РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА: ФЕВРАЛЬ 2019


На исходе зимы сцена набирается сил, чтобы с новой силой вступить в весну. Но всё же релизы заслужившие особого внимания были, и мы отобрали всё самое знаковое среди альбомов февраля: от возвращения «пасош» до Boulebard Depo в нашем списке.

 

МАК СИМА МГЛА — ЧЁРНАЯ ЗАРЯ

 

Это уже не первый релиз Максима, но первый альбом после того, как «Афиша» занесла его в реестр главных имён 19-го. Накануне дебютного концерта выходит альбом, который должен был вывести Мак Сима Мгла на новый уровень. Вывел ли? «Чёрная заря» — невероятно экспрессивный рэп, богатая на интонирование читка, срывающаяся в пафос лирика и, к сожалению, мало запоминающиеся биты. Из релиза в релиз Максим воспроизводит свой тяжёлый и мрачный внутренний мир в таком же мире давящих текстов: постоянное сомнение между жизнью и смертью, глухота, непонимание, мысленное смятение. Это именно то, что делает его особенным и вместе с тем каким-то доступным, — по-русски без иронии и с надрывом (не зря же первым его отметил Oxxxymiron). Альбом не назовёшь неудачным, но все же в конце концов эти обращения к «бухому бате», истории про проституток, «выбитое из бамбука» сердце, «ферамоновый туман» сливаются в переварившуюся в печали кашу, из которой сложно выудить что-то по-настоящему ценное. Отчасти всё уплощает незамысловатый саунд-продакшн и немалое участие автотюна. Ждём будущих открытий. Г.Г.

 

BOULEBARD DEPO — STAY UGLY

Boulevard Depo уже давно считается частью своеобразной первой лиги рэпа. Его главный на данный момент микстейп «RAPP2» — большая работа с кучей отличных идей, но уж очень нецельная. Есть ощущение, что Артём Шатохин хочет отметиться в почти всех вариациях современного хип-хопа сразу.

Нынешний EP «Stay Ugly» может и не такой разнообразный, но всё же из-за выдержанного фокуса слушать мини-альбом интереснее. Даже прослеживается герой, будто рассказывающий историю психологу на приёме. То ли ему совсем не стыдно то ли край как нужно исповедаться. Больше напоминает плановый приём: специалист видел случаи и похуже, а Boulevard Depo, в свою очередь, не хочет слишком красочно стелить.

Трек «Должен» вполне мог появится на каком-нибудь «Пути неисповедимы» со своим нетипичным битом, словно рабочий завода вдруг стал стучать по железкам. На «DRUГ» даже есть барочные арфы, что в общей атмосфере сдержанного безумия слушать забавно. Кстати жалко, что сумасшествию не дают вырваться — если убрать флексо-треки «Loot» или «Chronic Talk» (хотя тут смешной мультяшный минус), захочется быстрее скипать. Вероятнее всего, «Stay Ugly» задумывался как релиз без потенциальных поп-хитов, но избежать их не вышло.

После «Stay Ugly» хочется верить, что Артём Шатохин напишет большой полноформатный альбом, о котором можно будет говорить много-много, не употребляя мат вроде «бэнгер» и аналогичную порнографию. С.С.

 ПАСОШ — БЕССРОЧНЫЙ ОТПУСК

Осенью 2018 года группа «Пасош» заявила об уходе в бессрочный отпуск. Причина тому – потеря себя из-за смены контекста андеграундной сцены, погони за лайками и отсутствия журналистского мнения на выходящие альбомы и ситуации. Давление со стороны стало для группы серьезной причиной ухода в подполье, необходимого для того, чтобы вновь обрести себя, не ориентируясь на происходящее вокруг. Но не прошло и полугода, как «Пасош» представили полноформатный альбом с говорящим названием «Бессрочный Отпуск».

Можно подумать, что это выверенный пиар ход, но если внимательно прослушать релиз, становится понятно, что даже если это так, то абсолютно не важно. Потому что искренности от этого он не потерял. Это один из тех альбомов, в которые нужно погрузиться с первой песни и до конца. Желательно при этом выйти на улицу только с плеером, не отвлекаясь ни на что.

«Пасош» – одна из немногих групп на отечественной сцене, может быть наряду с группой «Спасибо», вместе с которой хочется переживать взросление и разделять раздирающие душу чувства. Альбом получился очень личным и, главное, свободным. Ведь именно этого и пыталась добиться группа, решив погрузиться в молчание. Есть песня, в которой участники не стесняются играть каким-то определённым образом, чтобы публика могла качаться в такт; песня, в которой Петар говорит о том, как тяжело играть новые песни на концертах, песня про туры, песня про свободу, которая остро чувствуется, когда вокалист начинает гавкать и выть на луну. Песни в которых ребята смеются, и песни, в которых звучат такие зубодробительные строчки, которые хочется вырвать, пережив очередной кризис, как жизненный девиз: «Мне всегда всего было мало, мне всегда всего будет мало!» Н.С.

