Andrew & Jesus – московский рок дуэт с величественным вокалом


«Сейчас слушатель более внимательный и эстетский. Он обращает внимание на всё: название, обложку, текст, композицию. От этого то, что ты делаешь, становится искусством, которое можно пообсуждать. Покритиковать. Примерить его на себя».

В России немного музыкантов, которые поют на английском, но при этом звучат убедительно. Московский дуэт Andrew&Jesus вдохновляется группой Mars Volta, Kидисом, Джармушем и звучит достаточно аутентично. Ребята выпустили альбом «Out of the Blue», который стал поводом для нашего большого интервью.

 


 

Вы редкая отечественная группа, которая поёт на английском, но звучит убедительно. В голосе есть осмысленность. То есть, слушаешь человека, а не «еще один инструмент». Предполагаю, что вы много смотрите, читаете, возможно, говорите на английском. Есть ощущение, что язык для вас не совсем чужой. Это так?

Андрей (ударные, вокал): Скажем так, написание песен и исполнение — это целая работа. Когда ты играешь музыку, хочешь не хочешь, начинаешь слышать иностранный язык внимательнее, обращать внимание на интонацию и акценты. Ну, и в целом мы с Иисусом выросли на англоязычной музыке. Мне кажется, у нас плейлисты на 98 процентов из зарубежных артистов.

Игорь «Иисус» (гитара): Ну да. Какие-то обороты речи западают с детства в голову. Но тут в любом случае вопрос больше к Андрюше. Ко мне — по мелодиям. А так да, смотрим, читаем, говорим. Стараемся.

Андрей: У меня жена — переводчик по образованию, и у неё превосходное произношение. Когда в очередной раз я прихожу со своими набросками для песен, мы начинаем с ней обсуждать как правильно донести ту или иную мысль проще, чище и в рифму.

Игорь: В плане текста что-то где-то дорабатываем вместе иногда. Но это редко.

 

То есть, текст для вас имеет значение?

Игорь: Определённо имеет.

Андрей: Английский в нашем случае способен из сложного русского лаконично донести глубокий смысл.

 

Кого из англоязычных исполнителей цените за тексты?

Андрей: Для меня — Кидис. У него каждая песня — это история из его жизни.

Игорь: Arctic Monkeys мне нравятся. За лаконичность текстов. И Mars Volta.

Андрей: Mars Volta — там на грани, наверно, шизы и реально продуманных глубоко зарытых смыслов!

 

А есть симпатичные вам текстовики из русскоязычной сцены? Это же про вас песня «с причала рыбачил апостол Андрей, а спаситель ходил по воде»?

Игорь: Ахаха. Можно и так сказать. Из поющих на русском мне нравятся Степан и Медуза. 

Андрей: Из русской сцены… Так, судорожно вспоминаю… 

Игорь: Ну, кстати, Спасибо вроде ничего.

Андрей: Для меня, наверно, из громких имён советской эпохи Цой всё-таки. И у него кайф в том, что там всё монолитно слушается — музыка и текста — сразу понимаешь что к чему. Ещё Дельфин, но на грани.

фото — Анна Холина

Как я понял, вам не пришлось раздумывать над вопросом на каком языке петь. А как вообще начали играть музыку? Вы были знакомы или у каждого был свой путь? Как получился именно этот дуэт?

Андрей: Это интересная история. Но длинная. Проще говоря играли мы уже в нескольких группах с Иисусом. Уже знаем друг друга как облупленные. Началось всё с 2000-ых, на волне панк-рока и надвигающейся волны инди. 

Игорь: Я по объявлению попал в Дэнди Старс. Там Андрюха играл. Все парни были из Зелика, и они не поверили, что я из Москвы буду на репы гонять. Потом, правда, мы в Москве начали репать. Хорошее музло, кстати, было.

Андрей: Стилистически нам хотелось попасть в сторону Fall Out Boy на грани с Fall of Troy. Играли долго, а потом я ушёл с концами из группы, назовём это так — искал себя. Мы дожили до момента, когда каждый начинал понимать, что мы все очень разные. А потом через два года меня позвали играть в My Uncle George (MUG).

Игорь: В MUG Андрюха меня позвал, но мы там не долго играли.

Андрей: Там тоже не выгорело. И когда я в очередной раз остался наедине с собой, я понял что два человека — это прям вот максимум, и единственный, кто смог бы это принять и кайфануть от этого, был Иисус.

Игорь: Большой состав — нужна организованность. Это сложно. Меньше народу — меньше мнений. Всё проще. Тем более когда мы и так в одну сторону смотрим. Сейчас больше музыки и меньше разговоров.

Андрей: И в один момент поняли, что нам нужны-то только гитара и барабаны, а петь — ну, я спою. И дело закипело.

 

Что вы получаете от того, что играете музыку? Почему не смогли удержаться от этого занятия и продолжаете сегодня?

Андрей: Это стиль жизни — как одежда, в которой ты — это ты, и жаться не нужно. Пространство для максимальной высказанности, как физической, так и духовной.

Игорь: Музыка — это всё. Она вокруг тебя. Всё — это музыка. А то, что делаем мы — это то, что внутри — все эти мелодии — то, что нельзя сказать словами.

 

То есть, это ценно и за пределами сцены, студии и репетиционной комнаты?

Игорь: Конечно — музыка внутри. Например, ты идёшь, и у тебя в голове мелодии, как саундтрек. Потом ты их забываешь, естественно, а когда играешь на реп-базе на гитаре, то случайно получается сыграть мелодию, которая у тебя играла в голове когда-то.

Андрей: Ник Кейв говорил, что в музыке, в сочинительстве, ты становишься первооткрывателем. В жизни это самое ценное время — в нашем случае, это время, потраченное на музыку.

 

Я хорошо вас понимаю.

Андрей: Круть.

 

А если без музыки? Бывали у вас такие перерывы или сомнения? Не заняться ли чем-то другим? Какие мысли в голове были?

Андрей: Я учился на архитектора, а работаю графическим дизайнером. Это ремесло, заработок на хлеб и подспорье для музыки.

Игорь: Я иногда втыкаю наушники, и ничего не слушаю. И были мысли, когда не играл нигде, продать весь стафф, и не играть больше. А потом берёшь гитару в руки, и все сомнения пропадают. Но какое-то время я занимался видео. Снимал, монтировал. Сейчас всё время уходит на музыку.

 

И деньги?

Игорь: Деньги тоже. Дорогое удовольствие — гитары, примочки, репетиции, студии, видео…

Андрей: Палки летят на щепки каждую репетицию.

Игорь: Но оно того стоит!

Андрей: Стоит каждой щепки!

 

У вас есть какие-то соображения о том, как заработать своей музыкой, или вы об этом не слишком задумываетесь? 

Андрей: В первую очередь она должна существовать как продолжение нас.

Игорь: Мы это не ради денег затеяли, скорее для души. Хочется выйти на новый уровень. Знали бы как, уже бы это сделали. Мы выбрали долгий путь, им и идём, а время покажет.

 

фото — Анна Холина

 

Сейчас много говорится о важности для артиста активного ведения аккаунтов в соцсетях. Группа может репетировать раз в неделю, но посты должны выходить едва ли не каждый день, чтобы о ней «не забыли». Так рекомендуют эксперты. Как вижу, вы на этот счёт не особо заморачиваетесь. Насколько это сознательно? Вы сами заходите в профили любимых артистов?

Игорь: Мы ещё из старой гвардии — когда болванки переписывали с музыкой и слушали CD-плееры. Когда не было ни у кого интернета, а если был, то модемный. Поэтому немного проще смотрим на соцсети и так далее. Я вот, например, не подписан ни на кого в соцсетях из своих любимых артистов, а то приедаются их рожи.

Андрей: Лучше главному уделять внимание — музыке, репетициям, ради чего собственно это всё и происходит. Стиль визуальный тоже должен быть на уровне. А частота постов это уже так… Наше от нас не уйдёт. Частые посты, наверно, актуальны тем, кто уже в топе.

 

Что вы цените в музыке больше всего как слушатели?

Игорь: Ух… Ну, наверное аутентичность, к чему и сами стремимся. К органичности.

Андрей: Я в первую очередь уделяю внимание мелодике голоса и инструментов, а потом уже вслушиваюсь в текст. И если всё сходится воедино, это для меня топчик. Но мелодия в первую очередь — она, как правило, способна обнажить тот или иной трек с одной-двух секунд.

 

Я обратил внимание на дизайн афиш и то, что вы стильные ребята. Это органичная часть вашей жизни или вы ломали голову над созданием яркого образа? Кто занимается монтажом видео и дизайном, чёрно-белыми костюмами?

Игорь: Видео делаю я, Андрей — графику. Я всё вижу в чб. Так меньше деталей и больше образов. Специально не продумывали, просто любим это всё сами. Стиль — это очень важно.

Андрей: Тут мы тоже сошлись по стилю как личности.

 

Какие примеры можете привести из того, от чего вы торчите по дизайну и стилю?

Андрей: Как истинный дизайнер, я тащусь от типографики. Мне нравится студия DIA. Ну а из отцов — Pentagram. Это известная студия дизайна, и она очень интересно устроена по принципу холакратии. Их можно, кстати, тоже назвать в своём роде рок-звёздами — только в дизайне. В августе был на интенсиве с Наташей Джен — она резидент Pentagram.

Игорь: Для меня, если брать кино, квинтэссенция стиля — это Джим Джармуш. Если брать музыку, это Strokes — всё очень просто и так органично и круто, что не можешь пройти мимо. А по внешнему виду из музыкальной среды, и как целостный проект — это Mars Volta. Очень мощно всё. В плане дизайна, кстати, бренд был American Apparel…

 

Это такие голые люди?

Игорь: Да, всё красиво — от продукта до рекламной компании.

Андрей: Мы ещё работаем с друзьями-фотографами, которые блюдут стиль и чувствуют. Мы с ними всегда стараемся всё решить концептуально вместе. Доверяем профессионализму и опыту своих корешей.

Игорь: Да, у нас много хороших друзей. Сейчас Женя Зайцева нам кино снимает — документальное про альбом. Или скорее про нас. Кино будет шикарное. Там кадры из студии, с концертов и разные истории. Аня Холина, моя подруга, снимает нас постоянно на фотоаппарат. Стас Фальков, создатель бренда «Кружок», снимал нас на видео и фото делал. Все ребята за стиль рубятся.

Андрей: В общем, неслучайные люди с огромным талантом, которые ценят нас, а мы — их.

 

фото — Владимир Раджапов

 

Немного об альбоме Out of the Blue. Инструментальные композиции названы музыкальными паузами. Это подразумевает, что альбом есть нечто целое, а не просто набор треков? Всё же пауза призвана прерывать нечто целостное. Это так и было задумано?

Андрей: Мы когда играем, естественным образом мне как барабанщику и вокалисту нужно время на восстановление между треками. Так однажды в самом начале родился этот формат, и потом он стал нашим фирменным.

Игорь: Музыкальные паузы, в каком-то смысле, передышка. Да и музыки у нас куда больше, чем полных треков.

 

Расскажите подробнее о том, как зарождался альбом. И сразу ещё вопрос: Out of the Blue согласно описанию «алый» альбом. Значит ли это, что вы готовите некую серию?

Игорь: На студии Nitrojam мы записали все треки с вокалом. А на DTH пришли и записали музыкальные паузы. Играли и записывались вживую. По старой школе. Всего на запись ушло 5 дней.

Андрей: Название — это английская метафора обозначающая неожиданность. Неожиданное появление — как гром среди ясного неба. Мы этой пластинкой обращаем внимание на себя. Out of the Blue — это следующая пластинка после Blue Fire [мини-альбом, вышедший ранее — прим. Сторона]. И новый альбом как бы выводит нас за рамки предыдущего. Из «blue» неожиданно в алый.

 

Что слышно про альбом с другой стороны? Я имею в виду знакомых и незнакомых слушателей.

Андрей: Ну, все слушают и начинают качать головой.

Игорь: Все кайфуют! С первых нот цепляет интро, а дальше по накатанной… Такие вот до меня доходили мнения. Равнодушным никто не остался. За звук ещё хвалят. Этот альбом, кстати, сводил другой наш кореш Димон Некротков. Мы с ним играли в Дэнди Старс. Так что так или иначе первая наша группа ещё в сборе. 

 

Вы довольны результатом?

Андрей: Да, высказанность присутствует полная с нашей стороны, и она слушателями считывается.

Игорь: У нас когда была только одна пластинка, мне все парни говорили, что вживую мы куда круче, а теперь говорят, что новая пластинка куда ближе к живому выступлению по энергетике. И то, и то приятно.

