Украинская панк-рок группа «Метель» появилась и взлетела, став почти что «классической» для поколения нулевых, так же внезапно, как и исчезла в 2019 году. Это детище культуры «Подмоста» (начавшегося как бренд одежды и творческое объединение для юных максималистов), его гимн и марш.
Татуировки, скейты, стиль одежды и стиль жизни, а еще «Сигарета» и «Я был там, где не был ты» — песни, которые знает или притворяется, что не знает, каждый уважающий себя молодой человек. Разбираемся в секретах успеха киевских панков вместе с гитаристом группы Артёмом Ластой.
Начнем, как принято, с самого начала. Как появилась группа?
Группа образовалась странным образом, потому как никто особо не был в музыкальной тусовке. С Яном (Ян Блок — создатель «Подмоста» и вокалист «Метели» — прим. ред.) встретился на каком-то рейве, у нас было очень много общих знакомых скейтеров и все они состояли в «Подмосте». В общем, сдружились мы на почве любви к японской и бельгийской моде, и про музыкальную группу вообще разговоров не было, так как Ян тогда читал рэп и вообще рок не слушал.
Как-то он написал текст песни «Нам остаётся только ждать», но это под формат рэпа уже не подходило, и мы решили сходить попробовать поиграть в живую. Я в Киеве знал только одного гитариста — это был мой кент Никита Метель, мы с ним до этого пару раз играли вместе.Ну и уже на первой репетиции сразу решили, что надо все это дело записать и выпустить. Название сразу в гараже придумали — взяли фамилию Никиты.
Интересный факт: альбом называется «Верховод», потому что это фамилия барабанщика. Так что вышел такой фамильный альбом, считай.
Неплохо. А где вы выпустили трек и как аудитория отреагировала?
Залили в ВК, поскольку у Яна уже была аудитория, это дало какой-то буст. Ну, на самом деле, мы прям совсем не умели играть и не знали вообще, что такое запись, так что все было очень трушно. Записывали прям в гараже на у*бищные комбики и микро — настоящий гаражный панк. Сейчас бы, наверное, это все по-другому б звучало.
То есть первыми слушателями, можно сказать, стали ребята из «Подмоста»?
Ну, по сути, все, кто нас знал, знал как «Подмост». Тогда это была супер молодёжная тема. Вся эта эстетика как раз в новинку была: панк, наколки, гараж, весь этот юношеский максимализм и т.д.Мы это переосмыслили на новый лад, в формате духа времени, так сказать
Итак, вы записали первый экспериментальный трек. Тогда же и решили организоваться в полноценную панк-группу?
Ну у нас прям на первой репетиции какие-то наполеоновские планы сразу нарисовались. Мы после этого каждые 2-3 дня репетировали и за полгода насобирали материал на новый альбом. Записали прям там же, в том гараже.
Ого…
Да-а. Думаю, у многих групп есть такая проблема: все учатся играть и выпускают первый альбом 10 лет.Мы же сразу знали, что главное — это «стильок», и стали выстраивать какую-то микро-вселенную вокруг себя. Поэтому мы прям супер быстро и классно стартанули.
Из чего состояла ваша микро-вселенная на старте?
Ну, во-первых, визуально мы как-то сразу себя обозначали, то есть все эти тема с «Подмоста» сублимировалась в отдельную группу: татуировки, гараж, братство, культура скейтбординга и т.д.
А во-вторых, сама музыка. Расстроенные гитары, плохо сведённый голос — все это было супер лоу-файно, но в сочетании с Яном оно подействовало как надо, типа прям в яблочко.
Не могу не согласиться! А вы как-то распределяли роли? Типа было такое, что кто-то один отвечал за текст, кто-то за аранжировку и т.д.
Ян писал тексты, я сначала играл на басу, а потом мы с Никитой поменялись местами, и я уже на гитаре начал играть. Ролей особых никаких прям не было. Правда, барабанщики часто менялись.
Не сходились характерами?
Скорее, типа поиски идеального барабанщика! Это ж основа группы! Но хорошо, что к нам вернулся основной барабанщик, с которым мы второй альбом записали.
Как скоро отыграли первый концерт?
Так-с, если не ошибаюсь, первый концерт был в культовом киевском клубе под названием «56». Нас позвали поиграть местные группы с ними — на них почти никто не пришёл, а на нас завалились куча наших друзей и нам не хотели давать на всех них проходки. Но в итоге мы дожали и победили, ха-ха.
Но прям такой сольник мы отыграли уже после того, как выпустили 2 альбома и 2 клипа. Был солдаут, человек 600, наверное.
О-о, а чего так долго тянули?
Выжидали.. Хотели до этого поехать в тур по гаражам по России, но не срослось. В итоге пришлось выступать в клубах.
Блин, я б посмотрела на концерт в гаражах… А сколько лет вам тогда было?
Мне 18, а Яну 19. Никита вообще малой был — ему 16 было. Юношеский энтузиазм это мощная штука, ха-ха.
Я уже начинаю немного завидовать. В какой момент ты понял, что это прям успех?
Ну прям такого супер-вау-успеха ж не было, но было приятно на фестах видеть серкл питы по 15 метров.
По-моему, звучит как успех. Да и вам же клип сам Бардаш снял, правильно? Это мощно. Как, кстати, вы с ним сошлись? (Юрий Бардаш — украинский музыкант и продюсер, в свое время спродюсировал такие проекты как «Нервы», «Грибы» и «Луна» — прим.ред.)
Мы висели в то время в клубе киевском «Closer», там прям вся творческая часть Киева висела всегда. В общем, Ян увидел Луну, подошёл респектнуть и приценил ей свой рэп-альбом, а Луна потом приценила его альбом Юре. Это было еще во время записи «Верховода». В общем, он позвал сначала Яна. Ян ему показал «Метель», и потом мы уже все вместе встретились.
Я сначала ох*ел от него. Он был по общению такой классический продюсер из фильмов, но в итоге оказался ох*енным типом, очень нас поддерживал.
А был какой-то контракт с условиями или Юра просто помогал со всяким?
Не-а, все на словах, отцовский flex. Он нам снял реально крутые клипы и помогал какое-то время снимать квартиру.
К слову о клипах, песня «Я был там, где не был ты» это ж о неком веществе?
Думаю, это все связанно с всякими вышеупомянутыми клубами… И это прям реально прикольная история, про которую поётся, но, думаю, декодинг разрушит ее мифичность, ха-ха. Так что лучше пусть каждый рисует свои образы и смыслы в этой песне.
Блин, очень интересно, но ладно, keep your secrets. Просто я лично всегда ассоциировала эту историю с почтовой марочкой. Насколько близко?
Ну она там точно была! И не одна, ха-ха!
Есс!
Ну я к этому отношусь нейтрально, не большой фанат, но раз в год с друзьями на природе под какой-то рок 70-х — это прям всем советую.
Мы всеми руками за отдых на природе! Но вернемся к песням: 2 альбома и «Анжелочка», все очень жизненные и живые, но какие бы ты лично выделил?
Мои любимые: «После меня», «Самосаботаж» и «Золотые купола». Ну, во-первых, они как композиции более целостные, во-вторых, там прям по флоу пушка. А вообще, хорошая музыка — это та, под которую ты можешь сразу нарисовать кучу картинок в голове. Вот под эти треки я прям постоянно рисовал какие-то интересные сюжеты.
Успел почувствовать себя рок-звездой? Что из того, что должен делать музыкант, тебе заходило больше всего?
Рок-звезда это какая-то фатальная тема, я скорее себя чувствовал прикольным челом в прикольной группе. Вот Никита у нас был рок-звездой. Он прям реальный фаталист: пил пиво и играл на гитаре как в последний раз…
А заходил больше всего наш райдер, ха-ха! Фруктовая тарелка, мясная и сырная нарезка… вот это прям реальный рок..! Очень не хватает.
Представляю..! С вами, наверное, всякое случалось во время концертов. Бывали какие-то прям вообще дикие вещи?
Да, особенно когда на Яна испускался с небес дух Михаила Горшнева… Как-то разъ*бали микрофонов на 500 баксов в Минске. Там прям один за другим в толпу летел — перформанс, так сказать.
В Харькове девочка сотрясение получила. Опять же, это все дух Горшка… Ян, вроде, с ноги выбил у кого-то телефон, а он прилетел в голову девочке. Нас потом прям просили извиниться.Это уже был близок распад, так как слишком много дичи творилось в таких состояниях. Нас эта энергетика начинала за*бывать.
Хотелось прикоснуться к чему-то большему, так сказать, ха-ха, но мы не были готовы. Мы все хотели сделать что-то большее, чем просто панк-альбом, но уже как-то поубавилось энтузиазма, и вот после «Анжелочки» мы решили, что лучше все на паузу поставить.
Это прям классическая схема, когда начинает надоедать панк и ты начинаешь ценить другую музыку, но до неё ещё не дорос. Вот и теряется весь запал.Мы ж, по сути, не музыкантами были — мы скорее исследовали предмет под названием панк. Думаю, нас интересовала больше форма, хотя и по содержанию мы не отставали.
Но все-таки «Метель» целиком в прошлое не ушла? Недавно у вас в инстаграме появились пара записей со звуками живого панка. Что это: концерт? сингл? реюнион?..
Пока мы просто собрались поджемить и повидаться. Может, это все перерастёт во что-то большее, хотя прям каких-то конкретных планов у нас нету. Надеюсь, на нас снизойдёт дух рока и мы что-то запишем… Когда-нибудь…
Итак, 2020 год или даже еще 2019. У всех появились свои проекты?
Практически у всех. У Яна только фешн проект, ха-ха, а так да. У меня и у пацанов группы.
Blichaus80 и твой «Неандертал»?
Ага. Ну мы, правда, кардинально разную музыку делаем. Пацаны грустные че-то, мид вест имо играют… Ну типа эмо второй волны, постхардкор инди какой-то. Я только пару групп таких знаю, мне не очень близка музыка.
Ну то есть «Блицхаус» довольно далеко ушёл от «Метели»?
Очень… Ну пару фишек их вокалист у Яна подрезал, конечно. Но это как респект, ха-ха
Записали, вроде, второй альбом, насколько я слышал. Что-то там готовят, какой-то эмо ревайвл!!!
Значит, Ян весь в «Подмосте», «Блицхаус» в эмо, а что «Неандертал»?
Это для меня самого загадка! Думаю, скоро альбом.
А как возник проект?
Я года два назад начал слушать более электронную и индустриальную музыку, хотелось очень попробовать миксовать электронную и рок-музыку. Я в тот момент познакомился с одним гением аблетона, Максом, и мы пригласили моего кента Колю порэповать, у него тогда был экспериментальный проект diadya batia. В общем, мы навалили за первые полгода треков двадцать, и вот уже спустя год у нас их на два альбома реально.Но только проблема электронной музыки — ты постоянно для себя что-то новое открываешь и думаешь, что все, что ты делал до этого, это вообще полная х*йня.
Именно поэтому у нас пока так мало треков. Нас постигла судьба всех этих музыкантов, которые пишут альбомы по 10 лет. Фео из «Психеи» мне как-то говорил, что первый альбом пишешь 10 лет, а второй за год.В случае «Метели» все было наоборот, а вот «Неандертал» уже подтверждает эту теорию.
Пока ведь только два трека вышло?
Да, но мне они прям очень не нравятся, ха-ха. Сейчас мы кардинально другую музыку делаем, а эти треки были сделаны уже, считай, год назад. Правда, долго не удавалось их выпустить.
Почему?
Были траблы со студиями из-за COVID. Не могли все свести и отмастерить, студия наша целых 2-3 месяца не работала.
А-а, ну да. Как бы опять все не закрылось..
Это да, ну мы сейчас свою почти соорудили. Так что, считай, карантин способствовал.
А ты занимаешься чем-то помимо группы сейчас?
Онли музыка. Сейчас вот дописываю альбом Саше Траутвейну. У него там и хип-хоп, и электронная музыка, и панк-рок. Короче, должно интересно выйти. Думаю, ноябрь, и выйдет уже наконец-то, а то мы над ним уже очень давно работали.
10 лет?
Ну, первый трек был записан где-то год назад. Опять же история про первый альбом, ха-ха. По сути, это правильно, первый альбом должен быть заявочкой.
Ох, надо поставить отметку в календаре, столько всего послушать намечается! В завершение, можешь назвать топ-3 трека в твоём плейлисте сейчас?
Русских или забугорных?
Да можно всех вместе.
Arca — 2 Blunted
Oneohtrix Point Never — Babylon
A. G. Cook — Today
Эх, все-таки зарубежка бьет отечественного производителя…
Ну русские тоже есть прикольные, ха-ха. Из современных вот:
«Отваал» — «Подмостом»
Zavet — «Зелёная змея»
«ИльяМазо — «Щеки»
Еее, Заве-е-ет!
Да Завет крутой экспериментальный чел. Отечественная jpegmafia прям. Клевая подача.
Интересно было бы его в живую послушать. Но да ладно, я тут один вопрос потеряла, ха-ха. Видел, что на яблоко музыке «Только лучшие хиты» помечены жанром «альтернативная музыка для взрослых»? Согласен с таким определением?
Для более зрелых и понимающих, ха-ха, 18+…
Никита, закрой ушки!
Мы ему так всегда говорили!
Ну, на этом мои вопросы подошли к концу. Спасибо за интервью!!
Вроде прикольно!
Было безу-у-умно приятно пообщаться!!
😎🤘🏽😎🖤
Интервьюер: Полина Буларгина