Лучшие релизы 2016-го года по версии СТОРОНЫ


Вспоминаем музыкальный 2016-ый год и его лучшие релизы с помощью итогового обзора СТОРОНЫ

ПАСОШ — 21
прослушать

Когда ты понимаешь, что больше не слышишь от друзей ничего, кроме: «Я не знаю, чем заниматься в жизни» — включи им «Все мои друзья», да погромче. Когда какой-нибудь профессор пытается выведать у тебя принципы, по которым ты «собираешься существовать в обществе» — дай ему послушать «Никогда» или «Каждый день». Когда спускаешься в метро и вдруг ловишь себя тихо и отчаянно рефлексирующим — врубай «21» и быстро сбегай по эскалатору вниз. Ведь всё это про тебя, ты не один такой с неожиданно свалившейся на голову ответственностью, а значит — добро пожаловать в клуб. Выпустив «21», «Пасош» попали в яблочко — в песнях они пронесли главную идею кризиса поколения с бойким, не отягощающим звуком. Второй альбом группы идейней, от этого серьезней и взрослее. А присутствие в песнях совсем подросткового эмо, да еще и характерного поп-панковского настроения, воспринимается как живая и энергичная гармония. Эта гармония расслабляет и концентрирует одновременно — ты больше не слеп в своей эгоцентричной рефлексии, но и понимаешь, что проблемы никуда не уйдут. Глуховатый вокал Петара Мартича, которого иногда заглушает шквал инструментала, звучит в голове с невнятной настойчивостью. И ты сам не замечаешь, как ставишь альбом на «реплей», утешенный вполне справедливой мыслью: «Всё будет нормально». А.К.

НЕ ТВОЕ ДЕЛО — BEST HITS
прослушать

В ноябре прошлого года музыкальную общественность всколыхнули две песни «Не Твое Дело», проекта (как тогда многие думали) бывшей участницы Manicure Ани Айрапетовой. Тем не менее, минимализм и прямолинейность в романтике «Я буду рядом» и манифестации «Лжи» оказались для ряда слушателей слишком знакомым: параллелей с песнями группы «Труд» не проводил только ленивый. Как выяснилось, неслучайно: на самом деле идея и авторство проекта принадлежат фронтмену «Труда» Жоре Кушнаренко, написавшему достаточно песен от женского лица, чтобы воплотить их в ином, более подходящем виде.

«Best Hits», с одной стороны, выступает логичным продолжением «Труда» и его ностальгического вектора — вслед за восьмидесятническим «русским роком» про «доброе и вечное» приходит нарочитый синти-поп, сопровождаемый всеми атрибутами постперестроечной эстетики (эйсид-хаус, гелендвагены, что уж говорить о вульгарном названии альбома). И да, «Не Твое Дело» сравнивают с группой «Мираж» и «Ладой Дэнс», однако в песнях проекта отражены приёмы многих современных артистов, грамотно работающих с прошлым. «Эти правила» при переложении на английский идеально вписывается в репертуар La Roux, в куплетах фанковой «Мне все равно» слышны привычные Ивану Дорну интонации, а прогрессия в «Ночи», кажется, и вовсе отсылает к оной в «Get Lucky».

В чем же, возможно, новый проект проигрывает старому, так это в подаче: в песнях «Труда» фокус всегда был на словах, и если из собственных уст текст Жоры звучит достаточно убедительно, то здесь прежняя формула уже не работает: голос Ани и сама музыка в попытках подстроиться друг под друга оставляют незанятым первый план. Впрочем, смена перспективы нисколько не сказалась на актуальности строк, простых, понятных и всё так же попадающих в яблочко — а ни это ли в данном случае главное? Л.М.

