РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА: ФЕВРАЛЬ 2021

Всех с весной. Начало года, много хорошего — большие камбеки, долгожданные альбомы, спорные штуки. Слушаем и обсуждаем в нашем регулярном материале с самыми интересными релизами месяца от гиперпопа до дроуна.

 

ЗЕМФИРА — БОРДЕРЛАЙН

интересно, что из всех коллег по сцене, которые тогда находились на вершине популярности, активно продолжают обсуждать новый альбом именно земфиры. потому что большие релизы у нее выходят теперь достаточно редко, но делает точнее и аккуратнее. поправьте меня, но предыдущий раз, когда также активно обсуждали альбом (именно прям большую пластинку) уже опытного отечественного музыканта  — это был полноформат земфиры. за прошедшие восемь лет российская индустрия сделала много уверенных шагов. поэтому думал, что выход «бордерлайн» будет встречен с меньшим интересом, сильно ошибался. о нем спорят и спорят.

с «бордерлайн» мне трудно, потому что есть постоянное ощущение подглядывания за человеком, которому очень плохо. это я говорю, конечно же, о текстовой части и лирической героине альбома. ее штормит, очевидно, просит о помощи, а слушатель, как свидетель чего-то страшного, хотя, меры уже вроде принимаются. с другой стороны, то, что волнует состояние персонажа, впоследствии и автора альбома, уже ценно.

этим простым рифмам и строчкам очень хочется такой же музыки, без присущего земфире тютелька в тютельку, чтобы все ну прям идеально в миксе альт-роковом сходилось. отсюда и диссонанс — как с такой дороговизной не побить здесь все. 

седьмой альбом земфиры будто бы хочет, чтобы о нем не говорили в контексте «вы же помните, что автор альбома наше все?». эти названия с малой буквы, что сходится с тем, как она часто обращается к «маленькому человеку», эта неряшливая обложка (не трогаем историю с плагиатом). но в итоге все возвращается к тому, что некоторые авторитеты (кому?) даже запрещают обсуждать релиз без пометки «имхо». ну вот вам мое «имхо». хорошо, что «бордерлайн» есть, как и большой ряд другой музыки. возвращаться к нему нет никаких сил.

p.s. цепляйтесь за люблю возможность увидеть земфиру на концертах. все у кого спрашивал (да и сам бывал) — восторг.
С.С.

DOSAADA — УГОЛ ЗАНУДСТВА

Представьте дом, а в нем семья. Там живут дети, там живут ссоры, а ещё там живут большие идеи и неразрешимые дилеммы — в такой вот «Уголок занудства» приглашает нас dosaada. С любовью к
рок-музыке, к группе Tool, к концептуальному подходу, но не без иронии, дуэт создает свой дебютный альбом.

Это разножанровая (иногда даже слишком) смесь мат-рока, психоделики и прогрессив метала, слитая в один сплошной трек, который рождается из домашнего уюта и отправляется в путешествие по миру, где царит эгоцентричность, алчность и неравенство.

Ребята будто не стараются быть популярными, или понятными, просто делая то, что любят, — играть затейливую, серьезную и сложную музыку, в которой есть место и мелодичности, и непростым размерам, и тяжёлым риффам. Несмотря на весьма шумный настрой, самое подходящее определение релизу — «стройность», отстраненная безэмоциональность вокала существует на контрасте с эмоционально богатой музыкой, и в сумме создаёт пронзительный релиз, который, может, и не хитом, но каким-то точно найденным моментом, всё же захватит слушателя.
Г.Г.

 



ЭЛЕКТРОФОРЕЗ — 505

Долгожданный третий полноформатный альбом одной из главных электронных инди-групп. Альбом-символ, альбом-концепт.

В февральском интервью Стороне вокалист «Электрофореза» Иван Курочкин рассказал, что «505» — это классический альбом группы, и звук в нем действительно эталонен. Если на предыдущих пластинках и синглах музыканты позволяли себе небольшие эксперименты и отступления, то звучание «505» выверено до мелочей и представляет собой квинтэссенцию основных «фишек» ЭФ. Ритмичная электроника, ретро-синты, мотив трагичности бытия в простых и емких текстах, а также исторические отсылки и народные напевы – то, что отличает группу от всех других.

