Взгляд в прошлое: ростовчане Sputnik Vostok

Они выступали перед тысячами людей на разогреве у Nazareth и Uriah Heep, их клип снимал молодой, тогда еще ростовский режиссер Кирилл Серебренников, а сами они стали ключевыми персонажами в истории ростовского рока. Это Sputnik Vostok.

В конце прошлого столетия в южном городе Ростове-на-Дону зарождались независимые музыкальные команды, ставшие примерами и вдохновением для тех, кто начал после них. Среди авторитетных первопроходцев числятся «День и вечер», «Матросская тишина», «Зазеркалье» и другие, но отдельным монументом возвышается одна из самых значимых команд донского рока – группа Sputnik Vostok.

Sputnik Vostok появился в 1991 году как перерождение группы «Элен». В то время в ней постоянно происходили изменения и успели поиграть многие, потому что ростовское рок-движение в 90-х было чем-то единым – все играли со всеми.

«Наши песни были не чем иным, как экзистенцией внутреннего мира нашей группы, мира постромантики и здорового молодежного снобизма. Позже, в середине 90-х, мы сменили репертуар на англоязычные тексты и танцевальные ритмы» — Олег Межеровский для АфишаВолна

 

Группа ЭЛЕН Фото: rostovrock.ru

Да, эпоха «Элен» прошла и группа запела на английском языке, сменив название на Sputnik Vostok, именно с ним добившись своей известности. Такой выбор имени был своего рода отражением всеобщей помешанности на космосе. После гагаринского «Ну, поехали!» мечтами о космосе грезил каждый третий житель Советского Союза. Так и появился Sputnik Vostok, названный в честь знаменитого пилотируемого корабля. Теперь их было четверо: Олег Межеровский, Роман Калиткин, Константин Лещенко и Сергей Черевков. Вокалист Олег Межеровский, вспоминая смену концепции группы, говорит, что отчасти это влияние поклонников и трендов: «Когда у нас появился коллектив “Элен“, к тому времени мы обзавелись своими почитателями и фанами, и к их мнению очень чутко прислушивались. Возможно, это и повлияло на смену репертуара и названия группы. Рок-музыку на „вражеском“ языке я впервые услышал на радио BBC и „Голос Америки“, а со школьных уроков английского у меня были базовые знания и вполне приличное произношение, поэтому мне ничего не стоило написать текст на английском, если того требовало веяние времени или чья-то дружеская просьба».

 

Изучение Олегом русско-английского разговорника привело к тому, что он стал писать песни на основе самых расхожих английских выражений. Любовь к Англии не ограничилась языком лирики – музыканты вдохновлялись «манчестерской волной». Переслушивая их пластинки, брали что-то с каждой и привносили в собственное творчество: «Рок-группы из Манчестера это то, что действительно повлияло на творческое направление в нашей музыке, особенно The Smiths, семь альбомов которых поднимались на вершину UK Indie Charts. Можно сказать, что мы двигались к инди-музыке параллельно, так как мы были музыкантами одного поколения, в юности слушавшие лишь то, что было в музыкальной рок-индустрии хард рок, метал, рок-н-ролл и немного поп-музыки типа ABBA», – рассказывает сейчас Олег. Создавая новое звучание, Sputnik Vostok сумели совместить западные мотивы и традиции советского рока, став культовой командой того времени.

 

В 1992 году выходит их первый альбом «All for the best», а практически следом за ним «With a speed of light» в 1993-ем. В перерывах между репетициями и изучением английского, группа активно развивает клубное рок-движение Ростова. Они выступают буквально везде: на фестивалях, в клубах, в кафе, в домах культуры, быстро становясь популярными. Барабанщик Сергей и басист Константин в одном из старых интервью сказали, что «не знают чем бы занимались, если бы не играли».

В 1994 году, в пик концертного расцвета Sputnik Vostok, в их жизни появляется ДК «Профтехобразования». Музыканты выходят на прямую связь с владелицей здания и договариваются о проведении в нем концертов. Так наступает новый этап для Sputnik Vostok и всей рок-тусовки Ростова – Дом культуры становится клубом «100%». Значение этого места для ростовчан можно примерно сравнить со значением клуба «ТамТам» для петербургских рокеров. В «100%» все время что-то происходило и варились новые группы. Когда эпохе «100%» пришел конец и клуб закрылся, репетиции переместились в помещение института РИНХ. В это же время почти вся группа устраивается на работу в музыкальный магазин «Juke Box», который существует в Ростове и по сей день на Газетном переулке, 45.

