ИТОГИ ГОДА: АЛЬБОМЫ 2020

Ставим жирную точку в этом невероятном 2020-ом: выбрали 25 полноформатных и мини альбомов, которые не дали нам пройти мимо. Год почти не принес новых имён, зато уже любимые нами артисты менялись, раскрывались по-новому и становились глубже. Среди них исследующие поп-жанр «Источник» и «Сверкай», неутомимый рок Sonic Death и «Маяка» и бескомпромиссный хип-хоп Хаски и Zavet.

 

ТИМА ИЩЕТ СВЕТ — БОЙНЯ

2020 год подарил российской альтернативной сцене первый во всех смыслах большой релиз от Тимы Якимова, вышедший с поддержкой самих Universal Music. «Бойня» — это не просто альбом, его можно было бы назвать рок-оперой, будь жанр более определённым, но пока остановимся если не на романе, то точно на повести в стихах.

Тима рассказывает историю о войне и неизбежной смерти, причём война эта, конечно, не только та, что с оружием в руках и на дне окопа, а вечная и вездесущая: с самим собой, с окружающим миром, наконец, с судьбой. Голос главного героя то дрожит на грани отчаяния, то срывается в бешеный экстатический танец, то уходит в фаталистическое спокойствие. Музыка вторит эмоциональному состоянию персонажа и сопровождает его, не ограничивая себя ни в чем. В «Бойне» можно услышать и русские фольклорные мотивы, и гитарные партии из инди, кто-то различит латинские нотки, а кто-то с удовольствием отметит ритмичные хип-хоп биты.

С этим альбомом «Тима ищет свет» окончательно и бесповоротно выходит за рамки привычного понимания формата, смешивая все самое любимое в терпкий синкретический коктейль «Бойня». П.Б.

 


ZAVET — VELVET HEAVEN

«Velvet heaven» уже второй полноформатный альбом zavet’a Димы Ицкова, вышедший в 2020-ом. Первым в этом году явился поражающий своим объемом «Жилы», с которым zavet впервые прорвался в топы, благодаря исключительному звучанию и не без поддержки уже известных исполнителей: Хаски, OFFMi и Никиты Забелина.

В отличие от «Жил», «velvet heaven» звучит уже более понятно и более зрело. Zavet стал менее агрессивным, звук заметно смягчится и друзья уже не пугаются, когда из колонок в комнату врывается голос Димы Ицкова. «Подобрели» и тексты, все такие же абстрактные, но содержание в них апокалиптических отсылок упало до весомого минимума. Сами треки стали разнообразнее и больше не сливаются в один, будто zavet обратился к более скрупулёзному и строгому отбору демо. Благодаря этому в альбоме есть и взрывной feat с Pussy Riot (“benzin”), и воздушная «день и ночь», где Дима наконец-то запел, и, конечно, чисто «заветовский» заглавный трек «azot».

В 9 композициях «velvet heaven» — число, к слову, в нумерологии соответсвующее идеалу, — есть все и для самых разных ушей, что и делает этот альбом (пока) самой главной работой репера. П.Б.

 


УШКО — SILVER HITS

Второй альбом сольного проекта Даши Ушко — это «Your need» Кедра Ливанского на максималках. Всё самое смелое от криповой электроники: тревожные танцы где-то между брейкбитом и драм-н-бейсом, глубокий бас, скрежещущий минимал, и всё это — насквозь девичье и в большинстве случаев психоделичное.

Пластинка вышла многогранной: волнительный вокал, местами напевный, похожий на пение плакальщиц, местами речитативный, отсылает к ностальгии по поп культуре 90-х, а мрачноватая лирика, в которой не обошлось без культурных кодов цифровой эпохи, вроде общения с Siri, и без наркотического опиатного трипа, задаёт настроение актуальной клубной субкультурности. Г.Г

 

УВУЛА — НИЧЕГО СВЕРХЕСТВЕСТВЕННОГО

В начале марта вышел новый мини-альбом «Увулы» под названием «Ничего сверхъестественного». Если попытаться обозначить жанр группы, хочется назвать их музыку дрим-роком. Романтичные и тревожные песни с DIY звучанием, которое отчасти создаёт очень личную эмоцию при прослушивании.

