Как «Черная Дыра» стала квазаром

Одна из главных обителей нижегородского инди, концертная площадка Black Ho))) переехала на новый адрес. Однако вместе со старыми стенами не утратила своей начальной идеи. Мы отправились узнать, что изменилось с ее переездом, а также поговорили с создателем клуба.

Адрес: Нижний Новгород, улица Красная Слобода, 8А

Каково это: попасть в кадры независимого фильма, которые точно появятся в трейлере? Туда, где на белых старых стенах большой залы мелькают цветные лучи, где речные суда за окнами медленно идут по реке в лучах то ли закатного, то ли рассветного солнца, а живая музыка управляет этим всем, как опытный маг? Вот только в фильмах все это с правдой не имеет ничего общего, а в «Дневном Маге» все настоящее.

 

Седьмого мая на улице Красной Слободы открылись двери новой, перерожденной «Черной Дыры» (Black Ho))), которая теперь именуется Tago)))Mago))), что в переводе с эсперанто значит «дневной маг». Концертная площадка преобразилась настолько, что доросла до статуса «арт-пространство». Находится оно рядом с набережной Гребного канала, в одном из домов комплекса судостроительного завода И.С.Колчина-У.С.Курбатова, 1863 года постройки, который даже имеет статус памятника архитектуры.

Когда в Tago)))Mago))) день, и все погружено в спящее спокойствие, очень странно представлять, что здесь, на втором этаже этого старого здания может звучать андеграунд. Скорее, вальсы или полька — как на балах XIX века. Полукруглые неоклассические окна, откуда открывается почти левитановский вид, белая штукатурка, из-под которой выглядывает кирпичная кладка, лепнина на потолке, резные фальшбалки, деревянный пол, старая мебель, расстроенное пианино и 300 метров светлого пространства — все это создает особый уют, и кажется, будто находишься в доме, в котором бывал давным-давно в детстве, но забыл про это. Да, «Дыра» утратила свои граффити и стикеры на стенах, скейт-рампу, diy-яруса и стейдждайвинг, но вернемся внутрь новой обители нижегородского андерграунда, когда из усилителей начинают доноситься звуки, а на город опускается тьма.

 

Вместе с окончанием чека к сцене медленно стекаются слушатели. Сейчас она ниже, а значит, ближе музыканты, лица которых прямо перед тобой, и ближе музыка. Движущиеся тела гостей отбрасывают тени на потолок, и все пространство становится единым бурлящим морем.

За пределами главного зала тоже есть жизнь. Здесь бар, который отделен от пространства со сценой — у стойки точно не сметут во время слэма. Из бара прорублено окно в исповедальню в виде дореволюционного шкафа, на верху которого — чучело дикой птицы. Дальше — проходная комната, где можно поболтать с корешами, не теряя из виду выступление, или погрустить в компании плюшевого кролика с выпученными глазами, который свисает с потолка. В следующем пролете слева — старая лестница, которая ведет на чердак, куда мы бы не советовали подниматься, так как там, среди разваленных балок и досок, подозрительно светятся два белых глаза. Рядом со сценой, среди поддонов — зона с телевизором, где можно поиграть в старые видеоигры, они забавно пиксилизируются на экране, от которого мы так отвыкли.

А потом можно выйти на улицу, покурить и освежиться, зайти за угол, сфотографировать окна барной комнаты, из которых бьет неоново-кровавый свет, и пошутить про сатанистские ритуалы. После концерта можно не торопиться вызывать такси, а пройтись по набережной, может быть, до самого Канавинского моста, и поймать момент, когда на одном конце реки уже наступил новый день, а на другом еще властвует ночь.

 

До того, как переступить порог этого места, мы думали, что оно покажется нам чересчур помпезным. Но никакого противоречия между музыкой и обстановкой не оказалось. Tago)))Mago))) похож на какой-то приятный европейский клуб с налетом русской ностальгии. С переездом «Черной Дыры» нижегородский андерграунд стал более открытым, однако не настолько, чтобы спугнуть свой горячий дух свободы.

