Первый месяц лета, мы наконец вышли из домов и радуемся новым релизам, а именно альбомам «Краснознамённой дивизии имени моей бабушки», Найка Борзова, Kate NV, «Со мною вот что», rosemary loves a blackberry, «Жарок».
КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДИВИЗИЯ ИМЕНИ МОЕЙ БАБУШКИ — КАТАКОМБА
Люди не валюта, но первое правило секты — миссия превыше всего. Люди могут приходить и уходить, но музыка должна звучать. Священный русский андеграунд продолжает вибрировать и спасать души.
Новый альбом «Краснознамённой дивизии имени моей бабушки» записан группой, которая уже вдвое меньше того коллектива, который когда-то был отмечен премией «Степной волк». И если оборвавшиеся связи — потеря струнных и вокалистки Яны Смирновой — та цена, которую нужно было заплатить за альбом «Катакомба», то «Дивизия» далеко не обанкротилась и смогла продолжить словно ничего дурного и не случилось. Да и был ли выбор?
Катакомба — центральный символ пластинки, метафора жизни группы и того, что она дарит слушателям. Это и отсылка к месту встречи ранних тайных христиан, и подпольная музыкальная сцена, и тёмный танцевальный клуб на цокольном этаже, и просто слово, звучащее немного по-африкански.
В своих новых песнях подземная секта имени моей бабушки протягивает руку странным и смешным, слепым и дурацким, тем, от кого мало толка на поверхности. Они манят слабых мира сего в катакомбу — к своим, тем, кто хочет любви, мира, чуткости и танцев.
В альбоме наблюдается полная гармония слов, музыки и ритма. Кажется, повторить этот трюк невозможно, но выпустить один танцевальный альбом, в котором поётся о танцах, разбитом сердце и хрустальной надежде — да ещё и вот так, просто и естественно — большое достижение. Как будто не было русского андеграунда все эти годы, а были только песенки с «Катакомбы».
KATE NV — ROOM FOR THE MOON
Катя Шилосова на сцене уже давно, и за это время успела показать, что экспериментировать и меняться она не боится. Сначала был проект Glintshake, позже он стал «ГШ», а звучание круто свернуло от вдохновлённого зарубежным гаражного рока к русскоязычному арт-року. Параллельно Катя развивает сольный проект Kate NV, в рамках которого выпускает вот уже третий альбом. И тут тоже двигается как будто наощупь по неизведанным тропам: песни на несуществующем языке, построенные на фонетических взаимодействиях, минималистичный бессловесный эмбиент, а теперь вот самый доступный её альбом, изучающий более близкие поп музыке жанры.
«Room For The Moon» отличает максимальная мультикультурность, что на первый взгляд выражено в многоязычности: тут есть песни на английском, французском, русском и японском. А при более пристальном изучении можно узнать, что и в записи поучаствовали музыканты из разных стран: англичанин Куинн Оултон сыграл на саксофоне и басу, а японка Наси Сато спела в треке «Lu Na». Да и сама Катя не скрывает своего увлечения японской культурой, которое проходит лейтмотивом через ее творчество, а на «ROTM» пересекается с собственными корнями и позднесоветской эстетикой, нашедшей отражение как в звуке, так и в визуализации (в клипах «Marafon 15» и «Plans» она обращается к теме теленовостей и передач).
Катя находится где-то на грани между дримпопом и синтпопом, создавая минималистичный, слегка инфантильный и почти воздушный альбом. Он может быть фоном, циклично закручивая одни и те же ритмические рисунки и мелодии, а может вдруг захватить одной плавно развивающейся линией инструмента или вокала.
Ненавязчиво и плавно подгружая в мир полусновидения, полуяви, где выхваченные слова будто ещё сильнее заставляют сомневаться в необходимости планов и возможности выстроить свой чёткий мир здесь, где все так неустойчиво и непостоянно.
МАКУЛАТУРА — УТОПИЯ
«макулатура» впервые выпустила альбом, в котором музыка не столько служит фоном к стихам Алёхина и Сперанского, но придаёт сказанным словам дополнительное измерение. В последний раз музыка группы была такой трогательной 10 лет назад на альбоме «девять рассказов». Да, альбомы, сделанные с Феликсом не вызывают нареканий по музыке, но продюсер нового альбома Никита (группа «Голландский Штурвал») смог стать соавтором художественной вселенной «макулатуры», в то время, как Феликс делал стильные «минуса».
В «утопии» есть место и юмору (и даже веселью), и привычным горьким зарисовкам из жизни читателей репа и писателей прозы. Треки «баллада о смерти» и «шкура» затрагивают и более пограничные состояния, чем просто «жизнь», выводя нас на территорию, где эмоции уже не имеют силы. В целом, «утопия» — красивый русский альбом, настоящий подарок для тех, кто давно следит за творчеством Жени и Кости.
НАЙК БОРЗОВ — КАПЛЯ КРОВИ СОЗДАТЕЛЯ
В популярном смысле альт-рокер Найк Борзов известен по хитам, и вы знаете каким, с альбома «Супермен», а свой главный альбом «Заноза» выпустил в 2002. Одна из самых вот таких записей для отечественной музыки за последние 20 лет, которая передает атмосферу и звук (в частности рокерский) начала нулевых, при этом частично создавая фундамент того, что будут слушать позже, вплоть до сейчас.
Предыдущим двум альбомам Найка Борзова, при всем разнообразии и действительно точечному подхожу к материалу, не хватало какой-то легкости с точки зрения восприятия слушателя — «Изнутри», «Везде и нигде» правда хорошие пластинки, но излишне бьют массивностью и помпезностью.
Отчасти этого я боялся, когда увидел название и обложку нового альбома. Согласитесь, что «Капля Крови Создателя» звучит как минимум претенциозно. Моментами действительно так, в остальном новый альбом Найка Борзова летит, искрится, горит, разрывается на части, падает, встает, сжимается и разжимается. Серьезно, тут действительно нет времени продохнуть, один большой взрыв и последствия.
Сам музыкант называл работу над пластинкой «терапевтической», что очень хорошо заметно. Несмотря на стремительность и обилие физиологических образов, которых всегда было много, «Капля Крови Создателя» гуманистический альбом Найка Борзова, пусть и часто прыгающий в крайности. То есть порой отчетливо слышны отдельные подходы из нулевых (моментами прям в точку, моментами мимо), но потом сразу же появляются ходы и гитары уже от героев десятых.
Это лучший релиз музыканта потому что здесь совершенно нет причин для сомнений для чего-то большого и хорошего, а все злое и нехорошее вышибается клином. В общем, терапевтически «Капля Крови Создателя» помогает не только музыканту.
ROSEMARY LOVES A BLACKBERRY — WEIRDBERRY
Диана Буркот пускается в пляс и ностальгирует по поп-музыке девяностых/нулевых на новой пластинке ее проекта rosemary loves a blackberry.
Предыдущие релизы звучали куда холоднее и даже в какой-то степени злее, но переход наметился уже на прошлогодним EP «wait a minute» — шесть минут (ровно!)
разнообразия, четкие шаги от индустриального до мягкого авант-попа.
Третий альбом «weirdberry» — наиболее доступная и цельная работа rosemary loves a blackberry. В промо и клипах к пластинке недаром постоянно фигурировала подводная тема. Вот и получился своеобразный опыт памяти с впечатлениями из детства или юности. Раз, вспоминаете как клип Агутина и Варум смотрели, потом неожиданно приходит на ум очень важная для вас песня (слушать кавер на «Стук бамбук в XI часов» в обязательном порядке), воспоминания о лучшем лете и т.д.
«weirdberry» идет его небольшая инфантильность. Тут хочется остаться подольше, поплавать и ягод съесть.
СО МНОЮ ВОТ ЧТО — ЯХРОМА
«Со мною вот что» с каждым годом делают все точнее, делают все красивше. Во первых своим ретро софт-роком удовлетворяют запрос для не заставших позднесоветскую эстетику в неё чуть поиграть, во вторых обеспечивают саундтрек под время года, попадая в настроение сезона. В этот раз снова лето и прогулки по большому городу.
Группе весело работать в этом поле, но есть подозрение, что с каждой последующей работой, они все больше будут отходить от ностальгии и подобного флера. Что точно любопытно, но может уже и не про «Со мною вот что».
Хотя то, что коллектив создает все более интересную музыку — факт. На мини-альбоме «Яхрома» как минимум лучшие тексты коллектива. Нужно быть машиной, чтобы не улыбаться на «Эрекции» или «Гугл, я не робот!».
Требуется зимний релиз!
ЖАРОК — ИЛЬДАР
«Как-то я обнаружил в одном старом рабочем проекте невесть как полученный аудиофрагмент — кто-то шепотом говорил: «Ильдар», а далее слышался приглушённый женский смех. Я оставил этот кусочек в треке и его можно услышать в припевах второй песни. Потом я узнал, значение имени Ильдар – «несущий пламя»». Группа «Жарок», образовавшегося из пост-панк коллектива «Дом Моделей», представила новый мини альбом «Ильдар» спустя два года после предыдущего релиза.
Коллектив не публикует свою музыку на платформах, и, кажется, существует больше как проект сам в себе, участники которого пишут музыку, потому что она помогает им справляться с различными «ментальными проблемами и зависимостями».
Наверное поэтому в ней как-то органично сосуществует печаль и чувство радости, а уход от реальности становится избавлением. Есть в проекте что-то мистическое, отсылающее к мрачному сердцу русской тоски. Неторопливый психоделик-поп завлекает множеством переплетающихся инструментов, мечтательные синтезаторы смешиваются с гитарами, а строгий мужской вокал работает как успокоительное.
Галла Гинтовт, Алексей Боровец, Сергей Сиразутдинов