 

Где любите выступать? Чего ждёте от концертов?

Андрей: Концерты — это прям прилив сил максимальный и максимальный залп, направленный на публику. Хотим ворваться на фестивали. Прям душа просит. Мы прям заряжены. А так — мы, как правило, редко, но метко.

Игорь: Да, хочется побольше сцену оседлать, так сказать. А вообще любили бар ДИЧ, пока он был. Там как-то было приятно. Сейчас бар SVOBODA — дом родной [7 декабря дуэт презентует там свой альбом — прим. Сторона]. Из Москвы пока не выезжали, но будем в Питере после нового года — это уже точно. Презентуем кино и альбом. И тур в 2019-м.

 

Отлично. Люди танцуют на ваших концертах?

Игорь: Очень много танцуют, да. Вместе со мной. Иногда прям как будто какие-то шаманы индейские. А остальные просто топают в такт. Приятно это видеть. Когда поют треки тоже всегда удивляет.

Андрей: Очень ценим каждого слушателя.

фото — Владимир Раджапов

 

Чем отличается российская музыкальная сцена прошлого десятилетия от сегодняшней? Что было лучше, что хуже для вас?

Андрей: Раньше было много подражательства, а сейчас все запариваются над своим звучанием.

Игорь: Сейчас, наверное, больше осознанности у слушателя. И больше требований, так как предложений много. А раньше все просто приходили повеселится — не особо важно было кто именно играет. Просто тусовка. Как-то так я вижу это. Хотя в былые времена, конечно, было много поклонников нашего творчества, которые ходили именно на нас, поэтому я больше про случайного слушателя. Один раз было прикольно. Мы вышли играть, был полный зал, спустились в гримёрку, вышли, а зал пустой. Хотя мы не были хедлайнерами и после нас была ещё пара хороших банд. Было приятно, конечно, но и обидно за пацанов.

Андрей: Сейчас слушатель более внимательный и эстетский. Он обращает внимание на всё: название, обложку, текст, композицию. От этого то, что ты делаешь, становится искусством, которе можно пообсуждать. Покритиковать. Примерить его на себя.

 

Я бы с удовольствием покритиковал современную сцену, но на это нет времени.

Андрей: Да, лучше его тратить на свою музыку.

Игорь: Я сам тот ещё критик. Лучше созидать, чем разрушать.

Андрей: И разрушать, чем созидать.

 

Вы изменили свой подход к работе над музыкой спустя годы?

Игорь: Подход изменили — меньше думаем, больше играем. Музыка ведь в сердце, а не в голове. Это, наверное, основное.

 

Вы находите свою музыку скорее современной или ретро? Особенно интересно учитывая, что фокус внимания у многих смещается на условный рэп.

Игорь: Что-то между, но ближе к винтажу, хотя бы по звучанию.

Андрей: Думаю, современной. Живём и думаем сейчас. Их хаоса выхватываем фразы рифы ритм, темы для текста.

Игорь: А в целом это какой-то авангард вне времени. Не могу охарактеризовать нашу музыку каким-то конкретным стилем. Что-то вне конкретного жанра, экспериментальное и нестандартное. А рэп — кал. С этим у меня всё. Но это про новый, старый есть хороший, конечно.

 

Слушая «Intro» я уже представлял себе группу из пяти человек, примерно. Но к середине альбома задумался, а уж не вдвоем ли они всё сыграли?

Игорь: Я просто играю в 3 комбика и сейчас ещё лупер начал использовать. Так что будет ощущение, что нас ещё больше.

 

Вам третий на сцене и правда не нужен пока что. А вот менеджер не повредит. Вдвоём проще поехать на гастроли, наверное, чем впятером.

Игорь: Это точно. Вот со старой бандой было сложно с выездами, но решаемо. Теперь совсем просто. А менеджер да — не помешает — будет больше времени на музыку.

 

Ну, и напоследок, что порекомендуете читателям, чтобы жить стало лучше, жить стало веселее?

Андрей: Обращайте внимание на что вы тратите своё время, и уж обратите внимание на наш альбом — возможно, он станет саундтреком к вашим жизненным историям!

Игорь: Слушайте наш альбом и приходите на концерты, будет весело и легко! Ну, и будьте проще — в простоте сила.

 

 

 

 

Алексей Боровец

Tags: