«ЗАЛПОМ» о вдохновении из театра, серьезном искусстве и работе над новым материалом

Группа «ЗАЛПОМ» — эксцентричный арт-оркестр, эпатирующий своей музыкой, поведением, внешним видом. Пообщались с вокалистом группы Степаном Привезенцевым о русской хтони, смеховой культуре и тяжелом звучании

Послушать группу вы можете уже в воскресенье 19-го сентября на фестивале «РАКУШКА» в столичном Mutabor
.

 

 Привет, ребята, мы как-то говорили с вами ещё в начале пути, куда с тех пор свернула ваша дорога? У вас вышел альбом «Лес» более вдумчивый, что принципиально изменилось во взгляде на действительность с первого релиза?

 

Альбом вообще называется «Лес Видит», и я соглашусь с тем, что он действительно более вдумчивый. Принципиально, наверное, изменился только подход к трактованию бытовухи русской. Потому что если в более юном возрасте, когда мы писали «Товарищ дура», мы над этим больше смеялись, чем видели в этом истошность и какую-то драматургию, то поездка на Алтай и отрезанность вообще от социума, нас всё время окружающего, очень обострила чувство неистовства и такой местами безнадеги, местами очень даже надёги. Поэтому, наверное, да, мы пересмотрели отношение к бытовухе и начали смотреть чуть более глубоко на это все и, соответственно, транслировать более глубоко эту эмоцию.

 

 

Над чем сейчас работаете и когда ждать нового альбома? У вас появился новый участник — Илья Марвел, известный как гитарист метал группы TSYGUN, почему выбор пал на него и как это отражается на музыкальной составляющей?

 

Сейчас работаем над новым альбомом. Когда ждать, тяжело сказать, может быть, в этом году, может быть, в следующем, но в этом году будет новый релиз. 

У нас действительно появился не один новый участник, а целых двое. Илья Марвел, он вообще известен как основатель студии DTH в первую очередь. Это студия, где мы записываем наш материал. Илья бессменно был нашим учителем, проводником в этом мире, вёл наши концерты, записывал наши релизы. И когда Толя Черепнино, наш бывший гитарист, улетел учиться в Италию, выбор, конечно же, сразу пал на Илью, и мы ему предложили. Большая честь, что он согласился, и теперь полноценный участник нашего коллектива. 

Также важно отметить, что у нас в группе на барабанах сейчас играет Леонид Никонов. Это невероятнейший профессионал, на мой взгляд, и не только на мой. Один из лучших драммеров в России. Это огромная честь — играть с таким музыкантом с большой буквы, с которым весь наш тяжеляк звучит так, как он должен звучать.

 

Ждать ли каких-то фитов? И есть ли какие-то музыканты, с которыми бы очень хотелось поработать, но пока не вышло?

 

С кем ждать фитов, пока что не будем раскрывать, но они будут, безусловно, потому что много с кем хотелось бы поработать. Но мне интереснее всего, конечно, было бы поработать с западными артистами, с той же самой группой Tool.

 

 Зная, что вы из театральной среды, позволю себе спросить известны ли вам работы Бахтина и Лихачёва о смеховой Культуре? В пост модерне вообще первую роль играет ирония, смех, переработка культурных кодов. А можете порассуждать какова природа вашего смеха, ведь что Залпом, что Цыган (возможно, не случайно), работают в этой парадигме? Расскажите вообще о ваших героях вдохновителях, с кем чувствуете близость? Для себя могу назвать, например, «АукцЫон», из современных POEXXXALI, не просто для сравнения, а как бы понять, что вас роднит?

 

Что касается вообще смеховой культуры, ну вот лично я, хотел сказать косвенно, но не совсем косвенно знаком с Бахтиным, да и вообще глобально со смеховой культурой, но все-таки это как будто бы более применимо к «Товарищу дуре». 

То есть, как я сказал, у истоков был смех над этой бытовухой русской, такой безнадегой, и дальше он перерос в более глубокий анализ. Мы начали высматривать в этом драматургию и задаваться вопросом, какие вообще события приводят к такому исходу, что люди творят невообразимую дичь. Это перестает быть смешным, потому что это завораживает своей необъяснимостью. 

 

И здесь, скорее, просто важно понимать, что такая переработка культурных кодов, «пост», «мет» и все вот это — оно происходит слишком повсеместно и уже непонятно, что перерабатывается. 

И вот в этом наш интерес с той же самой экспедицией, к примеру, с презентацией сайта, где все материалы, которые мы собрали. Это именно фиксация актуально происходящего, без какого-то подлога, которая дальше может каким-то образом интерпретироваться, но без скатывания в ироничную часть. Потому что сделать смешно, но серьезно — это очень сложная задача, а просто смеха безыскусного стало как-то очень много. 

