Летову с любовью

19 февраля — девятая годовщина смерти Егора Летова. Музыканта, чье имя, конечно, впечатано в историю русского рока.

Мы решили не делать никаких справочных материалов, потому что это было бы крайне бессмысленным занятием, а поговорить с представителями современной отечественной сцены о том, что же для них значит «Гражданская оборона», «Коммунизм», «Егор и опизденевшие», и понять, повлиял ли как-то на эту самую сцену Летов.

Яна Казанцева («Вхоре»)

Могу рассказать уморительную историю, как я, девочка из интеллигентной семьи и отличница гимназии в тринадцать лет начала слушать «Егор и опизденевшие». И как папа опизденел от этого. И мама тож. Там был ещё брат, которого папа вылавливал в коридорах нашей большой квартиры и спрашивал, почему его сестра ударилась в МЕТАЛ. Папа человек умный, но в музыке не шарит, как, впрочем, и я.

2:45
Егор и Опизденевшие
Еще раз про дурачка/Про мишутку

Афелион Кальдера (Kiskin Zhar, Black Death After Sonic Massacre)

Первый раз я познакомился с творчеством Летова, когда мне было двенадцать лет. Однажды в соседнем дворе поселился настоящий говнарь панк с фиолетовым ирокезом, в кожаной косухе, майке «exploted» и порванными джинсами, а нашивки на его одежде занимали пятьедесят процентов от всей площади поверхности. Не помню уже как, но в результате знакомства тот панк предложил мне ознакомиться с творчеством одной знаменитой группы, которую на тот момент слушали все говнари России. Он дал мне безымянную записанную кассету на полтора часа и откланялся. В дальнейшем оказалось, что это был акустический альбом Егора Летова с такими хитами как «Всё идет по плану», «А дед был счастливый, как сопля на стене», «Что-то про пиздюли» и всё в таком духе. Конечно, мне эта хуйня не понравилась сразу, как я послушал её, но тот панк утверждал, что это настоящая музыка и всё такое, поэтому я упорно, несколько раз, переслушал этот шлак в надежде разглядеть в нём жемчужину творчества незнакомого мне человека, Егора Летова. Как вы поняли, этого не произошло, поэтому я решил уже отдать эту несчастную кассету ее владельцу и вытравить из своей головы все те больные образы, на которые наталкивали тексты услышанных мной песен. При встрече панк поинтересовался у меня : «Ну как, тебе понравилось?». На что я ответил: «Честно говоря, нет». «Тогда ты не любишь рок, — заявил он и добавил:— Тебе не следует слушать рок музыку, ты не достоин». Конечно, меня возмутило это заявление с его стороны, ведь я любил рок музыку, я любил тяжелый гитарный звук, жирный бас и пробивные барабаны. По-моему, это и есть рок музыка, а не песни под акустику про видения человека, укушенного клещом. Но так как этот говнарь был старше меня и пизды ему вломить я никак не мог при всем желании, моё самолюбие было уязвлено, а мой тонкий вкус к рок музыке был поставлен под сомнение. С тех пор я не переносил на дух все, что касалось Летова.

2:08
Гражданская Оборона
Ненавижу красный цвет

 

С годами, конечно, мое отношение к нему постепенно улучшалось, пока не стало совсем нейтральным. На мой взгляд, переломным моментом стал период его жизни, когда смерть уже витала над головой Летова. Тогда вышла большая статья в журнале Rolling Stone о том, как много для музыки в России сделало творчество Егора Летова в составе его 100500 групп. Были описаны некоторые интересные подробности его биографии, которые просто не могли не изменить к нему мое отношение. С тех пор я стал замечать, что вокруг меня стало появляться всё больше людей с хорошим музыкальным вкусом, увлекающихся творчеством и личностью Летова. Они мне рассказывали различные подробности его жизни, советовали послушать определенные альбомы, которые, по их мнению, могли мне понравится. Я забивал на это хуй, но полученная информация не проходила бесследно. Летов стал мне даже немного симпатичен. И вот, однажды, для всех поклонников солиста «Гражданской Обороны» наступил ужасный момент. Егор Летов скончался от сердечного приступа. Вышла посмертная статья в Rolling Stone. И после этого с личностью Летова в сознании людей стали происходить удивительные метаморфозы. Все это привело к тому, что сейчас мы можем наблюдать молодых модных ребят, которые слушают «Гр.Об.» вперемешку с «Парапохом» и Иваном Дорном, а сама личность Летова стала иконой русской рок музыки. Смерть Летова стала пиком его карьеры, которого он так и не достиг при жизни. Иногда, когда мне совсем делать нечего, я вспоминаю того гавнопанка и модных молодых ребят, поклонников «Гр.Об.». И задаю себе всего один вопрос: «А разве эти люди чем-то отличаются друг от друга? — и отвечаю сам себе: — Конечно нет, ведь, как говнари слушали хуевую музыку, так они и сейчас продолжают это делать!».

4:30
Гражданская оборона (Солнцеворот, 1997)
Родина

Виктор Ужаков (Ploho)

Я впервые услышал «Гражданскую Оборону», кажется, лет в 14 и сразу понял, что это группа займёт важное место в моей жизни. Так, собственно, и вышло. Первым я услышал акустический альбом «Игра в бисер перед свиньями» 1986 года, купил эту кассету наугад в переходе метро году в 2001-2002. А чуть позже услышал альбомы 90-х, когда ко мне попал записанный приятелем на болванку мр3 диск, он жутко заикался в плеере и шипел. В середине 00-х посчастливилось побывать на двух концертах ГО в Новосибирске, в том числе, и на последнем концерте Егора в нашем городе, через пару месяцев он умер. Летов, «Гражданская Оборона» и прочие его проекты оказали на меня самое ощутимое влияние, можно даже сказать, что на гитаре я начал играть благодаря именно его песням. Если выделять какие-то конкретные альбомы, то я бы отметил «Армагеддон Попс», «Прыг-Скок», и конечно альбомы 1987 года («Некрофилия», «Мышеловка», «Тоталитаризм», «Хорошо» и «Красный альбом»).

2:17
Гражданская оборона
КБГ-рок (Рок-КБГ)

Райан Шпритц (Chernikovskaya Hata)

Году эдак в 2009-ом я отдал бывшему басисту Chernikovskaya Hata Игорю большую коробку с кассетами, среди которых было с десяток альбомов «Гражданской Обороны». Он тогда купил тачку, в ней была кассетная магнитола, а они, кассеты, лежали у меня дома без толку — ходить с sony walkman было удобнее. Игорь, если ты читаешь это — верни, хаха.

На концерте Летова был один раз в жизни — он тогда приезжал с акустикой в Уфу. Я ушел после нескольких песен, так как был разочарован происходящим, а точнее публикой — пьяными говнарями, всей этой шоблой в балахонах и банданах. Решил, что мое отношение к его творчеству должно остаться неким личным диалогом, где я молчу и только слушаю, где между мной и этим человеком лишь провод от наушников и ничего кроме. Наверное, по этой же причине я ничего вам больше и не скажу. Человек жив не пока его помнят, а пока он что-то говорит кому-то. Летову предстоит разговор не с одним поколением, я думаю. О чём? Да кто бы вспомнил уже — о настолько первозданном, о том, что было в самом начале, вечность назад. Разговоры о вечном. Здорово и вечно.

3:11
Гражданская Оборона
Мертвый сезон

Алексей Кульпин («Краснознаменная дивизия имени моей бабушки»)

Я узнал о Егоре Летове лет в 13-14. Тогда, в середине 90-х, «Гражданская оборона» была очень популярна среди маргиналов и гопничков, которые хотели как-то выделиться. Я не особо любил таких ребят и, как следствие, не особо интересовался и группой.
А потом, уже в 2000-х, я, конечно, понял что фигура Летова очень важная для русской музыки вообще, что мы все так или иначе через себя его пропускаем. Понял, что саунд, который создает его группа, совершенно уникален, и не только в контексте нашей музыки. Понял, что Летов — удивительно русский рок-музыкант в отличии от подавляющего большинства прочих рок-музыкантов, поющих по-русски.
И уже в десятых я однажды обнаружил себя в подмосковной электричке, уже неделю подряд слушающим «Гражданскую оборону» на репите. Вся эта сложная тоска в песнях Егора вдруг точно совпала с моей личной тоской и чернотой.
А потом ещё был этот фильм документальный о Летове, из которого следует, что Егор — наш Иен Кёртис, только лучше. Ну а мы и так знали, да.

2:21
Гражданская оборона
Винтовка — это праздник

Игорь («Черная Речка»)

В детстве, во времена смешных шорт, ножичков, тамагочи и прочей херни, с музыкой все было довольно проблематично — максимум какие-то отдельные песни с кассет-сборников «Союз» и «Романтик коллекшн» с голыми женщинами, остальное на усмотрение родителей: Киркоров, Надежда Кадышева и так далее. Но уже тогда от ребят постарше мы слышали завораживающее словосочетание «гражданская оборона», а на разрисованных стенах домов гениально сложенное из него «Гр.Об.». Мы не знали, что это, но были уверены, что это что-то крутое. К тому же обстановка, в которой мы росли (военный городок, 90-е), придавала подобным акцентам эпохи особое место в детском восприятии. Песню «Всё идет по плану» мы знали, но воспринимали, как некий фольклор, какую-то дворовую, ничью, которую просто все знают и умеют играть на гитаре, которая смешная и про Ленина.
Позже я узнал, что «Все идет по плану» — это «Гражданская оборона», что «Гражданская оборона» — это еще и «Моя оборона», «Винтовка — это праздник» и «Про дурачка» и еще целая куча песен, которые не звучали на радио (военные глушили у нас все радиостанции), по телевизору (не помню, чтобы видел что-то про Летова по телеку, смотрел Сережу Супонева и ТВ6), которые просто однажды появлялись в жизни, занимали своё место и всё.
Когда же пришло время разобраться в том, кто такой Летов, что он наделал, о чем пел и зачем, для меня это было сродни тому, чтобы разобрать чужой старый чердак. До этого я так копался только в творчестве Владимира Высоцкого, который не стал для меня откровением, но уважать себя заставил. Итог раскопок по Летову — любимый альбом с песнями, которые написал вовсе не он. Узнал я об этом уже после того, как проникся «Инструкцией по выживанию» больше, чем другими альбомами Летова. Но, я думаю, что от Егора в этой записи, если не столько же, сколько от Неумоева, то очень много, поэтому скоро меня перестала смущать вся эта история, связанная с альбомом.

2:33
Гражданская Оборона
Моя северная страна

Конечно, Летов на всех нас повлиял, это даже глупо было бы обсуждать. И дал он нам что-то куда более важное, чем 99 процентов русской музыки конца 80-х начала 90-х — не только зрелища, но пищу. Я не буду, конечно, приписывать ему роль мессии или гения, но он очень важный человек, даже не для музыки, не для эпохи, а в целом — важный и всё.
Мы как-то пытались сделать кавер на «Гр.Об.» на песню «Убивать» для сплита с «Июльскими днями», получилось сверхмощно, убрали пару аккордов и она получилась зловещей, гнетущей. Но на записи всё пропало. И мы поняли, что замахнулись на что-то, чего не понимаем и до чего нам далеко. Может поэтому я всегда так любил кавера на «Кино» с «Кинопроб» и максимально скептически относился к любым попыткам перепеть Летова. Кроме, конечно, нашего басиста из Gendarme Мика. Он охрененно пел «Мне насрать на мое лицо». Но опять же — дома, под настроение.

Антон («Кобыла и трупоглазые жабы»)

Сложно вспомнить русского музыканта, больше повлиявшего на моё поколение, чем Летов. Я впервые услышал его, учась в 8 классе, это была кассета «Так закалялась сталь», до сих пор один из моих самых любимых альбомов ГО. Музыка тогда, конечно, меня сильно впечатлила, потому что это было мало похоже на всё, что я слышал до того (а слушал я тогда, в основном, классический рок 70-х). Конечно, феномен Летова – это не только сам Летов, но и его ближайшие соратники, прежде всего Кузя УО и Манагер. По мне, так именно их совместные работы являются высшей точкой в дискографии как ГО, так и Коммунизма. Поэтому в этот день хотелось бы вспомнить альбом Коммунизма «Веселящий Газ», одна из самых страшных записей, что я вообще слышал в жизни, а уж в русской музыке так вообще у неё нет конкурентов. Игорь Фёдорович и Константин Валентинович довели шумную и мрачную сторону ГО до апофеоза, не оставив камня на камне. Главное, чему научил меня Летов — не бояться экспериментировать. Его творчество настолько разнообразное, что глаза разбегаются. Ещё один важный урок: можно записывать альбомы в одиночку без группы, и они будут отлично звучать и иметь успех у публики.

Галла Гинтовт

Tags: