Тот самый дедушка – о новой русской волне

Если вы живете в Москве и ходите на фестивали чуть чаще, чем когда на «Пикник Афиши» привозят Arcade Fire, то вы скорее всего видели его – Юрия Тарасова. Если не ходите, то могли заметить его в видеоотчете СТОРОНЫ с Боли 2017-го года, на фотографиях с BOSCO, «Пикника Афиши» и «Ahmad Tea Music Festival».

 

Обычно он – седовласый и длиннобородый, стоит в стороне от общей танцевальной массы и смотрит на сцену, слушая молодых парней и девушек, поющих про черные очки и любимую песню твоей сестры. На него невозможно не обратить внимание – как минимум, потому что на фестивале «Боль» он, наверняка, был самым взрослым посетителем и выделялся среди подростков. СТОРОНА разыскала Юрия Тарасова и поговорила с ним о том, чем ему нравятся концерты русской новой волны, как он себя на них чувствует и за что любит музыку.

 

О себе

– Мне 69 лет, я неработающий пенсионер с мая 2017 года. До выхода на пенсию работал учителем физики в старших классах средней школы, преподавал физику в ВУЗе, был научным сотрудником в научно-исследовательских институтах Российской академии образования в области методики обучения физики в средней школе. Музыку я слушал с детства – грампластинки 78 об/мин, собранные родителями. Тогда, в школьном возрасте, в 14 лет слушал радио «Голос Америки», музыкальный маяк – они крутили песню The Beatles «Can’t Buy Me Love». С тех пор интересуюсь музыкой, имею обширную библиотеку, коллекцию виниловых пластинок, аудиокассет и CD. В основное время читаю, слушаю музыку, прогуливаюсь, посещаю музеи, фестивали и концерты.

 

Музыка – это тайна, глубинная сущность мира. Она не выразима словами. Сейчас я люблю разную музыку: рок, поп, классика, романсы, но мой музыкальный вкус менялся с периодами, определяемыми мною как Led Zeppelin, Pink Floyd, «Аквариум», классическая инструментальная музыка, романсы.

 

Юрий Тарасов на Пикнике Афиши., 4 августа 2018 г. Фото: Nora Jane

 

О том, что нравится на современной русской сцене

– По моим наблюдениям, сейчас в русской музыке преобладает рэп, который определяет современную молодежную культуру, а русский рок умер как явление, зовущее и ведущее к будущему, определяющее его. Цитируя БГ, скажу: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли?». На «Faces & Laces 2018», например, преобладал рэп и среди исполнителей, и среди поклонников, а на Moscow Music Week 2018, наоборот, было обилие рока.

Есть на российской сцене интересные исполнители, но ни в одного не влюбился как ранее в исполнителей русского рока. Нравится группа «Комсомольск» – интересные девчонки. Формулируют идею с философским оттенком, совпадающим с названием песни, затем ее разнообразно украшают. Монеточка сперва казалась неясной, но, когда просмотрел ее интервью на Дожде, более-менее прояснилось – интеллигентная, целеустремленная, поэтичная, творческая, поет девчачьи песни для восемнадцатилетних. Позже слышал ее на Пикнике Афиши этим летом. Следует подождать что она сделает далее. Хотя альбом я не слушаю, но «Нет монет, монет, монет!» и «Я такая пост, пост, я такая мета, мета» – это мое, потому что я поклонник Серебряного Века, модернизма и постмодернизма.

Гречка сначала была интересна – такие песни уличной девчонки, передающие дух уличной молодежи. Но на «Боли» в 2018 году разочаровала – не показала ничего нового и вдруг распоясалась и вместо исполнения песен звала на сцену Монеточку и все свои фразы заканчивала словом «охуенно».
За последнее время из русскоязычных альбомов мне запомнился «Время N» Бориса Гребенщикова, но к сожалению, из-за обилия музыки нет времени для прослушивания альбомов понравившихся исполнителей.

 

О разнице поколений

– Сейчас молодежь иная, растет более продвинутое поколение Z, но есть и общее с нами – алкоголь, сигареты, кайф, секс, желание оттянуться в танце на концерте. Вообще напиваться на фестивалях – это просто часть тусовки и повод для кайфа. Увы. Когда я ходил на концерте в таком возрасте, все было также.

Но концертная и музыкальная культура за последние десятилетия стала разнообразнее и обильнее, а музыка – гораздо доступнее из-за наличия смартфонов, плееров, наушников, компьютеров. Поведение публики на концертах стало разнообразным, но «выдрессированным» – ребята знают, когда хлопать, петь хором, раскачиваться, прыгать и исполняют команды исполнителей. Прекрасно и разнообразно танцуют. Это здорово!

 

Юрий Тарасов на фестивале Боль, 2017 год

 

О том, как начал ходить на фестивали и шоукейсы

– Я случайно попал на фестиваль Bosco в 2013 году. Тогда я понял, что многое упустил и не увидел живые выступления разных достойных артистов. После этого стал по возможности посещать все фестивали, о которых узнавал.

Больше всего за последние годы мне запомнились «Боль» в 2017 году и ряд шоу-кейсов на Moscow Music Week в 2017 и 2018 годах. «Боль», потому что это было открытие для меня нового фестиваля и первое впечатление о сцене. На MMW понравились три шоукейса одного уровня в Плутоне: «Ретро-секс», «Experiment Showcase», «Девушки поют» и шоукейс «Короли Китай-Города» в Китайском летчике Джао и Down House Bar – отвязанный подвальный андеграунд.

Фестиваль «Боль» мне интересен и вообще важен тем, что дает представление о молодых российских независимых исполнителях, андеграунде. Но он дает неполное представление. Важен отбор исполнителей. Его дополняют фестивали Moscow Music Week и случайно открытый мною фестиваль Metro On Stage.

На Metro On stage я решил пойти просто потому что увидел анонс в Интернете. Там было шесть групп в Москве, две в Питере. На фестивале были представлены разные стили, и все были интересны. Но больше всех мне понравилась группа Hell Bruizes из Москвы. Это трио – у них очаровательная солистка, улетная соло-гитара, бас-гитара и ударник.
Я хожу на все эти мероприятия из любопытства, чтобы оставаться в курсе смены музыкальных героев молодежи и просто по любви к музыке. Но по большей степени из-за интереса к современному русскому року. Чувствую себя на них по-разному. Вообще мне лично комфортнее, когда меня не замечают, и не проявляют излишнего внимания к моей персоне – тогда я могу весь обратиться на сцену, к исполнителям. Потому что часто фотографируют, сплошные фото, селфи, заводят со мной разговоры и интересные беседы о выступающих исполнителях. Но все уважительно.

 

О лучших живых группах

– Вживую мне нравятся группы «Super Collection Orchestra» – у них есть музыкальная идея, стройная композиция. «Казускома» – просто улетные гитары. «Bruizes» – очаровательный вокал и улетное соло. Длинноволосые парни из «Погнали», «Вторые Брюки» по звучанию напоминают старый рок 60-70 гг. «Severnee» нравятся за их солистку с интонациями и голосом Земфиры и за их психоделические гитары, поскольку в свое время я был поклонником Led Zeppelin.

 

 

 

Полина Агеева