В сравнении с «Нам остается лишь ждать» релиз получился более шумным и экспериментальным, но не потерявшим пронзительности. Название этого альбома будто бы отражает ощущение того, когда ты находишься в моменте, и вокруг больше ничего не нужно — есть только то, что окружает в этот момент. В этом альбоме есть все, за что мы так любим группу, — цепляющие и повторяющиеся строки, которые звучат в голове отдельными цитатами, стремительные барабаны, и определенное звучание гитары Августовского — но радует, что группа не стоит на месте. Ребята растут, экспериментируют и не боятся того, что аудитория останется в прошлом и будет просить «Лузер» или песню «Сколько».
Н.С

 


ХАСКИ — ХОШХОНОГ

Альбом, комментируя который, часто употребляют слово «декодинг». Само название релиза как бы требует пояснения (и пояснение действительно кочует из рецензии в рецензию). Однако трудно поверить, что альбомы пишутся для того, чтобы слушатель сумел прикрепить к каждому слову статью из энциклопедии или исторического справочника. И вряд ли альбом требует полного понимания, и вряд ли подразумевает единственную верную трактовку. Любой альбом. Декодинг имеет значение только как наведение мостов между облаками понятий, в которых обитают автор и слушатель, не более. Мы не декодируем речь своих друзей. Мы просто надеемся, что более-менее друг друга понимаем. Более того, если вещает и корчится не дурачок с микрофоном на сцене модного клуба, а пожилой мужчина в грязной одежде посреди оживлённой улицы, мало кому приходит в голову заняться расшифровкой того, что он выкрикивает.

Прежде чем декодировать Хаски, надо вспомнить, что часто люди пишут в надежде декодировать себя или то, что они видят снаружи, и вовсе не факт, что им самим это удаётся. У Хаски, автора и исполнителя, много сильных сторон. Он виртуозно превращает слова с их вязкой фонетикой в музыку. Учитывая, что он упорно отбирает для речи только ту лексику, в которой живое синонимично разлагающемуся, музыка слов насыщается не только фонетически, но и начинает вибрировать физиологичностью и коннотациями значений. При прослушивании логика, равно как и эрудиция слушателя, может буксовать, но по запаху, по общим очертаниям всё же удаётся различить знакомые пейзажи, виденные в жизни портреты и картины конца человечества, пересаженные из будущего в настоящее (нередко сеттинг «Хошхонога» перекликается с апокалиптическими образами «Слепоглухонемого пророка» группы «Оргазм Нострадамуса», лидеру которого посвящён релиз). Название альбома само по себе иллюстрирует эту особенность творчества Хаски — даже если не знать, что такое хошхоног, само звучание и вид этого слова соответствуют содержанию релиза. Интуитивно.

И всё же «Хошхоног» нельзя свести к формалистскому эксперименту. В нём много не только труда, но и весёлой и упоённой игры, произвольности и незавершённости. А то, что игрушки поломанные, грязные и уродливые — головная боль взрослых, а не ребёнка. «Бесполезный, как моча» — говорит единственный на планете рэпер, у которого эта самая субстанция упоминается в текстах едва ли не чаще, чем наркотики. Сказать, что Хаски рисует в «Хошхоноге» сколько-нибудь правдоподобную картину тоже нельзя. Она убедительная, но не истинная. Хаски селекционер и художник, выстраивающий иллюзию голливудских масштабов. Всё-таки скорее уж конец света, а не существование человеческого проекта, является бесконечно воспроизводящейся копией. Идеи рождаются как реакция на воплощённый мир, а вовсе не наоборот.

Да, любители попса всплакнули, что Хаски уже не тот. Здесь нет ничего удивительного. «In Utero» тоже продал 15 миллионов копий, а не 30 миллионов, как «Nevermind». Кому-то Хаски и все его выворачивания не по нутру совсем — негодование этих людей по поводу повышенного внимания к этому персонажу нетрудно понять. Но ведь есть и те, кому «Хошхоног» понравился сильно меньше, чем любимые «Любимые песни». Скорее всего дело в том, что в нашумевшем альбоме 17-го года Хаски в большей мере привнёс свою эстетику в готовые поп-формы с эдлибами, запоминающимися рефренами, предельно внятным минимализмом музыки и т. д. Это могло и не сработать, но люди изголодались по жирному и питательному слову, так что многие изумились. В новом же альбоме поп-прилипчивости практически не осталось, но освободилось больше пространства для Хаски, делающего по-своему («под себя», как сказал Маяковский).

Да, здесь нет такого количества ёмких афористичных фраз, как в «Любимых песнях». Но нет и припорошенных многозначительностью голых абстракций. Этот альбом так или иначе можно понять. Просто «Хошхоног» больше похож на фильм, чем на сборник клипов. Зачем ему в чарты? Соревноваться с песнями в духе «Плачу на техно»? А смысл?  Альбом есть, он герметичен, прочен, по нему можно пройтись, как по городу, можно увидеть его как кривое отражение реальности, можно прочитать как страшную сказку, можно перевести сказку на новые языки, можно напротив — отследить праязык, лежащий в основе этой истории. Можно путешествовать не внутри альбома, а ездить на нём верхом по своему району. В общем, работа выполнена. Чего вам ещё надо? А.Б.

