Итоги: релизы года


Продолжая подводить итоги 2018-го, собрали самые важные, заметные и полюбившиеся альбомы от поп релизов Лизы Громовой и Луны до нойзрока Jars и Mad Pilot👇🏻

КОСМОС НА ПОТОЛКЕ — ЛЕДЯНЫЕ ЛИМОНАДЫ

 

«Космос на потолке» — новая московская группа, которая в середине сентября опубликовала альбом под названием «Ледяные Лимонады». Альбом записывался июньской неделей на нижегородской студии OSU, куда были приглашены друзья группы, которые поучаствовали в создании песен.
Подобно тому, как голос Роберта Смита с «Friday, I’m in Love» застревает в голове, здесь отчётливо въедаются строчки вроде «я вырастил сердце на грядке, я жду его сладкую мякоть, я вырастил сердце на грядке, оно без меня зацветает». Тягучий арт-поп с девичьим вокалом, юная романтика путешествий и летних вечеров, — то, чего очень сильно не хватало со времён «Море Облаков», которые довольно быстро перестали существовать, а надобность в такой искренней и тонкой музыке только возросла. Н.C

КДИМБ — УВЫ

Московский оркестр из 12 человек «Краснознаменная Дивизия Имени Моей Бабушки» выпустил свой четвёртый альбом под названием «Увы». Ребята начинали еще во времена англоязычного инди с песен о тостере, Себастьяне и астронавтах, создав вокруг себя волшебную, сказочную атмосферу. С «Посмертных Приключений» они начали говорить о себе и своих переживаниях, которые, кажется, достигли своего пика на альбоме «Увы». Но это не значит, что песни потеряли детское очарование и ощущение подъёма духа и вселенской доброты, которое привычно ощущать после прослушивания их песен. Группа сумела высказаться на самые тревожные темы, поговорить о страхах и тех вещах, которые невозможно принять, так, что хочется разрыдаться, а в конце обнять близких и пуститься в пляс, потому что, по словам самих ребят ещё в давних интервью «Афише», даже если наступает конец света, самое лучшее, что стоит сделать, — это начать танцевать. «Увы» – 7 разливающихся красотой и мелодичностью песен о самих участниках, о друзьях и знакомых, о которых болят сердца. О зле, которое окружает всех нас, об усталости и поиске опоры. Н.С.

 

АРСЕНИЙ КРЕСТИТЕЛЬ — 31

Отберите перегруженные гитары, а взамен поставьте на репит слушать тви-поп и меланхоличный инди-поп — «Арсений Креститель» от создателя Padla Bear Outfit и Sonic Death Арсения Морозова — ещё один способ охватить слушателей хорошей музыкой. И это позволяет творческому пути троицы близких друг другу музыкантов двигаться не только в глубь готового образа гаражного рока, но и вширь, без границ стиля. Отказ от психоделического саунда в угоду «щебечущему» в той же лоу-фай эстетике не стал трендом, но, как и в случае с альбомами под другими названиями, нисколько не мешает получать удовольствие. Изменение внешней формы и сколько-нибудь мизерного отклонения от внутреннего содержания — творческий гений Арсения сложно представить без Дианы (бас) и Сэма (барабаны). Способны удивлять и стремиться к большему. М.К.

 

SONIC DEATH — PUNKS AGAINST MAFIA VOL 1 / VOL 2

 

Выпущенный в двух частях «Punks Against Mafia» продолжает роковую историю Sonic Death, открытую альбомом «Hate Machine», но на этот раз — больше быстрого панка, чем тяжелых рок-баллад. Больше быстрых ритмов и простых гитарных мелодий, так характерно разбитых размашистыми барабанными сбивками и мощными рифами. Sonic Death многие любят из-за задорного звучания и возможности послэмиться на концертах, театрально созданного образа рок-тусовщика, в мире которого правят «демоны», «кровь» и «темнота». Но не смотря на эту иронию надо всем, попадающимся под руку, – национализмом, старостью, вечеринками, грустными русскими и миром машин каждый раз одергиваешь себя, что это все слезы сквозь смех. Г.Г.