В 1996 году в Россию приезжает культовые шотландцы Nazareth с масштабными гастролями, где каждый концерт – огромная площадка с аншлагом. Именно в магазине «Juke Box» организатор тура Nazareth находит парней из Sputnik Vostok и предлагает им выступить на разогреве. Играть в огромном Дворце Спорта для тысяч людей было одновременно рискованно и престижно, и несмотря на все страхи Sputnik Vostok соглашаются. Вскоре в Россию приезжают британцы Uriah Heep и специальными гостями вечера снова становятся Sputnik Vostok, к тому времени уже известные всем музыкальным фанатам.

Период 90-х был временем, когда Sputnik Vostok стали звездами Ростова. Пожалуй, они были одной из самых ярких команд  на всей ростовской музыкальной сцене. Танцевальный гитарный рок на манчестерский манер, который тогда еще относили к жанру madchester («mad» и «manchester») и небанальные тексты с рассуждениями про любовь и жизнь, переданные через метафоры о вселенной и космосе сделали их запоминающимся и стильным коллективом.

Афиша концерта Sputnik Vostok в клубе 100%

В 1996 году группа возвращается к родному языку в текстах и приступает к записи русскоязычного альбома «Я с тобой». После работы над этой записью «Спутник» постоянно в поиске мест для репетиций, и на помощь приходит «Дунькин Клуб», ранее бывший публичным домом. Каждую неделю они играют концерты для поклонников, и периодически устраивают танцевальную вечеринку «Андромеда» – сейчас ее назвали бы эксклюзивным диджей-сетом фронтменов.

А в 1998 году для Sputnik Vostok снимает клип молодой ростовский режиссер Кирилл Серебренников, тот самый, который спустя десяток лет станет руководителем «Гоголь-центра», получит ряд престижных премий и наград и станет знаковой фигурой в российском театре.

Но 1999 год уже очевидно давал понять, что конец неминуем. Группа прекращает творческую деятельность, а одним из последних выступлений становится концерт памяти вокалиста «Пекин Роу Роу» Сергея Тимофеева. Вскоре музыканты переезжают в Москву, а Олег Межеровский пытается привлечь людей и создать новый проект «Берлин-Бомбей», который почти сразу распадается. В результате Sputnik Vostok, переживший множество перипетий и ставший первопроходцем российского инди, окончательно закончил свое существование.

Возможно, причина распада в том, что заниматься музыкой в России, по словам Межеровского, тяжело: «Музыканты и рок-музыка как  в СССР, так и на сегодняшний день  это вечная борьба за выживание в огромной стране, в которой есть только лишь столица. В провинциях и глубинках таких как Ростов это особенно ощущается музыка, особенно русскоязычная, даже качественная и популярная в сети, не востребована на западе. А основные покупатели музыки это запад, потому что в наших краях за музыку не особо расплачиваются. А после 90-х годов, появления частной собственности, налогов и прибавочной стоимости, музыка не всегда готова работать как отдельная индустрия экономики, поэтому творческим ребятам приходится ездить в Москву на подработки, так как в Новосибирске или в Перми им делать нечего».

В 2013 году происходит попытка возродить былое и с помощью Межеровского в Москве появляется группа Спутник-Восток. Это молодые ребята во главе с самим Межеровским и на самом деле новый проект – просто хорошо забытый старый. Музыканты играли каверы на советские хиты Sputnik Vostok, «Матросской тишины» и других ростовских коллективов. Придав новое звучание старым песням, группа выпустила два мини-альбома и дала парочку небольших концертов в Москве и Петербурге. Жанрово они не отошли от своих прародителей и играли тот же гитарный звук, только более качественный и технологичный и под патронажем Олега: «Это не ностальгия, а просто от нечего делать, но ведь от нечего делать всё и происходит на белом свете. Проект Sputnik-Vostok закрыт, но музыканты, принимавшие в нем участие, при благоприятных условиях для концертирования готовы выступать». Не получив ожидаемой популярности, проект утих, хотя официальных сообщений о закрытии не было.

Sputnik Vostok – версия 2016 года

Про Sputnik Vostok известно довольно мало и осталось очень немного материала, но тем не менее увлеченные музыкой молодые ребята не впадают в ступор при упоминании этой команды. Наверное, потому что в бурные 90-е в Ростове не было другой такой сильной и актуальной группы, играющей для клубной молодежи танцевальный гитарный рок, уже тогда называемый «инди». История Sputnik Vostok – это история с хорошим концом, когда группа успела сделать многое, повлиять на следующую волну музыкантов и остановиться тогда, когда этого требовал момент.

 

 

Полина Агеева

Тэги: , ,