Гид по «Рихтерфесту» : 6 исполнителей, которых стоит услышать и увидеть


29 сентября в Плутоне состоится четвёртый фестиваль новой экспериментальной и импровизационной музыки «Рихтерфест». В этом году мероприятие приобретает статус международного – впервые в России выступит американская нойз-поэтесса Moor Mother, египетская авант-поп дива Nadah El Shazly и пост-джазовое трио барабанщика The Necks Тони Бака и ливанских трубача Мазена Кербаша и гитариста Шарифа Синауи.

Самый первый «Рихтерфест» незаконно прошёл три года назад в лесу под Раменским – публика прыгала через костёр под громкий фри-джаз, музыканты бросались в толпу петардами, а закончилось всё рейвом под нойз. Второй и третий фестивали прошли в НИИ и отличились громкими премьерами таких редких составов, как дуэты ::vtol:: и Lovozero, Кати Шилоносовой и Саши Скобеева, анархо-маргинальным выступлением владельца лейбла Full of Nothing Ивана Золото с гитарами на перевес и радикально-нетанцевальным сетом Interchain.
Четвёртый фестиваль готовит куда больше сюрпризов. Мы подготовили гид по самым важным и дерзким сетам фестиваля.

 

«Сольвычегодск»


​«Сольвычегодск» – это вообще-то небольшой солнечный городок в Архангельской области. В самое разное время года сюда ссылали таких важных фигур, как например, дядю Пушкина Павла Ганибалла и даже Иосифа Сталина. Город с шуткой за пазухой — здесь каждый год 22 июня проходит фестиваль юмора Козьмы Пруткова. Самой уместной шуткой на этом празднике хохота могло бы стать выступление квартета из Москвы – группы «Сольвычегодск».

А что такое хорошая шутка? Это тотальная импровизация. «Сольвычегодск», например, методично следуют этому правилу и наотрез отказываются от репетиций. На выступлениях ребята обрушивают на публику безбашенный фри-джаз, щурятся из под своих балаклав, суетливо кривляются, звуча при этом как звёзды нью-йоркского даунтауна середины 80-х. Не так давно группа учредила первый в стране фри-джазовый батл: на одной сцене квартет обменивается хуками-импровизациями с другой группой-соперником. Победителя определяет одуревшие от восторга зрители.

«Сольвычегодск» – это модный фак в экспериментальном джазе. Настолько модный, что, по слухам, даже нравится певице «Луне».

 

«Бром»

На «Рихтерфесте» передовики свободного джаза – группа «Бром» отпразднует своё десятилетие специальным сетом. А начинали ребята как абсолютно отвязный нойзовый коллектив, наблюдать за выступлением которого можно было только с очарованной улыбкой. Главным мотором группы всегда был басист Дмитрий Лапшин – автор большинства тем, припевов и куплетов. Второй важный участник – раскудрявый саксофонист Антон Пономарёв. За ударной установкой успели поиграть и Оля Носова, и Оксана Григорьева, и Андрей Ким. Сейчас же костяк ритм-секции замыкается на невероятно внимательном барабанщике Ярославе Курило. А совсем недавно к составу и вовсе примкнул электронщик Феликс Микенский. Таким составом Бром заставил пригореть в этом году публику фестиваля Боль.

«Бром» всегда экспериментировал со звучанием – обзаводился вопящим вокалистом, превращался в акустический дуэт, летел на драйве трубача Константина Сухана. Итог десятилетия – лонгплэй на культовом австрийском лейбле Trost Records, что увидит свет в октябре.

Для фестиваля ребята готовят специальную программу: «Бром» сыграет разными составами: и с Оксаной Григорьевой, и с Костей Суханом, а в какой-то момент на сцену даже поднимется первый саксофонист группы – Александр Жемчужников, прилетающий скорым рейсом прямиком из Бразилии.

Ошеломительное выступление Брома в Ярославле:

 

«Электрическая Собака»

«Электрическая Собака» – московское мистическое трио, в состав которого входят Рустем Имамиев (ака XΛN), Rites of Passage и Коля Шизов. Музыка Собаки – это не всегда звуковое переживание, постэффект от их выступления не так-то просто сразу конвертировать в слова. Язык трио (даже не саунд), найденный в тотальной импровизации, тяжело перевести на привычный: пространственный эмбиент здесь не называется «эмбиентом», басовый гул модуляров заполняет не помещение, а ударная установка появляется не всегда для того, чтобы в композиции зазвучал осязаемый грув.

Вечериночный бэкграунд, чувственная приязнь академических правил создания музыки, особое ухо в восприятии чего-то потустороннего сильно обосабливают Электрическую Собаку. Каждый услышит здесь что-то знакомое: и шумный минимал-вейв с дерзким ноу-вейвом, и холодный пост-индустриальный грохот с тёплым хаусовым дропом. Но лучше просто отложить все эти знакомые слова в сторону и изучать «Электрическую Собаку» на ощупь.

 

Usssy + Drojj

​На «Рихтерфесте» состоится дебютное выступление недавно сложившейся коллаборации ориентального шумового проекта Usssy и дада-рейв дуэта Drojji.

Usssy — громкий power-дуэт гитариста Павла Еремеева и барабанщика Сергея Болотина. Вдохновляясь редкими тейпами с ближневосточной музыкой, ребята задают оглушительный нойз-рок. Арабская мелодическая вязь Еремеева вместе с тяжёлой перкуссией Болотина рождают искромётный ориентальный грув, который, кажется никогда не закончится. Usssy на спор разбудят спящего в мечети муэдзина и заставят сдать позиции любого исламисткого радикала своей роскошной стеной шума.

Drojji — проект электронщиков и скрупулёзных импровизаторов Андрея Гурьянова и Феликса Микенского. В отличие от Usssy эти двое скорее обладают сильнейшим химическим оружием — фокусируя своё внимание на гуттаперчивости гитча, они разламывают все стереотипы о рейве. Удар тройной бочкой — получите, зажёванная народная мелодия — да пожалуйста. Дада-рейв, что подкашивает колени и создаёт новый танцевальный рефлекс.

Давно прислушиваясь друг к другу, эти группы решили объединить свои силы для борьбы со злом и вялым нелепым слэмом в зале.

Включайте одновременно:

Usssy в Aglomerat:

Drojji в Новом Пространстве Театра Наций:

 

 

ИХНАБТБ

Московская группа ИХНАБТБ – инди-поп коллектив, наэлектризованный энергией лопающегося пузыря жевательной резинки. Вокалист Олег Елисеев, гитарист Женя Куковеров (вместе – арт-объединение ЕлиКука), саксофонист или барабанщик Геша Ким и басист или клавишник Иван Архипов ведут себя на сцене неподобающе – например, постоянно меняются инструментами даже во время исполнения цепкого поп-хита. Взгляд Олега одержим, вот он балансирует на одной ножке стула, в моменты сильных импровизаций прыгает в зал, трётся щекой о скатерть зарезервированного столика, выхватывает из рук толпы телефоны, норовя превратить в главное действующее лицо всего этого балагана слушателя.

Как и большинство работ ЕлиКуков, тексты ИХНАБТБ – это целый гейзер самых дурацких и смешных ситуаций, дерзких шуток и каламбуров. Совсем недавно ребята привезли к себе в мастерскую грузовик пенопласта, чтобы соорудить из него гигантскую жопу: вот и музыка ИХНАБТБ – это скорее выходка. И не забывайте про гитарный драйв, кричащие куплеты и ваши странные неловкие танцы, на которые всем пофиг.

Пару лет назад ИХНАБТБ совсем перестали давать концерты и будто совсем распались. Реюнион-шоу на «Рихтерфесте», как говорят ребята, станет для них переворотным: «Группа очень давно не выступала на публике, поэтому главный вопрос для музыкантов состоит в том стоит ли вообще продолжать концертную деятельность или умолкнуть навсегда. Данное мероприятие развеет все имеющиеся сомнения».

 

 

Moor Mother

Впервые в России выступит американка Moor Mother, которую любят и оскромётный Андрей Ким, и академический композитор Дмитрий Курляндский. Moor Mother — сольный проект в области экспериментальной музыки Camae Ayewa, музыканта и поэта из Филадельфии. Через поэзию и мощный футуристичный звук, Moor Mother переоткрывает концепты памяти, истории и будущего в афроцентричной традиции.

Дебютный альбом «Fetish Bones» был назван в числе лучших экспериментальных альбомов года изданиями Rolling Stone и Pitchfork, а также вошёл в top-10 альбомов года журнала The Wire. В качестве хэдлайнера, Moor Mother выступала на ключевых фестивалях мира, от Sonar до Le Guess Who.

Более подробная информация на сайте фестиваля – http://richterfest.ru

 

Евгений Рад

Tags: