таким ивентом или нет — дело каждого, и к тому же всё зависит от контекста. Главное — понимать, на каких основаниях принимать своё решение.

Явное предпочтение ты отдаёшь тяжёлой сцене? 

Не то, чтобы я отдавал предпочтение тяжёлой сцене, скорее в рамках этой сцены у меня больше всего клиентов. Правильнее будет сказать, что я отдаю предпочтение хорошей музыке, хотя логично, что не все артисты, для которых я делаю плакаты, мне нравятся. Одна из лучших сторон моей работы — это расширение музыкального кругозора. С 2018-го года я на постоянной основе работаю с Grains of Sand Booking, и я безумно благодарен парням не только за их доверие, но и за то, что открыли для меня огромное количество новой, качественной и интересной музыки. Ведь при создании плаката я всегда слушаю артистов, которые будут выступать на концерте. Кроме того, уже на протяжении двух лет я работаю с одним концертным агентством, которое занимается организацией концертов классической музыки и оперных представлений, и подобное сотрудничество не только обогащает познания в сфере музыки, но и помогает мыслить иначе и развиваться в более формальном направлении плаката, при этом пропуская его через собственное видение.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Эти афиши выглядят достаточно привычно и не слишком молодёжно. Не было желания произвести какую-то модернизацию в оформлении афиш классической музыки?

Я начал работу с этим концертным агентством именно по той причине, что мне захотелось изменить ситуацию с «классическими» афишами. Все знают, что визуальное оформление у концертных площадок и агентств, работающих в этом направлении, просто омерзительное. Думаю, что причин несколько: во-первых, молодым людям не интересно работать в этой сфере, соответственно приток новых мозгов очень мал, а во-вторых большинство сотрудников — люди «старой закалки», и многие из них просто отрицают свежий взгляд на дизайн. Начав работу с большим запасом энтузиазма, по прошествии двух лет я сбавил обороты, так как подустал сражаться с людьми, которые не дают мне свободу в творчестве и собственноручно портят плакаты. Это в первую очередь касается посредников, через которых мы занимаемся букингом шоу. Конечно, я не делаю стандартные афиши, но очень часто мои плакаты пытаются превратить именно в обычные безвкусные рекламки, и мне приходится сопротивляться. Сложнее всего справляться с этой задачей в регионах России, поскольку, если говорить максимально прямо, люди там ещё не готовы к красивым плакатам. В США с этим проще. К примеру, я несколько раз делал афиши для одного из самых легендарных залов планеты — нью-йоркского Carnegie Hall. Получить одобрение на плакат в этом помещении не так просто, так что это моё личное достижение.
Если посмотреть на мои работы, то можно заметить, что я делаю афиши в нескольких стилях. Это результат сотрудничества с разноплановыми коллективами, а также влияние других визуальных артистов, труд которых меня впечатляет.

 

Внимательно следишь за развитием отечественной сцены? Расскажи об артистах, которые тебе больше всего нравятся.

Благодаря моей работе я не имею права не следить за развитием сцены в России, хоть я никогда и не жил в этой стране. В первую очередь я рад прогрессу концертной индустрии за последние пару лет. Вижу, что многие независимые артисты начали собирать бóльшие площадки, а также продавать свою музыку, что дало им хотя бы какую-то автономность. Когда я был менее опытен, мне казалось, что продажа музыки это плохо, это ведёт тебя в мейнстрим и поэтому ты автоматически теряешь уважение. Сегодня я кардинально противоположного мнения, ведь если у музыканта появляется возможность посвящать себя лишь любимому делу, то от этого выигрывают все. Хотя я знаю артистов, которые специально турят очень избирательно, чтобы заработок группы или его отсутствие не вгонял их в потенциальный творческий кризис. Всё, опять же, очень относительно.

Если говорить именно о русских артистах, которые мне нравятся, то первыми на ум приходят проекты Влада Паршина — «ТЭЦ», «Утро», «Лето в городе» и Motorama. Без сомнения, в музыке этих проектов читается многогранность разума человека и музыканта. Это сильно меня впечатляет. Отмечу группу Bicycles for Afghanistan и, особенно, их свежий альбом «Пена дней». Потрясающая работа, взрослая и профессиональная. Уверен, что многие негативно оценили новый звук группы, но я считаю, что это слишком ограниченное суждение. Лишь поиск и изучение новых способов самовыражения приводит механизм в движение. Не могу не упомянуть моих минских друзей, группу «Петля Пристрастия». Это потрясающий, и сильно недооцененный коллектив, который за годы моего отсутствия в Беларуси заметно развился в музыкальном плане и вырос по части сборов на концертах.

Всегда искренне рад успехам ребят. Из потрясающих андерграундных групп, которые двигают и развивают независимую сцену, я хочу упомянуть проекты «ксилема», Yotsuya Kaidan, «Ожог», «Имя твоей бывшей», ATOE, Challenger Deep, Grave Disgrace, REKA и Us Pàlm. Это первые примеры, которые пришли на ум.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Можешь что-то сказать о своих ощущениях от белорусской музыкальной сцены? Назревают ли какие-то перемены и активность?

Скоро исполнится 3 года с тех пор, как я не был в Минске. Это потрясающий город с невероятными людьми, полными желания расти и развиваться. Кто-то из моих друзей уехал, так как увидел другие перспективы вне Беларуси, а кто-то продолжает развивать своё дело внутри страны, и такие ребята должны цениться втройне.

Если говорить о концертной индустрии, то по моим ощущениям сейчас дела идут лучше, чем 3-4 года назад. Даже далёким от этой сферы людям стала известной фраза «Sold Out», хотя это чаще всего касается привозов артистов из СНГ. Говоря о зарубежных исполнителях, я практически не вижу новых имён на концертах клубного формата — в основном приезжают те, за кем есть тенденция хорошо собирать в РБ.

Что касается панк-сцены, то изменений в лучшую сторону я не замечаю. Приток новых людей очень слабый, интересных и активных новых групп нет. Из групп, появившихся за время моего отсутствия, отмечу только «Ожог» (участники Monday Suicide, Contra la Contra, Despierta, I Hope You Die и так далее). Хочется, чтобы артисты были более активны, турили и не стеснялись себя самих. Это больно, но многие намеренно не хотят быть серьёзными: делать шоу, работать над звуком и вести контакт с публикой. Поэтому большинство групп съезжают на уровень «прикола», отсюда и концерты, которые зачастую больше похожи на открытые репетиции. Не стесняйтесь делать то, что вы умеете делать хорошо. И плевать, что это кому-то не понравится. Просто ставьте цель и идите к ней, работайте над собой и становитесь лучше.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

А есть какие-то артисты, для которых бы ты сам хотел разработать дизайн? Самые смелые желания. 

Сложно сказать. В первую очередь я хочу работать с теми артистами, которые в силах дать мне карт бланш. Может случиться так, что я вдруг получу заказ от своего любимого исполнителя, но он так ограничит меня в творчестве, что я пробуду несколько недель в аду, пока этот проект не закончится.
Если делать какой-нибудь интересный и свободный проект, я бы с радостью поработал как с большим артистом вроде Post Malone, так и с ебанутой панк-группой типа Gag. И оба варианта меня абсолютно устраивают. Главное — чтобы клиент доверял моему вкусу и видению.

 

Безусловно, дизайн — очень важно. Чувствуешь, что повлиял на развитие музыки, сделав её куда более презентабельной?

Мне очень сложно оценить моё влияние на развитие музыкальной сферы, да и презентабельность — это очень относительное понятие. Как минимум, я хочу верить, что мой труд действительно не проходит напрасно. Я заметил, что стандарт визуального оформления действительно вырос за последние годы. Очень надеюсь, что мне удалось внести в это свою лепту.

 

Сейчас ты живёшь в Мексике. Это правда, что местные жители интересуются русской культурой и молодой сценой? Как думаешь, с чем это связано?

В Мексике обожают всё, что связано со странами бывшего СССР. Конечно, у большинства это понятие ассоциируется лишь с Россией. Но тем не менее всё, что для нас так привычно, у многих жителей Латинской Америки вызывает ребячий восторг. Мне сложно дать объяснение этому явлению. Скорее всего, играет большую роль распространенное восхищение идеологией коммунизма, да и в целом по стране можно встретить многие вещи и явления, так или иначе относящиеся к этому понятию. Практически в любой мексиканской деревне есть площадка для занятий спортом, Дом культуры или какое-либо другое общественное пространство, которое можно без проблем использовать для культурных нужд, а в городах побольше можно встретить Дома рабочих, основанные на социалистических началах.
Если в целом, то для местных всё “русское” является сумасшедшей экзотикой. Мечта увидеть заснеженную Красную площадь многим кажется настолько сказочной и неосуществимой, что любая возможность общения с человеком, хотя бы как-то приближенным к этой культуре, является чуть ли не даром свыше. Как объяснить, почему люди что-то считают экзотичным? Наверное, это абсолютная противоположность, которая так сильно манит. И музыка не исключение. Некоторые артисты из СНГ здесь пользуются популярностью. Кстати, прямо сейчас я веду работу над турами для нескольких подобных исполнителей.

Занимаешься ли ты дизайном для местных групп? И какие были местные музыкальные откровения?

Мне повезло завести знакомства в концертной индустрии Мексики уже через несколько месяцев после того, как я сюда переехал. Я часто сотрудничаю с независимыми лейблами Carcoma Records и Puercods, это мои хорошие друзья и коллеги. Причём мы работаем не только над дизайном плакатов, но и по возможности турим вместе. Периодически моими услугами пользуются концертные площадки Centro de Salud, Loud Open Stage и Ojo de Tigre, играющие большую роль в развитии и поддержке гастрольной сети в стране. Я до сих пор нахожу себя на мысли, что это полное сумасшествие и каким вообще образом парня из Беларуси связало с этими людьми. Думаю, мы действительно делаем интересные вещи общими усилиями, а это главное.
К сожалению, пока что я не успел много чего сделать для местных групп, только пару релизов и мерч. Но всё ещё впереди.

Что касается музыкальных откровений, то это однозначно мексиканская музыка 80-х годов. Не буду называть артистов, это нужно прочувствовать в первую очередь на местной вечеринке в каком-нибудь неприметном доме, о котором никогда бы не догадался, если бы тебя туда не привели знающие люди.
Я также полюбил стили cumbia и norteña, и могу порекомендовать Los Angeles Azules, Sonora Dinamita, Café Tacuba, Los Tigres del Norte, Los Cadetes de Linares, Ramon Ayala.

Галла Гинтовт

Тэги: