«Мегаполис» – сквозь года и веяния моды

Всегда приятно следить за представителями старой отечественной рок-школы, сумевших сквозь года пронести свое видение, талант и при этом не срываться злостью на молодых музыкантов, наступающих им на пятки. Одни из таких – группа «Мегаполис», чей бессменный лидер Олег Нестеров не только до сих пор держит статус группы, успевшей поиграть в двух странах-исторических периодах, но и развивается в других направлениях работы, выходя за грани музыки: спектакли, продюсирование, звукозапись, арт-проекты, телевидение, книги, преподавание.

В 2018 году, спустя тридцать лет существования «Мегаполиса», смены почти двадцати участников и выпуска около десяти альбомов, они одновременно играют в рюмочной «Зюзино» и собирают ГлавClub. Записывают дуэты с Ёлкой и создают мультиформатный проект «Из жизни планет». Выигрывают премию «Человек года GQ-2015» и «Степной волк-2014». Презентуют арт-проект интуитивной музыки «ZEROLINES» и помогают молодым артистам в своей компании «Снегири».

Знает ли о Мегаполисе среднестатистический слушатель, родившийся после 2000 года? Не факт. Но это и неплохо – не каждый обязан знать звезд поколения наших родителей. Поэтому «Мегаполис» стали героями нашей рубрики «Взгляд в прошлое» – чтобы открыть мир другой музыки тем, кто с ней еще не знаком.

Фото: Яша Веткин

«Мегаполис» – «не одна из многих» групп советского периода. Скорее, «Мегаполис» – одна из немногих. Из тех, чей послужной список не заканчивается парочкой альбомов, хвалебным отзывом на «МК» и выступлением на «Нашествии», а продолжается дальше. В середине 90-х, например, «Мегаполис» спели с Львом Лещенко, что было нонсенсом – примерно, как если бы сейчас «Источник» спел с Димой Биланом. Их песни крутили радиостанции Германии, а в Берлине о них снимали телепередачи. В 94-ом году они пытались попасть на «Евровидение», а позже получили «Золотой граммофон». Но их история началась задолго до этого, с самостоятельно изданного 27 мая 1987 года первого альбома «Утро».

Инструментально насыщенный магнитоальбом «Утро» цеплял слух тогда, в конце 80-х, и сейчас. Полный синтезаторов, духовых и создаваемых ими мелодичных настроений, окутанный балладами о Москве и столичных закоулках, альбом открывает группе дорогу в музыкальный мир. Их тут же замечает пресса, называя их «чисто московским детищем, которое могло родиться только здесь и только сейчас». В 1989-м году по предложению фирмы «Мелодия» на основе «Утра» была создана пластинка «Бедные люди», вместившая в себя как новые композиции, так и получившие новую оболочку старые.

«Мегаполис» воспевает быт и простоту жизни. В их ранних песнях не найдешь обилия высокопарных метафор и философии, рассуждений о глобальных мировых проблемах, но услышишь рассказы о жизни во всех ее ракурсах, передаваемые через так называемую «прозу бытия». Уже с основания группы очерчивается важный элемент творчества «Мегаполиса» – написание песен на стихи известных советских поэтов. Почти все композиции альбома «Утра» написаны или полностью, или частично молодым поэтом Александром Барашем, а «Рождественский романс» – творение рук Иосифа Бродского. Плотная связь «Мегаполиса» с отечественными поэтами стала визитной карточкой группы – на протяжении последующих тридцати лет со сцен разных городов они пели стихи Андрея Вознесенского, Иосифа Бродского, Васко Попы, Александра Бараша, Веры Полозковой и других.

«Мегаполис» в середине 90-х.

Популярности «московским детищам» долго ждать не пришлось – уже через два года после дебютника они колесят по стране с концертами, едут в тур по Германии вместе с группой The Beatnics и дебютируют на немецкой радиостанции WDR, где им посвятили целых 20 минут эфирного времени.

Дальше – больше. «Мегаполис» снимаются в фильме, в планах очередной новый альбом «Пестрые ветерочки» и тур. В конце 80-х они записывают песню «Там» совместно с Львом Лещенко, строчки которой «Пшеница перешла, покинув герб, в гербарий» звучат особенно актуально на закате эпохи. «Привлечь столь неординарную для поп-жанра фигуру, как Лев Лещенко, к соучастию в новом проекте придумал Олег Нестеров — от скуки и безделицы, клюя носом в переполненном вагоне метро», – писал тогда «Московский комсомолец».

И хотя группа штамповала альбомы один за другим – то ли от переизбытка идей и энергии, то ли от того, что тексты песен создавались другими, родившийся в 1992 году альбом «Женское сердце» все же выделяется из всех работ во вселенной «Мегаполиса», поскольку в этой работе музыканты вышли на новый для себя уровень.

Работая в России, «Мегаполис» плотно сотрудничает с Германией – придуман проект «Нерождённые шлягеры для Германии», представляющий собой перевод популярных русских песен на немецкий язык («Ландыши», «Волга») и заключение контракта с немецкой компанией на запись альбома «Megapolis».

В новый период жизни страны «Мегаполис» также входит, обновившись, а бессменный лидер группы Олег Нестеров еще в 1999 году открыл для себя продюсирование, взяв под опеку группу «Маша и Медведи». Примерно тогда же он основал существующий до сих пор музыкальный лейбл «Снегири-музыка». Сам Олег, кстати, считает «Снегирей» не просто лейблом: «Мы с самого начала твердо настаивали на том, что мы музыкальная компания. Мы изначально работаем по схеме 360 градусов: мы и паблишинг, мы и рекорд лейбл, мы и продюсерская компания, которая помогает артистам записывать альбомы, организовывает туры и концерты, снимает видео и так далее. Нет ни одной вещи, которую мы бы не делали. Поэтому мы музыкальная компания, а это уже совсем другое», – рассказал он в интервью «Медузе». То, что это не просто лейбл, трудно отрицать, как и то, что Нестеров никогда не боялся и не боится открывать новое – через его лейбл прошли записи таких исполнителей, как Найк Борзов, Евгений Гришковец, «Ундервуд», «Ёлочные игрушки», «Cheese people», «The Retuses», «Мгзавреби».

Олег Нестеров. Фото: Максим Шумилин

Работая над чужими проектами, Нестеров не успевал уделять внимание своему – запись полноценного нового альбома «Мегаполиса» откладывалась с 1996-го года. Но молчанию пришел конец, и в 2010 году на свет появился «Супертанго». Продюсерская деятельность Олега повлияла на его восприятие работы и взгляд на музыку, и как оказалось, не зря – альбом получил похвалу со всех сторон, а «Афиша» назвала его лучшей пластинкой года. В текстах, написанных Барашем и Нестеровым в соавторстве, поднимаются темы любви, одиночества, хаотичного и неспокойного течения жизни. Долгое молчание группы Нестеров объяснил так: «Если честно, причиной нашего 14-летнего молчания и того, что я стал заниматься другими артистами, стало то, что меня абсолютно не устраивал вот этот альбомный подход. Тогда я должен был удовлетворить огромный гарем наших поклонников: раз в год новый альбом, ты должен всем понравиться, ты должен проехать по стране, ты должен, должен, должен».

«Zerolines» – совершенно особая часть творчества «Мегаполиса». Формально на всех стриминговых площадках он обозначен как альбом группы «Мегаполис», в то время как сам Нестеров называл его отдельным проектом, несколько обособленным от коллектива: «’Zerolines’ — это арт-проект. ‘Супертанго’ — последний альбом ‘Мегаполиса’, дальше — только проекты. Играть материал ‘Zerolines’ мы будем исключительно с мультимедиа в каких-то местах, нетрадиционных для обитания рок-групп. В клубах ‘Zerolines’ мы играть не будем. Где можно демонстрировать арт-проект, там он и будет звучать». Альбом — тонкие и поэтичные композиции, лежавшие за пазухой группы в течение многих лет, созданные на основе их опыта: человеческого и музыкального.

«Бояться этой музыки не надо, это не авангард, не сиюминутные эксперименты, которые могут не иметь нужного результата, не скучные инструментальные запилы. Это просто самая красивая музыка на земле, музыка сфер, которая не может никогда надоесть, потому как она не сделанная, а просто очень точно впущенная в наш мир», — Олег Нестерова о «ZEROLINES».

В 2014 году Олег Нестеров запускает проект «Из жизни планет» – исследование эпохи, проект, совместивший в себе музыку и кино и ставший творением на стыке двух разных искусств. Работа существует как одноименный двойной альбом, медиа-проект в формате WEB Documentary и полноценный музыкальный спектакль. «Из жизни планет» рассказывает истории четырех отечественных фильмов 60-х, которые так и не были сняты: «Причал», «Семь пар нечистых», «Предчувствие» и «Прыг‐скок, обвалился потолок». К каждой истории музыку написал «Мегаполис» и теперь представляет необычный проект в стиле livemusic&storytelling на сценах разных площадок – Олег рассказывает о неснятых фильмах советских режиссеров периода «оттепели», а группа исполняет к ним воображаемые звуковые дорожки.

«Мегаполис» – взрослый, за которого не стыдно. Олег Нестеров и его команда не отворачиваются от всего нового и свежего, а идут вперед вместе с ним. «Мегаполис» все еще в состоянии собрать полный ГлавClub, но при желании могут и по традиции выступить в рюмочной. Не останавливаются на одном формате и звучании, а экспериментируют с еще неизученными. Двадцать лет назад пели дуэтом с Лещенко, а сегодня – с Ёлкой.  Плодотворности масштаба «Мегаполиса» хочется пожелать всем музыкантам, а открытости и вдохновения – всем людям вообще.

Полина Агеева

Тэги: ,