Подробнее о клубе мы поговорили с Вовой Соколовым, идейным вождем Tago)))Mago))).

 

О причинах переезда

Причин очень много: есть внутренние, есть внешние. Внутренние основаны на том, что мы хотим развиваться куда-то дальше, расти в ширину, глубину, высоту. Внешние — это проблемы с нашим месторасположением, с тем, что мы находимся в центре города, и Кожевенная — очень проходная летом, поэтому сейчас часто заходит просто хер пойми кто.

 

Ещё всякие полицейские рейды бывают. Они если в центре, то заезжают во все заведения. Такое было пару раз. И нам не очень понравилось, мы решили подальше переехать. Ну и плюс ко всему соседи от нас устали, мы как бы являемся источником граффити, шума. И сейчас на нас соседи много ругаются. Точнее, одни соседи, это Академия ФСБ России, которая находится напротив нас. Туда пару раз метнули бутылки за забор, разбили машину, кажется, даже. Им это не понравилось. И в итоге всё это сваливается на плечи хозяина нашего дома, который уже устал от того, что кто-то вечно на нас жалуется. И в целом так всё сложилось, что стало понятно, что пора ехать куда-то отсюда, осваивать новые территории.

 

 

Про местоположение

Люди, которые ходят на концерты любимых групп, они пойдут куда угодно, в любое место абсолютно, как бы это далеко ни было. На самом деле это ненамного дальше: 20 минут пешком отсюда. Наша аудитория — это костяк, который крутится вокруг музыки вне зависимости от локации. Думаю, именно новая аудитория появится, потому что наше мрачное андеграундное место когда-то отпугнуло людей, которые не могут себя комфортно чувствовать в такой обстановке. Поэтому сейчас, когда у нас стало намного светлее, думаю, нас станет больше. 

 

Об отрицательных сторонах переезда

Пока их нет. Отрицательная сторона — это то, что всегда стрёмно переезжать, как, знаешь, из квартиры в квартиру ты переезжаешь. У тебя есть какие-то воспоминания, связанные с твоим домом, так или иначе, он снится тебе ещё после этого дофига лет. Там годами всё это копилось, там куча слоёв росписи стен, и всё это останется на фотографиях, на видеозаписях. Кстати, архивов у нас очень много: и фотоматериалы, и видеоматериалы, куча записанных концертов, которые мы будем выкладывать ещё ближайшие года 2-3. 

 

О выборке коллективов

В 2015 году, когда мы открылись, в Нижнем Новгороде было всего два места, где можно было послушать какую-то такую музыку: это «Чёрная Дыра» и «Клуб б/у». «Клуб б/у» закрылся в шестнадцатом году. И вышло так, что мы остались одни, и все местные промоутеры, которые занимаются совершенно разной музыкой: поп-панком, металом, инди-роком — все стали делать концерты у нас. И у нас получилась такая лютая каша из всего подряд, и это многих людей отпугнуло. Потому что люди хотели прийти просто почиллить, посидеть. А тут бац, фест из 10 групп никому не известных.  А сейчас в Нижнем появилось несколько площадок, все это уже расслоилось, расформировалось само по себе. И у нас остались только те концерты, которые нам самим нравятся, и музыканты, которых нам самим всегда в кайф послушать. 

 

У нас любые жанры можно будет услышать. Здесь, скорее всего, дело в каком-то вкусовом ориентире. У нас никогда не было трибьютов группы «Король и Шут», например, их никогда и не будет, кавер-группы, — тоже, это всё совершенно не наш формат. У нас, в основном, современная гитарная инди-сцена. Или экспериментальная электроника. Электронные привозы, техно тоже будем делать. Но главное, чтобы это было эстетически красиво подано, и чтобы было видно, что музыкант, который этим занимается — не дилетант, что у него действительно хороший вкус. 

 

На самом деле в старой «Дыре» были очень крупные группы: например, группа «Петля Пристрастия» у нас играла аж до 2018 года. Потом они уже выросли так, что просто физически к нам не помещались. Сейчас они играют в другом месте, но надеюсь, что они опять переберутся в новую «Дыру». Недавно собирал группу «Источник». Я думаю, что с каждым годом они будут собирать всё больше и больше. Поэтому расширение нашей площадки обосновано ещё и тем, что группы, которые у нас обычно играют, тоже выросли, и нам не хочется терять с ними связь и хочется делать им концерты.

 

 

Об интерьере

Там одна сцена, один зал, но есть отдельный комплекс с баром, достаточно большой. Я думаю, что мы там сможем проводить небольшие акустические сейшены. Когда, например, фронтмены местных групп смогут прийти и просто под аккомпанемент гитары или фоно что-то поиграть. 

 

Еще мы придумали одну фишку… Как называется комната, в которой люди исповедуются, когда в церковь приходят? У нас в баре есть окно, рядом с этим окном мы поставили шкаф, и шкаф этот будет запираться изнутри, и человек сможет зайти за бар и исповедоваться, так, чтобы его никто не видел. Бармену так или иначе всегда исповедуются. Просто в данном случае это будет анонимно. И это будет интересно.

 

Про бар

С баром у нас всегда были проблемы, поскольку мы не то чтобы бар, скорее концертная площадка, поэтому бар долгое время у нас оставался в таком минимализме: все самое необходимое. Но сейчас мы серьезнее к этому отнесемся и будем что-то делать так, чтобы тем, кто любит выпить что-то прикольное, необычные коктейли, было комфортнее у нас находиться.

 

 

Про ценник на билеты

Я думаю, вырастет не очень сильно. Во-первых, есть такая штука, что в Нижнем Новгороде в 2008 году билет на концерт стоил 200 рублей, сейчас 2021 год, билет стоит 200 руб. То есть, всё выросло в три раза, наверное, кроме проходки на гиг. Я думаю, пора с этим что-то делать, и теперь вход на концерт у нас будет стоить 300 рублей. Я имею в виду такие концерты, когда играют локальные группы, без супер-хедлайнера. Тогда, когда есть хедлайнер, он сам, как правило, устанавливает цены на билет. А когда мы сами что-то делаем, местные ребята играют, обычно вход стоит две сотки, и, мне кажется, это очень мало, это стоит намного больше на самом деле. Просто мы очень скромные ребята. 

 

 

Новая «Черная Дыра» как арт-пространство

Мы изначально хотели позиционировать себя как арт-пространство, просто у нас места было мало и не было возможности. Потому что такое помещение: мрачное, тёмное. Сейчас же нам осталось только добавить свет и можно уже проводить выставки. То есть, это необязательно картины, которые висят на стене, это будет современное искусство, саунд-дизайнеры, всякие прикольные штуки с маппингом. То есть мы планируем привозить ребят из Москвы, из Петербурга. Пока в Нижнем у нас это слабо развито. У нас есть «Dreamlaser», например, такая контора, которая занимается этим на супер-уровне. Но вообще таких ребят, которые что-то сами ковыряют, их очень мало. В столицах их побольше, думаю, мы будем сотрудничать с ними, привозить разных медиа-художников и саунд-дизайнеров.

 

О культурном значении для города

Если заглянуть в тот же самый Гугл, там очень много крутых отзывов, в том числе от иностранцев, которые просто мимо проходили и случайно узнали. Я думаю, в контексте нашего города это будет очень круто, потому что в Нижнем мало пространств, мало концертных площадок, мало выставочных пространств, а каких-то центров современной молодежной культуры в принципе нет. И мы практически единственные, кто здесь этим занимается. Поэтому это очень важно не только для нас, а для всех людей, которые вообще интересуются такой тематикой в Нижнем.

Текст, видео и фото: Анастасия Искандер
Фото: Анастасия Пономарева