ЗАРНИЦА — В ДОМЕ ПРЕСТАРЕЛЫХ
прослушать

Дебют московско-минской команды, сформированной участниками «Маяка», «Мрази», Namatjira, Sen Deni и промо-группы «Тройка» никого не оставил равнодушным. Но всё же задорный панк-рок с атональным вокалом заставил большинство скорее пуститься в пляс, чем жаловаться на едкую необычность звучания, потому этот альбом занял достойное место в плеерах многих искушённых слушателей.

Идея группы продолжает концепцию «жизни после панка» и воплощает её в своём творчестве.
Многие, возможно, до сих пор с ходу не понимают, что тэг female_vocals — это шутка, но ребята решили, что если не получится сделать хорошо и красиво, то можно хотя бы сделать весело. Потому каждое свое выступление они превращают в настоящее театрализованное представление, на котором выступают в юбках и платьях.

Но всё же «Зарница» во многом берет не только тёплой атмосферой, которая стала очень многим близка по духу, но и замечательными текстами, которые остаются в памяти после первого же прослушивания и не дают загрустить в эти скользкие зимние вечера.  Н.С.

PINKSHINYULTRABLAST — GRANDFEATHERED
прослушать

Новый альбом квинтета, выпущенный спустя год и месяц после предыдущего, — в каком-то смысле парадокс. Хотя на первый взгляд «Grandfeathered» мало чем отличается от «Everything Else Matters», — дизайн обложки, инструментарий не претерпели особых изменений — при ближайшем рассмотрении на новой работе можно проследить две тенденции, которые сложно уложить друг с другом.

Первая из них заключается в преобладании шума на пластинке: если прежде он был дозирован и расплывался, был как бы на равных с другими инструментами, то на «Grandfathered» он повелевает ими, образуя настоящую, весьма ощутимую стену звука. Но самое любопытное, что при использовании такого шумового полотна в музыке Pinkshinyultrablast чувствуется стремление группы писать поп-песни. Конечно, должное здесь стоит отдать и Любе Соловьёвой, вокал которой определённо звучит смелее и чаще прежнего ведёт песню за собой, однако саунд причастен к этому не меньше – чего только стоят тропический вайб заглавной песни и хип-хоп биты на вступительной «Initial».

Внимательный слушатель также отметит возросшее влияние мат-рока на структуру песен; альбом вообще даёт ему достаточно пищи для размышлений, а продолжительность треков лишь играет здесь на руку. Невнимательный, впрочем, мало что потеряет: с наступлением весны шугейз Pinkshinyultrablast заходит как нельзя кстати и позволяет достичь умиротворения, такого же, как у дядечки у пруда в клипе на «Kiddy Pool Dreams».  Л.М.

ЛУНА — МАГ-НИ-ТЫ
прослушать

«Душевный поп» в дебютном альбоме киевлянки «Луны» очаровывает своей проникновенной откровенностью и чувственностью. Ностальгический звук 90-х и лоу-фай эстетика VHS, слегка наивные песни про любовь и такой нежный голос — идеальный коктейль для модной вечеринки 2016-го. «Магниты — это попытка осмыслить отношения между людьми через метафору природного притяжения». Альбом про душевные отношения между людьми и отношения в своей душе. Всё дышит красотой, юностью и какой-то неподдельной искренностью, той, что не позволяет опускаться в пошлость. Такого попа мы ждали, и он появился.  Г.Г.

ВЪЕБИ ЕМУ, ДОНАТЕЛЛО! — ВЪЕБИ ЕМУ, ДОНАТЕЛЛО!
прослушать


В этом году нас порадовали своим громким дебютом ребята из «Въеби ему, Донателло!». Тут смешалось все: и постхардкор, и классическое эмо, и поп-панк. Подходящий альбом для тех, кто любит нечто громкое, задорное, по панку, но при этом и для тех, кто хочет посложнее и поинтереснее. В целом, запись предстает хорошей музыкальной платформой для расширения кругозора начинающих любителей гаражной музыки, внося разнообразие в несколько застоявшееся болото гитарного андеграунда, и в этом его большое достоинство.