 

КДИМБ – КАТАКОБМА

Люди не валюта, но первое правило секты — миссия превыше всего. Люди могут приходить и уходить, но музыка должна звучать. Священный русский андеграунд продолжает вибрировать и спасать души.

Новый альбом «Краснознамённой дивизии имени моей бабушки» записан группой, которая уже вдвое меньше того коллектива, который когда-то был отмечен премией «Степной волк». И если оборвавшиеся связи — потеря струнных и вокалистки Яны Смирновой — та цена, которую нужно было заплатить за альбом «Катакомба», то «Дивизия» далеко не обанкротилась и смогла продолжить словно ничего дурного и не случилось. Да и был ли выбор?

Катакомба — центральный символ пластинки, метафора жизни группы и того, что она дарит слушателям. Это и отсылка к месту встречи ранних тайных христиан, и подпольная музыкальная сцена, и тёмный танцевальный клуб на цокольном этаже, и просто слово, звучащее немного по-африкански.

В своих новых песнях подземная секта имени моей бабушки протягивает руку странным и смешным, слепым и дурацким, тем, от кого мало толка на поверхности. Они манят слабых мира сего в катакомбу — к своим, тем, кто хочет любви, мира, чуткости и танцев.

В альбоме наблюдается полная гармония слов, музыки и ритма. Кажется, повторить этот трюк невозможно, но выпустить один танцевальный альбом, в котором поётся о танцах, разбитом сердце и хрустальной надежде — да ещё и вот так, просто и естественно — большое достижение. Как будто не было русского андеграунда все эти годы, а были только песенки с «Катакомбы».

 


ТАЛЬНИК — SIPS

Про участников группы «Тальник» по-прежнему известно очень мало. Это Александр Уколов из Томской области и Светлана Цепкало из Южно-Сахалинска. Сейчас они живут в Москве. Более раннее музыкальное детище Александра — гипнагоджик-поп-проект «Творожное озеро», просуществовавший с 2010 по 2013 год. На альбоме «Сипс», словно эхо этого периода, даже встречается цитата из одного из старых треков: «Блеск воды, прозрачность каналов, сквозь шелест ветровки я узнала тебя». Но если «Творожное озеро» отсылало к девяностым или порой даже восьмидесятым, то «Тальник» — это игры со стилистикой начала нулевых.
Новая пластинка, несмотря на ностальгический звук — про здесь и сейчас. Это затерянная радиоволна, которую случайно поймали колонки, когда ты пришел домой после тяжелого дня. И вдруг почувствовал, как же не хватает просто остановиться, прислушаться к себе, приглядеться к окружающему миру, заметить гармонию в деталях. Неожиданным и важным персонажем оказывается робот-автоответчик. Он будто третий участник коллектива, некто постоянно присутствующий. И если поначалу выдуманный сервис техподдержки ещё пытается маскироваться под настоящий, то под конец он обрушивает на слушателя «поток сознания», наполненный забытыми вечными истинами. Как и в других работах группы, на этом альбоме есть тонкие и поэтичные композиции о любви. Однако важный мотив этой пластинки — сближение и отдаление. Дистанция — это не только неизбежность, но в какой-то степени необходимость. Ведь чтобы услышать другого, прежде всего нужно услышать себя. И побыть ночью в одиночестве на кухне.
В.Ч.

 

ГОЛЛАНДСКИЙ ШТУРВАЛ — АПТЕЧКА

Коллектив «Голландский Штурвал» не то, чтобы плывёт против течения — скорее он находится на каком-то Богом забытом островке. Там почти ничего нет — только встречи с безъязыким собутыльником по имени пятница и какое-то чувство, что-то вроде надежды.

«Аптечка» уже пятый альбом группы, но в каком-то смысле и первый. предыдущие четыре альбома обнулились. Дойдя в предыдущем релизе до апогея печального повествования о жизни, тянущейся в тени мечты, «Штурвал» вернулся к истокам. Группа снова написала короткие лёгкие песни, где неловкое положение рассказчика преподносится с юмором и самоиронией. Звук и аранжировки стали увереннее, но не стал уверенным взгляд в будущее.

Если существует dream pop, то «Голландский Штурвал» — dream hard-core. Нет, музыка совсем не жёсткая. Тяжёлой можно назвать мечту, которая придавила лирического героя. Это не мечта о счастье для всех даром или справедливости во всём мире. Он хочет взаимности от девушки, которую давно любит. Читать чужие письма неприлично? вы уверены? Если что, вот целая пачка в аптечке.
А.Б.

