О любви и музыке: интервью-эссе с Никитой Соколовым из «ВЛАЖНОСТИ»

Как превращать эмоции в песни? Как каждый раз, выходя на сцену, переживать боль давнего расставания? Как оставаться честным и чего стоит главная роль в «театре эмоций»? Никита Соколов, вокалист группы «Влажность», рассказал о роли любви в своём творчестве, лучших песнях, вдохновении и проблемах в отношениях с музыкантом.

 

 

Любовь и творчество

Мне, вообще, кажется, что 90% песен, написанных за всё время существования музыки, так или иначе о любви. Я постоянно что-то пишу, с семи лет: стихи, песни, прозу. Почти всё уходит в стол, естественно. Что-то на продажу другим артистам. Тем не менее, для Влажности я сочинил всего лишь четыре лирические песни: «Простыни», «Созвездия», «Места» и «Маленькая ложь». Эти четыре песни непосредственно об историях любви двух реальных людей: меня и актуальной возлюбленной/бывшей. Господи, как это цинично звучит, ахах.

Конечно, и в других песнях мелькают образы реальных пассий, проблемы взаимоотношений между лирическим героем и его женщинами, но это не совсем о любви — она здесь лишь проездом. Остальные треки скорее про «море свободы и разврата», которое ставится в противовес абстрактной «любящей девушке, с которой ты в серьёзных отношениях». Мой лирический герой хочет того и другого, больно уж он любвеобильный. Он хочет любить всех, не делая никому больно, но это невозможно — в этом его проклятье. Такой вот он бедняжка.

 

Источник вдохновения: несчастная или счастливая любовь

Ну, любовь — это такая приятная боль. Расставания, невзаимная симпатия, фантазии о ком-то очень нереальном. Это похоже на ностальгию, когда ты скучаешь по временам или по местам, которые ты уже не сможешь вернуть. Вроде бы это болезненное чувство, но в то же время оно сладкое, с ним можно засыпать. Боль и любовь всегда идут рука об руку.

Если говорить про меня, то, конечно, мне проще писать о несчастной любви, о этих метаниях, о которых я выше говорил, между моими желаниями.

 Но иногда какие-то позитивные и светлые чувства тоже могут взять верх и получается написать какую-то чистую, светлую, может, не очень качественную, но песню или стихотворение о любви, где ты превращаешь своё счастье в строчки. Но у меня это бывает очень редко.

Я написал только одну такую песню. Не для группы, называется «Ты» — это фит с Любой Merzota из Питера.

Вообще, как мне кажется, страдать — легко. Вне зависимости от гендерной, культурной, классовой принадлежности, большую часть своей жизни человек страдает, любой человек. Писать о боли гораздо проще, потому что страдание окружает тебя 24/7. Если честно, я преклоняюсь перед людьми, которые умеют свои позитивные эмоции (не разрушительные-позитивные типа «Я *бал твою суку» и все такое) направить на создание чего-то красивого и доброго, в музыке, в любом искусстве. Делать то, что вдохновлено именно любовью, искренними чувствами к кому-то или, может, даже к чему-то. Когда я это вижу, я такой: «Вау, это круто!» Я, вообще, очень уважаю тех людей, которые умеют делать то, чего не умею делать я.

Когда тебе хорошо, тебе просто хочется отдыхать и наслаждаться жизнью, а когда тебе хуево, это чувство сразу двигает тебя к тому, чтобы сделать что-то для того, чтобы стало менее ху*во. Соответственно, ты что-то делаешь — сублимируешь в творчество, например. Так устроен мозг.

 

Отношения

У меня есть девушка сейчас, и она очень ревностно переживает все эти песни/интервью, но, окей, буду откровенен.

