Художники на СТОРОНЕ: Хассан Мустафин и Дмитрий Лапшин

Возвращаем рубрику «Художники на СТОРОНЕ», в рамках которой рассказываем о тех, кто занимается оформительством музыкальной продукции. В этот раз поговорили сразу с двумя художниками, работающими в своей узкой направленности, но оттого не менее интересными. Дмитрий Лапшин — занимается дизайном своей группы «Бром», а Хассан Мустафин группы «Сольвычегодск». Они не раз встречались в рамках импровизационного музыкального фестиваля «Битва Бритва», теперь встретились как художественные единицы в нашем материале.

Дмитрий Лапшин

Я бас-гитарист, контрабасист и единственный участник группы «Бром» с самого её создания – сочиняю всю основную музыкальную часть, плюс отвечаю за все оформительские дела – афиши, футболки, логотипы, оформление альбомов.

Помимо «Брома» я еще играю в нескольких постоянных составах – Dogs Bite Back и дуэт с Ильей Белоруковым, один из составов «Ленина Пакет» и наш новый, надеюсь, постоянный состав с Антоном Пономаревым (саксофонистом группы «Бром») и датским барабанщиком П.О. Йоргенсеном – называется Dødsdromen («Колодец смерти») – недавно как раз вышел альбом. Помимо всего этого играю импровизационную музыку с различными музыкантами.
С художественной сферой, если говорить о живописи, меня ничего не связывает, помимо разве что пары друзей-художников.

 

 

Кроме оформления для группы «Бром» (о чем, я уже упомянул), я еще рисую плакаты и оформляю всякие штуки для соцсетей промо-группы Nobodies’ Music – они привозят отличных зарубежных экспериментальных музыкантов, занимающихся как импровизационной, так и не очень музыкой, часто устраивают совместные концерты с нашими музыкантами, кросс-культурные мероприятия, в прошлом году были крутейшие составы в рамках «20-летия КЦ ДОМ». Рисую плакаты для друзей-музыкантов, для маленьких фестивалей, часто оформляю пластинки, в которых сам принимаю участие.

 

 

В твоих работах чувствуется влияние минимализма, какие твои любимые художники в этом течении? B почему выбрана такая стилистика для группы?

Не назвал бы это «минимализмом», но да, последнее время стремлюсь к какому-то экстремально «чистому» дизайну постеров и прочего, с минимумом средств и максимумом идеи. Это касается не только оформления для «Брома», а всего, что я делаю в визуальном. Но не думаю, что это какой-то мой прямой и единственный путь, который я навеки выбрал – просто сейчас мне этот мир видится таким. Начинал я с черно-белой графики и по минимуму использовал цвета, поэтому все не навсегда. Для меня всегда в любом оформительском акте и, тем более, плакате важна больше игра смыслов, чтобы получалась не просто красивая картинка, на которую приятно посмотреть, но и покопаться во внутреннем «остроумии». Большое влияние на меня в этом плане оказала так называемая «Польская школа плаката», которая зародилась в Польше в то время, когда качество полиграфии и технического оснащения не позволяло играть буйством красок и качеством используемых материалов, но все недостатки нивелировались безумно талантливой работой с символизмом, иронией, идеями, вкладываемыми в визуальные образы.

Конечно, большое влияние в плане оформления на меня оказал и «русский авангард» и советский рекламный и агитационный плакат, и американский поп-арт и даже какие-нибудь работы Эрика Булатова… Еще очень сильно повлияли на меня плакаты и оформления компакт-дисков лейбла «Длинные Руки», выполненные тогда еще группой дизайнеров Ostengruppe: Игорем Гуровичем, Эриком Белоусовым, Дмитрием Кавко, Кириллом Благодатских и др. Они плотно оформляли практически всю бурную деятельность Культурного центра «Дом», поэтому когда я рисую что-то для «Дома», стараюсь сильно не ударить в грязь лицом. Я большой поклонник дизайнера Дмитрия Гомзякова (Zonder Zond’а), моего друга, который занимается оформлением для одного из моих любимых коллективов – Выиграл Джеймс Выиграл (Won James Won) и Goon Gun, и порой вытворяет просто нечеловеческое оформление, используя объем, скульптуры из пластика, деревянные и крафтовые коробки, кучу внутренних «артефактов». Раньше он оформлял большинство релизов лейбла R.A.I.G., а сейчас часто рисует плакаты для концертов Кирилла Полонского и Unsafe Side Promo. Большой художник! Сейчас вообще очень много талантливых дизайнеров есть, которые с душой и должным профессионализмом относятся к своему делу, рад, что лично знаком с некоторыми из них.

 

«Бром» — группа, играющая инструментальную музыку, а какие идеи коллектива выражает твой арт? Частым лейтмотивом, например, всплывает рука.

Рука, ну даже не знаю… В группе «Бром» мы все делаем руками, хах… В том смысле, что мы не используем никакой семплоделики, подложек и чего-то такого. Возможно, это как символ созидания, создания чего-то нового… Не задавался этим вопросом никогда. Вероятно, какая-то связь есть с желанием осязать в визуальном искусстве или просто символами «театра теней».
Как-то раз, на один из своих дней рождений, московский барабанщик Петя Отоцкий организовал мини-фестиваль с группами, в которых он играл и позвал дружественные коллективы, в том числе и «Бром» – я рисовал к нему афишу. Фестиваль назывался «Треш и Идиотизм». Пожалуй, это неплохо описывает мои художественные принципы. Хотя порой я претендую на глубину смыслов, и, надеюсь, если посмотреть повнимательнее, то их без труда можно считать.

 

Какая твоя любимая музыкальная обложка среди других художников-оформителей?


Таких очень и очень много, всех и не упомнить, назову одну только одну, но у этого «художника-оформителя» почти любая – шедевр.
Brotzmann/Kondo/Pupillo/Nilssen-Love – Hairy Bones

 

 

Хассан Мустафин

В арт среде я, скажем так, и родился. В посёлке Химзавод, на границе Башкирии и Челябинской области. У другана был комп, и на нём я увидел пару модных клипов, музон, который чуваки привозили из Уфы на переписанных дисках. Подумал: «Вау», и купил себе бас, на котором когда-то играл басист группы Lumen. Полуакустическая «Мария». Никогда правда не учился на нём играть. Ходил в художественную школу, когда мне было 10, и там меня немного образовали. Как-то раз нужна была афиша для концерта «Сольвычегодска» в Загранице, и я сказал, что могу сделать. Теперь приходится делать их всегда. Помимо обложек и афиш рисую картины, красками для стен, на простынях из Ашана. Работаю на рынке.

 

Ни для каких других групп ничего не делаю. От заказов и просьб отказываюсь. Последняя обложка «Брома» хорошая. Диман чётко всё делает. Когда хотел подарить картину Жене Галочкину, то спросил у него какая его любимая обложка, и он сказал что последняя у «Брома». Я нарисовал её на простыне и подарил. Делал на отъебись, а получилось всё точно.

 

Переработанная Хассаном обложка группы «Бром», авторства Дмитрия Лапшина

 

Расширять деятельность в этой области не хочу, а лучше свести её к минимуму или прекратить, так как я не очень верю, что она нормально функционирует. Не верю, что у меня получается нормально это делать.

Родом я из города Аша (гуглить). Это не Индия, а Южный Урал. Челябинская область. Насчёт национальной тематики в эскустве особо сказать не могу. Раньше вот рисовал чувашских женщин в традиционных нарядах на стенах, когда жил в Измайлово (может видел кто). Нравилось, потому что это тема редкая, никто туда не лезет особо.

 

Техника «как хуй на душу положит» (можно тут ругаться?) мне самая близкая. Делаю быстро, чтоб не ошибиться, и никогда ничего не исправляю.

Художники бесят, ни с кем не общаюсь. А вдохновляюсь прыжками с шестом, самый красивый спорт. Из друзей только Илья Лагутенко. Современным «эскуством» интересуюсь на крестьянском уровне. Венецианскую биеннале давно пора взорвать. А насчёт того, что музон идёт вразрез с актуальным «эскуством» — это нормально. Любое «эскуство» — это эстетизация, в этом его польза. Кроме неё «эскуство» бесполезно. Это все знают.

 

Автор: Галла Гинтовт