«505» не сразу открывается слушателю – на первый взгляд (слух?), в нем нет таких безоговорочных хитов, бэнгеров, как «Алкоголь мой друг враг» или «Русская принцесса», без которых не обходится ни один концерт группы. Новый альбом легко и плавно проходит через сознание единым монолитом. Песни сменяют одна другую, не цепляя слух, но царапая душу. «505» — это призыв о помощи, отчаянная борьба между жизнью и смертью. Не просто так альбом открывает трек «Ходынка», отсылающий к страшной человеческой трагедии 1896 года.

Редкое явление для популярной музыки в 21 веке – «исконная» народность, – пронизывает «505» и делает его знакомым и родным с первых нот. Она – в мелодике песен, лексике, ритме, в воспитанном церковным хором вокале Ивана Курочкина. Это подкупает и притягивает к себе, заставляя слушать альбом снова и снова, каждый раз открывая для себя новые фразы и детали, надолго остающиеся в голове.
П.Б.

 


ZARYA — СИЛА

Хотите или не хотите видеть или даже слышать гиперпоп — а он есть. Жанр этот, конечно, склонны сильно переоценивать в новаторстве, идея смешивать все и вся существует очень давно. Однако тут источники для основы нам ближе. Гиперпоп — это такой MTV или журнал «Все звезды», где сразу уживаются и евроденс, и idm, и группа «Краски», и Björk, и т.д.

Сибирский корнями гиперпоп-дуэт zarya на новом альбоме «Сила» сфокусированнее, не кидаются из одной крайности в другую. Но, как и надо, авант-поп с «клубнячок))).mp3» постоянно соединяют и разъединяют. Оно и хорошо, пусть и становится менее интересно к концу альбома — уже привык к неожиданным поворотам как на релизе, так и в жанре в целом. Zarya точно нашли свой стиль, однако их лучший альбом еще только впереди, уверен точно.
С.С.

 


PLOHO — ФАНТОМНЫЕ ЧУВСТВА

Как и на более ранних альбомах новосибирской группы Ploho, здесь серые стены противостоят любви, хотя ясного ответа на вопрос, что это такое, по-прежнему нет. «Мы камни в карманах друг друга». А мир капитально несовершенен. Но люди не перестали стремиться к близости и упорно ищут «безопасное место». В целом «Фантомные чувства» — явно не самая депрессивная работа коллектива.

В 2021 году группа Ploho остается верной себе и не выключается из социальной повестки. Окружающие реалии становятся все мрачнее. Однако «нельзя напугать девяностыми тех, кто рождён в нулевые». А зло по своей сути всегда одно и то же — «не стареет образ палача». В текстах это подчеркивается и игрой со вневременными контекстами («рыбак рыбака видит издалека» и др.) и отсылками к советскому времени («лучшее, конечно, впереди, прошлое болит в груди»).

При этом звучание песен стало скорее «постсоветским». Стиль задают атмосферные аналоговые синтезаторы. Довольно безысходные тексты сочетаются с живописными захватывающими мелодиями. В этой работе много лиричных пейзажей и внимательных наблюдений. Безнадёжность — но на фоне полярной ночи, зари и звёзд. Невестой называется тоска — но танец все же «на песке в любимом месте».

Два самых добрых и спокойных трека завершают альбом. Композиция «Старые фильмы» ностальгически, но без иллюзий воскрешает восьмидесятые. Где уж точно не спрячешься от действительности, так это в прошлом, и лучше там не было — хотя привычное может ощущаться уютным. Финальная «Песня окон и стен» — по-настоящему светлая и жизнеутверждающая. Здесь концентрируются те принятие и сочувствие, за которые группу так ценят слушатели. «Я никогда не хотел быть кем-то другим. <…> Это мой дом, он мне мне станет чужим». И успокоение это находится именно в той самой неизвестности, которая может как внушать ужас, так и давать надежду и ощущение свободы. «Я не знаю, где я буду петь и зачем».
В.Ч.

 

PONOMAREV OBRAZEENA MASSACRE — MASSACRE

 

Тропический циклон Бхола в 1970-м году убил до 500 000 человек в Восточном Пакистане и индийской Западной Бенгалии, это если не говорить об огромном ущербе и множестве людей, навсегда потерявших все, что у них было.

В 2010-м году произошла авария на алюминиевом заводе Ajkai Timföldgyár Zrt в Венгрии. Разрушилась платина и токсичными отходами была отравлена большая территория. Погибло 10 человек, пострадало более 140. 

Эти события и дали названия для двух двадцатиминутных треков на «Massacre».

Антон Образина играет на гитаре и поет в нойз-рок группе Jars, был в «Позорах» (но не только!), в конце прошлого года у них вышел третий LP. Антон Пономарев играет на духовых, в основном на саксофоне, в группах «БРОМ», Speedball trio, «Сольвычегодск» (но не только!). 

В целом, это достаточная информация перед прослушиванием альбома их дуэта. Злющий нойз и смерть костям. Абсолютная ушная бензопила, которая на 40 минут окунет вас сначала в буквальный вихрь, потом в токсичные отходы. При этом — какофонии не будет, катастрофа тоже вещь достаточно упорядоченная. В нужные моменты пробивается скрежет саксофона и флюгельгорна, гитарист играет на инструменте ножом. Все как положено для проекта, который называется «Резня Пономарева/Образины».

«Massacre» при этом альбом не мизантропичный. Это столкновение с тем, что ты не можешь преодолеть, животный страх в процессе и надежда даже не на спасение, а на то, что конец ужаса вот-вот наступит. Согласитесь, ценный экспириенс? Настоятельно советую.
С.С.


ZAVET — NIGHTS BEFORE GOTICA

 

Емкий и яркий, как вспышка молнии, EP в преддверии выхода большого альбома от стремительно растущего артиста Димы Ицкова.

Казалось, что выше летнего «velvet heaven», отличившегося более мягким и понятным звучанием, а также фитами с такими мастодонтами как Boulevard Depo и Pussy Riot, прыгнуть будет сложно, но новым EP завет уверенно поднял планку и уже выходит на разбег с первым треком «zanoza sport xtreme».

В и без того бурлящий коктейль жанров, звуков, букв безумный экспериментатор добавил мощные гитарные рифы и вокальный грув, отстраняясь от легкого популярного звучания. Завет вновь обращается к мощи, злости и энергии первых альбомов «Kaidan» и «Жилы», но делает это принципиально по-новому.

«nights before gotika» — это громкое заявление о себе, манифест. Дальше будет больше. П.Б.

FAKEHOLDER — ТАЙНИК

Отечественный эмо-ривайвл набирает обороты. В феврале альбомом «Тайник» заявила о себе московская группа Fakeholder. Их первая полноформатная работа «Прощание» вышла в 2018-м. Это был уютный и шумный мидвест с уклоном в скримо. На новом «Тайнике» намного больше вокала. Здесь можно услышать идеальное попадание в музыкальный стиль, причём с действительно качественной записью. Но что хочется подчеркнуть отдельно, так это настроение песен.

Свойственная мидвесту прямолинейная и всеобъемлющая искренность здесь присутствует — много тоски, много любви. По песням рассыпаны чутко и внимательно замеченные детали жизни, аккуратно зарисованы образы. Что важно, самая суть альбома — это надежда. Он пронизан ею, будто весенним солнечным светом. И заметно, как лирический герой второй пластинки повзрослел. Да, время вспять не повернуть, и сожаление о потерях болит. Но в то же время есть твёрдая уверенность в том, что своё найдётся. А боль, которую полностью проживёшь, обязательно уйдет.
В.Ч.

 

DVORY — СВЕТ ВНУТРИ МЕНЯ

«Свет внутри меня» оказался сильнее темноты вокруг. Мастера эмбиента из Твери вернулись с ещё одной хорошей работой.
Главная задача музыки этого жанра — поглощать слушателя и мягко уводить в мир гулких вибраций. DVORY с этой задачей справились: где-то используя spoken words, где-то переходя к эмоциональному рок звучанию, где-то — современный бит, – в мир этого альбома хочется погружаться, исследовать каждый звуковой угол, вслушиваться, не опасаясь наткнуться на битое стекло. Что-что, а в России эмбиент делать умеют.
А.И.

 

Авторы: Виктория Чекалина, Полина Буларгина, Галла Гинтовт, Сергей Сиразутдинов