Это перманентная борьба с полярными желаниями. Если у меня есть любимая девушка, у нас все хорошо и мы любим друг друга, все равно что-то глубоко внутри меня постоянно клокочет и рвётся наружу. Будто кто-то сидит на плече и шепчет: «Давай, давай, смотри, сколько девчонок вокруг, они все хотят тебя и твоей любви. И ты тоже их хочешь». Конечно, понимаешь, что это неправильно, понимаешь, что незачем гнаться за какими-то непонятными журавлями, если у тебя есть ох*енная синица в руках. По факту, отношения — это то, чего ты хотел буквально полтора года назад и наконец-то нашел и, если сейчас погонишься за этими девчонками, за сиюминутными наслаждениями, которые только огорчают тебя под утро, ты потеряешь очень классную штуку, которую достаточно долго ждал.

Отношения заканчиваются по разным причинам, и ты освобождаешься: «Да, ура, я так давно истосковался по всему этому будучи в моногамных отношениях,» — начинаешь купаться в свободе. И все круто, причем все круто довольно долго. Но в какой-то момент появляется второй червячок и говорит: «Дружище, ну блин, ну ты чего, тебе они не надоели? Неужели тебе не хочется, чтобы кто-то любил тебя, прямо вот тебя со всеми твоими плюсами и минусами, а не твою оболочку: твое лицо, тело, член, твои достижения…» И он точит, точит, точит. А потом в какой-то момент появляется девушка, которая может дать всё то, о чем говорил червячок этот, и вы начинаете встречаться и всё повторяется. К сожалению, в моей жизни пока что существует этот цикл, и я очень хочу его прервать однажды.

Кажется, что у меня было много таких историй. На самом деле нет. Это всего лишь четвёртые мои отношения. Все они продолжались где-то по полтора-два года, а потом где-то по году, по полгода, я, скажем так, гулял. Это абсолютно не новая история, много людей с такой штукой, преимущественно, парней. Ну и я ничего не могу поделать, кроме как писать об этом.

Это все смешно звучит, если просто слушать, но, когда ты живешь с этим всю свою жизнь и ничего не можешь сделать, хотя занимаешься самоанализом и понимаешь, в чем причина. Чётко видишь проблемы, которые были в детстве, знаешь, почему ты стал таким, но осознаёшь, что ничего не изменить. Это невозможно проработать, и вот ты просто живешь с этим и всё, и это не так уж весело, как может показаться.

 

Эмоции на сцене

Многие старые песни, они, можно так сказать, о людях, которые уже не актуальны в моей жизни… Но, когда я выхожу на сцену, я переживаю все это заново, пропускаю эти яркие негативные эмоции через себя, потому что нужно быть максимально искренним с людьми, которые заплатили деньги, пришли посмотреть на спектр живых, настоящих эмоций — они не смогут увидеть это на выступлениях других групп и исполнителей. Я бы не сказал, что на концертах «Влажности» музыка это основная составляющая. Люди приходят посмотреть на человека, который, как бы пафосно это ни звучало, вырывает из себя душу. Это забирает очень много энергии, с каждым концертом все больше. В последнее время я сразу после выступлений уезжаю домой, потому что просто нет физических и эмоциональных сил с кем-то ещё контактировать. Чувствую себя, как выжатый лимон, и восстанавливаюсь потом ещё где-то пару дней, как на отходах. Зачем так себя мучить? Ну, вот такие у меня принципы. Я хочу, чтобы люди приходили на шоу и получали его в полном объеме, чтобы все было честно.

Девушка к этому абсолютно нормально относится. Переживает, конечно, но понимает, что это творчество, песни, моя работа, на секундочку. Пока я на сцене, я ей не принадлежу — только музыке и своим эмоциям. Ну и зрителю, отчасти.

 

Любовь и туры

На самом деле, у меня ни разу не было такого, чтобы я был в туре и у меня одновременно с этим были отношения. Мы должны были поехать в тур прошлой весной, но все знают, почему мы не поехали — потому что никто не поехал. И тогда девушка переживала, серьезно. Конечно, она это в полушутку говорила, но видно было, что она нервничала. Ну, конечно, когда ты музыкант, едешь в другой город, где фанатки не видели тебя вживую, риск заражения ЗПП… шутка! Да, риск всегда присутствует: и алкоголь, и повышенное внимание, и ты тоже навеселе, на кураже. Каким бы верным и классным парнем ты ни был, всякое может случиться. Поэтому, да, она была очень довольна, что мы никуда не поехали в итоге.

А вообще хочу сказать, что ездить в тур нужно обязательно тогда, когда у тебя нет отношений, потому что это было ве-ли-ко-леп-но!

Ревность и уверенность

Ревность — это абсолютно нормально. Меня ревновали, и я могу ревновать тоже. Но у меня это периодами. Я всегда считал и считаю, что, если человек ревнует своего партнера, которому априори должен доверять, потому что, ну, кому ещё, если не ему, значит, он не уверен в себе. Но уверенность в себе — это не перманентная штука, она преходящая. Сегодня ты ощущаешь себя на миллион долларов, а завтра ты просто *баное ничтожество. И это даже не биполярка, просто так работает. Тебя из колеи могут выбить какие-то события, три подряд неудачи и так далее. И ты уже не так уверен в себе. Или, наоборот, случилось что-то хорошее, и вот уже ни о какой ревности не может идти и речи.

 Понимаешь сам, что ты классный, а значит, классный и в глазах партнера тоже. И, господи, зачем твоему партеру кто-то ещё, если ты так сияешь? Эта энергия исходит от тебя, она питает и тебе вообще не до ревности.

Когда ты чувствуешь себя х*ево, чувствуешь неуверенность в своих силах, в своём будущем, в перспективах, ты становишься слабым, ты становишься уязвимым. Думаешь, что должен быть лучшим для неё, но раз ты такой плохой, значит, точно есть кто-то круче. И тут же сразу появляются поводы, за которые можно уцепиться, даже самые пустые, чего бы ты даже не заметил раньше, какой-нибудь лайк или типа того.

Если ревнуешь — не давай хода своей ревности, не проецируй на другого человека. Ревность — это только твоя забота, и, если у тебя сейчас проблемы с самооценкой, сделай с этим что-нибудь. Напиши песню, сделай вечеринку, сходи в бар и обыграй кого-нибудь в шахматы, нажрись и прокатись голышом на велосипеде. Почувствуй себя увереннее, и вот ты уже на коне. Это лучше, чем *бать мозги себе и своему партнеру.

 

Любовь и фанаты

Глупая девчонка-фанатка мечтает об отношениях с любимым музыкантом любимой группы — умная
девчонка-фанатка мечтает просто с ним переспать. Отношения с музыкантом, как и с любым творческим человеком, это отвратительно. Это очень нестабильно, непонятно. Конечно, от самого человека много зависит, от того, как он справляется, держит себя в руках, рамках, жертвует ли чем-то ради партнера. Но да, умным девочкам-фанаткам отношения не нужны, они это прекрасно понимают.

Любовь фанатов в более широком смысле очень важна. Но, на самом деле, у меня нет такого, что я получаю какой-то положительный фидбек от фанатов и мне прям сразу хочется делать что-то, «ещё и ещё», «ради них» и тд. Нет, для меня это происходит не так немножко. Любовь к твоему творчеству всегда очень приятна, она даёт тебе сил безусловно, но не то чтобы прям толкает к каким-то новым свершениям. Поддержка фанатов важна, особенно учитывая, что хейтеров у нас больше, чем фанатов. Но вот именно к творчеству подталкивают скорее другие вещи: страдания и, пожалуй, хейт. Когда на тебя льются негативные тонны дерьма, сильнее всего хочется сказать: «Пфф, чуваки, подержите мое пиво. А теперь подержите мой здоровенный болт!» Для меня агрессия и негатив более сильный мотиватор.

 

Любовь/ненависть

Мм, ненависть… В моём творчестве ее много, но выдающуюся позицию занимает именно ненависть к себе, своим слабостям. Они мешают жить, мешают быть счастливым, из-за них ты несчастен и из них же черпаешь вдохновение. Ненавидеть других людей я просто не умею, у меня не получается. Я не могу злиться на кого-то, обижаться, есть такая проблема. Или не проблема? Просто понимаю, что, если со мной поступили плохо, значит этот человек плохой и я не буду больше с ним общаться, не буду добр и мил. Я не чувствую злобы, ненависти, но так поступать нужно, иначе тебе просто сядут на шею. Если в творчестве я использую ненависть, то только к себе.

 

Память

На самом деле, у меня плохая память, и это мне очень мешает. Я, бы хотел, чтобы воспоминаний было больше. Естественно, они есть, и я много что помню из прошлого. Особенно ярких воспоминаний полно, богатый жизненный опыт все-таки. Но многие воспоминания, не то, что стираются, но как-то дополняются, что для творческого человека это не является проблемой, скорее, даже наоборот… Дорисовываешь образы. Воспоминания, как черно-белая раскраска, и ты их раскрашиваешь, делаешь ярче и превращаешь в картину.

 

Лучшие лирические песни

Я не слушаю свою музыку, не читаю свои стихи. Я просто отдаю что-то, отрываю от себя, и дальше это уходит уже к слушателю, который даёт этому оценку. Но, раз такой вопрос встал, по структуре, по тому, как это сделано, написано, упаковано, по драматургии, развёрнутой метафоре, целостности, мне нравятся «Созвездия». Мне нравится текст, не то что прям «ваау ох*енно», но я им горжусь, я молодец, да, ахах. Причём он как-то сам собой написался. Я сказал, что горжусь собой и что я молодец, но, на самом деле, очень часто именно песни, не стихи (их я пишу полностью сам, то есть ты прям садишься и пишешь, придумываешь рифмы, смыслы), а когда ты пишешь песню, зачастую процентов 70 песни выходят из тебя сами. И с «Созвездиями» было вот точно так же.

Изначально это была песня вообще не для «Влажности». Году в 2017, когда не было ещё ни одного альбома, мы собрались у Олега дома и у нас был Ableton на макбуке. Олег накидал бит, причём такой эмо-хопчик, тогда очень модный, типа Lil Peep’а. Мы были очень пьяные, очень-очень-очень, я тогда ещё переживал из-за своей бывшей девушки и все такое. И Олег такой: «Ну накидаешь текст, можно записать в дырку от наушника». Хах, я согласился, он вышел на балкон покурить и минут за 10-15 из меня вышел весь этот текст, прям весь, такой, какой он сейчас на альбоме «Влажности». Олег вернулся, заценил и сказал, мол, давай запишем. Ну и все, и мы записали. Выложили даже, естественно, без стримингов, дистрибьюции, в Вк у себя на страницах и получили какой-то локальный фидбек, всем очень понравился. Он до сих пор есть в сети. Ну вот, а потом этот трек всплыл, когда нужно было добирать песни на второй альбом. Я немного изменил вокальную партию, и мы положили «Созвездия» на акустику. На концертах мы исполняем ее, так сказать, полным составом, кто был там, поймёт. Вот такая полуразъ*бная композиция получилась сама собой за 10-15 минут.

Ещё «Места», последняя песня о любви, с нового альбома. Мне в ней очень нравится, как я написал второй куплет, речитативный. Он тоже легко и быстро написался, идеально ложится на бит и очень музыкально звучит. Компактно сложен смысл и классная смысловая подводка к припеву. Он прям очень классный в отличие от первого куплета, хах. На предпрослушивании альбома, когда мы вносили последние правки, я вообще говорил: «Олег, давай, пожалуйста, вообще вырежем нахер этот первый куплет, потому что он у*бищно звучит». Он сказал, что все, уже поздно, уже даже не перепишешь новый… Мне кажется, если бы не первый куплет слабый, трек был бы мегахитом сейчас. 

Главное – это любовь к себе. Не полюбишь себя — никого не полюбишь. Только покалечишь.

Автор: Полина Буларгина
Фотограф: Ольга Воронцова