Способные наделать шум: новые хип-хоп исполнители, за которыми стоит следить в 2019 (начало года)

Слово «фрешмены» откровенно надоело, так как снижает ценность музыканта до мяса на большом рынке. В то же время, это слово заставляет обратить внимание на того, кто в целом этого заслуживает. Некоторые из представленных уже попали в фокус внимания и вот-вот пробьются в «первую лигу», у других  пока мало слушателей, но свою фан-базу точно получат. У всех, о ком речь пойдёт ниже, есть большой потенциал, крепкий материал и хороший задел на будущее. Надеемся, через полгода оказаться правыми и обнаружить новых героев.

Масло черного тмина

Мы долго думали, считать ли «масло черного тмина» фрешменом. Тем не менее, массовый слушатель пока мало знаком с проектом Айдына Закария, что мы и хотим исправить.

Прошлогодний EP «Agiss» от«масло черного тмина» был похож на прекрасный сборник воспоминаний буквально составленный из черно-белых фото, совмещая и традицию русской поп-музыки, трип-хоп, и стиль одного известного рэпера, о котором вы только что подумали. Конечно же, Айдына сразу нарекли «новой надеждой казахского хип-хопа» и т.д. Потенциал «масло черного тмина» куда шире.

Главная проблема одноимённого альбома/компиляции, вышедшего чуть позже, в желании охватить всех и всё сразу. И треки для пацанов, и забавные каверы на Portishead, и темная романтика от «Agiss», и блюз, и меланхоличный джаз. При этом всё описанное выше у «масло черного тмина» получается органично. Подход Айдына не спутать ни с чьим другим. Однако, когда проект найдёт фокус и бесшовно соединит все свои воплощения, получится добиться настоящей самобытности (мы уверены, что он способен это сделать), а там и широкая известность не заставит себя ждать.

БАТЕРС

Вы пропустили прошлогодний EP БАТЕРСА «КРИТИКАЛ ХИТ», иначе бы рассказывали или спорили о релизе со всеми. Я уж точно, потому что спорил бы и показывал его всем. Он очень точно понял суть единственного прижизненного лонгплея «Come Over When You’re Sober, Pt. 1» Lil Peep, с его гранжевой эстетикой в антураже хип-хопа новой волны. Но, куда с меньшими слезами и большим уклоном в сторону панка группы «Метель». Задорно, там, где надо, лирично, там, где надо, начинается, как надо и заканчивается, как надо. Всё в балансе.

Музыка и тексты БАТЕРСА вообще хороши тем, что он отдаёт себе отчёт — молодость не навсегда, а значит и проблемы молодого не навсегда, пусть их и довольно много. С другой стороны, стоит ли музыканту выдерживать в такой стилистике всё, что он делает? Если EP проносится ракетой, то полноформатный релиз может надоесть.

В любом случае, Лёня Батерсов уже полновесный музыкант и исполнитель, прекрасно осознающий свои сильные стороны. Понятно, почему его задорный гитарный хип-хоп близок и девятиклассникам, и зубастым рокерам. Ждём альбома!


Мак Сима Мгла

Максим Семушин уже выпустил полноценный лонгплей «Чёрная заря» и несколько ЕP, и вообще отметился как самодостаточный музыкант. Его очень по-классически готичный подход к текстам, нервозная манера читки, слоёный продакшн, с подходом «нагнать больше жути!», мило уживается с ретровыми вайбами, и в целом с мирным посылом по итогу. Сильный материал есть, дело за промоушеном.

Творчество «Мак Сима Мгла» — большой монолог. С похожими вещами в том году выступил рэпер Бакей на альбоме «Мой главный враг смотрел в зеркало». Однако, там была очевидная непримиримость с самим собой. Максиму же будто написал незнакомый человек и постоянно рассказывает про него личные факты, которые никто не знал. И «кинуть в ЧС» тоже не получается, так как уж больно интересно, что за незнакомец так сильно погружен в его личную жизнь.

ненавижублятехно

Альбомы «декаданс» и «ренессанс» проекта «ненавижублятехно» из Уфы похожи на шутку, которая вышла из под контроля. The Field, BONES и пика (уж простите) с крепким драм-н-бэйс в перерывах. «ненавижублятехно» удачно работает со своим флоу — вокальные партии выступает отдельным инструментом в песнях. Тексты в большой степени являются небольшими заметками о вечеринках, посиделках у окна, поздних прогулках в поисках чего-то и вполне себе бесцельных. Бессмысленный и беспощадный русский снег, стильные биты и панельные домишки прилагаются. Хотя, всё с какой-то долей юмора, будто перед тобой картины из мультиков ogo#MK.

Релизы «декаданс» и «ренессанс» куда в большей степени новая хип-хоп музыка, но прочно опирается на традиции электронщины середины 90-ых. Так относительно свежий трек «ATTACK» напоминает «We Have Explosive» в антураже московского метро. Самое любопытное, что рэп-проект TERA от того же исполнителя куда ближе к земле и сразу рождает ассоциации со Скриптонитом и Хаски. Такого уже много, а вот «ненавижублятехно» пока один. Ждём следующих релизов.


Ханжа

Лирической герой рэпера Ханжа будто сошёл из карикатур Андрея Бильжо и «Вредных советов» Григория Остера, а ему подарили сборник нового хип-хопа. Вот он и проникся. Дебютный релиз «Мой индивидуальный рэп или короткая поездка на русской классике в жару» постоянно съеживается в клубок и выпускает колючки, но мы-то знаем, что там внутри добрый милый ёжик. «МИР (ИКПНРКВЖ)» пыжится и похож на смешную пародию на абстрактный хип-хоп, но куда конкретнее, понятнее и по делу в своём ядре.

Ханжа, не будь ханжой, мы знаем, ты добрый! И всё у тебя получится. Получится смешнее и лучше. Это точно.


Болотный Катафалк

Для любителей поготичнее есть твой папа кагор†, для фанатов посмешнее — Овсянкин, а где-то посередине — «Болотный Катафалк». Собственно, на их втором альбоме «Деконструкция Разума», который вышел в самом начале года, оба этих героя есть, а ещё много упоминаний светских лиц и звёзд, веществ (запрещенных и не очень), обшарпанных стен, не лучших сторон интернета, а венчает всё отличный кавер на Валерия Ленотьева. Релиз хочется дослушать как минимум из-за желания узнать, о чём расскажет герой в следующей песни. Спойлер — ничего конкретного, но смешно до ужаса.

Творчество коллектива заставляет вспомнить и культовую группу Паши Техника, и проекты Евгений Алёхина. Герой «Болотного Катафалка» в заварушках первых почти не участвует: «Сильно уж лицо у него интеллигентное, утомляет меня быстро», а со вторыми просто общаться не хочет, так как больно скучные и всё о своём да о своём. Вот и сидит в коммуналке, смотрит телевизор, не сильно доволен увиденным. В окно глядит, а там не лучше. То, как органично «Болотный Катафалк» помогает сойтись этим разным точкам зрения на жизнь, и есть главная сила проекта.


✞ слеза ✞

Юлий Лемов не придумал велосипед — музыку, как у проекта «✞ слеза ✞» определенно слышали не раз. Но, чё уж тут, порой его дебютник «ковбой мальборо» в целом цепляет и хочется продолжения. «чирлидер» тянет на крепкий попсовый хит, с музыкой, как у The Weeknd, но без вокала, как у него, а более-менее интересные самостоятельные идеи появляются под конец — у трека «404» забавная неровная мелодия и саунд.

«Ковбой мальборо», не смотря на своё довольно тестостероновое название, напрочь лишён злобы и почти обходится без пафоса. Пусть и с прилагающимися автоматом треками с названиями, вроде «обезбол» или «ненормальный», обилием автотьюна, баблгамовыми синтами и общим искусственным вайбом, парнишка вроде искренний. Определённо стоит дать шанс. Для любителей жанра и всей вот этой VHS эстетики точно стоит слушать и ждать продолжения. Надеемся, не подкачает и себя ещё покажет.

Сергей Сиразутдинов