Одна из главных отличительных черт Арсения — это умение сочетать наивные вещи с серьёзными. «Punks Against Mafia Vol. 2», как полноценное и неотделимое продолжение первой части, вобрал в себя целый спектр высказываний: от ироничного и слегка грустного «Сиськастого меломана» до вопроса восприятия экстремизма и всего происходящего в стране, от неверия в государственность и молодость, до попыток разобраться в том, что же такое «нормальный инди-рок». Досталось даже новой школе рэпа, Арсению явно не нравится скудность лирической составляющей музыки молодых российских рэперов. Такой широкий спектр высказываний характерен и для музыки Sonic Death, особенно в новой работе. Здесь с какой-то особой завораживающей гармоничностью могут сочетаться бластбиты и соло на губной гармошке, «гораж» и феерия на бонго. Каждый найдет здесь что-нибудь для себя. Никто не уйдет обделенным. Д.К.

 

ХАДН ДАНДН —  ТАЙНЫЙ АЛЬБОМ

«Тайный альбом» — первый полноценный релиз группы «Хадн Дадн», играющей, по словам участников, в стиле «ляоакын». Группа стала настоящим открытием 2018-го, обратив на себя внимание большинства музыкальных и около-музыкальных СМИ. В интервью СТОРОНЕ Варя (вокалистка группы) отметила, что вдохновением для альбома стали южные города около Минеральных Вод. Однако, стоит отметить, что звучание и лирика на альбоме получились достаточно холодными. Можно сказать, что он идеально подходит для меланхоличных зимних вечеров. Альбом пронизан своеобразной «санаторной» атмосферой, что и легло в основу лирики на альбоме. Песни в этом альбоме повествуют о чем-то простом и знакомом каждому жителю нашей страны, а нетривиальные мрачноватые аранжировки и вокальные мелодии раскрывают всю эту бытовую романтику совершенно в другом измерении. Атмосфера тоски и тепла маленького родного города, в котором все еще кто-то кого-то ждет, который вот вот исчезнет как сон. Д.К.

 

ЗАБЫЛ ПОВЗРОСЛЕТЬ — ПРОСТЫЕ СЛОЖНОСТИ

Альбом юных героев эмо сцены из Питера, который буквально пронизан подростковой непосредственностью. Причем, непосредственность эта здесь буквально во всем: и в музыке, и в текстах, и в самой Насте (вокалистка группы). Альбом проносится чередой ярких песен об аниме, первом расставании, личных открытиях и разочарованиях. Одной из самых серьезных, как в плане лирики, так и в плане аранжировки, стала «Честная песня», которая поражает искренностью вложенных в нее эмоций. Как будто у ребят есть огромное желание рассказать слушателю все то, что тревожит их в данную минуту и они собираются сделать это прямо здесь и сейчас. И именно поэтому совершенно невозможно не обратить внимание на каждую из их песен, тем более, что некоторые из них явно вдохновлены Goldfinger и Fidlar, а так же некоторыми представителями современной российской гитарной сцены. Д.К.

 

LONG ARM —  DARKLY

Гитара, укулеле, ударные, фортепиано – долгожданный, третий по счету альбом «Darkly» от электронного продюсера Георгия Котунова наполнен живыми инструментами. Впрочем даже электронные звуки у Long Arm всегда будто бы выходили из программы, в которой были сочинены треки и начинали взаимодействовать с пассажами ударных, которые в лайве зачастую исполнял известный петербургский барабанщик Руслан Гаджимурадов. Альбом состоит из 14 композиций, что превосходит современные отечественные альбомы как минимум на песен 5. Возможно, дело в том, что этого альбома мы ждали 4 года, и за это время у автора накопилось много музыкальных высказываний, проникновенных и трогательных. «Darkly» – деликатное электроакустическое произведение, в котором очень ярко выделяется фортепиано – немецкий напарник Георгия 1912 года. Задумывавшийся в начале создания исполненным только на пианино, альбом на исходе вышел на стыке неоклассики, эмбиента и трипхопа. «Darkly» похож на целую пьесу, наполненную личными откровениями, от колыбельных до эпических драм. Н.C

 

IC3PEAK — СКАЗКА

Чуть меньше года назад дуэт Ic3peak представил свой первый русскоязычный альбом «Сладкая жизнь». До этого проект, обозначающий свою деятельность как «аудиовизуальный терроризм», запугивал отечественную сцену живыми выступлениями, на которых из темноты под оглушающую басовую реверберацию раздавались истошные птичьи крики, жутковатые шепоты и англоязычные завывания, так, что весь текстовый посыл воспринимался скорее как часть музыки. С появлением русского языка прорезался и недостающий смысл, — это же про нас, про наш страх, про наш кошмар. Второй альбом, который получил название «Сказка» повествует про страшную русскую сказку и довольно конкретно называет героя своего обращения, — Россия, с интернет-сроками, кровавыми ментами и наркотиками, в ней тонет и печаль, и тоска, и вся боль. Проект безусловно вышел на новый уровень, когда в нем выросла эта мрачная эстетика кровожадной родины, оформленная в криповый террористический вичаут. Но тут важно понимать, что это эстетика, в социальность залезающая постольку-поскольку. В предвосхищающем альбом клипе мемоподобная бабушка в платочке превращается в двуголовое чудище, а подурневшие мишки и зайки пляшут на фоне серых панелек и выцветших подъездов. Но не ищите ужас быта, ищите метафизику ужаса. Страшно должно быть всем. Г.Г.

 

ИСТОЧНИК — ТАК Я В ДЕТСТВЕ ВСЕ И ПРЕДСТАВЛЯЛ

«Математичность» музыки давно пересекла границы джаза, дойдя до метала и даже матэпа (мат-рэп — не самый актуальный, но интересный тренд). Удивлять же мат-роком, не имеющего явного присутствия в фонотеках, ещё перспективно.

Для «Источника» было достаточно: оказаться на студии и «записываться, как настоящие музыканты», как они поделились с нами об этом в рамках рубрики «треклист». Важно было и  опираться на собственное ощущение мира. Не последнюю роль сыграло участие Петара Мартича из «Пасоша» в записи одной песни, что может говорить о преемственности группы в дальнейшей творческой жизни. И самое главное — веющий вечной юностью тон музыкальных композиций, с которым группа может быть понятой и в других странах, и на других континентах, за счёт своих запоминающихся мелодических гитар и вокала. М.К.

 

JARS — ДЖРС II 

Jars выпустили свой, пожалуй, самый серьёзный альбом. По содержанию, по звучанию, по подходу, — всё отыграно на разрыв. В нём сконцентрировалось безнадёжное отчаяние, кричащее сиплым голосом и поглощающее своим инструментальными шумом. Это мощное полотно рушится на голову плотнейшим гитарным и тяжелым, срывающимся в бластбиты, барабанным потоком. Чувствуется то влияние перегруженного баса Fugazi, то зацикленность и мрачность Swans, то вдохновлённость панком. Но, в целом, Jars удалось закрепить своё особенное настроение, которое можно было бы описать как «нападение» и особенный резкий, жирный и немного старомодный саунд. Хочется отметить 14-минутный финальный трек, в котором истошно скрежещущие духовые повисают знаком вопроса, так и не разрешая разыгравшуюся драму. Г.Г.

 

BICYCLES FOR AFGHANISTAN — ПЕНА ДНЕЙ

Новый альбом BFA для многих стал настоящим откровением. За время создания альбома группа немного изменила состав и достаточно серьёзно изменила звучание некоторых песен. Помимо трёх меланхоличных треков, которые группа уже презентовала ранее, нас встречают новые, жизнеутверждающие, местами электронные, композиции. По всем признакам складывается ощущение, что ребята не хотят стоять на месте и никакие границы собственного звучания им неведомы. Никуда не делись, правда, и заигрывания с современными реалиями в текстах, чего только стоит фраза: «Пинк Флойд в моём стакане». Хотя, это всегда было отличительной чертой текстов Алика. В любом случае, альбом выводит группу на совершенно новый уровень, взять хотя бы презентации в Москве и Санкт-Петербурге, ставшие самыми крупными в истории группы. «Пена дней» становится очень важной вехой, так как открывает для группы большое поле для экспериментов. После его прослушивания создаётся такое приятное и волнующее ощущение предвкушения чего-то нового, ведь после таких работ группа не может просто остановиться. По крайней мере, мы будем на это надеяться. Д.К.

 

ДАЙТЕ ТАНК (!) — СМ. РИС. 2

 

«Дайте Танк (!)» от альбома к альбому продолжают делать качественные рок хиты, с оговоркой на то, что это рок для фриков. Доля абсурда в «См. Рис. 2» настолько же велика, насколько бодр темп читки довольно жестоких строк, например, «Всё сломаем и сожжём. К сердцу путь найдём ножом. Неужели до сих пор стучит?». При этом группа не перестает радовать фанатов и завлекать новых слушателей, всякий релиз экспериментируя со звуком и идеями. Вот и в этом году второй «рисуночный» альбом «См.Рис. 2» не поскупился на отличительные черты: сохраняя некий общий мотив прошлогодних первых «рисунков» (теперь, правда, в минорном ключе), вторые уходят в степь более томного настроения своих историй вкупе с громкими духовыми и шустрым темпом гитары. Выделились и герои: если раньше они и вызывали грусть, то скорее тёплую, а теперь размышляют о слёзах, убегают от проблем, по-настоящему ссорятся и, в конце концов, уходят от чудесных снов потому что рано вставать. Это запоминающаяся, продуманная работа с шумным настроем и печальным смыслом, которая берёт не только своей приятной уху оболочкой, но и заставляет вдумываться в слова, ловить каждую новую фразу, чтобы осознать все сравнения, метафоры и отсылки. С.Х.

 

ДЕРЕВЯННЫЕ КИТЫ — ПОД ВОДУ

Мурманск можно назвать городом плодотворным на интересные музыкальные группы — «Нотэбёрд», мидвестеры Nevasca, пост-хаус продюсер AL-90 и теперь «Деревянные киты» — родом из него.  Вышедший в конце апреля на IONOFF Music (не зря выбранный лучшим лейблом года) дебютник «Китов» не так близок к шугейзу или к дрим-попу, как можно было подумать. Вдохновлённость биполярным настроением влюблённости ожидаемо сказалось на наполнении альбома: синтезаторный шум равноценен гитарному, смещая фокус то к пост-панку, то к электроклэшу. Два ремикса — если не переиначивают восприятие, то дополняют и без того обаятельные песни «с мечтательным девичьим вокалом». И если вас не смущают подобные интенции, то вы способны насладиться этим очаровательным в своей простоте и лёгкости релизом. Уходящий 2018 оставляет воспоминания, в которых  «Деревянным китам» отведено особое место.  М.К.

ЛУНА — ЗАКОЛДОВАННЫЕ СНЫ

Уже нет сомнений, — томная и мечтательная Кристина Бардаш сейчас одна из главных поп-певиц на пост-советском пространстве. Под псевдонимом Луна она стабильно выпускает по одному уверенному полноформатному альбому в год. 2018-й стал годом «Заколдованных снов». Все 11 песен альбома посвящены заветному волнующему чувству, и так или иначе являются историей пережитых ей отношений с мужем. По словам певицы любовь рождается как будто во сне и похожа на волшебство. И да, всё работает на эту идею: гипнотизирующие басы, космические синты, нежный и мечтательный вокал, — всё погружает в заколдованное девичье сновидение. Звучание его меланхолично-загадочное, за счёт которого на альбоме нет как будто ни одного хита, кроме, пожалуй, открывающей песни «Спящая красавица», ровный бит которой в сочетании с минималистичной гитарной партией и синтезаторной басовой мелодией удивительно отсылает нас к группе «Кино», ну, не даром их связывает ночная тема. Впрочем, отсутсвие хитов никак не портит его, а наоборот. Вызывает уважение то, что Кристина не побоялась создать нечто цельное и не столь ориентированное на массовость. «Основной посыл – напоминание о забытых общечеловеческих ценностях: вера в добро и любовь, свобода выбора, а также стремление людей понять друг друга». Очень романтично, но бьёт прямо в цель. Г.Г.

 

БРОМ — СОЛНЕЧНЫЙ УДАР 

Релиз от легендарных ноу-джазменов, вышедший на TROST Records, как и раньше, состоит из композиций, названия которых у каждого из нас вызывает множество ассоциаций. «Нырок в прорубь», «Солнечный удар», «Очередь» – каждое из этих явлений музыканты описали своим собственным музыкальным языком, полюбившимся уже многим ценителям авангардной музыки. С первой же композиции альбом обещает быть бескомпромиссным. Создается ощущение, что музыканты вообще ничего не боятся и для них не существует никаких рамок, в том числе и стилистических. Даже не смотря на то, что музыка полностью инструментальная, после прослушивания не остается никаких белых пятен. Каждый инструмент играет главную роль, стремится перетянуть на себя всё внимание, и, за счёт такой наглости, перед слушателем открывается очень красочная и довольно динамичная музыкальная картинка.  «Солнечный удар», пожалуй из тех релизов, что не для прослушивания по дороге на работу или учебу, но требует вдумчивого изучения. Но, поверьте, если вы потратите некоторое время и сконцентрируетесь, то он предстанет перед вами со всех сторон. Д.К.

 

КРОВОСТОК — ЧБ

 

Честно скажу, что после «Ломбарда», была чёткая уверенность, что «Кровосток» исписались, а с релиза «Ломбард» 2015 года можно было действительно выделить гениальный «Череповец» или «Снайпер». Однако, группу стало тянуть в витиеватости и слишком вычурные штуки. Сомнения в новом альбоме отпали сразу, как вышел сингл «Голова» — без преувеличения одна из главных работ трио. Альбом «ЧБ» умудряется соединить в себе и спорную «Гантелю» с антиутопичными настроениями и сухую жестокость «Студня». Однако в большинстве своем, «ЧБ» — всё те же гротескные истории про маньяков, коллекторов, бандитов, хороших и не очень людей. «Кровосток» не меняются и, по своей сути, те самые «Злые Голуби» из последнего трека альбома. Всё видят, пощады не знают, всех склюют нах. Зато с какой любовью! С.С.

MIRRORED LIPS — СЕКСУАЛЬНОСТЬ НЕУМЕСТНА

Mirrored Lips —  три девушки, в данный момент проживающие в Санкт-Петербурге. За прошедший год у группы вышел не один релиз, но хотелось бы отметить осеннюю работу «Сексуальность неуместна», ведь именно она разорвалась, как бомба, среди отечественных релизов. Бьющая в лоб поэзия лидерши Саши Филлиповой, не знающая ограничений, обескураживает с первых строк. Озаглавливает альбом песня про «Мать», образ которой подан c не совсем обычного ракурса. Дальше следуют песни про «Катю», родителей, дом, родные места и про «сраный гебитский режим», в котором нельзя почувствовать себя свободным. Музыкально песни Mirrored Lips всегда были лаконичны и просты, но одновременно истеричны и безумны, как их стихи. Участницы одинаково охотно ездили по деревням России на «Газели Смерти», пытаясь найти в этом новую форму искренности, и по городам Великобритании, Португалии и Израиля. Вместе с релизом, группа заявила об окончании своей деятельности.  «Сексуальность неуместна», пожалуй, один из самых свободных от формы, условностей и обстоятельств  релиз 2018 года. Н.C

 

МОНЕТОЧКА — РАСКРАСКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

«Раскраски для взрослых» — новый, гораздо более зрелый альбом Лизы Монеточки, чья «Последняя дискотека» так будоражила нас в 2017-ом году. Практически все композиции с этой пластинки уже постепенно становятся самостоятельными ироничными гимнами общественной и личной жизни современного поколения в России. Альбом, по традиции, не лишён и главного хита: «Каждый раз», с которым Лиза выступила на сцене «Вечернего Урганта», «Кинотавра» и других знаковых светских мероприятий. Новая работа была создана совместно с продюсером Витей Исаевым (БЦХ), чьи разноплановые электронные аранжировки создают уникальную атмосферу в каждом треке. Вся музыкальная палитра от танцевальных битов, до лирических мелодий волшебным образом переплетается с лирикой, в которой Лиза, кажется, не имеет аналогов на современной российской сцене. Можно с уверенностью сказать, что «Монеточка» входит в десятку главных музыкальных открытий за 2018 год. Причём, открытия эти, случились как для молодой, так и для более зрелой аудитории. И её выступления на различных теле-шоу тому подтверждение. Надолго ли она задержится в сердцах её поклонников — покажет только время. Д.К.

 

ЛИЗА ГРОМОВА — ПРЕЛЕСТЬ

Поп-музыка должна быть искренней — рассказывает Лиза в интервью Афише. И у неё получается такую делать. Мы познакомились с Лизиным вокалом в проекте «Озёра» — окутанным пеленой таинственности детищем двух людей — со странными текстами, незамысловатой музыкой и большой душой. После его закрытия Лиза решила заняться сольным творчеством, и развиваться оно уже стало в другую сторону. Если «Озёра» были для камерных пространств, то сейчас Лиза работает на широкую аудиторию. И это желание развивать популярную музыку и тенденция появления молодых имен, вытесняющих попсу, заслуживает внимания. Лизин такой неидеальный вокал сразу подкупает своей силой и этими особенными шипящими, подкупают глубокие лиричные тексты, и, несмотря на стандартные куплетно-припевные построения песен и уже знакомую несложную мальбэковскую электронику (саундпродюсированием занимался участник дуэта Александр Пьяных), в конце концов заставляют влюбиться даже искушенного слушателя. Г.Г.

 

MNOGOZNAAL — ГОСТИНИЦА КОСМОС

Mnogoznaal — участник передового хип-хоп объединения Dead Dinasty и самый сюрреалистичный его представитель. По его словам «Гостиница Космос» посвящена родному городу исполнителя Печоре, хотя не сказать, что это слишком очевидно. Тут вообще нет ничего очевидного, — туманные тексты, риторические вопросы, психоделичное многоголосье и глубокий вокал, погружающие в атмосферу заснеженного севера. Странное дело, когда, очнувшись после прослушивания рэп альбома, ощущение будто попал в сновидение. Г.Г.

 

ГШ — ПОЛЬЗА

«Никто никому ничего не должен» как музыкальное кредо альбома. Весь он от первой до последней ноты звучит как безумное «отпускание себя», отчаянный русский авангард. Смешно, скажете вы, русский авангард на иностранных гитарах и барабанах. Но он кроется в сущности. Предыдущий альбом «ОЭЩ МАГЗИУ» названием в лоб отсылал нас к обэриутам, этот по сути занимается тем же — вскрывает язык, его неприлизанную и агрессивную мелодику, а все инструменты вступают в такой же шипящий, звенящий и рыкающий диалог. Кому-то может показаться, что у альбома есть сходство с Can и прочими краутовыми экспериментаторами, мне же слышится сходство с переломом в академической музыке, скажем, Стравинского. Так «Пользу» можно было бы вполне представить себе на театральной или оперной сцене, провозглашающей новый стиль в академизме. Наполненные очень современными российскими образами тексты, повторяющиеся бесконечное количество раз слова и слоги, заводящие сами себя инструменты, среди которых отрывистые и резкие гитары, повизгивающие саксофоны и перестукивающиеся перкуссии — ну чем не оркестр. При всём при этом, нельзя сказать, что альбом сложно воспринимается, тут можно найти и запоминающиеся припевы, и мелодичные проигрыши, и захватывавшие кульминации. Г.Г.

 

USSSY — VOYAGE

Долгожданный альбом одной из лучших отечественных инструментальных групп, работа над записью которого шла около двух лет. Usssy, пережившие ряд трансформаций, сейчас существуют как дуэт гитариста Павла Еремеева и барабанщика Сергея Болотина, что в общем ярому ценителю покажется разительной переменой, но на самом деле оставило группу в рамках уже выработанной стилистики, — экспериментальное смешение восточной мелодики и ритмики с матроком, нойзом и всяческим тяжеляком. По словам Паши, в записи, помимо привычного набора барабанов и бас-гитары, было использовано немало инструментов: баритон гитара с четвертитоновыми ладами, бендир (арабский бубен с подструнником), старый кассетный диктофон с записью индийской певицы каушики, акустическая гитара, синтезаторы и голос, который впрочем не так легко будет отыскать за этой стеной звук. Из очевидных особенностей релиза хочется отметить именно скрупулёзное отношение к звучанию и неповторимый звук «Усссов», в котором роковая, порой блэкушная напористость и сложная ритмика схлестывается с мелодикой востока. Г.Г.

 

MAD PILOT — RUSSIA TODAY

Сперва может показаться, будто одни из лучших нойз-рокеров Москвы MAD PILOT в «Wintersong» и «Something That Makes Us One» забыли о нойз звучании, ударившись во что-то поп-панковское. Но первое впечатление окажется ложным — в конечном итоге, долгожданный альбом не просто так называется «Russia Today». Вобрав в себя целую фантасмагорическую свору явно не проходных песен, состоящих как из шугейзового нойз-попа «Broken Leg», инди-эмо из 90-х вкупе с пост-хардкором того времени (тоже часть нынешней волны музыки) «Mary Goes Nowhere» или «Emptiness», «мэды» сотворили оду эклектике.

Кроме всего прочего, песни «о тёмных и опасных моментах в жизни» не оторвать друг от друга — одна целостная история. Релиз относится к тем редким по-настоящему взрослым и остепенившимся альбомам, благодаря которым растёт уважение в кругу музыкантов, не забывая дарить драйв молодости, привлекает внимание к раннему творчеству, а также принуждает или критически отнестись к прошлым записям, или безмолвно восхищаться.  М.К.

 

ЗАЛПОМ — ТОВАРИЩ ДУРА

«Залпом» — эксцентричный оркестр, арт-группа, музыку которой не стоит воспринимать отдельно от шоу, потому что все это — музыкально-театральный симбиоз. Эстетика кабаре, в которой горит хармовский абсурд жизни, ирония и драйв перевоплощений. И все таки хотелось бы отметить релиз с музыкальной точки зрения: на дебютном альбоме «Товарищ Дура» правят балом духовые, скрипки, аккордеон и инструментальный оптимизм. Удивительно, что при таком наборе, чувствуется, что он был записан на зарекомендовавшей в тяжелых жанрах студии Destroy the Humanity. Местами альбом звучит весьма грувово, роково и мясисто, что невозможно не увлечься его энергией, а порой джазово, тангово или лирично, когда вдруг появляется женский, словно церковный хор так что что-то щемит в груди. В эту отчаянную, но, кажется, идеально выверенную, композицию вплетены совершенно сумасбродные тексты о бегемотах, фруктах, воробьях, жемчужных мыслях и тающих временах года. Иногда возникает ощущение, что даже не совсем важно о чем каждая песня, — участник группы Сергей рассказывает, что альбом о смерти, и, да, вот так и устроен абсурдизм, — понять неотвратимость конца через пир жизни, обретающей смысл в каких-то случайно мелькающих мелочах. Г.Г.

 

ДЕЛЬФИН — 442

Несгибаемый романтик Дельфин выпустил альбом, не только не проникнутый мальчишеской романтикой войны, но, наоборот, максимально пацифистский и оппозиционный. Каждая песня на нём названа числом, — кто-то говорит, что это статьи или просто личные цифры, кто-то, что это числа жертв сражений, что кажется довольно вероятным, ведь каждая — безжалостна к государству, отправляющему сыновей умирать. Самый яростный и конкретный альбом поэта, в котором ясна мысль — жизнь больше, чем родина. Та же ярость и напряжение возникает и в инструментах и очень мощном звуке, так что вот такой злой вышел «мирный» релиз. Г.Г.

 

PARKS, SQUARES AND ALLEYS — COOL BLOOD MUSIC

Parks, Squares and Alleys —  группа из англоязычной инди-волны начала 10-х, которой на удивление удалось сделать новый альбом таким, чтобы заново обратить на себя внимание.  Группу всегда характеризовало теплое, уютное звучание, и оно, вместе с солнечной и мягкой атмосферностью, никуда не делось. Но на «Cold Blood Magic», как бы это не было удивительно, записанный солистом группы Сергеем у себя дома, появилось еще и настроение дискотечных 80-х (Серёжа подробно рассказывает о процессе записи в видео на канале своей подруги nixelpixel). Возможно, именно это и отличает PSA от «вылизанности» Mana Island и Pompeya, — какая-то панковская простота и искренность, в уходящем году открывшая группе двери бОльших площадок. Г.Г.

 

ROSEMARY LOVES A BLACKBERRY — SNOWFAKE 

Rosemary Loves A Blackberry — сольный проект Дианы Буркот (в прошлом участницы проектов Pripoy и «Фанни Каплан»). Дина изучает электронные текстуры вместе с видео-форматами и другими медиа, пытаясь не ограничивать себя на чем-то одном. Недавно она презентовала альбом и дала свой первый сольный концерт в ЦСИ «Гараж», где, кажется, лучше всего воспринимается её музыка. Потому что творчество Rosemary Loves A Blackberry — это скорее аудио-визуальный перформанс, в котором Дина коллаборируется с разными деятелями отечественной культуры. Последнее на данный момент видео о «Менофобии» — боязни девушек оказаться в неловкой ситуации в менструальный период. Ричард Фостер в недавнем ревью писал о какой-то «кибер-зловещей» атмосфере музыки Rosemary, которую сложно объяснить. При всей чувственности музыки, она побуждает мысли тянуться странным образом, а слушателя чувствовать себя неуютно, будто только что приземлился инопланетянин. Cама Дина воспринимает себя аутсайдером, музыка которого существует вне рамок и гонений за модой, оттого наверно и выходит так ново, с искренними и сильными высказываниями от альбома к альбому. Н.C.

 

Надя Самодурова, Галла Гинтовт, Денис Карцев, Сергей Сиразутдинов, Стас Хайдаров, Ксения Каменская