Улыбнись, дорогая, ты в Брянске!


В субботу, 22 сентября авторы портала Sadwave и паблика Панельки проведут в московском клубе «Успех» шоукейс брянского DIY-панка и гаражного рока «Улыбнись, дорогая, ты в Брянске!». На фестивале выступят группы «Тихие Улицы Гретты Гарбо» («ТУГГ»), Kick Chill, Soft Harm и Safety Dance. В преддверии музыканты современных команд рассказали СТОРОНЕ о своих любимых альбомах брянских групп разных лет.

 

 

Вася Огонёк (Ragtime, Тихие Улицы Греты Гарбо, Kick Chill)

Каштановый кризис — Информация (1991)
Главная проблема КК — это то, что они не смогли вовремя распаcться, когда ещё были актуальны, а продолжили играть, растеряв весь свой шарм и превратившись ближе к нулевым в обычную провинциальную рок-группу, которая играет на обычных провинциальных рок-концертах. В принципе, это ждало практически каждую группу конца 80-х и начала 90-х, которая протянула так же долго. Но в самом начале своего пути «Каштановый Кризис» играли всё-таки очень хороший пост-панк. Очень очень хороший пост-панк. Похожий чем-то на «Дурное Влияние», «Телевизор» и каких-нибудь корефеев жанра вроде Joy Division. И то, что вспоминая аналогичные отечественные группы того периода, совершенно забывают про этот местный коллектив — большая ошибка.

 

Хлам — Брянск Rok & Rol Вичира (1995)
Раньше мне казалось, что именно моё поколение самое прогрессивное, что именно моё поколение развивает брянскую сцену дальше. Дескать, мы слушаем музыку, которую никогда раньше не слушали, играем музыку, которую никогда не играли, и вообще делаем всё то, что раньше никто до нас в этом городе никогда не делал. Но потом попадаются на глаза вроде этой, которые «моё поколение» ставят на место. Всё давно слушали до нас, играли до нас и делали всякое намного лучше нас.
«Брянск Rok & Rol Вичира» — это абсолютно отбитая запись, сделанная в подвале на концерте. Даже mp3-файлы способны передать драйв и безумие, которые там творились. Горячая (горючая?) смесь гаражного рока и панка, которая даже сейчас звучит очень актуально, хотя некоторые тексты и вызывают вопросы. Вова Терех, основатель Хлама, давно уже живёт в Москве, зарывшись в миллионах музыкальных проектов, которые мало чем друг от друга отличаются. Но кто сказал, что это плохо?

 

Crucified kids — Непатриотично (2006)
А вот с этих ребят в Брянске начался настоящий diy-панк/хардкор. Их выступление в 2006-м на крупнейшем локальном фестивале «Брянск-Бежица-Транзит», на котором играли вообще все, можно смело сравнивать с культурной революцией. На сцену вышли очень серьезные ребята, встали в серьезные позы и сделали очень серьезные лица. И понеслось. Безумная поддержка в зале, песни про то, что фашизм — это плохо, войны — это плохо и вообще всё плохое — это очень плохо. Я был поражен. Я не думал, что кто-то будет играть в Брянске музыку с подобным посылом. А они это делали перед огромной толпой, показывая, кто теперь главный.
Вот только музыкальной революции они не совершали. Crucified kids играли обыкновенный панк-хардкор/стрит-панк, который играли тогда везде, где молодежь хотела кричать о несправедливости мира. Помню даже разгромную рецензию на этот мини-альбом в «Автономе»: слишком шаблонные тексты, слишком простая музыка, слишком много упоминания Брянска в буклете. А ещё автор рецензии жаловался, что у Crucified kids есть песня про вред кока-колы, а могли бы написать про вред радиации, потому что Брянскую область задело последствиями чернобыльского взрыва. С тех пор и я ни одной песни про радиацию не написал.

 

 

Артем Валерьевич (Breathing of Bones, Safety Dance)

Ragtime — Пятый (2014)

Краеугольный камень (и могильная плита) творчества брянской подземной пост-панк/нойз-рок-формации под предводительством местного панк-короля Васи Огонёчка, в которой успела поиграть ровно половина готикпостпанк банды Safety Dance. Вся отстраненность, холод и беспомощность отдельной личности в окружающих реалиях собраны в этой работе.
Будто тебя закрыли в грохочущий старый холодильник и бросили в полузатопленный карьер, полный грязи. И ты меееееедленно тонешь в этой грязи, слушая зов таких же брошенных, венчающийся треском радиопомех. И никто не придёт, чтобы протянуть руку. Свет погас, часы остановились, только растущий душащий крик: «б***ь, остановитесь, что вы творите».

 

Breathing of Bones — Virtue on the spears, roses to the traitors (2013)
Добродетель на копья, розы предателям — именно так переводится название единственного альбома этой дэзрок-банды. Альбом вышел в виде CD на известном многим поклонниками готской музыки французском лейбле Manic Depression. Немного странно вспоминать все движи, связанные с данной группой, и писать об этом на публику именно мне, как участнику банды.
Если верить словам диждея Polina Y с феста Drop Dead, Breathing of Bones были группой, способной играть «тот самый deathrock» и вполне могли встать плечом к плечу с такими мастодонтами, как Alien Sex Fiend и Cramps. Может быть. Работая вместе, мы чувствовали некую общность, какую-то внутреннюю энергетику, общий мракобесный настрой, который давал нам сил писать песню за песней. Все тексты принадлежат перу Вадима Барсова, вокалиста формации, бывшего нашим личным живым Роззом Уильямсом и декадентом-песенником. В процессе создания материала, мы сдержанно кивали в сторону старых смертьрокеров и панк-деятелей, беря от них все лучшее, смешивая это с нашей провинциальной энергией и выдавая в результате свой грязный готический панк. Неожиданно для себя сделали кавер на известных британских крастеров Amebix, который настолько прижился и понравился нам, что даже вошел в альбом. В рецензиях на различных порталах альбом сравнили с Christian Death, Shadow Project, Martyr Whore, что несомненно дало нам повод испытать чувство гордости. Теперь, когда мы все уже давненько разбежались по разным проектам (Safety Dance, Sierpien и «ДК Посторонних»), вспоминаем совместную работу в «Дыхании Костей» с теплом.

 

 

Мишка Мишка (Тихие Улицы Греты Гарбо, Soft Harm)

Лесс — Тина (2016)
Редко так бывает, что группа клёвая от и до с первого выступления, но это именно тот случай. Итак, «Лесс». Как появились абсолютно внезапно, для меня и всей местной движухи, так внезапно и исчезли. ЕР, альбом и несколько демок Вконтакте — это все, что осталось от самой многообещающей группы в Брянске. На мой вкус, они могли стать самой новой и самой волной, которую никто не смог бы повторить в ближайшие несколько лет. Композиторские и исполнительские способности заставляли дрожать от записей и натурально улетать от живых выступлений, которые каждый раз превращались в массовое караоке. Ещё одна широко известная в узких кругах группа, за которой останется записей меньше, чем хотелось бы и огромная куча сожалений после. «Лесс», как я вижу, — это две мои страсти: советский нью вейв и постпанк плюс веяния ноу вейва, от которых все моё сердечко перетряхивает сверху вниз.

 

 

Иван Зможный (Wanted One-Armed Bandits)

BMX — Dead Religion (2011)
Последний альбом брянских «nofx-панков» будет актуальным во всех смыслах: по подаче, по текстам, по музыке в 2018 году, несмотря на то, что альбом был выпущен 7 лет назад.
По слухам, в Брянске недолюбливали BMX и мало кто относился серьезно, возможно, из-за не всегда трезвого поведения на сцене, возможно из-за старых несерьезных треков. Но то, что это была настоящая панк-банда, живущая, играющая и дающее шоу по принципам известного всем ансамбля, сомнений нет.
Каждая строчка Dead Religion пропитана честностью и тем, чем действительно живут и думают участники BMX. Начало альбом — это весомая попытка настроить слушателя на себя, перевернуть его взгляд, именно того слушателя, который относился к банде с кривой мимикой. На сколько это удалось сложно судить, но то как это сделано, не все смогли переиграть даже в наше время. Сравнивая с предыдущими записями банды, в DR появился более агрессивный вокал, социальные тексты, и конечно же скорость.
К экватору альбом набирает все больше энергетики и в треке «Твоя религия» разрывает шаблон о российском, а уж тем более провинциальном панке. Это один из тех треков, которые сто процентов заходят в плейлисты любителей подобной музыки. Наверное, это и называется хитом, когда один трек говорит о группе все. Весь альбом BMX это безостановочный серкл пит. Выделяя еще один трек из альбома -«Уходит все», так это на тот момент еще не лирический ЧАШ. Я бы предложил им кавернуть данный трек, так как полностью соответствует их тематике — любовь. Для любителей мурашек от музыки, не пройдите мимо, вы их точно поймаете. Слушайте и за пару тактов до гитарного соло готовьтесь. Кайфанете без крафта.
В целом альбом наполнен отличными треками, с честным и серьезным подходом, который и должен быть в панк-роке. Хотя здесь никто никому и не должен, но повториться стоит — BMX хотели изменить сознание своего слушателя и своего «врага». Увы, после Dead Religion некоторые постоянные слушатели сказали: «Раньше BMX был куда лучше, без этих серьезных тем. Где песни про скейт, задницу и проституток». В итоге, сделав ещё несколько топовых записей (рекомендую также к прослушиванию), BMX ушли.
Как бы то не было, эта группа является неотъемлемой вехой в истории брянского андеграундного панка, воскрешение которой уже вряд ли произойдет.

 

 

Максим Жеравов (Cut Out Illusion, Another Side, PNZRFST)

Kick Chill — Послушаю Позже (2018)

Слишком поздно, чтобы писать рецензию на релиз Kick Chill. Абсолютно утопичная история о том, как… Как ветер летал из угла в угол. Как ископаемые ящеры (будущие ископаемые) ходят по мегаполисам. А вообще, это не танцевальный альбом Вам (вам). Нойз-рок? Брянский шум из подворотни Набережной. Скрежет бомжевских зубов на морозе.

Максим Динкевич

Tags: