«Птюч» — первый постсоветский музыкальный глянец

«Не только музыка начала развиваться. Стиль начал развиваться. Люди начали чувствовать себя иначе, спокойнее, свободно. Это совершенно новое ощущение для людей в то время было», — объясняет София Голубева.

Казалось бы, 1994-ый многие называют одним из самых мрачных в 90-х, но именно в сентябре этого года в Москве появляется глянцевый журнал «Птюч», пишущий о молодежной моде и культуре, почти сразу же открывается нашумевший одноименный клуб, а в конце 1994-го и промоутерская группа Ptuch Sound System, которая занималась организацией клубных мероприятий.

 

«Птюч» был придуман творческим коллективом во главе с главным редактором Игорем Шулинским, и, просуществовав до 2003 года, успел стать символом эпохи русского рейва. Героем журнала была рейв-культура, со всеми вытекающими атрибутами: диджеи и электронные музыканты, наркотики, секс, кислотная эстетика. Верстка и дизайн журнала порой сделаны так, что прочитать тексты просто физически невозможно.

Оформлением руководила группа со звучным названием «Арт-Бля», и это был настоящий образец авангарда: на ярких, кислотных паттернах появляется нелинейный, плохо читаемый текст, то идет по кругу, то снизу вверх, шрифт и его размер всё время меняется. Складывается ощущение, что эстетика превалирует над смысловым содержанием. Так же в журнале активно используется появляется нецензурная лексика и выражения в самой свободной форме — в общем, вызов чистой воды и наслаждение экспериментами новой эпохи для страны.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Журналов тогда почти не было, но при этом их потребность в обществе остро ощущалась, многие просили привозить такую литературу из-за границы, например, появившейся накануне журнал Wired, в поисках пока ещё с трудом просачивающейся информации о современной западной культуре.

В этом контексте «Птюч», несмотря на свои недостатки, — важная веха в истории российских СМИ, самоотверженность создателей которого на самом деле проникнута легким безумием, хотя, кажется, что в 90-е всё делалось именно так, с легкого плеча.

Шулинский: «Первое время деньги давал Александр Голубев: к тому времени он уже был серьезным бизнесменом, занимался недвижимостью. А потом предложил: ‘Ребята, если вы хотите, чтобы всё было честно, внесите деньги’. А мы ему: мол, денег нет, есть только квартиры. ‘Ну продайте квартиры и внесите деньги’. Так и сделали, внесли свои пять-семь процентов и стали совладельцами ‘Птюча’. Это был, конечно, поступок идиотов. Но мы относились к ‘Птючу’ не как к бизнесу, а как к ребенку. Если ему было что-то нужно, мы несли последнее».

И «Птюч» был действенным первопроходцем, только следом был запущен в 1995 г.  журнал «Ом», рассчитанный на более массовую аудиторию, а в 1999-м – «Афиша».

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

 

Поколение, очаровывающее своей маргинальностью, возводящее в культ всё неординарное и свежее, действующее против системы прошлого, и работа для них была частью тусовки, а не неотъемлемым правилом существования во имя выживания, вот только это поколение и могло создать такой контекст.

Шулинский: «Как написала в своей книге известный искусствовед Катя Дёготь, люди, которые были в ‘Птюче’, проживали жизнь. Она удивлялась, ну как это так: они веселятся, кушают наркотики, трахаются, ходят на вечеринки, ходят на выставки, ездят в разные страны и пишут об этом — какой ужас! И где же интеллигентский аскетизм?!». Геннадий Устиян (один из авторов журнала): «Мы проживали жизнь своего поколения. Для нас в этом была вся прелесть. Мы ходили на работу как дышали. Если нас сравнивать с сегодняшними 25-летними, то они как­-то тяжело работают».

 

открытие клуба Птюч

Возможно, сейчас слишком темпераментное, и порой похожее на лозунги, содержание статей показалось бы наивным: советы выбросить на помойку электрогитары, длинные беседы с ди-джеями, рекомендации вроде: «Никогда не отказывайся, если предлагают дунуть ганджубаса». Да, эти люди не были профессионалами, но их непоколебимая уверенность в том, что свободная культура победит, заслуживает уважение.

И, конечно, для такого журнала нужна была своя площадка. В Москве и Санкт-Петербурге уже успело открыться не мало клубов (тут советуем углубляться в историю , например, в материале «Большого города»), но именно «Птюч клуб» особенно следил за стилем — творческая атмосфера, богема, элита, художники, рейверы. Клуб не только сделал электронную музыку модной, но и стал чем-то вроде центра арт тусовки: на сцене играл «Ночной проспект»,  читал стихи Дмитрий Пригов, а среди посетителей можно было найти Владимира Сорокина.

 

«Тогда это был первый клуб, где по всем стенам висели телевизоры — настоящие, цветные, маленькие, и у входа висел огромный цветной телевизор — 90% посетителей, наверное, до этого вообще не видели такого большого экрана. Были удачные виджеи — такие как Шутов, который всегда показывал что-нибудь красивое. И неудачные, как Могилевский, который постоянно показывал, как п…ду зашивают струнами, например». (Диджей Максим Зорькин)

Клуб вообще уделил большое внимание целому пласту культуры: современное искусство, выставки, электронная музыка, медиа- и совсем ещё непривычный для страны видео-арт. Именно там работали те художники, которые сейчас активно известны в мировом пространстве, и создавались проекты: Caviar TV Сергея Шутова, Doom Party Владимира Могилевского, «Убит Необит» Алексея Беляева-Гинтовта и Кирилла Преображенского, живой перформанс-чтение Дмитрия Пригова. И там проходили показы самых смелых модельеров от Андрея Бартенева до  Ольги Солдатовой.

 

 

Клуб закрылся спустя пару лет, лицензия закончилась, а о причинах закрытия журнала Шулинский рассказывает, что это «…такой же поколенческий журнал, как, скажем, «ОМ» или «Матадор». Они как The Beatles, The Rolling Stones и The Who. Они могли существовать только в определенное время. По идее, они должны были дать какой-то пинок развития национальной журналистики, но им на смену пришли западные сетевые журналы, а своего ничего так и не появилось. В результате мы стали памятниками — людьми, которые что-то когда-то сделали». «Зато по крайней мере я уверен, что мы вошли в анналы истории. Когда будут изучать историю России XX века и будут изучать литературу, там будет написано одной строчкой  ‘журнал Птюч’».

 

В материале использованы вырезки из интервью для «Афиша», «Акция» и «Большой город». 

24 декабря в «Газгольдере» состоится 25-летие легендарного, овеянного мифами клуба «Птюч». Лайн-ап: диджеи Зорькин, Компасс-Врубель, DJANGO, Санчес, Трапезников, Кубиков, Лист, Сапунов, VJS Шутов, Могилевский. Принимает гостей сам Игорь Шулинский, отец и основатель. 

Галла Гинтовт

Тэги: , ,