РЕЛИЗЫ МЕСЯЦА: НОЯБРЬ 2020

Еще немного и трудный год закончится! Но ноябрь традиционно радует разномастными альбомами, которых очень много. А мы, надеемся, порадуем вас текстами про них.

АИГЕЛ — ПЫЯЛА

 

То, что «Пыяла» еще не играет из проезжающих машин, конечно, понятно, да вот непонятно. Предыдущий полноформатник «Эдем» аккуратно складывался в лесенку ступенькой за ступенькой. В какой-то степени это главная работа группы и с музыкальной точки зрения, и с текстуальной, но релиз менее доступен и мог отвернуть тех, кого в свое время зацепил интуитивно понятный дебютник «1190». Новый альбом «Пыяла» открыл для группы второе дыхание.

В этот раз Айгель Гайсина читает рэп и поет полностью на татарском языке. «Пыяла» переводится как «стекло», вокалистка дуэта так объясняет значение названия изданию Meduza: «Любовь похожа на стекло: она может быть идеальным прозрачным стеклом, через которое смотришь, а если сильно надавить и ударить, — превращается в острое стекло, которым ранишь».

Это работает. Полный переход на татарский раскрывает по-новому речитатив Айгель, которая еще никогда не звучала так мягко в одном месте, так жестоко в другом. Вы не понимаете значения слов, но идея того, как что-то прекрасное может стать оружием, понятна, исходя из того, как это подано.

Тем, кто не знает татарского, советую читать переводы текстов уже после того, как вы как минимум один раз послушайте альбом. Потом сравните, как представленные вами образы сходятся с тем, о чем на самом деле читает Айгель.

Естественно, работает это в сочетании с музыкой Ильи Барамии, благодаря которому получается, уж извините, «бэнгер» за «бэнгером». Причем в широком смысле — и треки для движа, и медляки-баллады, все в кассу. При этом трудно выделить хайлайты релиза, не хватает пиковых точек. Тем, кто ждет многослойности «Эдема», может не хватить разнообразия или ответов на крючки, заложенные в начале. Вам дали

«Пыялу» берите всю и полностью в оборот и слушайте, особенно, если ищите в поп-музыке чего-то особенного. Да, ищите здесь, а не там! Обязательный как с точки зрения всей дискографии «АИГЕЛ», так и один из главных поп-альбомов года. Его трудно делить на сильные и слабые вещи, аккуратно смотрите через стекло и выберите себе по душе.
С.С.

 

СЛАВА КПСС — ЧУДОВИЩЕ ПОГУБИВШЕЕ МИР

 

«Чудовище, погубившее мир» — альбом о самых темных сторонах жизни Славы КПСС за прошедший год. Это и болезненный разрыв с девушкой, и психиатрическая больница, и проблема зависимости, иными словами, череда разочарований и опыт их принятия. Также важное место здесь занимает довольно горькая рефлексия на тему детства и отношений с семьей.

Жёсткий и ёмкий хип-хоп обрамлён танцевальными битами, качающими на разные лады и будто бы стремящимися немного высветлить вязкую темноту. По словам самого автора, альбом станет последним в его музыкальной карьере. Учитывая специфику года в целом, отозваться он должен многим.
В.Ч.

 

SSSHHHIIITTT! — ТРЕТЬЯ ЖИЗНЬ

 

«Третья жизнь» — это «самый эмоционально тяжёлый альбом», по словам вокалиста группа Никиты Кислова, и ставить этот факт под сомнение мы, конечно же, не будем. «Третья жизнь» — это про разочарование. Разочарование в себе, в жизни, в любви. Проблематика для группы характерная с самого ее рождения, однако переосмысленная на качественно новом уровне.

Любовь — основополагающая часть жизни для многих, не только для ребят из ssshhhiiittt!!!, ею же от начала и до конца пронизан альбом. От любви к своему делу до любви к бывшей девушке, строки к ней уходят в настоящий самоанализ. «Третья жизнь» будто поток рефлексии перед сном, ответы на вопросы «как нужно было?» и «как нельзя?», вынесенная на всеобщее обозрение.

«Третья жизнь» делает больно, наступает на старые мозоли, давит на давно зажившие раны, но это боль приятная, исцеляющая и сопровождается она ставшим не в пример лучше звучанием живых инструментов.
П.Б.

КАССИОПЕЯ — ПО КОЛЕНО В ЛЮБВИ

 

Находиться по колено в чем-то всегда неприятно. Ну кто говорит «по колено в золоте», например? Это всегда что-то мерзкое. «По колено в любви» же приятно находится? Вот-вот накроет с головой! Или уже сам окунись, раз по колено стоишь, может даже поплавать сможешь, привыкнешь.

Герои песен минской «Кассиопеи» всегда находятся на границе чего-то нового, либо ожидают что-то. Их либо к новому, хорошему или плохому, подталкивают другие существа (прям в широком смысле, учитывая сюрреалистичные сюжеты) или внешние обстоятельства (не менее диковинные). Но застают героев песен, как правило, в момент, когда у них ничего не происходит, сплошная обыденность. Для отдельных персонажей это намеренный выбор, для других невыносимая тягость, но по другому не умеют. Новый релиз коллектива создавался так долго, что начало казаться, будто сама «Кассиопея» ждет внешнего толчка для завершения пластинки, хотя это все домыслы. И на новом альбом ощущение того, что скоро-скоро грядет нечто, получилось сильнее. Будь то нечто совсем хорошее, либо совсем плохое.  

Группа называет новую работу «альбомом-катастрофой». Вообще это, наверное, сиквел даже — полнофомартник «Сердце отдаю детям» тоже ставил своих героев на порог к апокалипсису, предыдущий «Крестик» в большей степени посвящен его последствиям. Однако «По колено в любви» во многом печальнее, даже композиции об ожидании похода на аттракционы в выходные (опять ожидание чего-то, пусть даже совсем хорошего). Фирмовый для группы инди-поп на безумном утреннике с игрушками стал моментами звучать кустарнее, что идет общему настрою, а моментами, наоборот, современнее и меньше в духе танцевальной инди-сцены конца нулевых. «По колено в любви» текстуально ближе к реальности, сравнивая с предыдущими работами.

После любого альбома «Кассиопеи» всегда становится как-то щемливо. Послушав треки хочется причитать «как мне жалко» персонажей , а потом становится немного жалко себя. Далее неизменно появляются силы для шага вперед, проверено. «По колено в любви» — не самый лучший альбом группы (но близок к этому!), но точно релиз, который вышел в самый-самый нужный момент. Нет, речь не только (да даже не о них) о событиях в Белоруси, в целом.
С.С.

 

СВИДАНИЕ — МУЗЫКА ГЛАЗ

 

Пятый альбом, пожалуй, одной из самых романтичных групп России. Работа над «Музыкой глаз» шла около года в размеренном темпе Санкт-Петербурга и, несмотря на то, что некоторые песни были написаны ещё для предыдущих альбомов, релиз получился цельным и гармоничным.

«Музыка глаз», по словам вокалиста Андрея Заберти, очень тихая и, чтобы песни раскрылись, в них необходимо внимательно вслушиваться. Альбом проникнут трепетным и нежным чувством любви — некоторые песни были написаны, пока жена Андрея находилась в роддоме. Тёплое звучание и размеренный ритм инструментов вкупе с бархатным вокалом согреют этой зимой даже самые замёрзшие уши своих соскучившихся по романтическим переживаниям слушателей.
П.Б.

 

ИНТУРИСТ — КОМФОРТ

 

Если вы еще не слушали музыку проекта Евгения Горбунова «Интурист» — начинайте как раз с нового альбома «Комфорт».

Интересно, что последний релиз «ГШ», в котором Евгений также активно работает, самый бесформенный и гибкий альбом коллектива, будто музыканты намеренно дали себе расслабиться и от души наиграли все, что могли. При этом Екатерина Шилоносова выпустила отличный «Room for the Moon», который очень хорошо работает как целостный альбом, а «Интурист» стали по-хорошему доступнее.

Раньше, а именно в времена релизов «Экономика» и «Командировка» складывалось ощущение, что сколько песни внутри между собой не меняй, все равно структура не поменяется. «Комфорт» же отлично выстроен, постоянная динамика между спокойствием и безумием. Вот кстати тем, кому хочется джаз-панкового раздрая, традиционного для группы — открывающая «Зал повышенной комфортности» и закрывающая «Товарищ криминал». Моя любовь определенно за «Синей песенкой», которая напоминает сольники басиста коллектива Димы Мидборна. Отдельно выделю трек «Оплаченный сон» — в какой-то степени продолжение идей экспериментального «Action!», но вместе с традиционным для группы звуком.

«Комфорт» дает то, чего мне не хватало в музыке «Интуриста» — расставленные акценты. Можно сказать, что сила музыки проекта как раз в том, что акценты ей не нужны, даже борется с этим. Но, как мы видим на примере «Комфорта», когда группа делает конкретнее, то получается лучше.
С.С.

 

TAPENIGHT — НОВЫЙ МИР

 

Tapenight не прокладывают путь по неизведанному — скорее совмещают срез актуальных и успешных коллег. И часть песен этому соответствует: гитарный вихрь и живость, превращённые из неотёсанного рока, с частым обращением к вокалу словно из rush gothic (Sonic Death), выходя за их ограничения добавлением необходимого синтезаторного наполнения.

Взглянув на песни релиза с другой позиции, восприятие меняется кардинально. И «Линии», и «Наверно», не говоря про «Your Eyes» представляют результат труда как «поп-дуэта», а не тех, кто желает и стремиться быть принадлежащими определённой аудитории. Впрочем, «Отпечаток вчерашней ночи» говорит сам за себя: прямолинейное наигрывание ритма гитары одновременно и в качестве оммажа поп-песне, и попытки осовременивания избитого хода. А «Копии» — нет необходимости напоминать, с кого взят референс подобной работы.

Альбом «Новый мир» состоит из песен, которые могут на долгое время оставаться в плейлистах — за счёт хорошего звука, содержания и разнообразного подхода к сотворённому. Нужно отметить то, что и раньше у Tapenight с подобным не было сложностей: Super Collection Orchestra аналогично играет на поле арт-попа — применить наработанные знания оставалось делом выбора. Дебютный релиз удачно скомпонован, а следить за дальнейшими трансформациями материала будет занимательно, как и во всех случаях успешного начала.
М.К.

 

ГЛАСНОСТЬ — МЭЛЗ

 

«МЭЛЗ» — уже третий полноформатный альбом молодой московской группы и назван он в честь электролампового завода, символического для музыкантов места. Впервые ребята работали не просто не в одной студии, а из разных стран. Гласность оказались популярными не только в России, но и за границей — альбом вышел на испанском лейбле Defuse Reality Records.

В «МЭЛЗ’е» ребята решили немного отойти от привычного ретро-звучания в сторону обновлённого EBM-techno с ещё более энергичным танцевальным ритмом. Вопреки традиционному «взрослению» звука, Гласность стали будто моложе, резче и быстрее, что им только в плюс.
П.Б.

 

GHOST HIPPIES — ПРИЗРАКИ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

 

Возвращение фрик-фолк-панк героев середины десятых. Этой осенью портал из «Сэйнт-Бруклинсбурга» — немаловажный для отечественного андеграунда d.i.y. лейбл, созданный петербуржцем Валей Крутиковым — выплеснул в нашу реальность второй полноформатный альбом группы Ghost Hippies.

Он состоит из записанных в течение шести лет лоу-файных песен. Этот период был очень непростым для лидера группы. Аранжировки звучат беззаботно и налегке. Но если вслушаться в тексты, становится понятно, что во многих композициях отражены трудные переживания, от драматичного расставания с близким человеком до наболевших вопросов самоопределения. Все это — в антураже границы миров, где все реальное и физическое становится зыбким и странным, и только любимые вещи держат на плаву.
В.Ч.

 

АУРА КРАСНОГО ЦВЕТА — EPI

 

Дебютная запись эмо-нойз-поп группы из Санкт-Петербурга. Экспрессивные и в то же время лиричные гитарные песни. Тот случай, когда композиции очень органично переходят из одной в другую, превращаясь в одну большую грёзу.

Звук шумный, но не настолько, чтобы не были различимы слова. Слушателя окутывает поэтичный сон с достаточной долей драмы, но без ощущения безысходности. Отлично слушается в сочетании с желанием скрыться от напряженной реальности, но недалеко и не навсегда, потому что все-таки есть что терять. Отдельно хочется отметить визуальное оформление — обложка с двухголовой женщиной еще немного усиливает ощущение дереализации.
В.Ч.

 

АНТОН МАСКЕЛИАДЕ — КОНТРА

 

Антон Маскелиаде — человек с именем в мире музыки: одним из первых в России он начал экспериментировать с самодельными, ветхими, детскими инструментами, записывая ломанную электронику, на живых выступлениях которую он харизматично создавал при помощи жестов (наподобие терменвокса), побывал на зарубежных фестивалях вроде Гластонберри, и в конце концов создал собственную школу, где с нуля обучает создавать электронную музыку.

С последнего записанного им альбома прошло четыре года, и больше казалось, что Антон ушёл в преподавание, но не тут-Кпто было. В след за клипом «Научусь слезам» он представил полноформатник «Контра», состоящий из 12 песен, который называет терапевтическим и смело признаётся в том, что при помощи музыки проработал свои страхи и переживания прошлого, приняв их как неизбежную часть своей личности. «Контра» вышел текстоцентричным, здесь куда больше текста, чем в предыдущих работах, и , если говорить о смыслах, то они, кажется превалируют над музыкой.

«Фирменная» ломанная ритмика продолжает быть важным звеном, но на альбоме, смешиваясь с акустическими инструментами, зачастую теряет свою силу в пользу более понятного звучания. Хотя резкость и жёсткость присутствует и в музыке и в лирике, и самым часто приходящим в голову сравнением становится бескомпромиссный Дельфин, все же кажется, чтобы написать свои самые точные работы, ещё должно прийти время.

«В самых страшных вещах
где я полностью неправ
Будь за меня будь за меня
Будь за меня будь за меня, пап
»
Г.Г.

 

Полина Буларгина, Виктория Чекалина, Галла Гинтовт, Михаил Конатус, Сергей Сиразутдинов