«Электрофорез»: о новом альбоме без спойлеров (почти)

«Электрофорез» — петербургская синти-поп группа, давно покорившая обе столицы своим особым звучанием и легко узнаваемым стилем, сочетающим в себе электронные синты, динамичные танцевальные ритмы, мрачные тексты и даже исконно-русские напевы в исполнении вокалиста Ивана Курочкина. Группа давно не баловала поклонников полноформатными релизами — первый за 4 года альбом «Электрофореза» «505» выйдет 5 февраля. В ожидании пластинки поговорили с Ваней о концепте альбома, продюсировании, «чистом искусстве» и искусстве в политике, а также затронули тему тайных смыслов.

 

 

Предзаказать альбом можно здесь
по ссылке.

 

 

 

 

 

 

 

Начнём с самого, наверное, ожидаемого вопроса — почему так долго? Почти 4 года…

Почему 4? Вроде 3, в 2017-ом вышел последний. А, да, сейчас 2021!

Ну всё-таки альбом мы концептуально прорабатываем. Честно говоря, когда слушаю альбом, для меня важно, чтобы он был объединён какой-то идеей. Зачастую группа, которая выпускает альбомы каждый год, выпускает не альбомы — просто сборники треков. Вот, а альбом должен все-таки как-то созреть.

Мне кажется, что мы записали классический альбом «Электрофореза».

 

Как долго зрел «505»?

Наверное, именно зрел он с 2012-го года, где-то 8 лет. Но это не означает, что он был сделан за 8 лет – сделан он был, конечно, за гораздо меньшее время…

 

Есть ли в альбоме песни, написанные ещё в 2012-ом году?

Нет!

 

 

Какая идея, концепт у альбома, если без спойлеров?

В первую очередь это музыкальное произведение, а музыкальное произведение самодостаточно. Концептуальные оболочки – это всё, конечно, круто, но если музыкальное наполнение отстойное, то идейность ни к чему, поэтому мы держали баланс. Слушатели сами догадаются (насчёт концепта), это не так и сложно. К тому же искренне надеюсь, что количество интерпретаций, которые мы не вкладывали, будет достаточно большим.

Всегда приятно, когда люди как-то по-другому ощущают твои произведения.

 

В копилку интерпретаций: «505» это «SOS»?

В том числе.

 

Если говорить об этом музыкальном наполнении, изменилось ли как-то звучание ЭФ? Какие-то новые фишки, приемы.

Альбом классический, поэтому, по моему мнению, ничего сверхъестественного, того, чего раньше не было, в нем нет. Единственное – появился женский бэк-вокал. Но это так себе инновация. У нас не было задачи придумывать велосипед.

 

Часто музыканты говорят о том, «как выросли в новом альбоме». Можно ли сказать то же об «Электрофорезе»?

Ну, как в любой работе над большим релизом, особенно если ты инди-группа и продюсируешь его самостоятельно, то, естественно, ты растёшь, узнаешь какие-то вещи. Это какая-то непреложная банальность, так может сказать каждая инди-группа, к которой не пришёл саунд-продюсер и всё нарулил за неё, а она сама *балась со своим альбомом. Вот, поэтому можно сказать, но лучше не говорить, потому что это тупо.

 

К слову о продакшене, вы писали, что сделали собственную студию. Почему пришли к такому решению?

У каждого музыканта, естественно, должна быть студия. Но мы давно хотели какое-то своё пространство, где могли бы реализовывать идеи. Мы долго к этому шли: какое-то время работали у меня в квартире, а, когда мне пришлось съехать, наконец-то нашли помещение, где смогли реализовать свои музыкальные задумки. Но, самое смешное, что по итогу в этой студии мы ничего особенно и не делали – один трек только. Все остальное мы делали удаленно и на студии у Максима Остроухова, который в том числе сводит Shortparis и ДК Посторонних. Вот такой петербургский культовый звукорежиссёр.

 

 

Ждать ли клипы?

Да, клипы будут. Всё будет круто с клипами!

 

А что самое сложное в самостоятельной работе над альбомом?

Самое сложное в самостоятельной работе над альбомом – это, наверное, самостоятельная работа над альбомом, потому что тебе нужно делать всё. Просто что-то удаётся, а что-то… нет.

Наверное, самое главное собраться с мыслями и как-то достигнуть того состояния ума, когда ты можешь выдать что-то членораздельное.

Меня как музыканта больше всего раздражает всякая менеджерская тема. У нас распущена команда в связи с пандемией и только сейчас мы начинаем заново её собирать. Нам пришлось самостоятельно договариваться с лейблами, что-то решать, с кем-то встречаться… Это просто самое жуткое, что может быть. Понятно, что это нужно делать, но мне это очень тяжело даётся.

Всё сопутствующее музыке, но не являющееся музыкальной деятельностью, вызывает у меня некоторое отторжение.

Да, кстати, ещё из таких прикольных кул-стори: мне пришлось ехать в Минск, мы записывали фит с Молчат Домами. Было классно, потому что, хотя какие-то подготовительные работы были до этого, получается, что за неделю мы сделали полностью трек. Кто делал фиты, оценит, потому что на самом деле – это очень долгоиграющая история, если вы, конечно, не репер и не залетаете на какой-нибудь куплет. По работе с музыкой это зачастую очень тяжело, потому что у всех накладываются какие-то обстоятельства…

 

Почему фит именно с «Молчат Дома»?

На самом деле, я сначала с ними познакомился и мне они понравились как люди, а потом я уже услышал их музыку – музыка их мне тоже понравилась. Вот, но если бы они не были классными ребятами – я знаю достаточно большее количество хороших музыкантов, интересных, но вот именно с человеческой точки зрения, группа «Молчат Дома» – это просто святые люди. То есть это не просто группа, а под ними есть что-то ещё. Мне кажется, это очень морально стойкая группа, которая пройдёт испытания успехом, какие-то кризисы пройдут мимо неё. Для меня это исключительные люди, поэтому как-то так.

 

Да белорусы вообще святые в свете последних событий. К слову, не могу не спросить о такой актуальной сейчас вещи. Как ты относишься к политике в музыке?

Политика в музыке – это то же самое, что экономика в музыке. Ты можешь как угодно к ней относиться, но это не значит, что она не будет влиять на творчество групп. Нормально я отношусь: чем больше мнений, тем интересней. Когда эти мнения в искусстве сталкиваются, как раз и появляются какие-то феномены, явления.

Мы против стигматизации политического искусства! (группа «Электрофорез» в моем лице и, я думаю, в лице Виталия тоже)

 

То есть, ЭФ не придерживается вот этого «чистого искусства» и может высказываться обо всем без исключений?

«Чистое искусство» — это странно. Я бы вообще очень осторожно употреблял слово «искусство», особенно в контексте популярной музыки, потому что, как показывает практика, разговор о всяком возвышенном в современной музыке начинается тогда, когда заканчиваются идеи, витальность. Люди, твердящие о чистоте искусства просто излучают энергию маленького члена, говоря тик-ток языком.

 

 

В целом, нельзя не заметить интерес ЭФ к прошлому (треки «1905», «Ходынка»). Связан ли выбор исторических тем с событиями настоящего?

Естественно, мы смотрим через призму прошлого на современность. Это самый очевидный приём работы с образом. На самом деле, в «Ходынке» нет речи именно о трагедии – там всё иносказательно. Но да, да, есть интерес к истории Государства Российского во всех его ипостасях.

 

Российская Империя, Советский Союз или Российская Федерация? И закончим уже с политикой!

Санкт-Петербург. Но мы по существу так и не начинали про политику.)

 

Москва тихо утирает слёзы… Теперь хотелось бы немного коснуться эзотерики: 13 треков, выход 5 февраля. Есть какой-то скрытый смысл?

3-го вроде… А, да, 5-го.

 

У меня второй раз чуть не случился сердечный приступ, спасибо!

Да нет, мы как подготовили, так и сдали.

 

Странно, наверное, такое спрашивать, когда альбом ещё даже не вышел, но, раз уж у вас теперь есть своя студия, можно ли надеяться, что следующий выйдет раньше, чем через 4 года?

Да, конечно.

 

Через 3?

Да, это оптимально!

 

И последний вопрос. Какая песня из «505» твоя самая любимая и почему?

Я воспринимаю этот альбом как крупную форму, поэтому не делю на песни. В связи с чем мы и не выкладывали синглы. У нас целиковое произведение.

Поэтому этот альбом является моей любимой музыкальной единицей на этом альбоме.

 

Автор: Полина Буларгина