Петар Мартич о новом альбоме «Пасош»


«Пасош» — уникальное для современной отечественной сцены явление. Всего два года назад они играли «для своих» в «ДИЧе», а в апреле уже будут брать «ГлавClub», но искренность их музыки по-прежнему та же. Сегодня, 18 ноября, они наконец-то презентуют в «Aglomerat» свою новую пластинку «Каждый раз самый важный раз». О том, что стоит за этой работой, нам рассказал вокалист и бас-гитарист группы Петар Мартич.

«Запись этого альбома была чем-то новым для всех нас. Серьёзная студия, более серьёзный хронометраж, больше требований к звуку, больше затрат и больше времени. Как лирицист, я тоже попытался открыть для себя какие-то новые темы и переосмыслить старые. Вот комментарий к каждой из песен с альбома. Если кто-то чего-то не понял, может быть теперь станет яснее».


•СЕГОДНЯ•

2016 год был для меня довольно трудным, как в личном плане, так и творчески. Я написал всего две песни, одна из которых вообще пошла на «21». В самом конце года произошло немало довольно резких перемен в моей жизни, и всё это было одновременно. Песню я написал 1 января, в первый день в новой квартире, в которую мы только переехали. Она, в общем-то, обо всём этом. О выходе из аморфного состояния, в котором я находился, и переходе в какой-то новый жизненный этап. В ней нет ни одной рифмы, потому что текст я написал просто как заметку в телефоне сплошным текстом, и только потом придумывал, как его положить на имеющуюся музыку.

•ТЕБЕ НЕ НАДО БЫТЬ ЛУЧШЕ•

Про эту песню можно бесконечно распинаться, но, в общем-то, тут все лежит на поверхности. Эта песня — обращение к людям, которым кажется, что с ними что-то не так, что им надо быть кем-то ещё, чтобы понравиться другим. А всё это из-за страха перед одиночеством. И хочется сказать им: «Возможно, ты и одинок время от времени, но ты не один в своём одиночестве, нас таких тут полно!».

•ПАМЯТЬ•

Пожалуй, центральная песня на альбоме и одна из первых написанных. Темы памяти, времени, взросления, перемен всегда были для меня очень важны и проницательны. Часто ловлю себя на мысли, что, если бы мне пятилетней давности кто-то сказал, как будет выглядеть моя жизнь в 2017 году, я бы просто не поверил. Первый куплет об этом. Второй про первую любовь. Вообще поразительно, как выборочно работает память человека. Что-то, казалось бы, совсем незначительное запоминаешь навсегда, а какие-то вещи, которые когда-то казались такими важными, никак не вспомнишь. Итог песни — смирение с хаотичностью этого процесса и принятие банального факта, что следует жить здесь и сейчас, потому что снова так не будет.

•БОЛЬШЕ ДЕНЕГ•

На мой взгляд, довольно очевидная песня про любовь. Удивлён, что многие этого не поняли. Человек сломленный и отчаявшийся, потерявший надежду, пытается снова обрести любовь через мир развлечений и материальных благ. В данном случае деньги — средство, а не цель. Слава Богу, эта песня не про меня.
Музыка была сделана ещё до выхода второго альбома, предполагалось, что она туда и пойдет, но вернулись мы к ней гораздо позже. Нам всем очень нравится, как она звучит, как в записи, так и живьём.

•ЯНВАРЬ•

Это история о том, как компания молодых людей начала самостоятельную жизнь, обзавелась жильём, деньгами и полной независимостью, после чего потихоньку начала идти по пизде за отсутствием чувства меры. Но вообще всё могло быть и хуже.

•(НАВЕРНОЕ) ХВАТИТ•

Мы только откатали наш самый большой на тот момент тур и полуживые добрались домой. Остатки сил покинули нас ещё несколько городов назад, и единственное, о чём мы думаем последние пару дней, — как мы приедем домой, ляжем в кровати на несколько суток, и попробуем прийти в себя. Открываем дверь в квартиру, а там наши друзья решили устроить нам хоумкаминг-пати! И ты всех, конечно, рад видеть, но уже просто не получается.

•КАЖДЫЙ РАЗ САМЫЙ ВАЖНЫЙ РАЗ•

После того, как мы решили в «Сколько раз» продублировать мотив из «Памяти», стало ясно, что это основная тема альбома, и захотелось её еще где-то использовать. А мне всегда хотелось сделать что-нибудь на фоно, всегда нравились эти приёмы, когда посреди шумного альбома есть какой-нибудь тихий акустический трек, как на первом альбоме Sunny Day Real Estate, например. Вот и получилось что-то такое. Заглавным он стал, кстати, случайно.

•ПЛОХАЯ ЗАТЕЯ•

Песня про тех, кто не ходит на наши концерты из-за какого-то принятого мнения о том, что есть зашквар и мейнстрим, а что тру и андеграунд. Песня про тех, кто слушает наши песни, но стыдится это афишировать и ходить к нам на выступления. Песня про тех, кто решил, что раз мы теперь где-то появляемся и кому-то нужны, то мы автоматически кучка зазнавшихся высокомерных уебанчиков, которым везде стелят красную дорожку, при этом ни разу в жизни не пообщавшись с нами вживую. Про давних друзей и знакомых, которые теперь с нами не общаются и шугаются при встрече, потому что наша целевая аудитория — школота, а они уже взрослые и серьёзные люди. Про тех, кто пишет кучу говна в интернете или говорит её за глаза, но при встрече жмёт руку и спрашивает, когда следующий концерт. Про всех тех, кто убежден, что группа «Пасош» — параша смердячая, не побывав ни на одном концерте и даже не попробовав нормально послушать альбомы. Эй! У нас есть и другие песни кроме «России», «Лета» и «Ебанутой женщины»! Друзья, бутылок хватит на всех, не толкайтесь.

•МНЕ БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕТСЯ СПАТЬ•

Первая песня про любовь (если не считать, что все песни про любовь в том или ином виде) с 2011 года. Далась мне непросто.

•ВЕЧЕРИНКА•

Кирилл придумал эту последовательность, когда мы уже записали бо́льшую часть альбома, поэтому планов на неё не было. Но в какой-то момент я написал текст, и мы решили, что всё же было бы интересно иметь такую довольно странную полуакустическую песню на альбоме с довольно неожиданной для нас подачей. По теме она похожа на «Память» — время, взросление, перемены. Ты всё ждёшь начала той «настоящей» жизни, когда всё наконец будет «по-серьёзному», а она, оказывается, уже давно наступила, и надо что-то делать. Ну и чувство отчуждения ещё, да.

•ФАСТФУД•

Музыкально сделана последней, уже во время записи альбома, а текст я вообще преимущественно написал на проходной, пока ждал звукорежиссёра, за полчаса до её записи. С трудом могу чётко сказать, о чём эта песня. Там есть и отсылки к другим нашим текстам, и самоирония, и шуточки, и миллион раз затронутые мной темы. Она в чём-то переосмысляет высказанное в «Мандельштаме» и «Каждом дне». Ещё одна ода праздному образу жизни и идее «Молод, значит прав», но с более ироничным подтекстом. Повторяющееся «никогда» после третьего куплета как пародия на часто используемые мною наречия в других треках. Наверное, она про боязнь что-то упустить.

•СКОЛЬКО РАЗ•

Как часто мы говорим себе, что с завтрашнего дня все будет по-другому. Будет режим, порядок, зарядка, сбалансированное питание, хороший сон. Не будет кучи грязной одежды, немытой посуды, сигарет, чрезмерного алкоголя и наркотиков, вписок бесконечных. Например. Будет ответственность, взаимоуважение, порядочность. Не будет рассеянности, лени, безделья. Но в итоге совсем неважно, сколько раз ты нарушил данное себе обещание ради какого-то «суперважного» случая, потому что каждый раз, правда, самый важный раз.

Настя Завьялова

Tags: