Релизы месяца: октябрь 2020

Богатый на альбомы октябрь, и мы традиционно пишем о том, что нас увлекло в этом месяце. А именно: долгожданный альбом от «Маяка», арт-поп от группы «Тальник», панк-рок дебют DONJUANS, психоделические Lucidvox, поп-трип «Источника», эстрадный микс от Монеточки. 

 

ТАЛЬНИК – СИПС

 

Про участников группы «Тальник» по-прежнему известно очень мало. Это Александр Уколов из Томской области и Светлана Цепкало из Южно-Сахалинска. Сейчас они живут в Москве. Более раннее музыкальное детище Александра — гипнагоджик-поп-проект «Творожное озеро», просуществовавший с 2010 по 2013 год. На альбоме «Сипс», словно эхо этого периода, даже встречается цитата из одного из старых треков: «Блеск воды, прозрачность каналов, сквозь шелест ветровки я узнала тебя». Но если «Творожное озеро» отсылало к девяностым или порой даже восьмидесятым, то «Тальник» — это игры со стилистикой начала нулевых.
Новая пластинка, несмотря на ностальгический звук — про здесь и сейчас. Это затерянная радиоволна, которую случайно поймали колонки, когда ты пришел домой после тяжелого дня. И вдруг почувствовал, как же не хватает просто остановиться, прислушаться к себе, приглядеться к окружающему миру, заметить гармонию в деталях. Неожиданным и важным персонажем оказывается робот-автоответчик. Он будто третий участник коллектива, некто постоянно присутствующий. И если поначалу выдуманный сервис техподдержки ещё пытается маскироваться под настоящий, то под конец он обрушивает на слушателя «поток сознания», наполненный забытыми вечными истинами. Как и в других работах группы, на этом альбоме есть тонкие и поэтичные композиции о любви. Однако важный мотив этой пластинки — сближение и отдаление. Дистанция — это не только неизбежность, но в какой-то степени необходимость. Ведь чтобы услышать другого, прежде всего нужно услышать себя. И побыть ночью в одиночестве на кухне.
В.Ч.

 

DONJUANS — ТРАВЛЯ

 

Про новый миньон DONJUANS не пишут большие издания. И слава Богу! Ещё не хватало прочитать про этот прошибающий комочек энергии какую-нибудь пошлость в стиле «а в одной из песен даже цитируют великого Федерико Феллини». Ничего, рано или поздно журналисты, доберутся и до DONJUANS, а пока небольшая заметка на СТОРОНЕ.

Записанный в Туле на плёнку шестизарядный релиз почему-то названный «ТРАВЛЯ» гладко идёт вперёд, без запинок, нон-стопом. Ребята профессора динамики — , понимают, когда нужно чуть перетянуть вступление, когда надо поиграть тихонечко, а когда разъебать (и даже тут они оставляют чуть-чуть пространства, чтобы внутри разъёба прыгнуть ещё чуть выше), знают, что не каждому музыканту обязательно играть на протяжении всей песни, знают, как сделать вам хорошо. При этом весь материал записан убойно и превосходно вшит в звук. Это тот случай, когда релиз хорош как для штудирования с целью узнать, как играть и записывать рок, так и для угара.

По духу «ТРАВЛЯ» напоминает американский андеграундный панк-рок 80-х и 90-х. Ощущения игры в ретро-клинику по воскрешению мертвецов не возникает. Напротив, от чего-то чувствуется, что DONJUANS полностью органичны — просто так уж вышло, что вылупились они пару лет назад в России, а не где-нибудь на западном побережье США в правление Рейгана.

Темы, затронутые в песнях, кажутся вечными: разрыв реальности между нелюбимой работой и (не)любимым собой, между ожиданиями чужих людей и своей собственной доро́гой и так далее. Однако не стоит думать, что люди давно трудятся изо дня в день помногу часов. Этому новшеству буквально несколько столетий, так что есть смысл орать в лицо этой несправедливости и не ждать, пока она уйдёт сама. Надеемся, вклад DONJUANS не пройдёт незамеченным и заставит людей не только попрыгать, но и вспомнить, что у них была мечта.
А.Б

 

LUCIDVOX — МЫ ЕСТЬ

 

Общая работа над релизом «Мы есть» заняла два с половиной года. Lucidvox говорили о процессе записи, как о терапии. И тут видно, как музыканты ищут баланс, чтобы никто из участниц не потерялся. Их психоделический рок с элементами этники теперь больше заинтересован в конкретике, результате, чем в самом процессе. 

Предыдущие релизы коллектива разгонялись постепенно, слушатель, изначально наблюдатель, только потом включался в действо. Главная заслуга новой работы группы (и именно как группы, в первую очередь) — это самая контролируемая музыка Lucidvox, вам сразу протягивают руку. При этом даже в моменты страшного вихря, они всегда находятся над ситуацией и знают, где поддать огня, как усмирить, что убрать или добавить. 

Фундаментально стиль не поменялся, но теперь композиции куда органичнее обрастают новыми слоями. В «Мы есть» вообще очень много изящной физиологии, музыка постепенно обрастала новыми слоями, а в текстах много интимности. Это вообще альбом во многом рассуждение о природе жизни — откуда приходит человек, куда уходит. Причем и с точки зрения участника события, и как свидетель, который это наблюдает. Lucidvox всегда заигрывали со сказочностью, однако заслуга «Мы есть» в том, как он из песни в песню разглядывает магические вещи в рядовых явлениях.  

Альбому удается красиво переходить от личного к общему. «Мы есть» — большая работа о примирении сначала с собой, потом с близкими, которые окружают тебя сейчас и тех, кого уже нет с нами, с другими людьми, миром в целом. 
С.С

 

МОНЕТОЧКА — ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

 

Сразу скажу, проект Монеточка, как дуэт сотрудничества Елизаветы Гырдымовой  Виктор Исаев справился. «Декоративно-прикладное искусство» — самый по-хорошему массовый отечественный поп-альбом в этом году. Пусть и с оговорками. 

Вот есть альбом «Давай забудем о морали». Там авторы всех своих персонажей — сердечно любят, а если и не любят, то понимают. Монеточка во многом разграничивает своих и чужих. Абсолютно во всех альбомах и мини-релизах, особенно в новом, есть ощущение какой-то назидательности в отдельных моментах. То есть даже на лучшей (сейчас прям субъективно) песне с прошлого альбома — осуждение стереотипных инста-девушек «Кумушки». Слог Монеточки красивый, но всегда четко прослеживается, когда она кого-то обличает с достаточно вертикальной позиции. По отношению к себе (как персонажу песен), кстати, у Монеточки сложное, ироничное отношение. Линия саморефлексии о творчестве и успехе есть в каждом релизе еще с «Психоделического клауд рэпа». Открывашка «Крошка» в новом альбоме продолжает и в какой-то степени красиво закрывает эту историю.

Согласитесь, что «Папина любовница» — жестокая песня, но, наверное, лучшая на пластинке, так как объединяет все самое хорошее и плохое с релиза. Тут страдают сразу все герои, по факту. Упор на эстрадный (вы поняли какой) поп, шутливый настрой, настоящий хукище с синтами в стиле Mr. Credo. Трек цепляет и новое поколение слушателей, любителей застолий с караоке, да даже богатых нефтяников на корпоратах. Собственно ультимативный поп-альбом и должен так верно мимикрировать под всех. Небольшой момент эксплуатации есть, но музыканты явно записали то, что хотели записать, это работает.

Мне нравится не весь альбом, отдельные вещи режут слух (изначально песня про «Ленинград», пусть и сделанная в стиле позднего творчества группы, понравилась, хотя забавность потерялась очень быстро), но с ним можно хотя бы поспорить как с самостоятельным релизом, вынося за скобки, что это альбом от Монеточки после очень крупного успеха. 

У авторки строчек «уже который день я болею от обиды на людей», которая в свою время достаточно жестко прошлась по Монеточке, гораздо больше с ней общего, если подумать. Это вообще не камень в чей-то огород. Скорее подчеркивает, что Елизавета Гырдымова может стать прям большим сонграйтером. Очередной шаг (с оговорками!), уже сделан.
С.С

 

ДАЙТЕ ТАНК (!) — ЧЕЛОВЕК-ЧАСЫ

 

Год назад лидер коломенской группы «Дайте Танк (!)» Дмитрий Мозжухин уволился с работы, чтобы написать новый альбом «с большой буквы А» — и вот в октябре на стриминговых площадках появился «Человеко-часы», ставший одним из главных релизов года, забравшись на видные позиции в отечественных чартах.

«Человеко-часы» альбом о сложных и иногда токсичных взаимоотношениях личности и системы, в которой порой так сложно найти себе место. Офисное прошлое вокалиста пошло на пользу текстам, основанным на собственном опыте, а обложку релиза венчает самый настоящий и вполне рабочий стул офисного сотрудника.

Мягкое и мажорное звучание традиционно контрастирует со ставшими не в пример серьёзными текстами. Все, однако, не сводится к рефлексивному инди-року — бодрые гитарные рифы, которых в новом релизе заметно прибыло, удерживают ребят над пропастью меланхолии.

«Человеко-часы», пожалуй, самый зрелый и сильный альбом из всех, что выпустили «Дайте Танк (!)». Они действительно стали взрослее, осознаннее, да и звучат теперь, как настоящие взрослые, до седых кудрей влюблённые в мифический русский рок и его тесные принципы. «Человеко-Часы» существуют в своей собственной микровселенной, где ещё нет аблетона, зато Ленин такой молодой и юный октябрь впереди. Ретро-настроение альбома точно придётся по вкусу многим слушателям, однако в нём, как в старом шерстяном свитере, бывает душновато.
П.Б.

МАЯК — СРЫВ

 

Группа «Маяк» — одна из самых ценных представительниц отечественной эмо сцены — не выпускала альбом шесть лет. И плодом долгой работы, наконец, стал полноформатник «Срыв».

И тут, конечно, сразу хочется отметить, что когда столько времени проводишь с материалом, он несомненно будет отражать эти годы взросления и проживания личного опыта. Так, внутренние драмы, облеченные в богатые на метафоры тексты и надрывный кричащий вокал, повествуют о том, «какие мы есть: взволнованные и несовершенные, неуверенные при встрече с самими собой».

Музыкально, вдохновлённый, например, такими «умными» группами как At the drive-in и Fall of Troy, «Срыв» стал зрелым релизом, где неочевидные размеры и частые смены ритмов и гитарных рисунков только подкрепляют нервный стержень альбома и не лишают его мелодизма. При этом ребятам удалось написать действительно хитовый трек «Шелковая цепь», которому эта сложность вообще не мешает, а лишь добавляет изюминки, и спетый хором припев «Надеюсь ты не представляешь как нарисованный корабль способен сделать меня слабым» может надолго засесть в голову.

Г.Г.

 

ИСТОЧНИК — POP TRIP

 

Новая полноформатная пластинка группы «источник» — самое настоящее поле экспериментов на стыке эмо, хип-хопа и инди-рока. Недаром альбом называется «POP TRIP» — его прослушивание и в самом деле похоже на психоделическое приключение. И главной темой этой работы видится поиск некой высшей силы, причем внутри себя самого.

Есть ощущение, что экзистенциальные вопросы взросления встали перед музыкантами остро как никогда. Кто спасет меня, если не я сам? Как быть «колоском в едином поле» и при этом остаться собой? Композиция «возьми на себя» и вовсе напоминает молитву. Словно ответ на вопрос из песни «привычки» — «кто поможет встать?» А один из треков так и называется — «god».

Особенно интересно слушать альбом, учитывая бэкграунд коллектива — раньше группа «источник» делала гитарный эмо-рок, не выходя за рамки жанра. Здесь же мы видим по-настоящему эклектичную пластинку, где органично переплетены экспрессивный речитатив, многоголосие и духовые, отсылающие к мидвесту, гипнотизирующие биты и разноплановые гитарные партии. В композиции «flower» музыканты заступают на территорию блюзовой импровизации, причём с оттенком регги. «Часы» – это и вовсе синти-поп с оттенком р’н’б. Тем необычнее переход к инди-року в духе работ Курта Вайла в следующем же треке «well».

Альбом насыщен полярными эмоциями, от отчаяния до восторга. «Я ценю каждый миг с того момента, как я возник» — утверждается в заглавном треке. И с этим хочется согласиться.
В.Ч.

 

Виктория Чекалина, Полина Буларгина, Галла Гинтовт, Алексей Боровец, Сергей Сиразутдинов