О каждой песне с альбома Зарницы


Неугомонные парни в платьях  —  симбиоз Минска и Москвы, группа «Зарница» представила свой второй альбом «Нюанс». Это все тот же веселый и жизнерадостный «гормональный панк» или «лада-дэнс-панк», как шутливо характеризуют свое творчество сами ребята. Работая над альбомом около двух лет, они привнесли в свою музыку что-то новое инструментально: клавиши и фагот, но лирически остались верны себе — иногда срываясь на крик, «Зарница» все также поет нам об утраченной или приобретенной любви, пережитых похмельях, увиденных рассветах, выпитых бутылках вина и самой жизни в ее движении. Но эмоции вымышленного героя сменили личные переживания участников группы и теперь лирически «Зарница» — отражение мироощущения самих ребят. Подробнее об этом мироощущении, которое нашло себе место и самовыражение в восьми песнях нового альбома нам рассказал Артем (вокал, клавиши) и Никита (бас). 

 

Артём: Главной целью «Нюанса» для нас было максимально усилиться во всех отношениях, и вроде бы получилось. Некоторые моменты в новых песнях мне до сих пор кажутся очень хулиганскими, но я понял, что в жизни надо давать себе пинок и выходить из зоны комфорта, а, значит, и в музыке тоже. Часто это получается довольно весело.

С реализацией наших амбициозных планов нам помог Никита со студии Nitrojam REC: он записал в две ударные сессии на майских праздниках гитару и барабаны, другие инструменты и вокал мы записывали самостоятельно. Свел все, кроме заключительной акустики, Пётр Терновой — басист петербургской группы Kirov.

Никита: Помимо наших обычных гитара-бас-барабаны, на этом альбоме появились клавиши и фагот, который записал наш товарищ Георгий — его вы можете услышать в песнях «Декольте», «Маленькая смерть» и «Похмелья».

В текстах на первом альбоме мы частенько умышленно склонялись к форме, которая напоминала больше учебник литературы для 10 класса: все эти «мне пора позабыть эту блажь» и «озорной пиит песен лихих», то, что между собой мы называем «неоесенинщиной». На «Нюансе» мы говорим уже своим голосом: здесь осталось паясничание, но это уже не лирический герой шагает с фигой в кармане, а мы сами страдаем, влюбляемся, пропадаем ночами и всё время куда-то бежим.

«Охотники»

Никита: «Охотники» не совсем типичная для нас песня и по музыке, и по тексту: тут нет припева и каких-то хуков, нет танцевального ритма, и это первая песня «Зарницы», текст которой от начала до конца написан мной. Мы делали её кусками — инструментальную версию сочинили буквально за пару часов и отрепетировали два года назад во время коротенькой поездки в Минск, после чего она прилегла в «долгий ящик». Текст пришёл в голову минут буквально за десять, но год спустя. Наверное, это единственный раз, когда строчки сложились сразу прямо сразу и бесповоротно.

Если мне нужно было бы объяснить, о чём эта песня, я бы ответил, что «Охотники» о том, существует ли мир вокруг, когда ты его не видишь. Как доказать, что предметы остаются в том же состоянии, если ты уже вышел из комнаты. Было бы здорово иметь возможность посмотреть со стороны — как живут те, кого ты любишь, когда тебя нет рядом. Совершенно нереальная ситуация. Подколенки и подлокотники это места, где прячут секреты и секретики, и, конечно, их стоит держать в безопасности.

Клавиши на вторую часть песни мы добавили уже в последние дни записи, и очень хорошо, что они совсем нежные и колыбельные, потому что мне хотелось, чтобы при прослушивании возникал такой флёр сказки или сна. Будто бы всё очень просто, но ты не до конца понимаешь смысл.

«Декольте»

Артём: Песня о том, как обостряются чувства, когда ты со своей половинкой находишься на выезде в другом городе. Город мы имели в виду вполне конкретный, и вы даже можете догадаться какой, но в целом это совсем не важно. А важно то, как вам вдвоем хочется гулять по незнакомым улицам до утра и зажиматься в публичных местах.

Текст — один из примеров нашего с Никитой взаимодействия. Существует такая литературная игра — буриме, в рамках которой нужно придумывать продолжения для строчек других участников, вот что-то такое происходит и у нас, только в более осмысленном виде, и мне очень нравится, каким слитным в итоге рождается текст.

Еще это одна из первых песен, инструментал для которой почти целиком сочинил я, а не наш гитарист Виктор (на первом альбоме вообще не было моих гитарных партий), и пытливое ухо сразу заметит разницу. Мы с ним совершенно по-разному играем и сочиняем, что, на мой взгляд, здорово, потому что сразу дает +100 очков к разнообразию.

Проигрыш со словами «Мне невероятно, немыслимо надо» сильно видоизменился в процессе записи, и к финальной версии, которую вы слышите, в нем появился тот отголосок хорошей поп-музыки, к которому я сейчас очень стремлюсь в создании песен.


«Корги»

Артём: «Корги» — это гимн состоянию влюбленности, когда ты на ее волне снова становишься восторженным юнцом, и тянет говорить глупости, и делать глупости, и нежиться друг с другом под любимую музыку.

Припев этой песни рождался в натуральных муках, было испробовано множество вариантов, каждый из которых кого-то да не устраивал, пока у меня наконец что-то не щелкнуло в голове, и не возникла пластинка Cure, с которой все сразу встало на свои места.

«Маленькая смерть»

Артём: «Маленькая смерть» — это утро выходного дня. Тебе плохо, ты страдаешь после вчерашнего, но вспоминаешь, как весело было вчера и, несмотря на адовое похмелье, улыбаешься. Текст этой песни, как и, например, «Сотен дорог» и «Синего танца» с первого альбома, и у Никиты с «Охотниками», как-то разом кристаллизировался у меня в голове, и не менялся с тех пор.

«Похмелья»

Артём: А вот с «Похмельями» произошло иначе. Она, как и «В доме престарелых», выросла из строчки припева, которая изначально была намного длиннее: «Мы роднее и роднее с каждым вместе пережитым похмельем». Ее исполнение в таком виде превращалось в смешную скороговорку, поэтому было решено урезать всё до нынешнего состояния.

В таких случаях процесс сочинения напоминает мне ковыряния с лентой скотча: ты мучаешься в творческом застое, пока не цепляешься наконец за коротенький образ, из которого вытанцовывается все остальное.

Миша (барабаны): Кстати, кто не в курсе, на обложке этого сингла, вышедшего в октябре, морда моего пса, которого я очень люблю, и за которым очень часто убираю говно, поэтому не смог принять участия в подготовке этого прекрасного потрекового гайда.

Фото: Надя Чудина

«Опять в моей системе алкоголь»

Никита: «Опять в моей системе алкоголь» мы играли еще в туре 2016 года в сыром первоначальном виде, без названия и с совершенно другим текстом.

Это грустная и взрослая песня о пристрастии к алкоголю и его пагубном влиянии на личные отношения. Алкоголь — точно не то, что поможет тебе быть более смелым и вернуть назад тех, кого потерял. Когда я думаю о ней, мне почему-то всегда приходит в голову ПТВП и «Глаза ментов бросают в дрожь // Луна втыкает в сердце нож» и шведский пост-панк типа Masshysteri и Hurula.

Артём: Я бы сказал, что это наша первая реально грустная и мрачная песня. После предыдущих наших проектов мне хотелось максимально отойти от такого в «Зарнице», но с другой стороны я очень люблю прием трагикомедии, когда посреди смеха и угара внезапно появляется что-то отрезвляюще серьезное, и на контрасте оно воспринимается намного острее (на этом отлично играет сериал «Конь БоДжек», например). В моем представлении это стало такой историей на нашем альбоме.

«Города»

Артём: Частичный возврат к стилю «неоесенинщины», превалировавшему на первом альбоме, притом что текст все же максимально честный и про меня. Эту песню вы уже могли слышать на сплите «За отпуск!», здесь мы ее, наконец, довели до ума: мне всегда казалось, что ей чего-то не хватает — оказалось, что не хватало скорости и партии клавишных.

Фото: Дарья Лобанова

«Нюанс»

Артём: Я всегда питал слабость к акустическим вставкам в альбомы. Один из примеров — совершенно гениальная Tape Noon у группы Ricochet. Для нашего альбома напрашивалось какое-то логическое завершение, и мне пришла в голову идея акустической ответочки песне «Маленькая смерть», которая уведет настроение финала в нужную сторону.

В конце мы так и не узнаем, какая же станция следующая, потому что совершенно непонятно, куда мы все с вами движемся, чем все это кончится, и где дно, но, по крайней мере, можно постараться и сделать так, чтобы в процессе было нескучно.

Презентация нового альбома «Зарницы» в Москве пройдет 10 ноября в клубе Pluton, после чего группа отправится в большой тур по России почти на два месяца.

Полина Агеева