ПЕТЛЯ ПРИСТРАСТИЯ — ГУЛ

 

Так получилось, что «Петля Пристрастия» всегда находится в контексте «русского рока». Этот термин прочно ассоциируется с определёнными группами, соответствующим звуком, текстами и подачей. О природе русского рока и его негативном отпечатке рассуждал в одном из интервью и лидер «Петли» Илья Черепко-Самохвалов. По его мнению, коренное отличие его коллектива от «них» в том, что «Петля» не занимается проповедничеством. На «Гуле» коллектив подобрался к этому опасно близко, но всё же избегает нравоучений.

Предыдущий и очень мощный альбом «Мода и облака» был о человеке, который последовательно загоняет себя в футляр и строит клетку, в которую сам же и сядет. По логике, «Гул» должен был стать историей освобождения от предрассудков. Хорошо или нет, на самом деле альбом скорее о хождении в запертой комнате туда-сюда, и приговаривании «как бы вырваться отсюда?». А ведь «Кассиопея» (другой коллектив Самохвалова) или «Петля Пристрастия» всегда были коллективами про радикальную борьбу со скучным бытом и подчинении пыльности дней.

«Гул» вроде о том же самом, да не всегда. Мелодически и по звуку очень дружелюбно, порой до скуки с каким-то назидательным посылом — открывать жалостливыми «Бытонавтами», наверное, не стоило. Полюбившийся фанатам «Цветок» сильно хочет попасть на радио, у него есть все шансы. И я буду только рад! Это неплохой конъюнктурный рок. Но как-то не вяжется с привычным подходом группы.

С другой стороны есть прекрасный «Минотавр» — русский пост-панк в самом сильном его виде. В песне чувствуется усталость всё того же хождения туда-сюда, с отличной повторяющейся перкуссией и игривость (в самом жёстком виде) «Кассиопеи». В «Колыбельной» чувствуется раздражение от власти и всего, чего только можно, в духе пост-панк сцены начала нулевых, но благодаря вокалу звучит свежо. И концовка-то какая! «Путь прост» предлагает решение проблемы, поэтому альбом не воспринимается констатацией очевидного.

На «Гул» совершенно не хочется ругаться, так как есть несколько сильных композиций. Но в нём слишком много «но» и желания понравиться как можно большему числу слушателей. С другой стороны пластинка выполняет хорошую функцию — после неё хочется познакомиться с творчеством «Петли» ближе и много поспорить об услышанном. А там найдутся свои классные штуки и появится желание сходить на концерт, где всё ещё сильнее и круче. С.С.

 

SUPRUGA — ХАОС

 

В игре по «Гарри Поттеру и Тайной Комнате» можно было собирать карточки с волшебниками, как в кино. Там же и были вкладыши с сильными ведьмами, среди которых наша Баба Яга, описываемая как нечто вроде «жуткой старушки, утаскивающей в лес детей и пожирающих их там». Я подумал: «А ведь и правда Баба Яга очень жуткий персонаж, хочу про неё классный хоррор».

Кино нет, зато есть дебютный альбом «Хаос» самарской группы SUPRUGA. Dark hardcore в их понимании не уходит глубоко в мрачный black metal и очень даже зайдет blackgaze подросткам, любителям Astarte (из-за вокального подхода) и даже фанатам глэмовой готики в духе The Birthday Massacre во время лиричных или более мягких композициях.

«Хаос» будто история про отставших от экскурсионной группы детишек, которым скоро придёт неминуемый конец от злой старушки. В «Царствии» и хеви-метальной «Монстры» охота только начинается (пощады не жди, кстати). На тягучей «Час хищника» пошли первые жертвы. «Человек» — обманка для наивных, поверивших, что Яга сменила гнев на милость. На треках «Сияние» и «Острые предметы» ведьма всё же обращает единственного выжившего в демона. Баллада «Исповедь скорбящих», возможно самая злая песня альбома, говорит сама за себя — вас предупреждали, нужно было держаться старосты группы.

В этом смысле «Хаос» как хороший классический ужастик — не напугает, но за картинками и сюжетом следить интересно. Возможно альбом получился менее злым, чем дебютный EP группы, в котором градус жести был выше. С другой, «Хаос» даже лучше в этом смысле, так как с точки зрения динамики постоянно преподносит сюрпризы. С.С.

 

MENK. — LOPASTI BUDDY

Стремление провести поход на восток континента в музыкальном смысле встречается в творчестве многих музыкантов, ищущих дальнейшего прогресса после определённого количества альбомов или релизов. Таким же образом поступили и Menk. По первым двум композициям «Лопастей Будды» чувство безмятежности и погружения в поток сакрального спокойствия, выраженное множащимися голосами гитары, становится главным путеводителем для слушателя. Дальнейшие «Волны» подтверждают оное — «Закрывай глаза… будем вместе навсегда».

Отмечу, что музыкантам удалось создать полотно инструментов и эффектов, работающих на идею песен: фэйз и флэнж, тремоло и фуз — подбор, без которого психоделический рок не был бы таким по-настоящему. Для завершённости концепции релиза Menk добавили небольшие истории в песни, объединив их общим звуком. Встречаются и заигрывания с фуз-роком, акустическими балладами, местами с пост-панком (как в «Человек-Мотор») — а заканчивается альбом так же, как и начинался, восточными мелодиями. М.К.

 

 

Галла Гинтовт, Алексей Боровец, Сергей Сиразутдинов