«Въеби ему, Донателло!» — группа, которой удалось найти золотую середину между андеграундом и мейнстрим-течением. Они одинаково гармонично смотрятся и в пабликах о скримо, и в новомодных комьюнити. Кто-то характеризует их музыку как чересчур веселое эмо, для кого-то они — просто «те самые ребята, которые поют о пицце и шаурме». Однако, в итоге все в равной степени приходят угареть и словить свой кайф.

Вернись, они уже скучают.

PHARAOH — PHOSPHOR 

«Фосфор» — четвертый релиз молодого подписанта объединения YungRussia, стремительно завоевавшего место русского Yung Lean’a, но с внушительной сменой вектора под отечественный вкус: мрачные тексты, шепчущий голос, срывающийся на кричащий вокал, окаймленный типичным звучанием для клауд рэпа — плавно и мощно качающими битами, в итоге выливается в то, что повсеместно окрестили эмо-рэпом. Фосфор включает внушительное количество композиций, 18 песен, возрождающих нервный дух  2007-го в хип-хопе.

Можно сказать, что наш герой значительно окреп, в процентном соотношении  сменив поднадоевшую типичную рэп тематику: развязные тусовки и бесконечный диалог с хейтерами на черную саморефлексию. Вечно депрессующий герой, противопоставляя себя всему миру, не борется с окружающей действительностью, но самозабвенно разлагается в ней. Он то ли не смог повзрослеть и с присущим подростковым пафосом повествует о разбитых чувствах, одиночестве  и неизбежности, то ли полностью подчинился собственному образу, окончательно заматерев в своем жанре.  И, хоть фигура «Фараона» и может показаться заядлым подпольщикам не заслуживающей внимания, всё более убеждаюсь, что, миксуя триллвейв с живыми гитарами, этот музыкант может очаровать даже тех, кому любовь к рэпу не присуща.

«Люди будут ненавидеть нас, потому что мы отвратные». Г.Г.

 

THE JACK WOOD — RITUAL
прослушать


После годового молчания самая шумная отечественная блюз-рок группа The Jack Wood выпустила свой уже четвертый по счету полноформатный альбом. Каждый раз удивляешься, что группа именно отечественная и выросла в сибирском городе Томске, а не где-то в Детройде. Такого мощного запала южноамериканского рока с его горячей сексуальной энергетикой, наркотическим отчаянием и ритуальной эстетикой там ещё поискать надо, а эти ребята появились на наших заснеженных и бесцветных просторах. JW обещали, что новый альбом будет совсем другим: вокалистку захватил внутренний разлад с высшими силами, а музыка, под стать, станет серьёзнее и медленнее, возможно, растеряв свой танцевальный заряд. На деле «Ritual» ничуть не обнищал в своей бешеной джеквудовской энергетике, а, наоборот, стал ещё истеричнее, нетерпеливее и эпичней.

Удивительно выразительный вокал, по которому можно было изголодаться на нашей пост-панк сцене, тут разливается всеми возможными красками, от стенаний, визгов и крика до нежных напевов, передавая глубокие настроения и самые потаенные грязные желания, вызывая и слушателя на эту пляску душевного откровения. The Jack Wood, профессионально сохраняя свой таинственный антураж рок-звезд, кажется, переплюнули последние альбомы тех, с кем их самих сравнивают неустанно: The Dead Weather и The Kills. Музыка, заведомо какая-то чуждая российскому характеру, всё-таки появилась здесь и заслуживает высшей похвалы за качественный продакшн, мощный, жирный звук и, конечно, будто вырванные с мясом из душ такие чувственные и полные отчаяния песни. Г.Г.

 

АНТОХА МС — РОДНЯ
прослушать

«Родня» не похожа ни на что, сложно поддаётся на теги, аналоги, сравнения и описания. В самом феномене Антохи МС есть что-то одновременно клишированно русское и совершенно радикально не русское: мотивы даба, регги и джаза. Так, его тексты оставляют слушателя в каком-то вдумчивом, печальном настроении, и местами по-цоевски серьезный голос с характерным выговором уносит мысли в собственную мифологию языкового авангарда. А при этом саму музыку можно было бы назвать незамысловатой и даже минималистичной, простые синтезаторные мелодии под ровную драм-машину, с вкраплениями каких-то странноватых, ностальгически примитивных звуков. Г.Г.

https://foreversonicdeath.bandcamp.com/album/hate-machine

SONIC DEATH — HATE MACHINE
прослушать

После выхода «Hate Machine», отложив запись в сторону, альбом слушался только лайвами на концертах, но, чтобы написать этот текст, стоило переслушать его целиком еще разок, и это, да, это как бальзам на душу — так же как и на концертах, в  уши льется мощный грязный поток старого рока. Этот альбом переливается всеми красками эпичного месива: лиричные оттягивающие переходы срываются в бешенную инструментальную вакханалию. Для жиру в этой записи принял участие басист, что на самом деле действительно сделало её месистее.

Эту работу можно было бы назвать стилизацией 70-х и 80-х, кода на сцене творился тяжелый рок и хэви-метал, как в звуке, так и в эстетике: не зря возникает корпспейнт на обложке, не зря песни посвящены женскому шабашу, обращаются к демону и  с головой  окунаются в тематику смерти. С единственной оговоркой, что всё ощущается без излишнего пафоса, но с долей отстраненной иронии к жанру и всему происходящему, возможно это от безэмоционального вокала Арсения, возможно, от шутливых текстов, в которых у Люцифера газированная кровь, от спокойного балансирования на грани уже давно не модного хард-рока и такого позиционно безмятежного гаражного рока. В общем, ребята сделали большой шаг вперед по сравнению с предыдущими работами и окончательно утвердили новый мощный звук, заняв эту вакантную нишу развязных героев поколения, продавших души выпивке и угару, о которой всегда так мечтают неокрепшие умы. Г.Г. 

 

КАЗУСКОМА — ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО
прослушать

«Издевательство» — дебютный полноформатный альбом пересобравшейся в этом году группы «Казускома». С новым составом пришло русскоязычное название и, главное, — новое звучание. Его отличает особая жирность и гаражность. Верные року ребята в альбом вложили всё, что и должно быть на роковой пластинке: скрипящие и вгрызающиеся в уши гитарные запилы, монотонная барабанная динамика, разбивающаяся бешеными сбивками и перегруженный вокал, который повествует обо всех затейливо незатейливых душевных муках одинокого романтика.

В лайвах ребята тоже блюдут традицию: трясут длиннющими волосами, раздеваются на сцене, бьют гитары об пол, кричат, что есть мочи. Ну и, конечно, все песни поют о любви. В наш топ альбом попал за то, что рьяно пытается доказывать и в конце концов доказывает, что живой, настоящий рокешник ещё жив.  Г.Г.

ЛЕСС — ТИНА 
прослушать

«Тина» — альбом брянской группы «Лесс», по подходу тождественный панку и наполненный сюрреализмом собственных жизней участников группы. Альбом схож с названием команды, он передаёт что-то уже совершенно привычное (как лес), но также и что-то совершенно новое, как лесс — с добавлением с на конце слово обретает уже новый смысл, с одной стороны пространство, с другой ничтожество (less). Такие группы как «Лесс» открывают новую ветку развития отечественной музыки: уход от привычных однообразных ритмов и простого и понятного вокала. Синкопированные ритмы, местами восточные и гипнотичные, а местами грязные и гранжевые мелодии, голос, то яростный, то абсолютно отстранённый — в творчестве группы интересно разбираться, и каждый раз можно найти что-то новое для себя.

В их музыке одновременно можно уловить настроение сибирской группы «Сруб» и оаклэндских The Soft Moon, настойчивость и плотность мелодий московской группы Jars и нойз-рокеров Metz из Оттавы. Но все, за что их можно сравнивать с другими группами, складывается в единую и уникальную работу под названием «Тина» .  Н.С.

ОЗЁРА — В ОТЛИЧИЕ ОТ ТЕБЯ, ХАРДКОР НИКОГДА НЕ УМРЕТ
прослушать

У анонимного столичного дуэта «Озёра» в июле вышел дебютный мини-альбом, который называется «В отличие от тебя, хардкор никогда не умрёт», с отсылкой на одноименный альбом Mogwai. Несмотря на своё название, исполняют ребята минималистичный электронный поп, который подкупает своей легкостью и естественностью. Параллели с жизнью зверей, как в песнях, так и в образе группы, два незабываемых выступления на MMW с ширмой на сцене и «людьми в черном» создали вокруг группы невероятный шарм и загадку, которую так и хочется разгадать. При этом «Озера» заняли нишу, на которую мало кто посягал – нишу lo-fi поп-музыки, которая для кого-то может звучать как демо, но именно это ощущение и подкупает: группа привязывает к себе и располагает слушателя к настоящим дружеским секретам.

Их творчество напоминает появление в своё время группы «Море облаков», всё так просто, искренне и мелодично, что хочется нажать на повтор. Если бы у «Афиши» до сих пор была рубрика «Горизонт», то мы бы уже давно читали в ней про «Озера». Н.С.

PIXELORD — HUMAN.EXE
прослушать

Как и всё самое модное и современное в России, альбом москвича Алексея Девянина «Human.exe» устремлен прямиком в будущее, при этом непременно возвращаясь в прошлое. Глитчевые эффекты и компьютерные звучки, которыми альбом усеян от начала до конца — своеобразная форма ретрофутуризма и очередной кивок в сторону конца девяностых-начала двухтысячных. Девянин наконец-то дал развернуться своей гиковости на полную катушку. Это то главное упущение, которого не было на более простом и незатейливом дебютнике.
<В «Human.exe» Пикселорд далеко зашел в попытке скрестить человеческое и механическое. В сердце этого альбома между нестройных барабанов, клацаний и щелчков скрывается что-то очень живое и душевное. И обнаружить это гораздо проще, чем на вроде бы тёплом и располагающем к себе «Places». Е.Л.

BUTTTECHNO — ЯЛТА
прослушать 

Городской денди и участник «Boiler Room», скейтер и гитарист «Ночных Кобр», создатель John’s Kingdom, автор музыки к показам Гоши Рубчинского и соавтор НИИ, странный парень и обладатель восхитительных кудрей Павел Миляков выпустил LP «Ялта». Предыдущие релизы выходили под маркой Buttechno. Винил издан дружественным ГОСТ ЗВУК’ом Ильдар Зайнетдинова, и это не удивительно. Не удивительно и то, что это пластинка с околотанцевальной электронной музыкой. Отстраненная, воздушная, местами прямобитная красота. Удивительно то, что это практически первый в российской истории стопроцентный краут-альбом. Конечно, различимы и английские idm–интонации, и американские приветы в духе эмбиэнтных работ Карла Крэйга, и даже академические пассажи Терри Райли, но более немецкой пластинки в России ещё не выходило на нашей памяти. В оформлении релиза принимал участие удивительный художник Владимир Павлов. Паша Хубер юбер аллес!  О.К.

NV — BINASU
прослушать

Группа ГШ выстрелила своим первым русскоязычным альбомом, где Катя Шилоносова кривляется и так и напрашивается на сравнения с Агузаровой. Рывок в ретромузыку и переход на русский язык — тенденция популярная и закономерная. Но в своём сольном проекте Шилоносова демонстрирует прямо противоположное — идёт против неона и карпентеркора. В мире электронной поп-музыки, где всё заполонил синтивейв, «Binasu», отдаленно походящий на оммаж японцам из Yellow Magic Orchestra, выглядит белой вороной. Это альбом, который сражает своим изяществом и простотой, похожий, вопреки тенденциям, не на боевик, а на мелодраму.  Е.Л.

ЭЛЕКТРОФОРЕЗ — #4
прослушать

Прекрасным электронным звучанием наполнен EP всеми любимых питерцев «Электрофорез». Томный голос Ивана идеально сочетается с полностью электронным звуком. Немногие из нас, пожалуй, помнят, как начинал свое существование дуэт. Прошлое наличие гитары в треках сменилось компьютерным усовершенствованием, что не сделало ЭФ хуже, а наоборот.

Мрачная, местами резкая, но захватывающая музыка в сочетании с лирическими и, возможно, личными для каждого, как, например, в «Риге-2015» и «Все что осталось». Такой колорит в одном ЕР сразу ставит его в топ исполнителей этого месяца. Никакого разочарования, только оценка качества: «легкий флирт, бар и запах взморья. местный бит с головою нас накроет». И да, отличная обложка идёт в комплекте — все очень скромно и просто, но элегантно. А.Ч.

БИЧКРАФТ — ШАДУФ
прослушать

«Шадуф» — второй полноформатный альбом киевской группы. Еще первым альбомом ребята задали высокую планку мощного нойз-рока, оказавшись на американском лейбле. А «Шадуф» стал не только продолжением этой нойзовой, напористой линии, но и приобрёл психоделический шарм. Тут вместе существуют расслабленные, импровизационные моменты в духе Sonic Youth и стройные, уводящие в транс электронные ритмы. Скрежещущие гитары и старорокерские соляги, по-панковски не мелодичный вокал, поющий о самых повседневных событиях, вдруг прерываемый аккуратным девичьим пением, нескладные, почти матрокерские переходы, сменяемые однообразным краут-роковым куском, — всё  это складывается в единую, чарующую своей эклектичностью, картину под названием «Шадуф».  Г.Г.

БУЕРАК — ТАНЦЫ ПО РАСЧЁТУ
прослушать

Главная русскоязычная постпанк группа современности «Буерак» наконец-таки разразилась полноформатным релизом, который, как сейчас принято, по хронометражу сравним разве что с миньоном. Как и сингловые релизы дуэта из Новосибирска, «Танцы по расчету» имеет характерное настроение, сюжет и звук, который не выбивается из ряда предыдущих работ. Дебютник получился невероятно выверенным, танцевальным и одновременно лиричным, а история столичных приключений провинциала глубоко ироничной и в то же время трогательной. Если у кого-то были претензии к Буераку по поводу монотонного и однообразного звука, «Танцы по расчету» их точно не развеет, хотя на этом альбоме их характерная формула работает показательно хорошо. Е.Л.

РЫЦАРНЫЕРЫЦАРИ – МИСТЕР ТВЕРДЫЙ РАССУДОК
прослушать

После выхода в прошлом году первого русскоязычного сингла «Не Знаю//Слово» KnightKnights как-то сразу оказались в нужной тусовке и за год успели сыграть на многих больших фестивалях и важных концертах. Нового сингла пришлось ждать долго, но ожидание оправдалось. Ребята как будто подросли: и звук стал плотнее, осознаннее, и голос окреп и забруталился, и с названием определились. Теперь они – Рыцарные Рыцари.

С большой долей иронии в тексте они поют о непонимании, о том, как легко потерять твердость рассудка, и о том, как нелегка любовь недостижимой мисс России. При этом музыка отчаянным запалом врывается в ваши души и уши с каждым новым ударом барабанной палочки, новым мощным басистым рифом и пронзительным звуком шифтера. Вышло бойко и напористо. Теперь будем ждать альбома. Г.Г.

Надя Самодурова, Галла Гинтовт, Леонид Мещерин, Анна Карахан, Анна Чатер, Евгений Лисовский, Олег Котрунов

Tags: