РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА: ОКТЯБРЬ

Самые интересные релизы октября, на которые редакция СТОРОНЫ обратила особое внимание. От арт-рока «Спасибо» до новых экспериментов Moa Pillar c электроникой — написали про всё самое яркое.

СПАСИБО — СПАСИБО

Уже второй альбом подряд группа «Спасибо» продолжает исследовать «детских мечт руины». Долгие и громкие проводы — совсем как на обложке нового альбома — и не думали завершаться. Уходят друзья и подруги, уходит кошка, уходит прежняя жизнь. Кажется, остаются только семья и музыка.

В каждом альбоме «Спасибо» трансформируется. Вряд ли это связано лишь с кадровыми перестановками — больше похоже на то, что ребята не хотят повторять одни и те же схемы из релиза в релиз. Данная работа может похвастаться наиболее широким спектром состояний (уже первые две песни «Супергерой» и «Пустота» являют собой заметный контраст). В альбоме «Спасибо» звучит много распевов (и вообще много разных вокалов — пожалуй, Расел показал всё, на что способен к данной минуте) и примитивистские, сыгранные чрезвычайно душевно («сочно», если вы понимаете о чём я), гитарные соло. Также это первый альбом, на котором в «Спасибо» играют две ударные установки одновременно.

Расел говорил, что хотелось сделать альбом, который бы понравился всем, поп-альбом, но, кажется, жанр поп подразумевает совсем другой подход к делу. Не представляю себе группу «Спасибо» играющую куплет-припев-куплет-припев-бридж-припев. Тем не менее, стремление группы вылилось в то, что «Спасибо» сделали увлекательный, понятный и мелодичный альбом. Тут есть место и ранее невиданной красоте («Пик»), и едкому юмору («Горох»), и прочим артефактам. Путешествие продолжается, только вперёд! А. Б.

 

СЁСТРЫ — НАЗВАТЬ, ОБНЯТЬ, ПОПРОЩАТЬСЯ

Первый недолгоиграющий лонгплей группы «СЁСТРЫ» «Назвать, обнять, попрощаться» — это музыка и поэзия формул — тут один куплет рифмуется с другим, существуя в строгом и минималистическом обрамлении гитарных риффов и пауз. Большую часть движений, заложенных в этой работе, проделывает фантазия слушателя, аскетично оформленные композиции скорее выступают триггерами. Лишь некоторые номера напоминают песни в их привычном понимании (скажем, «Le quattro stagioni» или «Блюз»), в то время, как сквозь большинство треков ясно проступает скелет творческого метода. Что немаловажно, у скелета есть душа, которую трудно игнорировать.

Гремят кости, звенят бутылки, взвинченный голос признаётся в любви и страхе, и похоже, что заткнуть этот фонтан — не самая простая задача. «Назвать, обнять, попрощаться» определённо один из знаковых релизов последнего времени. Это серьёзная, простая на поверхности, но богатая содержанием, эмоциональная работа, сделанная редкими людьми, которые знают, как работать со звуком и словом. А. Б.

 

FOOTSTEP — НЕ ИДЕАЛ

Классно, когда панк-рок стремится преображаться и играет сам с собой, чередуя формы, конструкции и ритмы. Новый альбом группы Footstep, который получил название «Не идеал», наглядно это демонстрирует. Название в, данном случае, как нельзя лучше характеризует всю пластинку. Она не идеальна. Не идеальна настолько, что начинает нравиться сразу и до самого конца. Здесь буквально на каждой минуте есть за что зацепиться и к чему придраться. Можно в недоумении пытаться разобрать слова, можно даже посмеяться над наивностью некоторых гитарных партий. Однако, прелесть альбома заключается в том, что он и не пытается понравиться, он не выпендривается. И как только ты примешь эти правила, позволишь релизу быть самим собой – ты обретешь его истину. А истина здесь заключается в необузданном потоке смыслов, мелодий и ритмов. Всё и сразу, прямо сейчас и прямо здесь. Если что-то не так – гуляй дальше. «Не идеал», по моему мнению, займет свое законное место среди ярчайших панк-релизов этого года. Д.К.

 

НОТЭБЁРД — НОТЕЭЁРД

Душевная тоска, ломанная ритмика, тягучий мелодизм и пронзительное звучание: релиз больше всего напоминает работы Тома Йорка или позднюю Земфиру — как-то по-взрослому и осознанно. Московская группа «Нотэбёрд» создана на базе мурманского проекта Ptica, которым лидер коллектива Виктор Скорбенко занимался до переезда в столицу, а большинство песен альбома было написано ещё в начале 10-х. И только сейчас они, окончательно обретшие форму, были записаны на студии. Выбор пал на «Добролёт», хорошо известный по работе с наиболее успешными артистами русского рока (Сплин, Tequilajazz, Аффинаж), а к новому составу «Нотэбёрд» подошёл ответственно — поэтому альбом, без сомнения, сделав ставку на качество, метил в ряды первых. Хотя отчего-то заметного признания пока не случилось, впрочем, может оно и к лучшему, потому что его сакральность вернее считывается в более закрытой атмосфере. И она тут витает в достаточной мере: воздушность и неторопливость песен, ассоциирующаяся с джазовым и построковыми влияниями, затягивает в свою атмосферу, а сильнее всего в свой магический мир русской тоски погружает глубокий распевный вокал. Г.Г.

 

MOA PILLAR — WELL-BALANCED ROLLBACK

Хотели жары от Moa Pillar — получайте. Музыкант Фёдор Переверзев перестал осторожничать и выпустил свой самый агрессивный релиз. Хотя, тут тоже не всё так просто.

Предыдущий EP «No Expectations» после воздушного альбома «HYMNS» уже был шажком в новые территории, но теперь что ни трек, то хождение по минному полю. Релиз вообще сложно оторвать от прошлого мини-альбома. Но там звук был эластичнее, а здесь всё постоянно разбивается, стрекочет и бесится. Но даже тут сохраняется баланс и нет возможности упасть на штыки. Экспериментальную электронику «Well-Balanced Rollback» скорее про монстра из кино, нежели про реальный ужас.

Напугать вышло, но слушателя всё равно водят за ручку. Уверен, что так и было задумано и речь не о том, чтобы вываливать резкие по темпу композиции сразу. Короче, скажите стоп-слово и всё закончится. Что хорошо, если речь идёт о балансе С.С.

 

FRANCO — БЕСКРАЙ

Группа Franco почти вся состоит из участников эмо-группы «Палисад», чья последняя на данный момент ипишка называлась «Куда ведёт дорога». Она и вывела их на «Бескрай», который куда мягче и шире. Даже в моменты крика, это больше про то, как в лесу пытаешься эхо сделать погромче. Ты тут один, делай что хочешь.

Пластинку, крепко уходящую мелодически в эмо-рок середины девяностых (что для части слушателей, объездивших и ту, и отечественную/западную ривайвл-сцену, может послужить стоп-сигналом), хочется изучать, как маленькую карту. Выведет через бетонные коробки к свежему воздуху за счёт очень лёгкого звука. Любая враждебная среда — временная пыль, стоит только вывернуть на правильный путь. «Бескрай» вообще тяжело представить в исполнении где-то не на открытом воздухе.

Можно упрекнуть релиз в излишней наивности или даже отсутствии смелости, но при этом здесь мало заломанных рук и лишней драматичности, что трудно не поддержать. С.С.

 

 

VOODOO IDOL — SPELL III. FATUM 

«Voodoo Idol долго шли к результату, предварительно разбив альбом на несколько частей, каждый отдалённый от другого на 4 месяца записи и подготовки. Если бы последний вышел ещё и на 3 дня раньше, то сюда прибавилась бы и демоническая сущность — число зверя, 666.

Сущность уместная — как пишут сами участники, важность альбома в «душевном пути и внутренних изменениях героя». Колдовство, творимое над ним , приведёт к созданию из него монстра (или нет?)

Книга заклинаний заполняется таким количеством стоунер-рока и пост-гранжем и таким исполнением, что впору сравнивать — раз речь про театральную постановку-презентации оной — с Pink Floyd и их монументальной «The Wall». «Закадровый» вокал, вторгающийся в жизнь героя альбома, только добавляет сходства.

Важность альбома не только в том, что за театральным представлением может последовать и кино-адаптация (интересно, кто бы сыграл главную роль?), но и в самостоятельности каждой песни, которые можно «вытягивать» вразнобой. М. К.

Галла Гинтовт, Денис Карцев, Сергей Сиразутдинов, Алексей Боровец, Михаил Конатус