 


АДА – ВЗРОСЛЫЙ АЛЬБОМ

«Ада» создали трогательный, тревожный в начале и совсем уж печальный в конце, альбом о том, как люди пытаются отделиться от абсурдности окружающего мира и в то же время присоединиться к другим, симпатичным им людям. В общем, о попытке уединиться, но избежать полного одиночества. Попытка не то что бы провальная, просто это действие рутинно и требует постоянного воспроизведения, как, скажем, уборка жилища. И, конечно, такая бесконечная борьба вызывает сомнения и страхи. А тут ещё и смерть, которая всегда где-то невдалеке и готова обесценить работу любого масштаба в один момент.

Альбом очень тонкий, работающий сразу на нескольких уровнях. Если в песне поётся, что двери открываются на себя, это можно понять и как то, что открывая некие (метафорические) двери, мы не отталкиваем нечто, а притягиваем (под свою ответственность) и сами открываемся тому, что за ними находится. А можно просто воспринять эту строчку как шутку, ведь до этого пелось о желании открывать все двери с ноги. Или, например, строчка про то, что мама сшила штаны из берёзовой коры. Чёрт знает, что это такое. Но при желании можно найти даже не одну трактовку, одна другой логичней и объёмней. Случайно или нет, но тексты написаны так, что выделять в них можно самые разные жизнеспособные мыслеформы.

Некоторые обозреватели уже назвали «Взрослый альбом» пост-панком, но не факт, что жанровые определения послужат добрую службу тем, кто интересуется пост-панком как таковым. Данный альбом ценен совсем по другим причинам. Музыка в нём насыщена мелкими деталями и артефактами, не шаблонна (или вернее сказать, что шаблонов тут предостаточно, но они постоянно распадаются и пересобираются заново прямо на ходу). При этом музыка не предлагает сколько-нибудь заметных мелодий и вообще не перетягивает на себя одеяло. Нет, нельзя сказать, что она лишь выступает фоном для голоса. Скорее она с ним взаимодействует, играя роль спецэффектов и делая картинку интересней. Интересней большинства картинок, предложенных другими песенными группами в последнее время. Да и не песни это вовсе, а что-то вроде музыкальной монопьесы. А.Б.

 

SONIC DEATH — RUSSIAN GOTHIC

Восьмой альбом Sonic Death «Russian Gothic», выпущенный без малого год назад, ни для кого не остался незамеченным. Если все же кто-то его пропустил, то напоминаем, это must listen.

Открывая этот альбом, мы открываем дверь в средневековый собор. Здесь царят божий страх, темнота и закостенелость.
Первый, заглавный трек «Русская готика» – неф, позвоночник собора.
«Лалала» – площадь перед храмом, где городской люд сходится поглазеть на аутодафе, сожжение еретиков.
Рефреном повторяющаяся фраза «Страшен только божий суд» звучит в одноимённом треке очень убедительно, как фрагмент реальной проповеди. Эта песня – алтарь и кафедра альбома. Отличная цитата для эпитафия.
«Последний фильм» – кусочек ада в доме Бога, устрашающие языки пламени в витражах.
«Тренировка» – притвор, где могли находиться оглашённые и язычники.
«Группа Темнота» – безоконный чердак, где никто никогда не бывает и где никогда не бывает света.
«Сатанинский культ» – литургия, во время которой кадило в руках священника плавно перелетает между скамей и выпускает клубы сладковатого дымящегося фимиама.
«Мое дело тьма» – ступени паперти, где всегда собираются нищие и бездомные.
«Любовь больше чем слов» – деревянная скульптура Иисуса на кресте, обильно политая кровью.

Лучшие треки: Русская готика, Божий суд, Сатанинский культ, Любовь больше чем слов. А.И.

 


СИЯНИЕ – ВО СНЕ

С момента появления «Сияния» как группы прошло 2 года: выпустили и один сингл «Птички», и, теперь уже два EP по 4 песни — с каждым разом привлекая больше и больше внимания к искусству шугейзинга.

Каждая песня «Во сне» уникальна в своём создании — участники не отталкиваются от одного лекала, стараясь удивлять «меланхоличным драйвом». «Роковость» проглядывается как в одноимённой EP композиции, так и в «Температуре», в то время как «Из воспоминаний» располагает к себе общим духом с Slowdive и Curve. «Грустно» же завершает релиз лёгкой суматохой, в которой поёт не только вокалистка, но и участники — редкий -гейзовый релиз, слушать который приятно не один, а множество раз.
М.К.

 

ТЕЛЕЭКРАН — РЕАКТОР

То, что сотым релизом питерского лейбла RAW POP SYNDICATE стал новый EP альт-рокеров «телеэкран» — это красиво. Группа с каждым разом все большое про перфекционизм в сочетании глубины звука и легкости подачи.

Мини-альбом «Реактор» продолжает идеи, заложенные в прошлогоднем двухтрековом «Взрыве в обратной перемотке». Тогда было рокерское отчаяние и мнимая видимость, что камни постепенно сложились обратно. Тут же их действительно приходится собирать. «телеэкран» плотнее работают с синтами и бас-синтезатором и теперь это даже фундамент релиза. Если гитара всегда, скажем так, управляема, то электронику будто изучают, следят за реакций, сдерживают или дают возможность пошуметь вдоволь.

EP окончательно закрепляет «телеэкран» как уникальную группу. И в контексте отечественной музыки, и оставляющей «гипердетство» (речь не только об альбоме) позади. Это не отменяет, что в лирике Егора Попса остались знакомые образы: чупакэпсы и научная фантастика соседствуют с гаражами и ржавыми гвоздями. Но теперь подростковая мечтательность сменилась желанием победить зрелый «плохо скрытый ужас». Может даже с помощью целительных суперсил Капитана-Радара.
С.С

 

ИБН — ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

В комментариях к этому релизу прозвучали сравнения с группой Sakura, в самом деле, может и есть что-то схожее в вокальной манере, именно она, пожалуй, дает группе более «популярный» оттенок. Вообще же «ИБН» максимально приблизились к панку — ритм почти не даёт отдохнуть, а перегруженная гитара в основном построена на аккордах — но отыграно это всё с долей изобретательности.

В каждой песне можно отыскать разнообразие жанровых влияний — то нойзроковая спесь шумных в кульминациях гитар, то фанковый грув плотной басовой линии (новый басист группы, кстати сказать, ранее был замечен в проекте Jars), вокал иногда срывается в традиции мидвеста, а иногда позволяет быть более психоделичным, в некоторых треках появляется труба, а где-то включаются синтезаторы. Держат всю эту композицию экспрессивные барабаны, которые отличает обилие разнообразных сбивок и звучный рабочий.

Тексты с юношеским напором, о растерянности и бессилии героя против собственных чувств и о попытке бунта против того, что окружает. Г.Г.

 


LUCIDVOX — МЫ ЕСТЬ

Общая работа над релизом «Мы есть» заняла два с половиной года. Lucidvox говорили о процессе записи, как о терапии. И тут видно, как музыканты ищут баланс, чтобы никто из участниц не потерялся. Их психоделический рок с элементами этники теперь больше заинтересован в конкретике, результате, чем в самом процессе. 

Предыдущие релизы коллектива разгонялись постепенно, слушатель, изначально наблюдатель, только потом включался в действо. Главная заслуга новой работы группы (и именно как группы, в первую очередь) — это самая контролируемая музыка Lucidvox, вам сразу протягивают руку. При этом даже в моменты страшного вихря, они всегда находятся над ситуацией и знают, где поддать огня, как усмирить, что убрать или добавить. 

Фундаментально стиль не поменялся, но теперь композиции куда органичнее обрастают новыми слоями. В «Мы есть» вообще очень много изящной физиологии, музыка постепенно обрастала новыми слоями, а в текстах много интимности. Это вообще альбом во многом рассуждение о природе жизни — откуда приходит человек, куда уходит. Причем и с точки зрения участника события, и как свидетель, который это наблюдает. Lucidvox всегда заигрывали со сказочностью, однако заслуга «Мы есть» в том, как он из песни в песню разглядывает магические вещи в рядовых явлениях.  

Альбому удается красиво переходить от личного к общему. «Мы есть» — большая работа о примирении сначала с собой, потом с близкими, которые окружают тебя сейчас и тех, кого уже нет с нами, с другими людьми, миром в целом. 
С.С

 

ЦИРКОНИЕВЫЙ БРАСЛЕТ — ЛПАНА

Лоуфайная танцевальная электроника с интеллектуальным и ироничным речитативом. Атмосфера вечеринки чередуется с ощущением одиночества, когда приходится смотреть себе в глаза и много думать о своём месте в этом мире. Невзаимная любовь, социофобия, детские травмы — и при всем при этом этом очень притягательный пофигизм.

Альбом скорее текстоцентричный. Но в данном случае минусом это не назовёшь. Чего стоит песня, которая озаглавлена знаком бесконечности — слушая ее, очень легко представить себя на месте музыкантов, не понимающих, как реагировать на реакцию своих слушателей, а неожиданная локальная известность совсем не помогает найти общий язык с кем-либо вне привычного круга. Или трек «Стоковое фото», в котором раскрывается имеющееся у многих «постоянное желание обнажить культурный пласт», и уже не подкасты стремятся напоминать дружеские беседы, а наоборот.

Композиция «Транс» — как кульминация разочарования в жизни в текущем моменте, ведь добиться чего-то такого, «чтобы гордился отец», так и не получилось, и мысли эти приходят в голову именно тогда, когда ты лежишь ночью в снегу после вечеринки. Внимательные наблюдения и чёткие формулировки ложатся на биты с элементами, собственно, транса, хип-хопа и рейва и с обширным, но не тяжеловесным неймдроппингом. В.Ч.

 



ЧЕСВИК — И СНОВА ЭТОТ ПРАЗДНИК

Индитроника с элементами трип-хопа, хауса и драм-н-бэйса на первом полноформатном альбоме нижегородской группы «чесвик». Песни про ежедневный эскапизм на фоне панелек родного спального района — антураж, ставший в связи с перипетиями прошедшего года особенно актуальным.

Лирического героя этого альбома явно больше волнуют внутренние стихии, чем внешние, которые в основном выступают инструментами для разговора о своих эмоциях. «Холодные волны сбивают с ног, я растворяюсь, как солнечный луч, мысли уносят моих птиц на юг, я оставляю ночь и я забываю, все забываю» — торжественное вступление. В следующей композиции фиксируется, возможно, одна из главных тем ЕР — дружба. Особенно важно это для персонажа, устраивающего побег от реальности в собственной квартире, посторонние здесь вообще не подразумеваются.

Важная точка лонгплея — трек «Зачем», в котором заключена определённая стадия размышлений лирического героя-гедониста в экзистенциальном кризисе. Завершается альбом на философской, но радостной ноте — что этот персонаж в самом себе видит четко, так это стремление к празднику. В.Ч.

 


ЖАРОК — СПИРИТ ХОЛДИНГ

Четвёртый в этом году мини-альбом красноярского музыканта — загадочный и гипнотический психоделик-поп. Обложка ЕР выполнена в стиле визуального оформления некого религиозного сообщества — будто духовный круг. В песне «Имя» даже описано что-то вроде дома или церкви, где могли бы жить те, кто вместе обрели истину. В том же направлении сделаны и остальные песни.

«Тьма оказалась игрой ума, и теперь я вижу только свет», причем ни деньги, «ни зубы, ни волосы там не нужны» — а «билет на сверхзвуковой ковчег» совсем недорогой, утверждается в открывающей композиции. А в третьем треке лирический герой сетует на себя: «Если бы я был не так глуп, я бы все отдал, чтобы быть с тобой, Кришна». Препятствует «ряд обстоятельств». В целом мини-альбом, несмотря на инфернальную тему для разговора, оставляет тёплые чувства и может стать отличным сопровождением для духовных поисков. В.Ч.

 

ХАДН ДАДН — НОСТАЛЬГИЯ

На «Ляоакыне» группа «Хадн дадн» широко раскинула руки и пыталась объять всё-всё-всё. Что замечательно — получилось! Маленькие истории одной большой (и не только) страны через наволочки, индийские танцы, сомнительные походы в лес. И если там было лоскутное одеяльце, то теперь коллектив выпустил самый сфокусированный релиз. Ностальгия ведь чувство довольно коварное — пребывать «где-то там, когда всё было хорошо» вроде как и классно, но постепенно теряется настоящий момент, который тоже рано или поздно станет чем-то приятным когда-то. «Хадн дадн» больше концентрируются на маленьких историях, все герои которых будто застряли в точке, когда лучшее время позади, но к новому шагнуть страшновато: скейтер-алкоголик, сотрудник органов, свернувший не туда, девушка, которая не может отпустить прошлую любовь. Группа на новом альбоме очень хорошо поймала этот момент — звук более расплывчатый, гитарой обильно разбавлено, при этом поп-хуков куда больше, подпевай вдоволь. Поэтому с одной стороны новый альбом коллектива хочется как-то обособить от остальной дискографии потому что сильно удобно его от всех отсадить, чтобы воспоминаниям предавался. Однако «Ностальгия» по своей сути ляоакынестее всех, потому что эмпатия и желание как-то даже помочь здесь просыпается на каждой песне. Не пожалеть, а показать дорогу в новое и прекрасное. С.С

 


КАССИОПЕЯ — ПО КОЛЕНО В ЛЮБВИ

Находиться по колено в чем-то всегда неприятно. Ну кто говорит «по колено в золоте», например? Это всегда что-то мерзкое. «По колено в любви» же приятно находится? Вот-вот накроет с головой! Или уже сам окунись, раз по колено стоишь, может даже поплавать сможешь, привыкнешь.

Герои песен минской «Кассиопеи» всегда находятся на границе чего-то нового, либо ожидают что-то. Их либо к новому, хорошему или плохому, подталкивают другие существа (прям в широком смысле, учитывая сюрреалистичные сюжеты) или внешние обстоятельства (не менее диковинные). Но застают героев песен, как правило, в момент, когда у них ничего не происходит, сплошная обыденность. Для отдельных персонажей это намеренный выбор, для других невыносимая тягость, но по другому не умеют. Новый релиз коллектива создавался так долго, что начало казаться, будто сама «Кассиопея» ждет внешнего толчка для завершения пластинки, хотя это все домыслы. И на новом альбом ощущение того, что скоро-скоро грядет нечто, получилось сильнее. Будь то нечто совсем хорошее, либо совсем плохое.  

Группа называет новую работу «альбомом-катастрофой». Вообще это, наверное, сиквел даже — полнофомартник «Сердце отдаю детям» тоже ставил своих героев на порог к апокалипсису, предыдущий «Крестик» в большей степени посвящен его последствиям. Однако «По колено в любви» во многом печальнее, даже композиции об ожидании похода на аттракционы в выходные (опять ожидание чего-то, пусть даже совсем хорошего). Фирмовый для группы инди-поп на безумном утреннике с игрушками стал моментами звучать кустарнее, что идет общему настрою, а моментами, наоборот, современнее и меньше в духе танцевальной инди-сцены конца нулевых. «По колено в любви» текстуально ближе к реальности, сравнивая с предыдущими работами.

После любого альбома «Кассиопеи» всегда становится как-то щемливо. Послушав треки хочется причитать «как мне жалко» персонажей , а потом становится немного жалко себя. Далее неизменно появляются силы для шага вперед, проверено. «По колено в любви» — не самый лучший альбом группы (но близок к этому!), но точно релиз, который вышел в самый-самый нужный момент. Нет, речь не только (да даже не о них) о событиях в Белоруси, в целом.
С.С.

 

МАЯК — СРЫВ

 

Группа «Маяк» — одна из самых ценных представительниц отечественной эмо сцены — не выпускала альбом шесть лет. И плодом долгой работы, наконец, стал полноформатник «Срыв».

И тут, конечно, сразу хочется отметить, что когда столько времени проводишь с материалом, он несомненно будет отражать эти годы взросления и проживания личного опыта. Так, внутренние драмы, облеченные в богатые на метафоры тексты и надрывный кричащий вокал, повествуют о том, «какие мы есть: взволнованные и несовершенные, неуверенные при встрече с самими собой».

Музыкально, вдохновлённый, например, такими «умными» группами как At the drive-in и Fall of Troy, «Срыв» стал зрелым релизом, где неочевидные размеры и частые смены ритмов и гитарных рисунков только подкрепляют нервный стержень альбома и не лишают его мелодизма. При этом ребятам удалось написать действительно хитовый трек «Шелковая цепь», которому эта сложность вообще не мешает, а лишь добавляет изюминки, и спетый хором припев «Надеюсь ты не представляешь как нарисованный корабль способен сделать меня слабым» может надолго засесть в голову.
Г.Г.


ИСТОЧНИК — POP TRIP

Новая полноформатная пластинка группы «источник» — самое настоящее поле экспериментов на стыке эмо, хип-хопа и инди-рока. Недаром альбом называется «POP TRIP» — его прослушивание и в самом деле похоже на психоделическое приключение. И главной темой этой работы видится поиск некой высшей силы, причем внутри себя самого.

Есть ощущение, что экзистенциальные вопросы взросления встали перед музыкантами остро как никогда. Кто спасет меня, если не я сам? Как быть «колоском в едином поле» и при этом остаться собой? Композиция «возьми на себя» и вовсе напоминает молитву. Словно ответ на вопрос из песни «привычки» — «кто поможет встать?» А один из треков так и называется — «god».

Особенно интересно слушать альбом, учитывая бэкграунд коллектива — раньше группа «источник» делала гитарный эмо-рок, не выходя за рамки жанра. Здесь же мы видим по-настоящему эклектичную пластинку, где органично переплетены экспрессивный речитатив, многоголосие и духовые, отсылающие к мидвесту, гипнотизирующие биты и разноплановые гитарные партии. В композиции «flower» музыканты заступают на территорию блюзовой импровизации, причём с оттенком регги. «Часы» – это и вовсе синти-поп с оттенком р’н’б. Тем необычнее переход к инди-року в духе работ Курта Вайла в следующем же треке «well».

Альбом насыщен полярными эмоциями, от отчаяния до восторга. «Я ценю каждый миг с того момента, как я возник» — утверждается в заглавном треке. И с этим хочется согласиться.
В.Ч.

 

KATE NV — ROOM FOR THE MOON

Катя Шилосова на сцене уже давно, и за это время успела показать, что экспериментировать и меняться она не боится. Сначала был проект Glintshake, позже он стал «ГШ», а звучание круто свернуло от вдохновлённого зарубежным гаражного рока к русскоязычному арт-року. Параллельно Катя развивает сольный проект Kate NV, в рамках которого выпускает вот уже третий альбом. И тут тоже двигается как будто наощупь по неизведанным тропам: песни на несуществующем языке, построенные на фонетических взаимодействиях, минималистичный бессловесный эмбиент, а теперь вот самый доступный её альбом, изучающий более близкие поп музыке жанры.

«Room For The Moon» отличает максимальная мультикультурность, что на первый взгляд выражено в многоязычности: тут есть песни на английском, французском, русском и японском. А при более пристальном изучении можно узнать, что и в записи поучаствовали музыканты из разных стран: англичанин Куинн Оултон сыграл на саксофоне и басу, а японка Наси Сато спела в треке «Lu Na». Да и сама Катя не скрывает своего увлечения японской культурой, которое проходит лейтмотивом через ее творчество, а на «ROTM» пересекается с собственными корнями и позднесоветской эстетикой, нашедшей отражение как в звуке, так и в визуализации (в клипах «Marafon 15» и «Plans» она обращается к теме теленовостей и передач).

Катя находится где-то на грани между дримпопом и синтпопом, создавая минималистичный, слегка инфантильный и почти воздушный альбом. Он может быть фоном, циклично закручивая одни и те же ритмические рисунки и мелодии, а может вдруг захватить одной плавно развивающейся линией инструмента или вокала.

Ненавязчиво и плавно подгружая в мир полусновидения, полуяви, где выхваченные слова будто ещё сильнее заставляют сомневаться в необходимости планов и возможности выстроить свой чёткий мир здесь, где все так неустойчиво и непостоянно. Г.Г.

 

БРОМ — ТАНЕЦ С ИДИОТОМ

«Бром» создали ещё одну электрифицированную пластинку для лейбла «Trost Records». Жужжит, лязгает и ревёт бас-гитара, периодически сливаясь с электронными шумами, саксофон читает сбивчивые монологи, а барабаны примеряют на себя разные роли — от элемента декорации до протагониста всей этой истории. В целом, действие получается по-хорошему театральным.

В «Танце с идиотом» группа вновь продемонстрировала своё умение быть одновременно угловатой и пластичной. И хотя обычно их музыку относят к джазу, новый альбом обладает дерзкой и беззастенчивой рок-энергетикой — той, которой так часто не хватает рок-группам. А.Б.

 

СВЕРКАЙ — ДЕВА В БЕДЕ

Юля Лёд — одна из вокалисток группы Sewage Sour, стилистка и пиарщик. А ещё Юля — настоящая эльфийка, весь образ которой как будто подчинен стремлению к красоте. Закономерно, что для завершения этого цельного образа нужен был свой сольный проект, в котором бы воплотилась тяга к визуальному совершенству, словесный поэтизм и музыкальная невесомость, и вот появился «Сверкай».

Если пытаться подобрать сравнения, то это будут, пожалуй, iamamiwhoami или The Knife, в которых живет какое-то северное, холодное и почти неземное настроение. Дебютный альбом Юли «Дева в беде» — поп музыка, делающая ставку на возвышенное, девять песен, в которых едва ли можно ухватиться за какой-то осязаемый смысл, но метафорично они погружают в мир девичьих грёз, ведьмовской женской природы и душевных бурь. При такой ретроградной поэтичности, за музыкальную основу берётся актуальное электронное звучание, отстраняющее и дистанцирующее от этого ведьминского образа.

Без запоминающихся припевов и ярких мелодий, на многоголосии, распевном вокале и нежном инструментале, Юле удаётся создать какой-то романтичный и лёгкий альбом, где можно найти и танцевальное, и печальное, и серьезно вдумчивое. И как в песне «Серебряный век»: «Я веселюсь здесь назло моей мизантропии, я дитя Серебряного века — что мне делать в этом, Золотом?» — написать отличный поп альбом и пусть бы вся популярная музыка оставляла такое светлое ощущение.
Г.Г.

 

СЁСТРЫ — КОГДА БЫЛИ ВОЛНЫ

«Когда были волны» — первый полноформатный альбом Насти и Маруси, сестёр не только по духу, но и действительно по крови. Не секрет, что пластинка девушек вышла на лейбле Скриптонита Musica36, что во многом помогло «Сёстрам» стать по-настоящему услышанными.

«Когда были волны» — образец того, какой хорошо бы быть и коммерческой музыке: самобытной, искренней и, что немаловажно, качественной. Альбом захватывает с первых нот и не отпускает, пока застигнутый врасплох слушатель не выучит не только основные партии, но и бэки. П.Б.

 

 

Авторы: Сергей Сиразутдинов, Галла Гинтовт, Алексей Боровец, Виктория Фролова, Полина Буларгина, Михаил Конатус, Анастасия Искандер, Надя Самодурова