Что касается «Аукциона» — да, это бывшие наши серьезные кумиры. Во многом — референсы каких-то звучаний. Но у них тоже безусловно, наряду с какими-то сатиристическими, юмористическими и смешными вообще в целом ходами, весьма и весьма много как раз таки мистифицированной бытовухи, безнадеги, тоски, хтони что ли. И тут суть не в том, что хочется хтонь транслировать. А хочется фиксировать свою эмоцию и ее выворачивать.

 

Кажется ли вам, что возможно сейчас делать серьёзное искусство, которое может быть актуально?

 

Я считаю, что нужно делать серьезно искусство. И серьезность заключается не в том, что это комедия или драма. А в целом в подходе и в бэкграунде объекта, произведения, которое создается. 

Если понятно, зачем, для чего, какая у этого мотивация, что это за собой несет и какая есть подоплека — вне зависимости от жанра, вне зависимости от объекта и произведения это будет серьезным и это будет в определённых кругах всегда востребовано. Вопрос в правильном донесении и правильной популяризации творчества.

 

Изменилось ли что-то в пандемию, какие ваши мысли о том, куда сейчас движется музыкальная культура в России? У вас недавно прошёл бесплатный концерт на Стрелке, кажется, с очень большим количеством зрителей, поделитесь впечатлениями?

 

В пандемию мы перестали играть концерты. Из-за пандемии мы не могли провести концерт, который прошел 30 апреля в 2021 году в «Мутаборе», на протяжении года переписывая сценарий этого концерта, сталкиваясь с огромным количеством проблем, в итоге со снесенной площадкой, с которой мы изначально договорились. В целом, пандемия подкосила вообще глобально музыкальную индустрию. Очевидно, что в России меньшинство музыкантов зарабатывает прослушиваниями и просмотрами на ютубе. Очевидно, что для большинства концертная деятельность, помимо заработка — в целом то, ради чего многие занимаются музыкой. Но при этом пандемия дала хорошую возможность перезагрузиться, пересмотреть какие-то взгляды, свой подход к творчеству, свой подход к концертам, и наметить план дальнейшего движения с точки зрения более серьезного отношения к делу. 

Концерт прошел, концерт был действительно очень большой. Мы как будто бы собрали людей больше, чем было в «Мутаборе». Великолепно, когда происходит энергообмен, потому что вообще группа «Залпом» — в первую очередь группа, которая направлена на именно энергообмен со зрителем. 

Надо понимать, что наши записи сильно отличаются от того, как это звучит вживую. И это — один из самых приятных комментариев, который часто всплывает после концерта от каких-то друзей, знакомых, приятелей, которые подходят и говорят, что это очень круто. Что даже если кто-то сидит или стоит в стороне, всё равно начинает двигаться, всё равно влетает в толпу и всё равно попадает вот в этот раш постоянного круговорота, вот этой эмоции от смешного до грустного, если совсем утрировать. 

Но это был хороший концерт с точки зрения энергообмена. Понятное дело, что всегда есть вопросы к своему мастерству, но они решаемы выполнением домашней работы. Концерт получился отличный.

 

Ваш лесной человек это какая-то аллюзия на Шамана, который шёл на Москву?

 

 

Нет, наш «лесной человек» — не лесной человек, а леший, и он ни в коем случае и никаким образом не связан с этими шаманами. У нас просто есть определенная вселенная вокруг нашей музыки и нашего творчества, которое мы создаем, потому что «Залпом» — это не просто музыкальный коллектив, это большая группировка единомышленников, художников, музыкантов, актеров и других творческих людей. История вселенной, которая относится к «Товарищу дура», но вот этот «Товарищ дура» уходит из города в лес. И кто хранит лес? Конечно же, леший. Лешего, к сожалению, выгнали злые городские силы из его леса. Но к шаману отсылок нет, это просто персонаж из нашей вселенной. 

 

Расскажите о пяти самых ярких персонажах из своей музыки и их прототипах?

 

Что касается персонажей нашей вселенной, я хотел бы пока что просто сказать, что очень важно их декодить, на самом деле, нырять и трактовать по-своему, искать там расшифровки своими силами в текстах, видео. В одном из видео зашифрован текст в звуке, и это можно посмотреть, если узнать, как. 

Из тех, кого мы заявляли, помимо Лешего, это семейство Скрозьманов: бабушка, мама и Игорек, которые были у нас в одном из видео. У нас есть еще Чиновник, которого мы заявляли. И много разных других ярких персонажей. Нужно просто следить за нашим творчеством, копать глубже и ожидать сейчас очень серьезного развития. Первые ключи даны, эти ключи сейчас будут докручиваться.

 

Почему надо идти на Ракушку?

На «Ракушку» стоит идти, чтобы закрыть летне-осенний сезон концертный под открытым небом, ну и чтобы выпустить всех бесов на нашем концерте.